Турист Alexander Voronov (AlexanderVoronov)
Alexander Voronov
был 7 февраля 2023 13:25

Осташков — Россия Август 2022
К истоку Волги.

Мотопутешествие на пару дней ✌️

От Москвы до истока реки Волга примерно 450 км. Есть два пути: через Тверь/Торжок или через Волоколамск/Ржев. Я двигался по второму варианту, так как навигатор показал меньше пробок.

По дороге нашел классную остановку на перекус (N 56.148618 E 34.896760.) Живописное место с памятником Советской Армии. В тени небольшой хвойной рощи есть скамейка и урна для мусора. В 200 м небольшая речка Держа.

К истоку Волги

После Ржева начинается совсем безлюдная дорога до Осташкова. Остановился я в северной прибрежной части города в гостинице «Береговая». Гостиница ничем не примечательна, ценник сносный. Главное что рецепция работает до поздна и мотоцикл можно оставить во внутреннем дворе.

Застройка города, в основном один-два этажа. Первые упоминания датированы 1372 г. Много очень старых, колоритных зданий. Вообще в этом месте очень интересное сочетание духа старого времени и зачатков современного туризма. Проходишь мимо старого собора и заброшенной колокольни 1685 г. и выходишь на новый бульвар с дизайнерскими скамейками и симпатичными фонарями. А вокруг через один полуразрушенные дома с выбитыми стёклами деревянные, кирпичные…

К истоку Волги

Идёшь к набережной, очередной старинный дом без пары окон, который дополняет карикатурная бабулька на скамейке, а сразу за ней яркий, симпатичный фургончик в котором продаётся «кофе с собой» и на песчаной набережной виднеются доски для сёрфинга воткнутые в песок (то ли кайтсерфинг, то ли просто декорация).

К истоку Волги

Там же, в северной части города, памятник природы остров Кличен. National forest, как гласит табличка на входе. Прекрасное место для прогулки и релакса.

К истоку Волги

Продолжаем путь к истоку. Перед селом Свапуще поворачиваем на улицу Лесная, на грунтовую дорогу. Дорога очень плохая, наплывами, едешь как по стиральной доске, еще и пыль стоит столбом от проезжающих машин. Терпим восемнадцать километров и мы на месте.

Даже в будний день место изобилует туристами. Предусмотрена парковка и две вертолетные площадки. (не все готовы преодолевать восемнадцать километров бездорожья) Бойко идёт торговля сувенирами, корзинами, поделками из дерева. На месте родника, из которого берет своё начало Волга стоит небольшая часовня. Дальше по течению можно формально перешагнуть Волгу, чуть поодаль первый мост через реку. На территории находится женский монастырь, памятник Николаю  Чудотворцу Мир Ликийскому и памятный камень, с высеченной надписью: Путник! Обрати взор свой на Волги исток! Здесь зарождается чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их. Камень сей заложен 22 июня 1989 года живущим и будущим детям России. Оглянись уходя.

Но главной достопримечательностью, которая перетягивает взгляд с остальных, является Спасо-Преображенский собор из красного кирпича 1649 г. Собор действующий не смотря на то, что в нем проводятся реставрационные работы. За добровольное пожертвование можно подняться на колокольню.

В трёх километрах от истока можно передохнуть и подкрепиться в Ольгином Хуторе. Это место можно тоже добавить в список достопримечательностей. У хозяйки душевная коллекция старинных вещей, начиная с угольных утюгов и самоваров и заканчивая автомобильной маслораздаточной колонкой и ретро автомобилями.

К истоку Волги

Подытожу. К вечеру второго дня будете дома. С заправкой и обедом получилось примерно 6 часов на дорогу в одну сторону, с учётом средней скорости 60–70 миль/ч. Дороги хорошие на протяжении всего пути, не считая грунтовки на финальных восемнадцати километров. Место понравится тем кто любит природу, тишину и церковную русскую архитектуру.