Турист Илья (user361499)
Илья
был сегодня 8:30

Псков, Печоры, Изборск, Себеж — Россия Сентябрь 2022

Когда я в июне прошлого года ездил в Москву на ласточке, на экране в поезде показывали Псковщину, и у меня возникло желание её когда-нибудь посетить.

День 1

Рано утром 10 сентября я и родители отправились на машине. От моего родного города до Пскова ехать примерно 5 часов. По пути в Верхнедвинском районе, где находится заказник «Освейский», было много оленей возле дороги на каждом шагу.

Путешествие по Псковской области

После — граница. Её мы прошли за несколько минут, пограничники стоят только с российской стороны.

Через 30 километров от границы расположен небольшой красивый городок Себеж. Он зажат между двумя озёрами — Себежский и Ороно. Дорога от границы до Себежа была грунтовая, но уже прокладывали асфальт. В Себеже мы отправились на смотровую площадку, которая расположена на полуострове, где находится историческая часть города. Смотровая площадка находится на краю Замковой горы, там же установлен памятный знак в честь 600-летия города. Здесь открываются красивые виды на полуостров, озеро и остров. От Замковой горы далее идёт крутой спуск вниз, где полуостров врезается в озеро, там расположены жилые дома у самого озера, растут деревья. Т. к. нам нужно было к 12 часам успеть в Печоры на экскурсию в пещеры, мы отправились дальше. Остальное в Себеже мы осмотрели на обратном пути.

По пути в Печоры мы заехали в Изборск. Это один из древнейших городов России. Крепость в городе была построена в 1330 году и выдержала 8 осад. Толщина стен доходит до 3-х метров. Со стен открываются отличные виды на саму крепость и на прилегающую территорию. Вход в крепость стоит 100 руб.

Внутри крепости расположен Никольский собор, построенный в первой половине XIV века.

Путешествие по Псковской области

В самом городе сохранились купеческие дома, построенные в начале ХХ века.

Далее мы направились в сами Печоры, на 12 часов дня у нас была забронирована экскурсия в пещеры монастыря. Записываться нужно заранее. Изначально в них находились кельи монахов, сейчас это склеп, где захоронены монахи и благочестивые миряне.

Путешествие по Псковской области

После прогулялись по территории монастыря. Сам Псково-Печерский монастырь один из самых крупных и известных в России. Крепостные стены вокруг него построены при Иване Грозном и служили оборонительным укреплением.

На территории монастыря можно увидеть белок.

Путешествие по Псковской области

Возле монастыря есть буфет, где можно недорого поесть. Остановились на ночь мы в Доме паломника, за 500 руб. с человека.

Отдохнув с дороги, вечером прогулялись вокруг монастыря, хорошо было слышно пение монахов.

Путешествие по Псковской области

После прогулялись по Печорам, город сам небольшой и находится в километре от границы с Эстонией и с 1920 по 1944 гг. находился в её составе. Здесь в плане архитектуры чувствуется прибалтийское влияние. В городе есть лютеранская кирха, в центре города здания, построенные в начале XX ст. Также сохранилось много деревянных жилых домов 1920-х гг. постройки.

День 2

На следующий день посетили утреннюю службу. После отправились в Изборск посмотреть Словенские ключи и Труворово городище.

Словенские ключи состоят из 12 источников, которые бьют прямо из скалы и образуют водопад, ключи сливаются в единую реку и впадают в Городищенское озеро. Здесь сохранились развалины водяной мельницы.

Путешествие по Псковской области

В озере обитает много уток и лебедей.

Чуть дальше находится Труворово городище, здесь изначально распологалось поселение, с которого началась история Изборска. Площадка, на которой расположено городище, приподнята примерно на 45 метров над озером. С неё открываются отличные виды. Так же здесь изначально находилась Изборская крепость, которую впоследствии перенесли на нынешнее место. Также на территории городища располагается церковь Николая Чудотворца, построенная в XVII веке. Рядом находится древнее кладбище с сохранившимися каменными крестами XV века. Один из них ― Труворов крест.

Следующей точкой нашего путешествия были Псковское озеро и Талабские острова.

Добраться до островов можно от деревни Большая Толба либо на катере. Но он отправлялся только примерно в 14 часов дня, а время терять не хотелось. Либо местные предлагают отвезти и обратно забрать на моторной лодке. Мы выбрали второй вариант. С ветерком добрались до острова Талабск (или им. Залита).

На острове располагается часовня и церковь святого Николая. Церковь построена в 1792 году. Остров известный так же тем, что в храме св. Николая с 1958 по 2002 гг. служил почитаемый православными верующими протоиерей Николай Гурьянов. Он был похоронен на этом острове и на его могилу совершаются паломничества.

Сам остров назван в честь Яна Залита ― одного из первых местных красных комиссаров и расстрелянного беляками. На острове действовал процветающий колхоз им. Залита, который после распада СССР прекратил свою работу и деревня на острове стала приходить в упадок, на острове много заброшенных зданий ― бывших магазина, клуба и жилых домов. Здесь сохранились полуразрушенные дореволюционные кирпичные особняки, которые принадлежали богатым купцам. На острове есть памятник Ленину в ушанке.

Путешествие по Псковской области

Со стороны необычного памятника борцам революции открываются красивые виды на острова Талабенец (который безлюдный) и Верхний (или им. Белова) и на само Псковское озеро, которое очень большое.

Сейчас на острове, как я понял, в основном дачи, есть необходимая инфраструктура для путешественников. У местных можно купить рыбу. Так же можно увидеть заброшенные корабли и лодки.

После мы отправились в Псков. Заселились в гостиницу «Ольгинская», она расположена в самом центре города напротив кремля.

Рядом Ольгинская часовня, и смотровая площадка на кремль.

Путешествие по Псковской области

Так же возле гостиницы находится церковь Успенья Божьей Матери, возле Ольгинского моста, которая была построена в 1521 году.

Отдохнув немного, отправились смотреть Кром (кремль). Кром — ядро Псковской крепости. Древнейшие, дошедшие до наших дней капитальные конструкции, были возведены в XIII–XIV веках. Высота стен достигает 8 метров, а толщина от 2,5 до 6 метров. В ансамбль кремля входят стены и башни, Троицкий собор и колокольня, приказные палаты, Довмонтов город, захаб (или охабень), пороховые погреба, дом причта и гостевой дом. Можно подняться на Васильевскую башню, откуда открываются виды на Кром.

Путешествие по Псковской области

Довмонтов город — каменный комплекс, построенный в XIII веке для дополнительного укрепления кремля и защиты города. Большинство построек Довмонтова города, были снесены на рубеже XV–XVII веков, когда территория утратила свое значение. В ХХ веке часть древних сооружений была выявлена и выведена на поверхность.

Свято-Троицкий кафедральный собор построен в 1699 году и его видно со многих уголков города. На этом месте раньше стояли предыдущие храмы. Перед храмом собиралось вече, где решались разные вопросы, избирались посадники и призывались князья.

Путешествие по Псковской области

После зашли поужинать в ресторан «Helga». Место очень атмосферное и оформлено с средневековом стиле. Заведение понравилось, несмотря на высоковатый ценник.

Вечером я уже один прогулялся по городу.

День 3

На следующее утро мы сначала отправились посмотреть собор Рождества Иоанна Предтечи. Построен он в XII веке и на протяжении нескольких столетий являлся усыпальницей псковских княгинь.

После, позавтракав в гостинице, отправились в Запсковье.

По пути осмотрели церковь Петра и Павла с Буя, построенную в 1540 году.

Путешествие по Псковской области

Через пешеходный мост мы прошли в район Запсковье, здесь есть золотая набережная, парк и много красивых домов в европейском стиле.

За мостом, на высоком берегу реки Пскова, расположена церковь Богоявления Господня, которая построена в 1496 году. К храму примыкает с четырёхпролётная звонница XVI века.

По пути к Варлаамовской башне мы увидели церкви Козьмы и Дамиана с Примостья, построенную в XV–XVI веках, Воскресения Христова со Стадища XVI века и Варлаама Хутынского на Званице XV–XIX веков.

Путешествие по Псковской области

Также встретились нам Двор Постникова и дом Мейера, построенный в 1911 г.

Возле башни Высокая есть смотровая площадка, с которой открываются открыточные виды на кремль. Здесь река Пскова впадает в реку Великая.

В Варлаамовской башне находится вход в музейный комплекс «Варлаамовский угол», где можно прогулятся по крепостной стене, осмотреть обе башни и экспозицию внутри.

Путешествие по Псковской области

Пока родители выселялись из гостиницы, я осмотрел центр города.

Сначала посмотрел церковь Михаила Архангела с Городца, построенную в XV–XVIII веках.

Путешествие по Псковской области

После прогулялся по Октябрьскому проспекту. Он проходит по исторической части города, здесь сохранилось много зданий, построенных в XIX веке.

Далее направился на перекрёсток улиц Пушкина и Ленина. Здесь несколько красивых старых зданий, одно из них — Псковский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, построенный в начале ХХ века. Также здесь находится туристический информационный центр.

Путешествие по Псковской области

Далее направился к Поганкиным палатам через детский парк. В парке увидел церковь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, построенную в 1487 году и церковь Новое Вознесение, построенную в 1373—1375 гг.

Поганкины палаты — памятник каменного зодчества 1671—1679 гг. Палаты, состоящие из трех корпусов, построены из известняковой плиты для купца С. И. Поганкина. Сейчас в них располагается несколько экспозиций Псковского музея-заповедника. Посетить мне музей не удалось, т. к. в понедельник у них выходной.

Путешествие по Псковской области

Рядом находится «Двор Подзноева». Он состоит из 2-х зданий купеческих палат XVII века. Главный (первый) дом комплекса, в плане «Г»-образный, и второй, в плане прямоугольный, были предназначены для жилья владельцев. Оба сооружения двора Подзноевых сложены из местной каменной плиты на известковом растворе. Сейчас там ресторанно-гостиничный комплекс. Есть винные, кофейные, пироговы, трапезные и пивные палаты.

Также недалеко, по ул. Советской, находятся палаты семьи Меньшиковых. Они построены во второй половине XVII века, в то время купеческая семья была одной из самых зажиточных в Пскове.

Путешествие по Псковской области

Также на улице Советской расположены другие старые постройки.

После направился к Покровскому комплексу.

По пути встретились церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную в 1808—1810 гг. и единственный в Пскове образец церковного зодчества в стиле зрелого классицизма с некоторыми чертами раннего классицизма начала XIX века, а так же церковь Иокима и Анны на Полонище, построенную в1544 году, на месте сгорешшей.

Покровский комплекс состоит из Покровской башни, построенной в 1470 году, стены Окольного города и церкви Покрова и Рождества Богородицы «от Пролома», построенной в конце XVI века.

По набережной реки Великая направился в гостиницу. Вдоль набережной растянулись крепостные стены.

Путешествие по Псковской области

А на другом берегу реки нахоится Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь XII века. Именно из Мирожского монастыря происходит Псковская летопись. Древнейшая постройка монастыря — Спасо-Преображенский собор, остальные строения датируются XV и более поздними веками, это: Стефановская церковь, настоятельский и братский корпуса, братские кельи, монастырская ограда, здание бани.

А также церковь Климента Папы Римского и Петра Александрийского XIV века постройки.

Псковские храмы были созданы псковской школой зодчества, которая сложилась в XIII — XVI веках под влиянием византийских и новгородских традиций, главными особенностями которых являются кубические объемы, купола, подъезды и колокольни. Псковская школа стала одной из самых влиятельных в России.

Закупив сувениров мы направились домой. По пути остановились в Себеже. Прогулялись по исторической части города, который находится на Замковой горе. Здесь сохранились жилые дома и особняки конца XIX — начала XX века и другие здания дореволюционной постройки. Также в этом месте расположена колокольня Рождественского собора XIX века (сам собор был снесён в 1930-е гг.) и церковь святой Троицы, построенная в 1649 году. Это самое старое здание Себежа и изначально это был католический костёл пресвятой Троицы и святого Антония и был переделан в церковь после первого раздела Речи Посполитой, когда город вошёл в состав России.

Путешествие по Псковской области

В Себеже много построек из больших камней, что очень красиво смотрится.

После прогулялись по парку, в котором установлен памятник самому известному уроженцу этого города советскому актёру З. Е. Гердту.

Путешествие по Псковской области

Напоследок прогулялись по набережной Себежского озера до памятника В. И. Ленину и поехали дальше.

Вскоре была граница, которую пошли за пару минут и уже вечером были дома. По пути, когда проезжали Миоры, встретился костёл Вознесения пресвятой Девы Марии, который был построен в начале ХХ века в неоготическом стиле.