Турист Marsel Shakurov (Marsel_Shakurov)
Marsel Shakurov
был вчера 16:15

Сортавала — Россия Август 2022

В рамках экскурсии по Карелии в один из дней до обеда стояла обзорная экскурсия по Сортавале и посещение так называемой «деревни викингов». Решив, что и то, и другое — мероприятие сомнительное, решили попробовать самостоятельно организовать свой отдых. Так как Рускеалу к тому времени мы уже увидели, местную форель поели, а для поездки на Валаам нужно было больше времени плюс к тому, что паломников набралась очередь человек триста, оставался последний очевидный вариант — двухчасовая поездка по ладожским шхерам.

Что такое шхеры? Всезнающая Википедия говорит нам, что шхеры — архипелаги из небольших скальных островков, разделенных узкими проливами. Минутка интересных фактов: раньше в узких проливах укрывались от шторма и назывался этот процесс «зашхериться». Позже слово ушло в народ и стало обозначать любое пережидание опасности.
Вот как раз по этим шхерам и предлагается двухчасовая экскурсия стоимостью 2000 рублей с человека. Забронировать ее можно разными способами: есть варианты на авито, есть сайты, наконец, есть самый простой путь — спуститься к сортавальскому причалу и обратиться в местные ларьки. В сезон стоит озаботиться заранее, желающих много, нам с девушкой повезло, что одновременно с нами данный вид отдыха пожелали еще две туристки, так что за нами сразу приехал мужичок на катере поменьше стандартного

И у вас в карельских скалах...

Если повезет, то из гавани вы выйдете одновременно с «Метеором», уходящим к Валааму

Сначала судно на подводных крыльях плывет неспешно, но вскоре выходит на простор, встает на эти самые крылья и грациозно уходит за горизонт. Видели, кстати, интересную картину, пока ожидали свой катер: приехал молодой человек на крутом мотоцикле, попросил посадить его на «Метеор» в один конец, спросил, где байк не будет никому мешать, собрал котомку и уехал…

И у вас в карельских скалах...

Сортавальный рейд не глубок, сейчас как раз строят новый речной вокзал (или морской. Непонятно, какой эпитет использовать на Ладоге, пусть будет озёрный вокзал). Так что в скором будущем круизные теплоходы будут заходить прямо в акваторию города. А пока они швартуются неподалеку…

…а желающих увозят в город на судах поменьше

И у вас в карельских скалах...

Все экскурсии примерно одинаковы, включают в себя несколько точек. Пусть к первой из них проходит через дачи сортавальцев

Путь проходит через узкий пролив, разделяющий Карельский перешеек и самый крупный остров северной Ладоги — Риеккалансаари

И у вас в карельских скалах...

В проливе катер петляет между несколькими крошечными островками, пока не приезжает на первую точку экскурсии — так называемую дачу Винтера, в советское время база отдыха и санаторий, а сейчас гламурный парк-отель. Покажут с воды длинный причал, вертолетную площадку, несколько строений и отправятся дальше

Некоторые островки Ладожского архипелага совсем крошечные, в голове сразу возникают карикатурные изображения необитаемых островов

Следующая точка водного променада — отвесные скалы острова Хавус

Отвесные гранитные скалы высотой 40 метров видны только со стороны воды, а сосны, растущие на голых камнях, поражают воображение туристов

И у вас в карельских скалах...

Навстречу то и дело попадаются катера, возвращающиеся за новой порцией туристов

На некоторых островках виднеются туристические стоянки, захватить какой-нибудь маленький остров на несколько дней в свою собственность является популярным видом отдыха у жителей Карелии и Санкт-Петербурга

И у вас в карельских скалах...

Но большинство островов пустынны. Так что если хотите побыть Робинзоном — Ладожский архипелаг к вашим услугам

Еще одним популярным видом отдыха на Ладоге является прогулки под парусом

И у вас в карельских скалах...

Шторма на Ладоге не редкость, местные говорят, что с озером шутить нельзя. Каждый год есть и жертвы, и чудом спасшиеся. И тем, и другим в нескольких местах поставлены поклонные кресты

К сожалению, не все туристы берегут архипелаг. Несколько лет назад по причине человеческого фактора выгорел лес на ряде островов: сильный ветер без проблем переносил огонь через узкие проливы. Восстановление островов займет десятки лет

И у вас в карельских скалах...

То тут, то там попадаются на глаза катера на стоянке — капитаны привозят туристов в полюбившиеся места

Нам повезло — из-за того, что мы положились на авось, мы попали в резонанс с большинством организованных экскурсий, поэтому наша поездка была достаточно уединенной

И у вас в карельских скалах...

Главным пунктом экскурсии является остров Хонкасало, который распологается в наиболее насыщенной островками части архипелага

Через узкие (иногда в несколько метров шириной) проходы (проливами их называть язык не поворачивается) катер пристает к берегу, а пассажирам предоставляется время для прогулки

И у вас в карельских скалах...

Дело в том, что на острове распологается 80-метровая гора, с вершины которой открывается великолепный обзорный вид на шхеры и на открытую Ладогу

В древние времена на Хонкасало был оборудован наблюдательный пункт

И у вас в карельских скалах...

Вид с Хонкасало действительно великолепный, видны в том числе, и сооружения Валаамского монастыря

Лет 10 назад на Хонкасало была организована еще одна обзорная площадка, но она оказалась слишком открытой всем ветрам

И у вас в карельских скалах...

А вот стоянка внутри острова стала мегапопулярной: сюда заезжают и все катера из Сортавалы, и катера из Валаама завозят сюда пассажиров по пути обратно

Так что в час пик к Хонкасало могут быть пришвартованы до 40–50 катеров. Как уже говорил, нам повезло:)

И у вас в карельских скалах...

Вот, кстати, наш катерок. Он был 6-местным, включая место капитана, обычно туристов возят катера побольше, на 8–10 мест. Цена будет неизменной — 2000 рублей

Вдоволь нафотографировавшись, мы вернулись к катеру и направились обратно в Сортавалу

И у вас в карельских скалах...

На обратном пути остановок нет, правда, в большинство экскурсий входит еще одна точка — остров Каарнетсаари с треснувшей скалой Айно, но мы туда не поехали

Так что минут через 20 бодрого хода снова оказались на сортавальском причале

Подытоживая: поездка по шхерам точно стоит времени и денег, это, пожалуй самое толковое здешнее времяпрепровождение. За исключением поедания ладожской рыбы;)

1. Не на север, но через северо-запад
  2. И у вас в карельских скалах...

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия