Турист Илья Антонов (stereo21)
Илья Антонов
был 26 апреля 16:16

Рыбинск, Вологда, Беломорск, Медвежьегорск + 1 город — Россия Октябрь 2022

Наступил очередной отпуск. Октябрь. Холодает. И в голову не пришло ничего лучше, как поехать в Карелию. Кто-то спросит -опять? Я отвечу — да! Это потрясающая часть нашей страны. Неописуемой красоты и атмосферы. Прошлое наше путешествие я описывал здесь: Страна тысячи озер И в прошлый раз мы немного не доехали до Белого моря. Вот именно этот недостаток мы и решили исправить. Машину особенно не готовил — переобулся на зимнюю резину и залил бак горючего. Первой точкой нашего путешествия стал Санкт Петербург. Выехали из Москвы по платной трассе М11. Дорога отличная, погода тоже. В Питере остановились на 3 дня — они совпали с моей рабочей конференцией. Жена сняла квартиру на насыпном полуострове на берегу Финского залива. Небольшая студия в спальнике-человейнике, но с великолепным видом на залив и башню Газпрома.

И снова Карелия!

Про Питер писать не буду — это тема отдельного опуса. Спустя три дня мы погрузились в машину и выехали в Петрозаводск. В этот раз всю дорогу лил дождь и был сильный ветер. Поехали, огибая Ладожское озеро с юга. Этот отрезок пути в 430 км мы проделали за пять с половиной часов. В Петрозаводске также сняли квартиру на сутки около набережной. В пути утомились, поэтому не гуляли, а поужинали и уснули. Утром погуляли по набережной, покормили уток и решили посмотреть местечко под названием «Чертов стул». Это геологический памятник природы, находится в районе Петрозаводска на северо-восточном побережье Онежского озера. Чертов стул — это массив вулканической породы протерозойской эры, представляющий из себя поляну на высоте 122 м. и отвесную скалу, уходящую к берегу озера, покрытую соснами.

Перед въездом есть парковка бесплатная,

И снова Карелия!

затем, пройдя по лесной тропинке, усеянной опавшей хвоей, вы окажетесь на каменном плато, откуда открываются потрясающие виды на озеро.

На вершине мы с женой разделились — она пошла вниз по уступам пешком, а я вернулся  на машине. Чтоб встретить ее, пришлось проехать по каменистой тропе прямо к воде Онежского озера, где виды на этом берегу также захватывают дух. Но ехать на эту тропу можно только на автомобиле, который умеет ездить без дорог, иначе потребуется эвакуатор.

И снова Карелия!

Напитавшись силой протерозойского вулкана, мы двинулись к следующему пункту — Медвежьегорску. Дороги в Карелии, как я уже писал в прошлом своем рассказе, просто шикарные, машин мало, камер мало, заправок еще меньше, как правило они в городах, но самих городов тоже немного. Едешь, а вокруг озера. Много озер. И на фоне пожелтевшей листвы и темно-зеленой хвои эти зеркала до горизонта, по обе стороны дороги, создают впечатление, что находишься в сказке. Проехали 162 км легко, останавливались в красивых местах, и их было столько, что поездка затянулась.

И снова Карелия!

В Медвежьегорске мы остановились на 3 дня.

И снова Карелия!

Сняли квартиру в уставшей пятиэтажке, но также с потрясающим видом на Онежское озеро. Квартира обычная, все есть, готовили еду сами, магазины в пешей доступности. В первый вечер вышли на берег в двух минутах ходьбы от дома. Берег представляет собой пустынный песчаный пляж. Тут же прилетели утки, в надежде полакомиться вкусняшками, и мы не отказали им в этом удовольствии.

На следующий день отправились на север к Беломорску. Но в плане были еще несколько мест. Одно из них — 11 шлюз Беломорско-Балтийского канала. Съехали с трассы к нему, и дорога кончилась, вернее осталось ее название — яма на яме, ехать некомфортно, и достаточно долго. Но то, что ждало нас в конце, с легкостью перекрыло все негативные впечатления об этом участке дороги. Шлюз — режимный объект. Дорога закончилась шлагбаумом, и высоким забором. Но по сторонам такая красота, что задержались тут мы надолго. Водный поток, спускаясь с плотины хаотично течет вниз, причудливо образуя сеть мелких водопадов посреди сосен.

И снова Карелия!

Я поднялся на плотину и увидел, как огромные массы воды падают вниз, создавая это потрясающее зрелище.

И снова Карелия!

Следующей точкой нашего маршрута был водопад Воицкий падун. Добраться к нему можно на любом автомобиле, но есть места очень узкие — каменистая дорога, а по бокам обрывы. Нервы пощекотали. Но это стоило того. Место не раскрученное, здесь нет толп туристов, как на водопаде Кивач. Мы видели только одну машину, которая уже уезжала. Водопад красив, вода темная, как чай.

Вокруг полянка, можно обойти, посмотреть панораму.

И снова Карелия!

Здесь настолько хорошо, что мы решили тут перекусить. Достали бутерброды, напитки и ели, наслаждаясь шумящими потоками.

Очень круто, всем рекомендую сюда заехать с трассы на север, пока здесь нет людей. Кстати, недалеко от водопада я впервые увидел живого снегиря. Со школьных времен мечтал увидеть, но как-то не приходилось. А тут - вот тебе, сидит прямо на дороге и купается в луже! Вернулись на трассу.

Теперь нас ждут Беломорские петроглифы. Не доезжая Беломорска, рядом с деревней Выгостров, мы свернули с трассы, на дорогу, которая уперлась в мостик. Рядом парковка. Оставили машину и пошли сквозь лес по тропе. До места идти 15 минут по лесу, в котором темно и тихо. Лишь рабочие устанавливают столбы освещения. Скоро здесь тоже будет все облагорожено и, наверное, начнут брать деньги с посетителей. Мы вышли к скалистой породе. Здесь тоже видны признаки современной цивилизации — деревянные мостки в виде дорожек, идя по которым вы и увидите эти наскальные рисунки древних людей, возраст рисунков около 6000 лет.

И снова Карелия!

Где-то читал, что это самые древние из найденных на Земле наскальных рисунков.  Я конечно потрогал их, прикоснулся к работе древних людей. Но — не могу утверждать, что я впечатлен. Может ожидал большего, но силы в этом месте не почувствовал. Однако приобщился к истории человечества в те ее времена, когда в цивилизации распространялось земледелие и население составляло от 5 до 20 млн. человек. Вернулись к машине и поехали в Беломорск. Городок небольшой, в осенних красках как-то не много унылый. Нашли на Гугл-картах место у воды и выехали на побережье Белого моря. Вот она — моя цель.

И снова Карелия!

Честно говоря, я когда собирался, думал — окунусь при любой погоде. Но приехав к морю, выйдя на валуны, понял, что погорячился. На улице 3 градуса, температуру воды могу только предположить. Ветрено. В общем пообещал себе окунуться в следующий раз. На всякий случай попробовал воду на вкус и с удовлетворением отметил, что она соленая. Постояли еще немного, насладились видами бескрайней воды. И тут пришла в голову очевидная мысль — раз здесь море, то должна быть и рыба. Опять же в гугле нашли рыбный магазин. Ассортимент оказался не слишком большой, но из чего выбрать было. Купили горбушу горячего копчения, балык из форели и пока я расплачивался, чуть не захлебнулся слюной. Все оказалось нереально вкусным. Обратный путь в Медвежьегорск проехали уже в темноте. Но, учитывая качество дорог, это не доставило неудобств. Проснувшись, обнаружили, что наша комната вся залита красным светом, я выглянул в окно и мне пришлось поднимать челюсть — такого восхода я еще не видел!

Это был хороший знак. Сегодня мы собрались посетить туристическую мекку — Кижи. Вообще туда принято плыть на корабле из Петрозаводска, там ходят метеоры и корабли помедленней. Стоимость проезда достигает 5 тысяч рублей и в пути полтора часа. Но моя жена оказалась хитрее — оказывается от Медвежьегорска можно проехать по Великой губе до деревни Оятевщина, там от пристани местные возят на Кижи на лодках за 500 руб. в оба конца, и время в пути 10 минут. Мы спросили у хозяйки квартиры — как нам попасть на Кижи? Она ответила: приедете в Оятевщину на пристань, найдете (внимание!) Художника (да, именно так и сказала), поговорите с ним, и он вас отвезет на Кижи. Я подумал — прямо как в фильмах Гая Ричи. Такие приключения мне по душе. Собрались и поехали. По отличным дорогам долетели довольно быстро, минуя множество заброшенных и еле живых деревень с развалившимися домами. Последние 30 км пути великолепная дорога, позволяющая выжать из машины максимум. И заканчивается она упираясь в берег озера. Там хорошая парковка, Мы вышли и увидели вооруженного охранника, который с подозрением наблюдал за нами. Вокруг людей нет, подошли к нему и спросили, как нам найти Художника. Он, не скрывая напряженного подозрения, и не убирая руки с кобуры, принялся выяснять, зачем он нам (все как у Гая Ричи). Видимо, удовлетворившись ответом, указал на неприметный одинокий домик на берегу. Мы пошли к домику, рядом с которым подсознательно я ожидал увидеть плакат с надписью «Художник». На скрип досок, по которым мы шли, вышел человек больше похожий на матроса рыболовецкого траулера. Мы прямо спросили — Вы Художник? Он утвердительно кивнул. А меня так и подмывало сказать что то вроде: "Мы от Веласкеса, товар с собой".   Но я удержался, а он показал на расположенную рядом мастерскую с мольбертами и палитрой.

И снова Карелия!

Он согласился нас отвезти на своей лодке на Кижи за 1500 рублей в оба конца.

Сели мы в утлую лодку и поплыли. Несмотря на то, что Художник периодически вычерпывал из лодки воду, шла она достаточно бодро, разрезая холодную темную воду Онежского озера. Через 15 минут мы вышли на Кижах. Художник оставил нам свой номер телефона и сказал позвонить, когда соберемся назад. На пристани стоят магазинчики, кафе и туалеты. На кассе купили билеты на проход по 600 руб. Есть еще билеты на посещение различных сооружений и церквей, но мы решили просто погулять. У меня сложилось впечатление, что на этом острове людей кроме нас не было. Самая главная достопримечательность Кижей — это церковь со множество куполов, которая построена топором, кованые гвозди использовались только для крепежа черепицы.

И снова Карелия!

Откровенно говоря, Кижи нас не впечатлили. На фоне аккуратно постриженного газона, как будто на гольф поле расположены различные деревянные постройки и дома, показывающие быт крестьян.

Возможно, в детстве я насмотрелся на такие дома, но «вау» эффекта я не испытал. Понравилась ветряная поворотная мельница.

И снова Карелия!

Для своего времени прямо жемчужина инженерной мысли. Побродили по деревне и через час позвонили Художнику. Вернулись к его домику, расплатились и он провел нам экспозицию своих картин. Он оказался еще и философом. Я спросил его сколько времени уходит на работу над картиной. Он ответил — когда пять минут, а когда целая жизнь. В итоге гораздо большее впечатление на меня произвел путь на Кижи в стиле Гая Ричи, нежели сам остров. На обратном пути поехали другой дорогой через лесную просеку, где задействовали весь внедорожный потенциал нашего автомобиля, по пути встретили дровосеков-лесорубов, которые пилили деревья вокруг так называемой дороги. Они даже разгребали поваленные на дорогу стволы, чтобы мы смогли проехать. Когда мы вернулись в Медвежьегорск, то решили посмотреть дом, в котором Владимир Меньшов снимал свой легендарный фильм «Любовь и голуби».

И снова Карелия!

Его можно узнать по кадрам из фильма и на Яндекс навигаторе он тоже есть. Сейчас это жилой дом, хозяин которого поддерживает антураж фильма и даже построил новую голубятню. Следующим пунктом нашего путешествия была Вологда. После завтрака загрузились в машину, заправились дорого (по 60 руб. за литр дизеля) и выехали из Медвежьегорска. Очень приятное впечатление оставил после себя этот город. Запомнился постоянный запах топящихся печей, сначала подумал баню топят, потом понял, что во многих старых домах отопление на дровах.

Маршрут проложили по восточному берегу Онежского озера, предстояло проехать 620 километров. Решили не торопиться и растянуть поездку на весь день. Как всегда великолепные дороги и солнце добавляли настроения. По дороге были запланированы несколько остановок и первой из них оказалось местечко Чёлмужи. Съехали с трассы и продолжили путь по лесной дороге среди могучих сосен. На низком автомобиле здесь проехать очень сложно и, наверное, не безопасно для подвески. Но, как всегда, в конце пути нас ожидала захватывающая дух картина. Это был огромный роскошный песчаный пляж в обрамлении хвойного леса. Песок мелкий и почти белый. Вода чистейшая. И вокруг никого! Я бы назвал это место Онежские Мальдивы.

И снова Карелия!

очень красиво и очень атмосферно. Далее заехали в старую деревню Пяльма (именно деревня, там есть еще поселок с таким названием). Это старинная деревня со постройками в стиле Кижей, только там еще живут люди. И стоит она на берегу одноименной реки, которая протекает с порогами, создавая неповторимый колорит этому месту.

И снова Карелия!

через речку перекинут мосток, на машине проехать я не рискнул. Вернулись на трассу и поехали смотреть гору Андома. По указателям съехали с трассы, дальше не заблудитесь — дорога одна. Она проходит мимо учебного центра МЧС и поднимается на гору, откуда открывается потрясающий вид на озеро и окрестности. Гора Андома образовалась вследствие движения ледника, и высота утеса составляет 83 метра. Высокий утес напомнил нам такой же утес на Тенерифе, и озеро внизу шумело, как Атлантический океан.

И снова Карелия!

— вот это я понимаю — место силы! Настолько здесь красиво, что решили перекусить прямо на стоящей на утесе лавочке. Возвращались на трассу уже на закате. Вообще закаты на Онеге какие-то нереальные!

Смотришь и не насмотришься. Потом быстро стемнело и по трассе мы мчались уже в ночи. Остановились размяться, погасили освещение в машине и в кромешной тьме нам открылось потрясающей красоты звёздное небо. Давно не видел такого неба, Млечный путь цветной, все созвездия, как на ладони. У жены в телефоне есть приложение Stellarium — наводишь камеру на небо, и появляются названия звезд и созвездий.

И снова Карелия!

Залипли на 15 минут, аж промерзли, температура была около нуля. В Вологду приехали около девяти вечера, заселились в Отель Аура, взяли классный номер, заказали в номер ужин, ели, пили, и обсуждали увиденное. С утра сходили в хаммам, поплавали в бассейне, позавтракали и пошли гулять по городу. Прошлись по набережной, посмотрели на памятник букве «О»,

зашли в кремль.

И снова Карелия!

Типичный уездный город с резными палисадами.

Следующую ночевку запланировали в Рыбинске, туда ведет убитая дорога, которая меня очень утомила. Остановились в мини отеле на Казанской, обычный отель, ничего примечательного. Вечером вышли прогуляться, зашли поужинать в кафешку СупBerry. Я понял это культовое место. Народу тьма, администратор с трудом нашла нам столик, учитывая, что мы не бронировали его заранее. Еда вкусная, цены приятные, в общем если будете в Рыбинске, загляните обязательно. С утра опять прошлись по центру города, посмотрели на Волгу, побывали на местной Красной площади, в центре все вывески на старорусском языке, что придает городу определенный колорит.

И снова Карелия!

Заехали посмотреть на памятник Волге — матери. Его видно только с воды, потому что подъезд к нему закрыт.

И снова Карелия!

Проезжали волжские города Углич, Мышкин, Калязин, в некоторых мы уже бывали, поэтому остановились в Калязине, посмотрели на колокольню в воде, на которую местные лодочники предлагают отвезти.

И заехали в заброшенный санаторий рядом с Калязиным. Его строили в конце 80х для Минобороны, а в 90х, так и не закончившись, стройка по известным причинам остановилась и его растащили местные. Он находится в реликтовом хвойном лесу — запах не передать! Сооружение настолько же монументальное, насколько и мрачное.

И снова Карелия!
Да, наша страна умела в гигантизм. Девятиэтажное здание, с бассейнами, холлами в три света, огромными лестницами и фонтанами. Он мог стать суперсанаторием. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Теперь это рай для молодежи, художников граффити и всякого рода игроков в пейнтбол. Затем начался дождь и лил всю оставшуюся дорогу до дома. Наше автопутешествие закончилось. Уже прошла неделя, но впечатления до сих пор не отпускают. Просторы нашей страны и великолепие ее красот и чудес просто поражают воображение. Весь маршрут опять составляла моя жена, за что ей в очередной раз огромное спасибо! Мне повезло — это она умеет. И да, у нас уже есть следующая цель!