Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:04

Июльская прогулка по Волгограду. Часть 3. От проспекта Ленина к набережной Волги

Волгоград — Россия Июль 2014

Начало:

Июльская прогулка по Волгограду. Часть 1. В окрестностях музея «Память».

Июльская прогулка по Волгограду. Часть 2. Начало проспекта Ленина.

Во время неспешного передвижения от проспекта Ленина к Набережной я увидел в прогале между многоэтажными домами красивое кирпичное здание, по виду напоминающее дома старой застройки Саратовской области.

На здании висела табличка, сохранившаяся со времён СССР.

В этих местах шли ожесточенные бои во время Сталинградской битвы и было удивительно, что здание смогло сохраниться.

Стало интересно узнать его историю. На самом деле здание было построено в 1903 году, тогда не было многоэтажек вокруг и фасад здания выходил на главную улицу Царицына. Хотя в реестре памятников культуры дом числится как особняк братьев Рысиных, на самом деле особняк был построен одним из братьев — Иваном Никаноровичем Рысиным. Вместе со своим братом Василием Никаноровичем 15 декабря 1910 года он был избран гласным Царицынской Городской Думы. Оба брата были купцами, причем у Василия Никаноровича недвижимого имущества было больше в денежном выражении, чем у Ивана Никаноровича.

Принадлежавший Ивану Никаноровичу магазин «Мебель, фарфор, хрусталь» находился на Александровской площади в доме Зинина и был известен далеко за пределами Царицына. В частности, информация о нём содержалась в путеводителях — справочниках, выпускавшихся Петром Силычем Феокритовым.

Рысин, как и многие другие богатые жители Царицына, являлся почетным членом Общества трезвости и для предъявителей членского билета общества трезвости в его магазине действовала скидка в 5%.

Во время войны здание было частично разрушено, но каким-то непонятным образом сохранились деревянные части дома. Их даже не сожгли холодными военными ночами. В 1950 году земельный участок вместе с остатками дома были переданы Сталинградскому отделению Союза Архитекторов и в 1952 году, после восстановления здания, оно стало именоваться «Домом архитектора» и по сию пор так называется. А вот для чего на лужайке перед домом обломки колонн — непонятно. Может для придания архитектурного колорита…

На трёх зданиях, которые формально находятся по разным адресам, но фактически расположены на пересечении с улицей Краснознаменская, располагаются три мемориальные доски.

В советские времена многие вещи находились под грифом «секретно» и это касалось не только документов, но также людей, городов и воинских частей, связанных с обеспечением безопасности страны.

13 мая 1946 года был создан полигон для испытаний первых советских баллистических ракет в Капустином Яре. С момента создания и на протяжении 27 лет, с 1946 по 1973 год, бессменным руководителем 4 Государственного центрального полигона (Капустин Яр) был тогда еще генерал-лейтенант, а впоследствии генерал-полковник, Василий Иванович Вознюк (1907–1976).

На полигоне был совершен первый старт баллистической ракеты в СССР. Это были вывезенные из Германии ракеты «Фау-2». Здесь впервые в мире ракета Р-12 стартовала из шахтной пусковой установки. 16 марта 1962 года Капустин Яр стал космодромом. Много славных и секретных дел было совершено под руководством Вознюка.

После выхода на пенсию в апреле 1973 год, он переехал в город Волгоград и поселился в обычном доме.

Соседи не подозревали с каким человеком они живут рядом. Только через тридцать лет после его смерти на здании, где прославленный генерал прожил последние три года своей жизни, была торжественно установлена мемориальная доска.

Произошло это 25 декабря 2006 года.

Иван Герасимович Лапиков (1922–1993) родился в Сталинградской области, затем учился в Сталинграде. В заводском Дворце культуры имени Ленина в самодеятельном струнном оркестре играл на балалайке, записался в драматический кружок. В 1939 году поступил в Харьковский театральный институт (ныне Харьковский национальный университет искусств имени И. П. Котляревского), где проучился всего два курса — началась война. Был мобилизован в батальон, занимавшийся строительством под Сталинградом противотанковых заграждений. Награждён медалью «За оборону Сталинграда».

C 1941 по 1963 годы (с перерывом с 1.12.1941 по 1.03.1942, когда служил в Красной армии) работал в Сталинградском драматическом театре им. М. Горького, первые роли Лапикова в театре были бессловесными. В 1963 году Иван Герасимович Лапиков переехал в Москву.

7 сентября 2003 года на здании, где он жил в Волгограде,

была установлена мемориальная доска.

В кино Лапиков снимался с 1954 года, несмотря на то, что жил в провинции.

Валентин Иосифович Гафт рассказывал об Иване Лапикове: «Иван Герасимович Лапиков — артист, как говорят, милостью Божьей. Он не из тех, кто пришел в мир театра и кино, чтобы попритворяться да поприкидываться. Источником его вдохновения были всегда мудрость, совесть и душа. Он был подлинным самородком, впитавшим все соки благодатной и такой многострадальной земли русской. Его фигура, голос, глаза всегда гармонировали с тем, что человек хотел сказать, о чем думал. Острота, ирония, гнев были в нем не самоцелью. Он все глубоко переживал. А играл он людей из народа, тех, на ком держится весь этот мир; играл людей, которые сеют и пашут, воюют и умирают, сражаясь за родину, как старшина Поприщенко в фильме С.Бондарчука „Они сражались за Родину“. Он потрясающий монах Кирилл в „Андрее Рублеве“ Тарковского, Семен Трубников в „Председателе“ режиссера Салтыкова. Это уже не актерство, а исповедь, свойство великих, могучих личностей».

Распад Советского Союза Иван Герасимович сильно переживал. Когда в 1993 году режиссер Сергей Бондарчук попросил Лапикова выступить перед солдатами одной из воинских частей, то сначала. Иван Герасимович отказался, так как чувствовал себя плохо и решил, что ехать не стоит. Но 1 мая 1993 года в Москве прошла манифестация, актер увидел, как омоновцы избивают демонстрантов — и сказал жене, что считает своим долгом помешать гражданской войне в России, и поехал 2 мая 1993 года на встречу с солдатами одной из подмосковных частей в посёлке Калининец Наро-Фоминского района Московской области. Ивану Герасимовичу стало плохо прямо на сцене во время выступления — остановилось сердце.

Когда я увидел в Волгограде мемориальную доску в честь писателя Владимира Максимовича Богомолова (1924 -1999),

то в памяти всплыл роман «В августе сорок четвёртого» («Момент истины», 1973). И память подвела, роман написал Владимир Осипович Богомолов (1924 -2003).

Бывают же такие совпадения, два советских писателя с одинаковыми именами, фамилиями и даже годом рождения. А из многочисленных произведений Владимира Максимовича я читал лишь повесть «За ваше завтра» об Олеко Дундиче. Мемориальная доска была установлена 2 февраля 2010 года.

На противоположной стороне улицы Краснознаменской находится Знак примирения народов России, Германии и Австрии.

Рядом находится сквер Пушкина в котором находится памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Честно говоря, не сразу признал его.

Злые на язык волгоградцы называют этот памятник гамадрилом. Нехорошо поэтов обзывать, но с детьми на площадь Примирения, пожалуй, лучше не ходить.

Тем не менее, за этот памятник почетный гражданин города Волгограда, скульптор Виктор Георгиевич Фетисов получил в 2000 году Золотую Пушкинскую медаль. Медаль, посвященная 200-летию Пушкина, была разработана и выпущена Союзом художников России. Пушкинские медали были изготовлена на Московском Монетном дворе ограниченным тиражом 500 штук.

Ближе в Волге находится храм Иоанна Предтечи Храм-путешественник.

Рядом с храмом мне встретился памятник Петру и Февронии, который появился в Волгограде 8 июля 2012 года, во всероссийский день семьи, любви и верности, и в результате чего Волгоград стал 12-м городом, где были установлены аналогичные памятники.

Помнится собирались установить памятник Петру и Февронии в городском парке города Саратова, даже камень устанавливали в честь этого, но планы так и не были выполнены.

Памятник выглядит замечательно, только, чтобы пробраться к нему, мне пришлось попрыгать среди многочисленных луж и струй воды — автоматически полив газона иногда непредсказуем.

Обратите внимание — официальное название памятника «Благословение» написано на пьедестале золотыми буквами.

На подножиях памятника, выполненных из гранита, начертаны заповеди создания крепкой семьи.

Вот некоторые из них:

«Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы."

«Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни дабы не было вам препятствия в молитвах."

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие."

«Добродетельная жена — венец для мужа."

«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.»

«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле."

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине!»

Мудрые слова, дошедшие к нам из глубины веков.

Далее мой путь привёл на набережную, которая рассечена несколькими аллеями.

Любят в волжских городах строить на набережных ротонды. Первую ротонду я видел в Саратове, вторую встретил в Волгограде.

Только волгоградская старше по возрасту. Её легко увидеть справа, когда Вы спускаетесь от Аллеи Героев. Существующая ротонда — это вторая попытка, реализованная в 1952 году по проекту архитектора И. Р. Арутюновой на месте первой попытки строительства ротонды.

Первая ротонда была построена в 1936 году, но после войны от неё ничего не осталось. В этом нет ничего удивительного — во время обороны Сталинграда на месте ротонды была установлена зенитная батарея лейтенанта М. А. Баскакова, которая прямой наводкой расстреливала немецкие танки. До Волги солдаты вермахта не дошли. И в Саратове, и в Волгограде ротонды — любимые места для фотосессий молодожёнов.

А в это время их друзья и подруги мило общаются.

Когда вспоминаешь памятники Петру Первому, то сразу всплывают в памяти Медный всадник в Санкт-Петербурге и громадина от Церетели в Москве Гигант над Москвой-рекой. Большие и мощные.

Памятник в Волгограде меня потряс до глубины души. На боковом ответвлении аллеи стоит покрытый пылью памятник, ветки деревьев заползают ему на плечи, словно пытаются задушить. А на пьедестале чуть ли фломастером написаны даты: 1672–1725.

Честно говоря, не понимаю зачем вообще памятник устанавливать на задворках и, видимо, напрочь забыть о нём. Хотя место было выбрано специально. Рядом с пересечением улиц Володарского и маршала Чуйкова, которая до 1923 года называлась Петровская, а с 1923 по 1982 год — Краснопитерская. Памятник был открыт 6 сентября 2003 года во время празднования дня города. Авторы: скульпторы Александра Еременко, Петр Остапенко и архитектор Валентина Калиниченко.

Пётр Первый бывал в Царицыне трижды, останавливался в комендантском доме, который находился неподалёку от места установки памятника. В краеведческом музее хранятся изрядно попорченный молью картуз и потёртая трость. До 1838 года они хранились в военном ведомстве, а затем были переданы Царицынскому Градскому Обществу. Сохранилась легенда об этих подарках императора. В ту пору прошёл слух по городу Царицыну, что жителей будут насильно переселять в Азов. Горожане обратились к царю-батюшке — не надо этого делать. Петр Первый снял с себя картуз, сказав при этом: «Как никто не смел с моей головы снять этот картуз, так никто не посмеет вас выводить или переселять из Царицына». Заодно решить подарить трость и вручая её молвил: «Вот вам моя трость: я управлялся ею от врагов».

Кстати, в 2021 году памятник подновили и он выглядел получше.

Если до революции губерниями управляли губернаторы, то во времена Советского Союза их роль исполняли партийные лидеры. Как и губернаторы, они были различными. Кто-то заботился о собственной карьере, а кто-то о людях. Люди помнят вторых, напрочь забывая первых.

7 ноября 2005 года на набережной Волгограда появился памятник, на котором прикреплена табличка.

Алексей Семёнович Чуянов (1905–1977) был Первым секретарём Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) в 1938–1946 годах. Во время войны — членом Военных Советов Сталинградского, Донского и Южного фронтов.

В самые тяжелые для Сталинграда дни именно им были организованы эвакуация людей и ценностей из города, формирование отрядов народного ополчения и самообороны, которые вместе с кадровыми военными отстояли Сталинград. После войны — восстановление города из руин, фактически с нуля. Много сил и энергии отдал он возрождению города-героя. Отсюда началось черкасовское движение, распространившееся на все разрушенные регионы страны. Кстати, двухэтажное здание, возле которого находится памятник и где ныне располагается Дом ветеранов, построено немецкими военнопленными после войны. Земляки помнят Чуянова и, хотя он умер в Москве, прах Алексея Семёновича похоронен на Мамаевом кургане.

На набережной дети катались вокруг знаменитого фонтана

и играли в тени на детской площадке.

Субботний день — множество свадеб. Порой жалеешь невест и женихов, из которых фотографы творят фотомоделей.

Но зато остаётся память, запечатленная в снимках и видео.

А природа радуется, когда вода умывает зеленые газоны.

Лето — хорошо, но когда летом не слишком жарко — тоже неплохо.