Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 19:15

Астрахань — Россия Сентябрь 2022

В конце сентября я все же полетела в Астрахань. Попытка была не первая, весной от поездки отказалась. Когда прогнозы погоды стали вместо обещанных +15–16°С показывать +5–6°С с мокрым снегом, воспользовалась переносом рейса и сдала билеты.

Летела через Москву, когда брала билеты, еще не было прямых рейсов из Екатеринбурга. Самолет «Аэрофлота» прибыл вовремя, ничего похожего на общественный транспорт вблизи аэровокзала не было, как обычно заказала такси через Яндекс. Go. За время ожидания поняла, что самое популярное в Астрахани такси — «Таксолёт». Машины отъезжали одна за другой, а мне ждать пришлось не менее 20 минут, уехала последней. Возможно, кому-то информация пригодится.

Астрахань. Первые впечатления

Поскольку поездка в Астрахань была непродолжительной, планировала только знакомство с историческим центром города, там и заказала номер в гостевом доме «Континент» неподалеку от Петровской набережной. Хотела написать обзорный рассказ о поездке, но не получается, поэтому буду делиться впечатлениями по ходу.

Рядом с гостиницей — небольшой парк перед штаб-квартирой компании «Лукойл-Нижневолжскнефть». Все как надо: розы, лавочки, фонтан. Есть, где приятно перекурить работникам компании. Рядом неплохая детская площадка с соответствующим названием — «Городок нефтяников».

Астрахань. Первые впечатления

Парк примыкает к Лебединому озеру. Это озеро — фрагмент старицы Волги, а теперь — благоустроенный водоем, популярное место прогулок горожан.

Берега укреплены гранитом, есть лестницы-спуски к воде, а в центре — белоснежная ротонда, где отдыхает пара лебедей. Прекрасные виды на башни Кремля и купола Успенского собора.

На площадке у озера — скульптурная композиция «Семья». Кто установил, сразу понятно: обратите внимание на логотип «Лукойла» на каске, лежащей на скамейке. Автоматы с газировкой, напоминающие о советском прошлом, стоят в Астрахани во многих местах туристического центра, проверить в действии не было возможности, уже не сезон, когда умирают от жажды. Понравились и вазоны для цветов с астраханскими брендами.

Астрахань. Первые впечатления

Удивило, что ажурное здание с ротондой на крыше, стоящее на берегу, — Планетарий. Его открыли здесь еще в 1959 году. Обычно планетарии не такой романтической архитектуры.

Астрахань. Первые впечатления

В любом городе меня, прежде всего, интересует река, если она там есть. Поэтому и отправилась к Волге по проспекту Губернатора Анатолия Гужвина, пройдя под Триумфальную арку.

Когда-то в Астрахани была триумфальная арка, построенная на берегу Волги к торжественной встрече императора Александра II. А эту построили в 2017 году в честь 300-летия Астраханской губернии. На фризе арки изображены знаковые события в истории Астраханской области: присоединение Астраханского края к России, основание Астраханской губернии и другие.

Астрахань. Первые впечатления

От арки начинается Аллея Славы героев Земли Астраханской, где установлены 14 бюстов видных государственных деятелей, писателей, художников, меценатов. Обрадовалась, увидев, знакомое лицо, — отца-основателя Екатеринбурга Василия Татищева. Он и здесь немало добрых дел совершил, когда был губернатором Астраханской губернии. Есть бюсты художника Бориса Кустодиева, поэта Велемира Хлебникова, генерала Алексея Ермолова. Всех перечислять не буду, о них уже рассказал местный житель — Дмитрий, перечислил все заслуги и высказал претензии.

Понравилась работа художника Кирилла Ведерникова на трансформаторной будке. Его работы узнаваемы, в Екатеринбурге есть «Гефест» Ведерникова на стене дома на Эльмаше.

Астрахань. Первые впечатления

Проспект выходит к Петровской набережной. Как пишут: «Архитектурный комплекс возведён во благо астраханцев и в продолжение дел петровских» в 2007 году. Лицом к Волге обращен памятник Петру I, а у подножия размещен Указ императора об образовании Астраханской губернии.

У причала Петровской набережной стоит теплоход «Мстислав Ростропович», совершающий речной круиз из Волгограда. Вечером этого дня он отправился в обратный путь.

Астрахань. Первые впечатления

Волга в Астрахани на меня впечатления не произвела, в других городах (Саратов, Нижний Новгород) река шире. Учитывая, что неподалеку она впадает в Каспий, хотелось бы большего. Но… вспомните карту, что творит Волга на подходе к Каспийскому морю: 500 рукавов, протоков и мелких речек! Удивительно, что еще такая ширина от нее осталось.

Астрахань. Первые впечатления

Набережная в Астрахани хороша: шириной порядка 20 метров, длиной 2,9 километра, благоустроенная, много зелени, цветов, детские аттракционы, лавочки на всем протяжении. Есть кафе, киоски мороженого и даже будки-караоке, я такие увидела впервые. Петь хочется, невтерпеж, душа просит праздника? Заходи и пой!

Интересно, сколько лет этому серебристому тополю?

На набережной несколько фонтанов, ни одного похожего на другой.

Главный фонтан — «Петровский», большой многоуровневый фонтан с балюстрадой мелких фонтанов. Этот фонтан — светомузыкальный, но включают его подсветку поздно, идти в это время на набережную у меня уже не было сил. Была бы компания, а одной скучно по темноте гулять.

Астрахань. Первые впечатления

Есть и различные скульптуры, любители снимков на фоне не уйдут разочарованными.

Больше других популярна «Дама с собачкой», мимо без фотографии мало кто проходит.

Астрахань. Первые впечатления

Украшение набережной — ресторан-дебаркадер «Поплавок». Это не только ресторан, но и причал, откуда отправляются прогулочные теплоходы в сезон каждый час с 12–00 до 20–00. Можно любоваться пейзажами под пиво из собственной пивоварни ресторана.

Астрахань. Первые впечатления

Кстати, о речных прогулках: я и начала от Волги в расчете, что успею на речную прогулку. Все-таки город южный, навигация заканчивается позже, чем в средней полосе. И не ошиблась! Варианты предлагались разные, поскольку пиво было неактуально, выбрала тот, где не нужно долго ждать необходимого для отправления числа пассажиров, да и цена оказалась ниже. Причал находится напротив отеля «Азимут».

Прогулка прошла в приятной атмосфере, завернувшись в пледик, и под песни в микрофон компании веселых пенсионеров из Ставрополья, приехавших отмечать какое-то событие.

Вот на этом плавсредстве я и совершила речную прогулку.

В сезон кораблики совершают прогулки по разным маршрутам. Напротив города Волгу делит на два рукава остров Городской. Иногда «гуляют» вокруг острова, а мы прогулялись только вдоль волжских набережных.

Вот одно из самых красивых зданий города — бывшая «Биржа» на стрелке Волги и Кутума.

Астрахань. Первые впечатления

А слева — знаменитые астраханские лотосы. Если в период их цветения некогда ехать далеко, думаю, что можно посмотреть и здесь.

За грузовым причалом виднеется кирпичный Доходный дом И. П. Воробьева, построенный в конце XIX века. К сожалению, туда сходить я не успела, а жаль. За ним — купола храма Казанской иконы Божией Матери.

Вот Астраханский автодорожный мост, который по конструкции состоит из двух отдельных мостов длиной 808 и 344 метра. Он пересекает Городской и Трусовский рукава Волги.

Астрахань. Первые впечатления

У моста «Гранд отель Астрахань» — современный бизнес-отель уровня 5*, открытый в 2009 году. Возможно, отель и хорош, но не люблю я здания вот из такого синего стекла.

Повернули в обратный путь напротив Сквера 60-летия Сталинградской битвы, где установлен Памятник кораблям, погибшим в 1942—1943 гг.

Рейсовый теплоход. Можно и на нем прогуляться по Волге, если есть лишние три часа.

Часовая прогулка завершилась, мне понравилось. Запланированное мероприятие состоялось, начало знакомства с Астраханью было удачным.

Продолжила прогулку по району, прилегающему к набережной. Это Коса — исторический район Астрахани между Адмиралтейской улицей и Волгой, расположенный на искусственном острове, возникшем в XIX веке из-за обмеления Волги, вызванного постройкой канала имени Варвация. Уже с воды было понятно, что любителям архитектуры там есть, чем заняться.

Начнем от бывшей Биржи. Здание в стиле модерн для Астраханского биржевого ведомства построено в 1906–1910 годах. Сейчас это Дворец бракосочетания.

Астрахань. Первые впечатления

Рядом фонтан «Свадебный вальс», но работающим его не застала, там принимал ванны пес, выглядевший предводителем банды. Но, искупавшись, он отряхнулся и покинул свою компанию, не оглянувшись.

В Астрахани огромное количество бродячих собак, пусть даже чипированных. Бродят компаниями, сторожат у магазинов. В центральной части города их немного, а вот в районах частного сектора! При всей моей любви к собакам, я не хотела бы встретиться с ними вечером. Не все выглядят так доброжелательно, как эта компания.

Астрахань. Первые впечатления

Коса к началу XX века — один из самых фешенебельных районов Астрахани, для его застройки были приглашены известные архитекторы Санкт-Петербурга. Главной улицей района была Никольская. Она и сейчас хороша! Эта небольшая улица длиной всего 340 метров, расположенная между Петровской набережной и улицей Адмиралтейской, — памятник градостроительства конца XIX — начала XX века.

Астрахань. Первые впечатления

А вот это здание — современное, но вполне вписалось в историческую застройку.

Самое знаменитое здание Никольской — Отделение Азовско-Донского коммерческого банка, построенное в 1909–1910 годах в стиле северного модерна по проекту барона Федора Ивановича Лидваля, русско-шведского архитектора, академика Императорской академии художеств. Здесь и сейчас банк — Отделение по Астраханской области Южного главного управления Центробанка РФ.

Астрахань. Первые впечатления

Великолепный Дом Тавризова, построенный в 1896–1907 годах как доходный дом купца Артемия Тавризова по проекту губернского архитектора Адама Малаховского. Обратите внимание на угловые балконы. Это фишка старой Астрахани — литые балконы, крыльца над входами. Сейчас здесь размещается факультет высшего образования Каспийского института морского и речного транспорта им. генерал-адмирала Ф. М. Апраксина.

Астрахань. Первые впечатления

На противоположной стороне улицы — Дом Сергеевой (дом Агамжановых), построенный в 1909 году, его занимает военный госпиталь.

Астраханский государственный театр кукол занимает здание доходного дома Н. П. Григорьева, которое современный облик с богатым лепным декором приобрело в 1910 году после нескольких перестроек. До революции здание занимал Русско-Азиатский банк, а потом здесь размещались различные учреждения. В 1991 году была выполнена реконструкция под Театр кукол.

Астрахань. Первые впечатления

Дом Чурбакова, построенный в конце XIX века, еще недавно был покрашен в светлые тона. Видимо зданию вернули исходный вид. Здесь размещаются различные структуры администрации Астрахани и областного правительства.

ул.Никольская, 10 / ул.Ульяновых, 14

Доходный дом Абкарова И.Г. и его наследников (1868 г., 1912—1913 гг.), ныне торгово-офисный центр «Никольское подворье» тоже украшает кованый балкончик.

Астрахань. Первые впечатления

Сейчас посмотрим улицы, пересекающие Никольскую. Начнем с улицы Фиолетова, появившейся на карте города в первой половине XIX века, а в 1920 году названной в честь одного из 26 бакинских комиссаров. Эта улица также в списке объектов культурного наследия.

Пройдем к началу улицы Фиолетова на перекресток с улицей Свердлова. Своими балконами опять привлекает внимание здание гостиницы «Астраханская». Она объединила два здания: бывшую гостиницу «Европейская» купца М. Ф. Федорова начала 1890-х годов (слева) и дом В. И. Смирнова с гостиницей «Большая Московская» (справа с балконами), построенный в 1900–1909 годах. В середине 1930-х годов два здания были объединены в единую гостиницу, которая получила название «Астраханская».

Астрахань. Первые впечатления

Рядом в сквере стоит памятник осетру — рыбе-кормилице, давно ставшей символом города. Говорят, что в этом сквере в Старой Астрахани был пункт разгрузки пойманной рыбы.

Напротив в доме, который также памятник архитектуры второй половины XIX века, находится фирменный магазин «Астраханская икорная лавка». Я туда зашла за рыбкой к пиву для сына. Про цену на икру не спрашивайте, не глянула, не люблю черную икру даже в подарок.

В этом районе много различных кафе, баров, ресторанов. Заглянув во двор, можно увидеть что-то интересное.

Астрахань. Первые впечатления

Но не все так радужно в славном городе Астрахани. Отправимся по улице Фиолетова теперь в другую сторону от перекрестка с улицей Никольской.

Вот памятник архитектуры — Дом Емельяновой с лавкой, построенный в стиле модерн в конце XIX века. Ждет реставрации уже не первый десяток лет, часть от него уже «оттяпали», построив современное здание, что я показала раньше. Кстати, этот дом можно видеть в фильме Гайдая «Не может быть!».

На улице Фиолетова практически каждый дом в списке объектов культурного наследия, как и на остальных улицах этого района. Вот и стоят, ждут лучшей жизни. Сомнительно, что дождутся.

ул. Фиолетова, д.15

Неплохо выглядит Усадьба Т. В. Горюшкиной, построенная до 1884 г. Здесь даже ворота заменить нельзя, они тоже в списке культурного наследия.

ул. Фиолетова, д.21

Иногда хочется заглянуть во двор, но не люблю, если обругают за любопытство.

Астрахань. Первые впечатления

На участке улицы Урицкого, что выходит к набережной, дома построены в начале XX века, я видела их во время речной прогулки.

Здесь дома приведены в порядок, все же первая линия набережной, туристическая зона.

Астрахань. Первые впечатления

На улице Урицкого «Жилой дом с внутренним двором, складами и лавками К. В. Смирнова», построенный до 1884 года. В 1901 году в здании располагалась гостиница «Россия». Забавный балкончик у этого дома.

На набережную выходят и дома в начале улицы Анатолия Сергеева, которая с 1937 до 1920 года называлась Банной, а потом стала Народным бульваром. В 1964 году улице присвоили имя астраханца Анатолия Сергеева, Героя Советского Союза.

Вот эти дома построены во второй половине XIX века.

Астрахань. Первые впечатления

Улица не зря называлась бульваром, она очень зеленая, мало что можно сфотографировать за деревьями. Вот, например, городская усадьба В. С. Сторожева, построенная в 1909 году. Она в стиле модерн, но увидеть это, пока не осыплется листва, невозможно.

Вот такие застекленные терраски — тоже фирменный стиль Старой Астрахани.

Усадьба А. П. Чернозубовой-Рябицева, конец XIX - начало XX века

Два таких, казалось бы, совсем не похожих фасада: дома № 14 по улице Максима Горького и дома № 13 по улице Анатолия Сергеева принадлежат одной усадьбе, владелицей которой была Валентина Ивановна Бойко. Дом, выходящий на улицу Сергеева, построен в конце XIX века в стиле неоренессанса, а дом по улице Максима Горького построен в 1914 году в стиле модерн. С 1924 года и по настоящее время здания занимает Астраханская клиническая больница.

На улице Максима Горького встречаются здания и в состоянии полной разрухи, но можно сюда не ходить, ограничиться участком улицы, выходящим фасадами на Петровскую набережную. Я жила рядом и, для разнообразия, возвращалась вечером по разным улицам. Заброшки мне не мешали, главное, на улицах чисто.

Первый день закончился: Астрахань мне нравилась, я чувствовала себя там вполне комфортно.