Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 20:26
Как интересно изучать собственное Отечество!

Ленинградская область — Россия Октябрь 2022

Путешествие по заповедным местам Ладожья: Новая Ладога, Старая Ладога, Волхов…

Конечно, маршрут мог быть проложен и в обратном порядке — от промышленного городка Волхов до Ладожского озера — тут «от перестановки слагаемых», как говорится… Но все решило размещение в гостинице. Выбрала Новую Ладогу для места обитания и не ошиблась. Но обо всем по-порядку.

Фото ин-та

Когда-то путешествуя по Золотому кольцу, я заночевала в гостинице «Старая Ладога» и была крайне разочарована. К сожалению и в настоящее время ситуация с проживанием в этих краях не самая благоприятная.

Экскурсия в Старую Ладогу, к истокам государства Российского является одной из наиболее популярных для петербуржцев (и не только). Но вот приехать и комфортно пожить в этом местечке, с длинным ныне названием — Муниципальное образование Староладожское сельское поселение, будет затруднительно. Так что в Старую Ладогу или заезжают — по пути какой-либо экскурсии, или приезжают на один день (однодневная экскурсия), при этом обычно заезжают и в Новую Ладогу. Но хотя это традиционное «мы к вам заехали на час» дает представление, и дарит впечатления, но как говорила героиня знакомого всем фильма все же «этим надо дышать»…

Сначала я хотела начать свое «широкое дыхание» начиная с Волхова. Правда там не раздышишься (город накрывают дымы, если «Роза ветров» не очень милостива). Кроме того Волхов, где достаточно гостиниц, не оказался по отношению ко мне гостеприимным. На мои запросы в интернете, я несколько раз натолкнулась на знакомое по советским временам «мест нет», или предложения были слишком дорогие, так что я махнула рукой.

Оставалась Новая Ладога, где я выбрала скромный, но приличный Гостевой дом на набережной Ладожской Флотилии 20.

От Новой Ладоги до Волхова

О Гостевом доме я напишу позднее. Ведь более-менее удобно пожить в этих краях, да так чтобы не платить за сутки от 3000 рублей — дело непростое, так что советы по вопросу проживания, могут пригодиться.

Кто же приезжает в Ладожские земли? Кто так активно занимает номера гостиниц? Не проводила социологического исследования, хотя «методом опроса» — а это тоже метод социологический, я пришла к выводу:

В Волхов едут по большей части командировочные. Градообразующее предприятие «Фосагро», выпускающее удобрения, сейчас на подъеме и не удивительно, что в этот город людей в основном, приглашают не местные достопримечательности, а дела службы.

Город вначале возник как поселок строителей Волховской ГЭС, которая начала строиться в 1918 году, так что можно сказать, что этот год и есть год основания.

Второй пункт — Старая Ладога уже давно стал местом, влекущим туристов и паломников — здесь все понятно. Ну, а Новая Ладога особенно оживает летом, когда сюда устремляются любители настоящей рыбалки (в основном петербуржцы и москвичи).

Родословная городов тоже интересна именно в сочетании. От Волхова до Старой Ладоги всего 11 км.

Старая Ладога до 1703 года была большим (по тем временам) торговым городом, да и не просто городом, а изначально столицей Древней Руси, что не удивительно. Город был значительным пунктом на пути «из варяг в греки» — это как известно, водный (морской и речной путь) от Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.

Фото ин-та

Поразительно, но Варяжская улица как была в те далекие времена, так и осталась до сей поры, не меняя названия, а ведь Старой Ладоге лет-то многовато. В 862 году сюда был призван варяг Рюрик. Но пришел он не на пустое место. Поселение здесь было и раньше — места-то богатые для обитания.

Новая Ладога, что находится в 15 км от Старой Ладоги, тоже немолодая, но ей не поспорить со Старой. Образована была Новая Ладога Петром Великим через год после основания Санкт-Петербурга, то есть в 1704 году.

Ну, а далее богатая история процветающего купеческого города. Впрочем, расцветы не могут быть вечными. Что было, что стало — об этом и расскажу.

Из уважения к прошлому Новой Ладоги, она в отличие от Старой именуется «Муниципальное образование Новоладожское городское поселение».

Так что все-таки «городское», а не деревенское.

Что ж! Начнем не «по-старшинству», а по пути следования от моей гостиницы в Новой Ладоге до Волхова. Этот маршрут по «дорожке» А-115, я осваивала четыре дня и, кажется, мне есть что рассказать.

Предупреждаю, что не буду множить «глянец» и свои восторги. Расскажу все «как увидела и почувствовала». Здесь можно традиционно оговориться, что мнение автора может и не совпадать с мнением… Кого? Может быть жителей, которые обычно любят свои «насиженные» места (некоторые мои собеседники, с которыми я разговаривала, тут и родились). И уж, вполне возможно, с мнением местных Глав, которые трудятся, как могут, как умеют, как получается, как средства позволяют…

От Новой Ладоги до Волхова

Моей задачей было просто понаблюдать. Не предвзято, с добрым сердцем, но и без преувеличений, которые иногда свойственный некоторым путникам: если уж накарябал «здесь был Вася», то место это невольно в рассказах о путешествии или посещении достопримечательности, становится «лучшим из лучших».

Пусть будет «правда жизни». Это убережет от разочарований при посещении, но все же, заядлых путешественников и туристов не отпугнет.

Всем понятно, что места достойные внимания!

НОВАЯ ЛАДОГА

От Новой Ладоги до Волхова

Итак, город возник по воле Петра I через год после основания Санкт-Петербурга. На пустом месте города не строили, так и здесь еще в XIV–XV веках, на полуострове Медведец, был устроен Николо-Медведский монастырь. Можно сказать, что с него все и началось.

Приладожье всегда было лакомым кусочком для иноземцев, поэтому отражать их набеги часто приходилось именно монастырям, которые, были обустроены как крепости. Так что монастыри в стародавние времена были и военными форпостами, и культурными центрами (монастырские библиотеки, труды летописцев), а также экономическими узлами.

Постепенно вокруг монастыря стали множится посады, а к ним прирастал и будущий город.

Во время Северной войны Петр I укрепил фортификационные сооружения Николо-Медведского монастыря, а в устье Волхова повелел построить верфь, на которую были доставлены работные люди числом до 2000 человек.

В это время по его указу данный жилой пункт был назван городом Новая Ладога, а для того, чтобы укрепить город населением, множество жителей Старой Ладоги были переселены в Новую.

В 1719 году было начато строительство Петровского канала, который называли и Ладожским.

Город развивался, рос и уже в XVIII веке Новая Ладога стала центром Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Вообще об истории города, наверное, хорошо рассказал бы местный Краеведческий музей, но он сейчас находится на реставрации, потому как дом купца Ивана Тимофеева, в котором располагается музей, стал требовать «срочного лечения». Хорошо, что это «лечение» сейчас проводится.

Я проехала по главной улице городка, с «неоригинальным» названием — улица Карла Маркса и испытала большую печаль. Бывшие купеческие дома, ныне утраченные, демонстрируют еще и следы поджогов диких вандалов.

От Новой Ладоги до Волхова

Правда некоторые дома имеют таблички, вроде этой, что намекает на будущее возрождение. Хорошо бы…

От Новой Ладоги до Волхова

В конце улицы находится кладбищенская церковь, что осталась воспоминанием о монастыре — основателе города.

Собственно в ограде два храма, но один действующий (Собор Рождества Богородицы)

От Новой Ладоги до Волхова

А вот другой (Никольский) уже давно тоже «просит лечения».

О Николо-Медведском монастыре я еще расскажу, хотя именно сюда, в Новой Ладоге, завозят туристов из «Старой», поэтому об этом памятном месте, мои собратья с Туристера уже писали, посещали. Я тоже была однажды участницей такой экскурсии. Посещение бывшего монастыря обычно случается уже в конце экскурсионного дня, а потому все же мимоходом, хотя пофотографировать можно.

Но вернемся к купеческому прошлому. Конечно, хорошо, что сейчас для путешествующих, на «туристических тропах», предлагается в том или ином виде, немало полезной информации.

Вот, например, этот щит:

От Новой Ладоги до Волхова

Если в 1896 году на 5087 жителей (какая точность!) было 320 купцов, то конечно же, город вполне можно было назвать купеческим.

Вообще город в России трудно представить без традиционного «торгового центра», а купеческий тем более. К счастью Гостиный двор в Новой Ладоге жив, хорошо выглядит и находится на главной городской площади, которая носит имя Кирова (памятник тут же).

Гостиный двор неоднократно перестраивался и настоящий вид обрел благодаря губернскому архитектору Малинину в 1831 году. Архитектор перестроил его по образцу Петербургского, такая вот малая копия.

От Новой Ладоги до Волхова

Сегодня город занимает площадь 143 кв.км. и проживает в нем около 8000 человек (в 2021 году численность населения заметно упала — возможно последствия пандемии).

Так что можно сказать, что город несколько растянут.

Почти все достопримечательности находятся на улице Карла Маркса, а затем, на продолжающей эту магистраль, улице Суворова.

Имя Суворова в Новой Ладоге вы сможете услышать многократно и это не случайно.

От Новой Ладоги до Волхова

Еще при Петре I была забота о том, чтобы в новую крепость были переброшены военные части. Эта традиция не иссякла и позднее.

В 1763 году императрица Екатерина II, командиром Суздальского пехотного полка, расквартированного в новой Ладоге, назначила молодого полковника Александра Суворова.

В Новой Ладоге есть музей Суворова (дом бывшего офицерского собрания).

Я обязательно расскажу вам об этом музее, потому что получила несомненное удовольствие от его посещения.

Ну, а пока не могу не порадовать вас одной из цитат Суворова, ведь именно в Новой Ладоге, будущий Генералиссимус написал свое знаменитое «Полковое учреждение».

От Новой Ладоги до Волхова

«Жертвовать мнимым леностным успокоением истинному успокоению духа»… Ах как хорошо сказано. Это как раз и для меня!

Есть и еще одна очень важная страница в истории Новой Ладоги, ведь во время Великой Отечественной войны этот город стал прифронтовым.

От Новой Ладоги до Волхова

Здесь базировалась Ладожская военная флотилия.

От Новой Ладоги до Волхова

Сейчас два корабля этой флотилии заняли свое почетное место на вечной стоянке, и это место отмечается в достопримечательностях как мемориал Ладожской военной флотилии.

От Новой Ладоги до Волхова

Конечно, есть в Новой Ладоге и такие достопримечательности, как разрушенные церкви, ожидающие восстановления, но мне не хочется сейчас множить депрессивные фото. Часть из них я опубликовала в небольшом альбоме (под настроение октябрьской сумеречной осени) и этого достаточно. А впрочем не могла пройти мимо такой вот пошлости.

Кому-то пришло в голову прикрыть современную разруху былой славой. Разве так можно! Люди!

От Новой Ладоги до Волхова

А вот об одной милой достопримечательности, я расскажу с добрым чувством.

Есть в Новой Ладоге памятник бездомной собаке Юрику…

— Его звали и не Юрик, а Дружок, — объяснила мне девочка-продавец из магазина «Пятерочка», что находится рядом со скульптурой.

— А впрочем, у него было много кличек. Его все кормили и каждый называл как хотел.

Сначала у него были хозяева, а потом они умерли и пес стал бездомным.

Он был очень добрый и как мог, старался служить людям.

А потом его убили, когда отстреливали бродячих собак…

От Новой Ладоги до Волхова

Подошла к скульптурке. На протянутой бронзовой лапке варежка, чтобы не замерз, на шее, вместо ошейника, веночек. Но главное — пронзительная надпись: «Он учил нас быть людьми»…

Почему то вспомнились разрушенные храмы, сожженные деревянные особняки на главной улице и жестоко брошенное кем-то в интернете: «город-инвалид»…

Конечно, в том же интернете, вы найдете и прекрасные фотографии достопримечательностей, и рассказ о замечательном городе, и у вас создастся впечатление о красоте неописуемой. Но мы же договорились — я расскажу вам так, как увидела. «Неглянцевый» город, что просит помощи и щедро рассказывает о нашей с вами истории государства Российского — разве это не проникает в душу больше, чем фотографии после «пластической операции» фотошопа. Зачем скрывать морщины! Ведь это судьба.

СТАРАЯ ЛАДОГА

Старая Ладога тоже поселок растянутый и можно сказать, что это «городок-одна улица», причем длинная-предлинная. Нет, не Варяжская — та совсем коротенькая — она рядом. Поселок вытянут вдоль левого берега реки Волхов на 5 км. Сколько квадратных километров занимает это поселение, интернет не сказал. Да и как учесть площадь! Местные огороды сюда войдут? А их тут очень много — деревня же.

Сегодня в старой Ладоге проживает около 2000 жителей — немного, но место славное, легендарное, заповедное.

От Новой Ладоги до Волхова

Экскурсия в Старую Ладогу обычно начинается с крепости — оно и понятно! Крепость хорошо реанимирована. В ней находится знаменитая Георгиевская церковь XII века. Сохранились потрясающие фрески (их немного). Поскольку фрески берегут, церковь для посещения открывается только летом и то, в соответствующую погоду.

Деревянная церковь святого Дмитрия Солунского — сейчас музейная. Это конечно же, новодел. Тем трепетнее посещение царкви святого Георгия Победоносца, если удается туда пройти. Все же древность завораживает.

На территории крепости действует несколько музеев. Конечно, с экскурсией ходить интереснее и понятнее, но меня всегда огорчает спешка.

От Новой Ладоги до Волхова

В Старой Ладоге, и в крепости я была неоднократно, так что есть мнение.

После крепости обычно везут в монастыри, сначала в мужской Староладожский Никольский монастырь.

От Новой Ладоги до Волхова

А потом в Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь.

Поскольку об этих монастырях я также еще расскажу, сейчас не буду отвлекаться от своего «панорамного» повествования.

На выезде из Старой Ладоге, по направлению к «Новой», обычно заезжают в храм Рождества Иоанна Предтечи. Храм древний. Сейчас в очередной раз реставрируется, что хорошо. Сегодня он находится под покровительством Никольского монастыря и служат в нем иеромонахи из Никольского.

От Новой Ладоги до Волхова

Когда-то на этом месте тоже был монастырь — Иоанно-Предтеченский и основан он был, якобы еще в XIII веке.

Важных исторических «пометок» здесь немало. Так на одном из уцелевших колоколов есть надпись: «Ладоге — оплоту государства моего» Борис Годунов.

Сей дар датируется 1604 годом.

Местные жители называют этот храм «церковь на горке», потому что находится он на Малышевой горе.

Все, кто там бывал, отмечают, что церковь поставлена (1695 год), с хорошим пониманием единства архитектуры и природы — белоснежный пятикупольный храм словно парит над землей.

Так вот люди строят… Потом разрушают… Потом снова восстанавливают…

От Новой Ладоги до Волхова

Говорят, что в XIX веке, из этой горки местные крестьяне добывали кварцевый песок и отправляли в Петербург для изготовления электрических лампочек. В результате вся горка оказалась изрыта и фундамент храма стал просить о помощи, опасно наклонилась колокольня. Помощь оказали уже позднее — реставраторы закачали под фундамент немало бетона и церковь устояла.

Предполагают, что в стародавние времена здесь могли быть курганы с захоронениями — в этих местах вообще много курганов и постоянно ведутся археологические работы. Открытий много.

На выезде из Старой Ладоги непременно посещают курган Олега. Местные жители «помнят», что именно здесь легендарный воин и правитель нашел свой последний удел. На Украине же «помнят», что это случилось именно на их землях. Но известно, что каждый помнит то, что хочет помнить и во что сам верит.

«Как ныне сбирается вещий Олег»… Память детства. Бабушка читает сказку-быль. Я трепещу — жаль вещего Олега…

От Новой Ладоги до Волхова

Поэтому, когда первый раз взошла на курган (тогда все туда лазили), сердце билось часто.

Сейчас мы увидели довольно просевший холм (а был могучий), что обнесли заградительной лентой и письменными увещеваниями на таблицах, дабы люди «не ходили по курганам».

Мы больше привыкли к табличкам: «по газонам не ходить», а тут «по курганам»… Впечатляет.

От Новой Ладоги до Волхова

Как я уже обмолвилась, мой рассказ задуман все же, как панорамный — некий «полет над землей», с некоторыми «приземлениями».

«Последним приземлением», в последний день пребывания, стал Волхов.

Я вооружилась фотоаппаратом и даже кинокамерой. Моя бывшая коллега по институту, которая ныне проживает и трудится в Волхове, обещала мне небольшую экскурсию по ее любимому городу (а как иначе, если она в этом городке родилась!). Мы договорились встретиться на главной площади (догадайтесь с трех раз ее название). Да! Площадь Ленина. И безотлагательно пошли греться за чашечкой кофе и разговорами о нашем прошлом и настоящем в кафе гостиницы «Металлург».

Фото ин-та

Получила в подарок банку варенья и новый путеводитель, сотворенный моей коллегой совсем недавно — «Прогулки по Волхову».

От Новой Ладоги до Волхова

Впрочем, вначале все же была экскурсия на машине, по городу… Кажется так.

Дело в том, что на меня неожиданно напала «мнимая леность успокоения», которую все же, по мнению Александра Васильевича Суворова нужно «приносить» в жертву истинному успокоению духа» — см. мое фото с цитатой из музея Суворова.

Галина Александрова провела короткую, но очень живую, содержательную экскурсию по городу — историк же, да еще и талантливый исследователь. В результате я лишь косилась на свой фотоаппарат и не хотела вылезать из теплой машинки — намерзлась за предыдущие дни, гуляя по историческим территориям и курганам.

Мои Желания возлежали в мягких пухлых креслах и вели со мной вялые диалоги.

Надо бы выйти из теплого уюта и сходить на Волховскую ГЭС думала я, проезжая мимо.

Но мое Желание, протестовало:

— Ты же читала в интернете, что сейчас экскурсии по ГЭС не проводятся. Хочешь убедиться? Сиди и вспоминай информацию, что заимствовала из интернета!

Ну, да, я читала, что будущий академик Генрих Осипович Графтио подготовил проект этой ГЭС еще в 1902 году. Потом были доработки, и на рассмотрение проект попал только в 1914-м.

Времена были революционные, военные… Так что если бы не Владимир Ильич, который записал 18 марта 1918 года «Волхов Строить», так и не известно, что было бы.

Конечно, этой ГЭС присвоили имя Ленина по праву. В этом деянии он и вправду заслужил уважение.

Фото ин-та

Тут, очнувшись от дремоты, в разговор вступало мое второе Желание.

— Хочешь сфотографировать памятник Ленину? Да еще и Кирову? И что же тебе не сидится спокойно. Ты что, такие памятники не видела!

И мы проезжали мимо первого градообразующего предприятия города Волхова -Волховской ГЭС, и мимо памятников.

Конечно, стоило бы зайти в Музей истории Волхова им. Г. О. Графтио. Тем более что это дом (по Октябрьской ул.27), где жил когда-то сам академик, а потому сам для себя его когда-то и спроектировал, довольно красивый и заметный. Тут со вкусом все в порядке. Здание выполнено в стиле скандинавской архитектуры. Башенная пристройка с крестовой кровлей придает ему своеобычие. Но я не хотела бегать по музею, «торопливо фоткая». Мне кажется, что на любой музей нужно выделять целый день, чтобы прочувствовать, «вдохнуть аромат времени».

Фото ин-та

Волхов — Город растянутый — 108 кв. км. Население немалое — около 40000, но я бы и не сказала, что здесь есть проблема перенаселения.

Конечно, это вам не Предтеченская церковь, что на горке (Старая Ладога), где архитектор заботился о диалоге архитектуры и природного ландшафта. Строили, как строилось.

— Хочешь сфотографировать неказистые диалоги «сталинок» с «хрущевками»!

Это тебе нужно! — Возмущалось мое третье Желание. И я сдавалась без боя, проезжая мимо по улицам города, а очередное Желание вновь погружалось в дремоту.

Фото ин-та

Пожалуй, я вступила в спор с моим очередным желанием лишь однажды, когда проезжали мимо Интерактивного научно-познавательного центра под названием «Пятнадцатый элемент» (пр. Державина 42)

Удачно модернизированная бывшая водонапорная башня, постройки 1923 года поманила обещанием рассказать много интересного о фосфоре (пятнадцатый элемент в таблице Менделеева).

Но и здесь «мнимая леность успокоения» нажала на скорость, чтобы я не отвлекалась от приятного вечернего ужина, который ждал путешественников в кафе моей маленькой, но приятной гостиницы Новой Ладоги.

На следующий день мы уезжали.

В салоне машины странно уживались запахи копченой рыбы (по традиции, из Ладожских краев без местной рыбы не уезжают), хорошего кофе, за которым мы раньше ездили в Финляндию, а теперь закупили в Новой Ладоге и мягкого ароматного хлеба (местной выпечки).

Несочетаемое почему-то сливалось и даже почти сочеталось, как и мои столь разные впечатления, в единый аромат, который не раздражал, но скорее умиротворял, приглашая домой, за трапезу и… написание рассказа о путешествии.