Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 8:24
Мы будем путешествовать!

Генуя — Италия Ноябрь 2022

Цикл материалов "Регион Лигурия."

1. Цветочно-музыкальный Сан Ремо
  2. Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя
  3. Китайско-итальянская кухня — очень вкусно и очень дешево

13 ноября 2022, первый день путешествия. Сборы, дорога, Генуя.

Когда я планирую какое-то путешествие, я всегда очень спокойна, и мне непонятны треволнения, присущие многим: а вдруг что-то не получится? В этот раз изрядно поволноваться пришлось мне. Моему мужу в 2021 исполнилось 60, я планировала грандиозный подарок — круиз в Австралию и Новую Зеландию. В феврале 2020 он был выбран, к счастью, не успела сделать предоплату, потому что сначала началось пандемическое безумие, потом Австралия долго была закрыта, потом не было столько работы, чтобы оплатить столь дорогой вояж, а потом еще и Австралия ввела драконовские меры по отношению в круизам: тест в каждом порту и так далее. Решила не рисковать, а то на фоне полного здоровья получить положительный тест не сложно. В итоге, отметили юбилей в Израиле, очень скромно. Решила, исправлю ситуацию в этом году. Зная, что он очень хочет (да и я тоже) пройти Суэцкий Канал, под него и был выбран круиз (порадовалась в очередной раз, что оба наши дня рождения приходятся на «низкий сезон» и разумные цены). И вот тут я начала волноваться! Во-первых, к финалу путешествия нужна виза! С немецким паспортом без виз почти в 200 стран, расслабляет. С визой все оказалось просто, получили без проблем, электронную. Во-вторых, и это главное: тест — антиген за 48 часов! Кто его знает, что он покажет! Но, все оказалось в порядке, и вот, накануне выхода из Генуи, мы в скоростном итальянском поезде. Довольно долго, до Милана 6 часов, но без пересадок, а главное — без масок. После Сен-Готара успели полюбоваться Альпами, а потом деревушками на озере Комо. Правда, через грязные окна, но они не могут испортить красоту.

В Милане переехали на другой вокзал, стык был совсем короткий, пришлось взять такси, а потом бежать по вокзалу с двумя чемоданами — средним и большим, плюс рюкзак и компьютерная сумка! Но, прибыли во-время и отель примирил меня с длинной дорогой и пробегом.

Наш отель находился в самом центре Генуи, на улице «20 Сентября». Именно в этот день, в 1870 году, войска Итальянского Королевства взяли Папский Рим. По сути, это день объединения Италии. Почти вся улица — это крытая галерея, идя по которой нет ощущения, что ты на улице: под ногами мрамор, над головой расписные потолки, с боков — стены зданий и колонны.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

Вот и отель «Бристоль Палас» расположен в этой галерее. Я о нем отдельно писала отчет, но не могу не выставить фото отельной лестницы: это совершеннейший шедевр! Да и сам отель великолепен, пятиметровые потолки, новейшая роскошная мебель, прекрасное обслуживание. Отзыв об отеле здесь:https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/genoa/hotels/8993542/response/11253

Несмотря на длинный и нудный день, решили, все же, сходить немного погулять и поужинать. Поужинали (в Италии) у китайцев, как всегда. И часик побродили в окрестностях. (отзыв о ресторане здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/genoa/cafe/44427/responses/12268)

Отель выходил практически на площадь Феррари, названную так в честь герцога Рафаэля де Феррари. Он был очень известным человеком — меценатом, работавшем на дипломатической службе. Его дом до сих пор украшает площадь. Монументальное здание с круглой крышей вызвало страшное неудовольствие у генуэзцев, когда было построено в 1914 году — не подходило оно лигурийскому городу. Это, кстати, банк.

Интересна история установки фонтана в 1936 году. Фашистская Италия ввязалась в Эфиопскую войну и оккупировала Эритрею и Итальянское Сомали. Именно победа в этой войне сделала Бенито Муссолини значимой политической фигурой. Но, она же сыграла плохую шутку с итальянской армией — Муссолини переоценил свои силы, и вторжение в Грецию закончилось печально для итальянцев. В октябре 1935 года Лига Наций признала Италию агрессором, и против страны были введены экономические санкции. Мир еще не предполагал, что случится через пару лет… А фонтан остался и сегодня украшает город, переливаясь всеми цветами радуги.

Справа от площади, замыкая ее, высится Дворец Дукале — Герцогский Дворец. Он был построен в 1275 году, во времена наибольшего процветания Генуэзской Республики. Позже к нему присоединили дворец Фиески, который Республика выкупила из частных рук. После реставрации, завершенной в 1992 году, в нем открыли Дворец Культуры, в котором устраиваются самые большие выставки в городе. Общая площадь реставрации стала самым крупным реставрируемым объектом Европы. Средневековая часть дворца явно выделяется и отличается от более поздней, пристроенной в 14 и 15 веках. К старой части относится и Башня Народа, или — Торре дел Пополо. А новый фасад был создан в 16 веке, в стиле того времени. Создатель нового облика — архитектор из швейцарского Тичино, Андреа Чересола, по прозвищу Ванноне. 2 января 1835 года во дворце выступал Никколо Паганини. Интересно, что пригласил его тогдашний губернатор, Граф Филиппо Паолуччи, а спустя 5 лет именно он запретит привести тело умершего музыканта в родную Геную.

Днем мы еще раз подошли к Дворцу, чтобы посмотреть на него при дневном освещении.

В центре небольшого закутка, примыкающего к площади Феррари, установлен бронзовый памятник Джузеппе Гарибальди. Это такой же обязательный памятник в каждом итальянском городе, как памятник Ленину в Советском Союзе. Он был создан скульптором Августо Ривалта в 1879 году. Только на следующий день, при свете дня, стали видны символы масонства, к которому принадлежал Гарибальди, на постаменте. Ну что, тоже строил, страну, так что — вполне каменщик.

За памятником Гарибальди, замыкая площадь, стоит старое — новое здание Городского Театра. Старое, потому что его построил Карло Барабино в 1828 году. Назвали его в честь герцога Карло Феличе Савойского, который в то время был правителем Генуи. Главные представления, шедшие здесь — оперы Джузеппе Верди. А 30 ноября и 5 декабря 1834 года здесь дал концерты Никколо Паганини. Второй концерт был благотворительный, все деньги за проданные билеты были розданы городской бедноте. Новое, потому что оно было полностью разрушено во время авианалетов ВМВ, и восстановили его только в 1992 году.

На этом силы покинули, отправились в свой дворец, спать.

14 ноября 2022. Генуя. Посадка на корабль.

Посадка на корабль начиналась в 12.00., я не могла с утра не пробежаться по Генуе. Позавтракав в кафешке на улице, три часа посвятили прогулке, хорошо, что у гидов везде есть друзья/подруги гиды, которые могут «выгулять» коллегу.

Лигурия — небольшой регион Италии, но очень живописный, прибрежный район. Самый крупный город Лигурии, его столица — Генуя. Кстати, по площади регион небольшой, а вот плотность населения очень высока, так как часть Лигурии — это леса. Это один из крупнейших портов Средиземноморья (не зря наш круиз отходит именно отсюда, а в 2014 году наш круиз из Кейптауна приходил сюда).

Первыми на удобную морскую бухту обратили внимание финикийцы, затем город перешел под власть Римской Империи. После ее распада Геную по очереди захватывали остготы, византийцы и франки.

В 958 году король Италии Беренгар Второй признал независимость Генуи — образовалась Генуэзская Республика. На ее верфях строились первоклассные корабли, способные преодолеть тысячи километров, и в 1016 году она захватила Сардинию. Во времена Крестовых походов Республика стала настолько богатой, что даже Венеция опасалась влиятельной морской соперницы.

После открытия Америки (кстати, о Колумбе — генуэзце еще упомяну) Генуэзская Республика потеряла значительную часть доходов, но еще долго сохраняла важное положение в экономике Европы.

В 1746 году Республика попала под власть Австро-Венгрии. Затем ею заинтересовался Наполеон, а после его свержения в 1814 году эти земли вошли в состав Сардинского королевства. Позже, в объединенной Италии, Генуя стала столицей области Лигурия новой страны.

Прогулка начинается по лабиринту домов, в которых легко заблудиться. Именно благодаря такой застройке, Генуя ни разу не была взята врагами «с моря» — нереально. Посмотрите на щели — расстояние между домами, и так — на довольно большой площади. Кстати, по решению городских властей, в центр сейцас селят беженцев, полагая, что их здесь легче контролировать, чем на периферии.

Мы направляемся к остановке одного из видов генуэзского транспорта -лифту. Их здесь 12 (два из них — фуникулеры), и они соединяют верхнюю и нижнюю часть города. Не подняться на смотровую площадку, если таковая имеется, это преступление, мы не стали его совершать. Лифт Кастеллетто Леванте начала 20 века недавно был отреставрирован, с полным сохранением первоначального вида. Министерство культуры определило его как «объект, представляющий собой исторический и художественный интерес». Лифт обслуживает более миллиона пассажиров в год. Перепад высоты от площади Портелло до Бельведера Монтальдо составляет 57 метров.

Лигурийское море, Старый город со Старым же портом, и даже наш корабль вдали — со смотровой открываются изумительные виды. Виден Кафедрал Святого Лаврентия, Синагога, башня Торре дей Морчи (на набережной), Базилика Святой Марии делле Винье. И, символ Генуи — маяк Лантерна, высота которого 77 метров, плюс высота скалы, на которой он установлен, около 42 метров.

Вниз мы спустились пешком, по узким наклонным улочкам. Они вымощены камнем, по которому было удобно ходить мулам — главному транспортному средству средневековой Генуи.

Пьяцца Банки долгое время была торговым и политическим центром Генуи. Самое интересное здание, сохранившееся на площади — лоджия Мерканти, или — Купеческая лоджия 16 века. В 19 веке здесь была открыта первая в Италии товарная биржа. Здание было отреставрировано после ВМВ, и сейчас здесь происходят выставки и культурные мероприятия.

Напротив Банковской площади расположен собор Святого Лаврентия, 12 века. Он был построен на фундаменте раннехристианского, 5 века, вот где старина! Мастера из Франции, возводившие собор, взяли за образец знаменитый готические соборы Руана и Шартра. Фасад облицован черным и белым мрамором, над центральным входом — барельефы с изображениями мученичества Святого Лаврентия (его зажарили на решетке). К сожалению, он на реставрации, и только на экране можно увидеть, как идет работа и как Собор выглядит без лесов. Зато какие левушки — «новый», 19 века, и старый, готический. И собачка, которую надо погладить, загадав желание. Что я и сделала, собачка честно выполнила обещанное — я загадала, чтобы посадка на корабль прошла без проблем.

Внутри, у входа, установлен неразорвавшийся артиллерийский снаряд, попавший в собор 9 февраля 1941 года, разнесший стену. Только чудом объясняли местные жители это событие. При соборе музей, самый ценный экспонат которого — Золотая чаша, привезенная в Геную крестоносцами в 12 веке и долгое время почитавшаяся как Святой Грааль.

Одна из самых значимых часовен — Святого Георгия. Она была построена по распоряжению рыцарей Ордена для хранения главной реликвии — мощей Иоанна Предтечи, привезенных в Геную Гульельмо Эмбриако в 1098 году из Миры. Изначально они хранились в церкви Святого Георгия ди Пре, потом их перенесли в алтарь собора, в пресвитерий. Позже было принято решение построить монументальную часовню в честь покровителя Генуи. Мраморные панели фасада рассказывают об эпизодах жизни Крестителя: свидетелями Веры в истории являются святые — покровители Генуи, которые вместе с Добродетелями помещены в качестве выступов фасада. Внутреннее убранство часовни предположительно относится к 1460 году. Свод купола (роскошный) был закончен в 1608 году. Внутренняя иконография показывает историю человечества от истоков (Адам и Ева), через пророков (Аввакум и Исайя, пророки будущего Мессии) до кануна Искупления (Захарий и Елизавета — родители Иоанна), и, следовательно, к спасению (Богородица и святой Иоанн). Скульптуры были выполнены Маттео Чивитали в конце 15 века, тосканским художником, а Богородица и Святой Иоанн — Андреа Контуччи Сансовино.

Еще одна интересная часовня — святого Причастия, бывшая часовня Девы Марии.

Нельзя не написать об этой церквушке: ее построили во второй половине 10 века, на фундаменте раннехристианской, 5 века, фасад из чередующихся полос темного и светлого мрамора очень элегантен. Если верить местным историкам, Колумба крестили именно здесь.

На множестве генуэзских домов вы сможете увидеть скульптуры Девы Марии, и этому есть объяснение: когда вокруг были сплошные королевства, Генуя оставалась республиканской. И на вопрос: «А что это такое, почему у вас нет короля?», генуэзцы ответили с изяществом: «У нас есть королева. Королева Генуи — Царица Небесная, Богоматерь». Попробуй, возрази против такой покровительницы.

Разглядывать витрины особо времени не было, но взгляд бросить стоит: старые мясные лавки еще сохранили кручья, на которых подвешивали туши — бррр (у меня подозрения, что рано или поздно я стану вегетарианкой. Во всяком случае, покупать кожаные изделия я прекратила год назад, посмотрим, откажусь ли от мяса). А грибы — просто мутанты, ощущение, что их доставляют из Чернобыля. Заманчиво выглядят витрины с картинками типичной для Генуи еды, но обедать мы будем уже на корабле.

Торчащая башня, принадлежащая Дворцу Дукале, — знаковое место, в ней сидел в заключении один из величайших уроженцев города — Николо Паганини. Он был заключен под стражу после того, 20-летняя Анджолина Каванна, родив от музыканта мертвую девочку, написала заявление о принуждении к сожительствованию. После нескольких дней отсидки, стороны прищли к соглашению: Паганини выплатил девушке 1200 лир, и его выпустили, решив, что «пострадавшая» получит от музыканта еще 4400 лир наличными. Ничего нового мир не придумал — все старое, ничто не меняется.

Кстати, он в детстве активно играл в местных церквях, по традиции того времени и религиозную и светскую музыку.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

Вот этот неприметный фонтан — попрыгунчик. Он сменил три места жительства. Впервые он был установлен на площади Потичелло, но она была снесена вместе с соседними улицами, когда строилась башня Пьячентини на площади Данте. Потом в 1936 году, он был перенесен в атриум Палаццо Дукале, с новой восьмиугольной чашей, спроектированной архитектором Джузеппе Кроза ди Верганьи и тогдашним директором управления изящных искусств муниципалитета Генуи Орландо Гроссо. В конуе 70-х годов, в рамках преобразования Палаццо Дукале, которое завершилось рестоврацией, проведенной архитектором Джованни Спалла в 1992 году, фонтан получил третье место его пребывания — Кампетто.

13 июля 2006 года объект «Генуя: Новая улица и система Палацци-деи-Ролли» был внесен в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в рамках Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Он охраняет единые городские пространства эпохи позднего Возрождения и барокко, окруженные более чем сотней дворцов знатных семей города. Основные резиденции, различные по форме и расположению, были включены в официальные списки (ролли) для приема государственных визитов.

Здания, часто возведенные на наклонной поверхности, сочлененные в последовательности атриум — двор — лестница — сад и богатые внутренним убранством, выражают особую социальную и экономическую идентичность, которая положила начало городской архитектуре современности в Европе. В одном из Палаццо 16–18 веков, расположена известнейшая антикварная галерея Империале.

А этот дворец — Палаццо Николозио Ломеллино. Как пишет Рубенсв своей книге «Палаццо Генуи»: «Дворец господина Луиджи Центурионе маркиза де Морсаско, который купил его в 1609 году». Основа дворца относится к 16 веку. При реставрации 18 века, было принято блестящее решение: элегантный фасад, выходящий на улицу через необыкновенный эллиптический атриум, украшенный лепниной.

Это палаццо Спинола просто роскошно! Оно являлось резиденцией знатной генуэзской семьи. Первый этаж выглядит так, каким он был в 17 веке, остальные были перестроены. В 1958 году палаццо стало музеем, благодаря его дару государству последними владельцами, маркизами Франко и Паоло Спинола. Сегодня там можно полюбоваться интерьерами 17 — 18 веков, фресками, картинами итальянских и других европейских художников, начиная с 14 века. Обратите внимание на заложенное окно, на котором солнечные часы.

И вот еще одно — рядом с настоящим. в Генуе был период, когда налоги платили по количеству окон, на что многие владельцы домов их просто частично заложили.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

Палаццо Джентиле. Об этом здании известно немногое. Первое упоминание относится ко второй половине 16 века, когда оно появляется в реестре имущества семьи Джентиле. В нем сохранился оригинальный атриум с бочкообразным сводом, окном — розеткой и каменными выступами. Палаццо является сегодня частной резиденцией.

Палаццо Франческо Гримальди было построено в середине 16 века на основании средневекового предшественника, а в 1606 году оно перешло к сыну Фраческо, Томамазо, который не смог его удержать и в 1650 году продал дворец своему шурину, Ансальдо Паллавичино, известному политику, который в течении двух лет был дожем. С этого момента в результате череды наследственных переходов здание сменило множество владельцев.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

И еще одно палаццо, примыкающее к Палаццо Спинола, и вновь Гримальди, только Лазаро. Постройка второй половины 16 века, а сегодня полностью отреставрированное офисное здание.

Мне, привыкшей к совершенно другой архитектуре, ходить по такой улице очень интересно и необычно. Надо, по возможности, заглядывать внутрь двориков, подъездов: там такая красота!

А это знаковое место — Бар Фрателли, распахнувший двери для посетителей в 1828 году. После того, как публика освистала «Фальстаф» Джузеппе Верди, премьера которого прошла в театре Карло Феличе, хозяин бара, чтобы успокоить автора, создал особый бриош с начинкой из орехового крема, посвятив его композитору., который был постоянным посетителем этой кондитерской. Верди был так тронут этим, что прислал в кафе записку: «Ваш Фальстав лучше моего». Слева в окне — фотография этой записки.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

По уютной средневековой улице выходим к двухбашенным воротам Порта-Сопрана. Это остатки фортификационных сооружений, к которым примыкают куски городской крепостной стены 12 века, некогда служившей надежной защитой жителям Генуи. На каменных щитах надписи, означающие примерно: «Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет».

Слева от ворот видны колонны галереи монастыря Святого Андрея. Между 1900 и 1906 годами, монастырская церковь и приход Святого Андрея-делла-Порта, чьи первые постройки можно датировать началом 1000-х годов, были полностью снесены вместе с холмом, на котором она стояла, чтобы обеспечить городское перепланирование, и построить дворец банка Италии. Единственной частью, которую решили спасти, был средневековый монастырь: его разобрали и спустя 20 лет перенесли на нынешнее место. Красивые фигурные капители романского периода говорят о возрасти монастыря, они датируются серединой 12 века. Новые (совсем новые — 13 века) украшены простыми листьями, относятся к готическому периоду.

Между воротами и галереей Святого Андрея, приютился незаметный домик, в котором в 1451 году родился Христофор Колумб.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

А фасад домика Колумба выходит на площадь Данте, от котрой во все стороны разбегаются лучи автомагитсралей. Высотное здание было построено во времена Муссолини — в фашистскую эпоху, по его заказу.

Проехать по генузской галерее (их здесь две, Нино Биксио и Гарибальди, и это ничто иное, как просто туннель) в этот раз не удалось.

Выйдя к порту, тянущемуся на 22 километра вдоль побережья, на площадь Карикаменто, глаза разбегаются от «интересносей»! Самое бросающееся в глаза строение — дворец Сан Джоржо, состоящий из двух частей: старой средневековой, построенной из кирпича, и относительно новой, периода Ренессанса. Старый дворец построил в 1260 году капитан Гульельмо Бокканегро, приходившемся первому генуэзскому дожу дядей. Если присмотреться на фреску, слева от балкона, то можно увидеть племянника — дожа Симоне Бокканегро. В этом здании располагалась тюрьма, в которую попал марко Поло, в последние годы 13 века, после битвы при Курцоле (острове), попавший в плен к генуэзцам. И именно здесь были созданы его знаменитые путевые заметки. В 15 веке тюрьма была преобразована в банк, один из первых европейских банков. Сегодня здесь расоложилась администрация порта Генуи.

Новая часть повернута фасадом к морю, и весь фасад украшен фресками и дополнен башней с часами. Святой Георгий, чьим именем назван дворец, изображен на центральной фреске — это главный святой Генуи, ее небесный покровитель.

Это здание рынка — музея. Здесь продается все, по-настоящему генуэзское: соус песто, товары народного творчества, продукты.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

Не смогла не подойти к галеону — киногерою, его снимал Роман Полански в «Пиратах». Это копия трехмачтового галеона 17 века, называется «Нептун». Корабль составил четверть бюджета фильма. Но, его потом еще раз использовали — в сериале «Неверленд».

А это, с виду непонятное сооружение, на самом деле туристическая аттракция: лифт в виде портовых кранов. Высота, на которую могут подняться туристы составляет 40 метров, и сверху отлично виден город.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

Интересно концептуальное здание аквариума. Его построили для выставки 1992 года, и он стал самым большим в Италии и вторым в Европе, его площадь составляет 3000 м.кв. В аквариуме 70 бассейнов, в которых водятся различные водоплавающие. За аквариумом виден шар — это Биосфера из стекла. Внутри нее создана имитация тропического леса — растения, попугаи, игуаны, птицы, бабочки, рыбы (даже пираньи есть).

Маяк Ла Лантерна, который мы видели с верхней смотровой площадки города, является самым высоким маяком Средиземноморья и символом Генуи. Его высота 80 метров и внутрь можно подняться по 375 ступенькам (не в этот раз).Когда-то, смотрители жгли здесь сухой можжевельник, показывая путь кораблям. Позже появились масляные лампы. Когда маяк стал частью городских фортификационных сооружений в 1326 году, когда его окружили рвом. В 15 веке, после перестройки, маяк использовали в качестве тюрьмы.

(фото из интернета).

И завершаем осмотр площади памятником Рафаэлю Рубаттино, политику, бизнесмену — судовладельцу. Он стал одним из отцов — основателей итальянского торгового флота. Он очень поддерживал идею объединения Италии, дружил с Кавуром (один из основателей страны), предоставлял свои корабли Джузеппе Гарибальди.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

Моя коллекция пополнилась новой фотографией люка с надписью и гербом, правда, не самым красивым.

Экскурсионные маршруты по городу указаны на картах, установленных в Старом Городе.

Первый послепандемийный круиз. Сборы, дорога, Генуя

Вот столько удалось посмотреть в Генуе за час вечерней и два с половиной часа утренней прогулки. нас ждал корабль и 10-дневный круиз.

Выход из порта Генуи.

Продолжение описания круиза следует. Спасибо за внимание.

Цикл материалов "Регион Лигурия."