Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была вчера 6:56
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Владивосток — Россия Сентябрь 2022

Там, где величайший материк планеты Евразия противостоит могучему Тихому океану, в российских водах Японского моря, расположен небольшой, но удивительный остров. Он славится нетронутой природой, живописными видами, чистейшими прибрежными водами, а кроме того, обладает всеми неотъемлемыми составляющими приключенческого романа Стивенсона «Остров Сокровищ» — тайнами, несметными богатствами и пиратами.

Остров сокровищ

Необитаемый островок был открыт и нанесен на карту в 1860 году экспедицией под руководством гидрографа Василия Матвеевича Бабкина, которая на двухмачтовой парусно-винтовой шхуне «Восток» занималась исследованием берегов Приморья. Назван остров в честь контр-адмирала и мореплавателя Александра Ивановича Петрова.

Остров сокровищ

Побывать здесь мечтают многие, но такая удача выпадает не всем. Остров Петрова входит в состав Лазовского заповедника и самостоятельное его посещение запрещено. Да и рискованно: высадиться на высокий скалистый берег можно только через единственный «заповедный» пирс. Но и официальный способ не слишком прост и требует благоприятного стечения целого ряда обстоятельств — хорошей погоды (а она в Приморье крайне непредсказуемая), полного штиля и спокойного поведения моря — при сильном ветре и высоких волнах катера на остров не ходят. Ну и для начала необходимо добраться до самого побережья, а если накануне дождями размыло подъездные дороги, то мероприятие и вовсе обречено на провал.

Остров сокровищ

И всё же всегда теплится надежда, которая словно путеводная звезда манит, вселяет уверенность и безудержно зовёт в самую дальнюю даль. Утром 28 августа, с девизом «АВОСЬ» мы отправились к заветной цели.

Поездка была запланирована давно и состоялась благодаря Лиге ходьбы «Женьшень». Эта общественная организация была создана во Владивостоке более 30 лет назад и объединяет, в основном, любителей пеших прогулок. В Лиге более 250 участников, вместе они выезжают за город, организуют походы, марши, участвуют в различных соревнованиях, и кроме того, на безвозмездной основе занимаются волонтерством и проводят благотворительные акции (передают вещи и продукты малоимущим, оказывают помощь пострадавшим от тайфунов). Походы проводятся круглый год, каждые выходные, невзирая на снег и дождь. «Нет плохой погоды — есть плохая экипировка», уверены в лиге.

В настоящее время Лигу возглавляет Оленина Елена Васильевна. Присоединиться к лиге ходьбы «Женьшень» могут все желающие!
Весь путь от Владивостока до базы на машине занимает 6 часов, а расстояние составляет 320 км. Дорога минует Артём (там находится международный аэропорт), тянется до Шкотово, сворачивает на Партизанск и по новенькому асфальту бежит до ущелья Дарданеллы. Делаем небольшой передых возле кафе и едем дальше, держа курс на административный центр Лазовского района — село Лазо.

Остров сокровищ

Около четверти всей площади одноименного района занимает Лазовский заповедник. Въезд на его территорию осуществляется только по пропускам. Получаем документы в дирекции заповедника (пос. Лазо, Центральная, 56) и преодолев еще 80 км. грунтовой дороги прибываем, наконец, на кордон заповедника, расположенный в бухте Петрова.

На специально отведённой зоне раскинулся довольно большой туристический комплекс. Вариантов для проживания тьма — палатки, юрты, сферы, корпуса различного уровня комфортности. Нам достался шестиместный домик со всеми удобствами и с полностью оборудованной кухней.

Место пользуется огромной популярностью и «жильё» раскупается быстро, иногда задолго до начала летнего сезона. В этом году, например, всё было полностью забронировано уже в феврале. А чтобы из-за наплыва туристов райский уголок не лишился своей прелести, на посещение установлен лимит. Максимальная дневная антропогенная нагрузка на кордоне — 100 человек.

Остров сокровищ
Вдоль берега тянутся шикарные песчаные пляжи с божественным видом на протяжённую бухту Соколовская. Ту её часть, что лежит аккурат напротив знаменитого острова, неофициально окрестили «Бухта Петрова».

В южном направлении, за каменистым мысом, скрывается бухта Поющего песка, получившая свое название благодаря легкому, рыхлому песку, издающему хрустящие звуки под ногами.

Остров сокровищ
Пройти туда по берегу невозможно — разве что вплавь. А вот в обход через лес — пожалуйста! Но только в составе тургруппы, в сопровождении сотрудника заповедника. Не стоит забывать, что мы находимся на территории с особым природоохранным статусом.

Лазовский государственный заповедник существует с 1935 года и сегодня является вторым по величине в Приморье. Создавался он с целью сохранения и изучения лесов южного Сихотэ-Алиня и обитателей этих краев. В 1970 году заповеднику присвоено имя Л. Г. Капланова — зоолога, директора заповедника в тяжелую военную пору, и погибшего в возрасте 32-х лет от рук браконьеров. В 2014 году Лазовский заповедник был реорганизован путём слияния с национальным парком «Зов Тигра».

Близость моря и гористый рельеф способствовали формированию богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Не хочется утомлять вас длинным перечнем, но все-таки отмечу: в заповеднике произрастает 1284 вида сосудистых растений, 285 — мохообразных, 775 — водорослей, 407 — лишайников и 1188 — грибов. Собирать грибы и ягоды здесь строго запрещено, равно как и рвать цветы, ломать ветки деревьев и кустарников, кормить животных и ловить бабочек.

Остров сокровищ
В реках и ручьях заповедника обитает 18 видов рыб, 8 видов земноводных и 8 — пресмыкающихся. Отмечены 2 вида ящериц и 6 — змей. Фауна птиц представлена 368 видами. В тайге водится 58 видов млекопитающих. Многие виды зверей и птиц заповедника относятся к числу редких (амурский тигр, горал, дикий пятнистый олень, гималайский медведь, чешуйчатый крохаль, утка мандаринка, орлан-белохвост, черный аист, гигантская бурозубка).

Лазовский район — самое тигриное место в крае. С 2007 г. ведётся фотомониторинг полосатого хищника. Фотоловушка, мимо которой шагает наш дружный отряд, зафиксировала тигра в первой декаде августа.

Проводник ведёт нас по маршруту «Тропою тигра», и рассказывает об интересных растениях, о животных, о жизни леса. Тропинка поднимается по склону, поросшему кривоствольным дубняком, потом бежит мимо сосен и березок, и выводит на поляну с археологическими артефактами — остатками кумирни бохайского времени и каменной утварью (железный век) для изготовления муки.

При подходе к бухте Поющего песка издалека нам посчастливилось увидеть стадо диких пятнистых оленей. Почуяв близость людей они мгновенно исчезли в густых зарослях, издавая при побеге громкий залихватский свист.

Олененок Пушок - частый гость на нашей турбазе
Побывали мы и на видовой площадке, с которой открывается вид на все побережье. Отсюда, во всей своей красе предстает перед взором легендарный остров Петрова.
Остров сокровищ

Издалека он похож на громадного кита.

Вот въезжают на поляну Прямо к морю-окияну; Поперек его лежит Чудо-юдо рыба-кит
Кажется, что до него рукой подать и можно доплыть туда самому. Однако без экскурсии никак нельзя. Туристов объединяют в группы по 10–15 человек и переправляют на катерах.

Остров сокровищ
Под руководством проводника-гида, следуя строго по деревянному настилу мы приступаем к ознакомительному путешествию длиной в три часа.

Экологическая тропа на острове была создана в 90-е годы XX века, хотя в документах заповедника упоминается регулярное посещение о-ва туристами с 60-х годов
Остров Петрова — уникальный нетронутый участок суши. Длина его всего 1 километр, а площадь — около 40 га.

фото из интернета

Около 4-х или даже 5 тыс. лет назад островок был соединён с материком узким перешейком, следы которого сохранились в виде косы, наиболее заметной при отливах. Защищенность острова оценили ещё во времена неолита, и сменяя друг друга, здесь жили разные тунгусоязычные племена — бохайцы, чжурчжэни, мохэйцы, илоу. Последние были искусными мореплавателями, а их быстроходные суда наводили страх на всё побережье. За это их прозвали пиратами. По предположениям именно илоу посадили в пониженной северной части острова тисовые деревья.

В 2019 году тропа была покрыта деревянными настилами, лестницами и смотровыми площадками.

Сегодня единственная в мире островная тисовая роща представляет особую ценность.

Тис — само по себе дерево загадочное и необычное. В коре, древесине, семенах и хвое тисов содержится сильнейший яд. В древности некоторые народы считали ядовитой даже его тень. При этом тис почитали как растение-оберег, которого боится всякая нечистая сила. Не исключено, что тисовая роща служила для илоу культовым местом, где проводились религиозные обряды и жертвоприношения.

Женские шишки тиса остроконечного, по своему виду похожие на ягоды. В шишках содержится одно-единственное семечко.  Мякоть ягод  - единственная неядовитая часть тиса
Женские шишки тиса остроконечного, по своему виду похожие на ягоды. В шишках содержится одно-единственное семечко. Мякоть ягод - единственная неядовитая часть тиса

Возраст тисов на острове Петрова колеблется от 400 до 800 лет. Растет тис чрезвычайно медленно. Трёхлетний «тисенок» — длиной с обычный карандаш, а десятилетнее растение не поднимается выше двух метров. А вообще тис живет долго, иногда до 3–4 тыс. лет. Вот только из-за своей прочной, практически вечной и не гниющей буровато-красной древесины тис был практически истреблен человеком. Благодаря своей удаленности острову удалось сохранить реликтовую рощу от посторонних глаз.

Под влиянием частых штормов и сильного ветра тисы вырастают здесь причудливо изогнутыми. Одни превращаются в арки, другие скручиваются в «бараний рог», третьи приобретают фантастические, диковинные формы.

Тис в виде восьмерки, напоминающей число бесконечности. Поговаривают,  что японские туристы, приезжающие на остров, чуть ли не молятся на это дерево, и даже хотели его купить.
Тис в виде восьмерки, напоминающей число бесконечности. Поговаривают, что японские туристы, приезжающие на остров, чуть ли не молятся на это дерево, и даже хотели его купить.
Остров сокровищ

Некоторые стволы и ветви деревьев густо перевиты лианами актинидии (в простонародье — кишмиш). Здесь она достигает максимальных размеров и взбирается на высоту 10–15 метров.

В глубине острова произрастает старый кедрово-широколиственный лес, типичный для всего Приморья. Изолированность и отсутствие в течение нескольких веков пожаров способствовало сохранению экосистемы, не имеющей в мире аналогов.

Остров сокровищ
Фактически, весь остров представляет собой огромный естественный дендрарий с редчайшей коллекцией флоры. На острове растет кедр, липа, ясень, яблоня маньчжурская, корейская сосна, дикий виноград, рододендрон, бархат амурский, монгольский дуб, можжевельник и исчезающие на материковом побережье граб сердцелистный, клён ложнозибольдов, пихта белокрылая и др. Кроме того, ботаники насчитали здесь нескольких десятков видов высших сосудистых растений, среди них женьшень, аралия, лимонник, элеутерококк.

А вот фауна острова не отличается большим разнообразием и представлена в основном птицами. На крутых уступах они собираются в шумные птичьи базары, где гнездятся чайки, уссурийские бакланы, белопоясные стрижи. В акватории живут тюлени, а иногда заплывают мигрирующие киты.

Остров сокровищ

Через густые заросли девственного леса экотропа ведёт к высочайшей точке острова — 114 метров над уровнем моря. Чуть ниже расположена смотровая площадка с потрясающим видом на бухту ТИРХа, названную в честь Тихоокеанского института рыбного хозяйства, альгологическая станция которого проводила здесь исследования в середине ХХ века.

Любители мифов и легенд называют бухту «Бухтой любви» и доказывают, что на языке бохайцев слово «тирх» означало «любовь». Не обошлось и без легенды о местных Ромео и Джульетте, повествующей о том, что давным-давно парень одного племени полюбил девушку из соседнего рода. Но родственники были категорически против и хотели молодых разлучить. Поняли тогда влюблённые, что жить друг без друга не смогут, и прыгнули со скалы в бездну…

Остров сокровищ

Вообще про остров успели насочинять немало. Вот, например, обложенный камнями родничок, обладающий невероятно чудодейственной силой. Считается, что испившие из источника бросают курить, избавляются от алкоголизма, болезней и бесплодия. При этом черпать воду ладонями нельзя. Нужно пить ртом, согнувшись в три погибели. А если этой водой умоется женщина, то разом помолодеет и станет всех милее, всех румяней и белее. Рассказывают, что сюда «на омовение» раз в год привозили китайскую принцессу и дожив до 70 она выглядела на 35. Впрочем, родник — это не только забава для туристов, но и непостижимая загадка для ученых. Откуда в скале посреди моря пресная вода никому неизвестно.

Экскурсоводы рассказывают, что раньше здесь был колодец, но со временем он осел
На одном из тисов нарост на стволе напоминает человеческое лицо. При близком рассмотрении «проявляется» узкие глаза, кривой рот. Согласно сказанию, это бохайский шаман, который не пожелал отправиться в царство мертвых, переродился и теперь незаметно следит за нами, зорко охраняя свои владения.

Остров сокровищ

Имеется и «Дерево желаний» с дуплом-ухом на стволе. В «ухо» следует прошептать своё самое сокровенное желание. Но есть два условия: придется отбросить материальные мечты, и никто не должен подслушать. Вот тогда оно непременно сбудется!

О тисе, сросшимся с липой, тоже сложена легенда. …Однажды на племя напали враги, и все мужчины ушли воевать. Одна из женщин попросила богов, чтобы сын ее обязательно вернулся назад. Долго ждали мужчин. Кое-как израненные и изможденные боями воины воротились домой. Но в тот миг, когда мать с сыном обнялись, парень вдруг превратился в тис, а мать — в липу. Так и стоят они вместе, крепко обнявшись.

Остров сокровищ

Остров Петрова — интереснейший объект не только природного, но и культурного наследия, о чём свидетельствуют археологические раскопки. При неоднократных обследованиях было установлено, что и в эпоху палеометалла, и раннего Средневековья здесь существовали долговременные поселения. В ходе раскопок были найдены остатки нескольких каменных строений, каменные каны (печи), пять источников воды (колодцев), развалины литейной мастерской где плавили железную руду, а также крепостной вал, сложенный из крупных валунов, морской гальки и земли.

Совсем рядом с островом Петрова расположен ещё один заповедный клочок земли — остров Бельцова.

Остров сокровищ

Легенд о нём не рассказывают и на экскурсию туда не водят. Зато вокруг обоих островов можно с ветерком прокатиться на моторной лодке. Поездка длится чуть больше часа, но впечатлений хватает сполна!

Остров сокровищ

Разбрасывая мириады брызг наш катер рвется вперёд. А мы рассматриваем сквозь прозрачную толщу воды усеянное морскими ежами и звёздами дно, поражаемся скалам причудливой формы, напоминающих сказочных великанов, с восторгом смотрим на безмятежно купающихся тюленей-ларга и восхищаемся беспрестанно меняющимся морем, от красоты которого захватывает дух.

Остров сокровищ
Поверьте, пейзажами здешних мест можно любоваться бесконечно.

Остров сокровищ
А еще тут просто бесподобные рассветы! Конечно, ради них приходится встать пораньше, но оно того стоит.

Остров сокровищ
Солнце медленно и плавно встаёт над горизонтом. Первые ласковые лучи скользят по водной глади, пробуждая сонные волны, небо и облака. Весь мир освещается теплым золотистым светом и наполняется надеждой. Радостно встречает рассвет и полюбившийся нами остров, овеянный легендами, обдуваемый океанскими бризами. Единственный и прекрасный!