Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:15
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Северо-Енисейский, Енисейск — Россия Март 2022

Предыдущая часть — Куюмба

Куюмба в 16 км. от основной трассы Северо-Енисейск — Байкит. Впрочем, что в Эвенкии нужно считать основным зимником, а что второстепенным, вопрос риторический.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Движемся на юг, в подтверждении чего начал меняться лес. Стало больше берёз и крупных сосен, зато сама дорога по прежнему прыгает и петляет.

За час удаётся пройти не более 30–35 км.

На одном из подъёмов долго ползём вверх, на вершине останавливаемся.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Дмитрий указывает на три горящих факела. Это Куюмбинское месторождение. Его открыли во времена СССР и оно до сих пор снабжает страну чёрным золотом. Мощное зарево от факелов мы видели на подъезде к Куюмбе.

Днём же кажется, ничего особенного…

Когда сопки закончились, дорога вырвалась на простор, побежав среди замёрзших речушек и болот. Вновь появился горельник, перемешанный с обломками берёз и ошмётками хвои, затем вновь коридор хвои.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

На обед сделали привал в берёзовой роще.

Не уверен, что читатель меня поймёт, но берёзки посреди тайги выглядят по-Есенински родными. Смотреть на белые стволы куда приятней, нежели на чахлые лиственницы.

К концу мая роща наполнится пением птиц, шуршанием веток и ароматом нежных зелёных трав. Жаль, но всей этой красоты увидеть невозможно. Лес, подобно опытному картёжнику, в открытую не играет, допуская человека только в зимнее время.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Обещанной стелы с названием Эвенкия на нужном месте не оказалось. Граница между субъектами федераций обозначалась флагом, запутавшимся среди веток и невзрачного вида табличкой.

В наступивших сумерках, при игре света и тени, колдобины стали неразличимы. Несколько раз мы попадали в хорошие ямы. Водители, беспокоясь за бочки с соляркой, проверяли прицепы. К счастью, всё обошлось.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

День оказался полностью посвящён переезду, но своей цели, добраться до Северо-Енисейска, мы достигли. Дмитрию Юркову уже приходилось бывать в этом городе.

В Северо-Енисейск приезжают командировочные. Гостиниц мало и они дорогие. Хочешь найти жильё подешевле — лучше снять квартиру. В центральном универмаге есть стенд, где расклеены предложения хозяев.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Мы подошли, начали изучать, и встретили женщину, готовившуюся повесить объявление. Разговорились, объяснили ситуацию и уже через 15 минут разгружали вещи возле её дома.

Судьба определила нас во вполне приличную двушку, с телевизором, кухней, ванной, туалетом, кроватями и всем необходимым. Каждый из нас с удовольствием постоял под душем.

Узнав, что постояльцев восемь, хозяйка из дома привезла дополнительные матрасы и одеяла. Поужинав, разместились по комнатам. Ночь прошла хорошо.

Утром позавтракав, дружной компанией отправились в музей, одновременно изучая город.

Мне, сугубо столичному жителю, было удивительно видеть сугробы в два и даже в три этажа.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Северо-Енисейск образовался как посёлок золотодобытчиков Авенировского рудника по берегам жиденькой Безымянки.

В 1922 году официально стал называться Советский Рудник, в 1926 году получил статус рабочего посёлка. С этого времени начинается строительство домов барачного типа. В довоенное время строятся 4-6-ти квартирные дома, в послевоенное время 2-4-х квартирные, типовые общежития с печным отоплением.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

В 1950 году появились улицы, 1960-х годах началось строительство двухэтажных многоквартирных домов.

В 1979 году впервые вошёл в эксплуатацию крупнопанельный дом, в 1981 построен 56-квартирный пятиэтажный кирпичный дом. К концу 1986 года образовался современный микрорайон на 1500 жителей.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Рядом с городом аэродром. Первый самолёт совершил посадку в 1936 г. В настоящем взлётно-посадочная полоса способна принимать АН-24, АН-26, ЯК-40.

Возможно, читатель приведённую информацию сочтёт обыденной. Поясню, вокруг тайга, а здесь благоустроенный город: девушки, одетые по последней моде, иностранные машины, рекламные щиты, мамы с колясками и очищенные от снега улицы. Людей неприкаянных, только что откинувшихся с зоны, не видел. Вполне прилично выглядят пенсионеры.

От последних узнал, Северо-Енисейск это удалённый от суши островок, развивающийся по собственным правилам, где особым влиянием пользуются директора предприятий. Они вкладывают деньги в благоустройство, следят за порядком. В некотором роде их можно назвать хозяевами города.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Правда, оговорюсь, хозяева они крепкие. К примеру, один из городских детских садов в 2019 г. был признан лучшим в России. Мы там не были, но, по словам местных, его стены расписаны картинами в разных стилях.

Художников отцы города приглашали из Москвы и из Питера. Кукрыниксов не церемонясь выставляли. Классикам заплатили по всей широте сибирской души.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Как мы все знаем, до Революции в отдалённых уголках Сибири формировались свои центры силы. Нечто подобное существует и теперь. Ещё один важный момент это экология. Предприятие Соврудник, где перерабатывают руду, находится в центре города.

Золотодобытчики утверждают, что их деятельность здоровью северо-енисейцев не угрожает, что производство является безвредным. По штату на фабрике наверняка есть эколог, но я не уверен, что его заключения имеют вес.

Несколько лет назад вышло распоряжение, запрещающее добывать руду взрывным способом. По словам местных, взрывов стало меньше, но иногда город всё равно потряхивает.

Свои карьеры золотодобытчики охраняют и никого туда не допускают. На подъезде к городу мы проезжали один из таковых. Хотели остановиться — охрана попросила этого не делать.

В общем, не буду писать о том, чего не знаю… Зато знаю точно: день оказался переломным. Весна, перестав стесняться, вступила в свои права. Если ночью держался минус, то к 12 дня уходящая зима заплакала лужами.

Нам довелось посетить Музей золотодобычи.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Хочется отметить местных художников, чьи сувениры и поделки продаются в универмаге.

Не удержался и купил плетёную тарелку с Северо-Енисейском.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Подводя итог, Северо-Енисейск оставил приятные впечатления. Повторюсь, мы никак не ожидали, что посреди тайги может быть обустроенный город. В сравнении с Байкитом, Турой и Ванаварой, Северо-Енисейск — мегаполис…

Из города удалось выехать в час дня. Наш дальнейший путь лежал в Енисейск. От своего северного собрата бывшая столица Сибири в 300 км.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Зимник закончился. Дорога: перемешанный с крошкой асфальт, который после зимы размыло и разбило колёсами большегрузов. В ещё больших количествах стали попадаться колдобины.

Появилось много грузовиков. Пролетая мимо, они могли подарить камень в лобовое стекло, либо хорошо обрызгать. Если раньше приходилось отряхивать обувь от снега, то теперь нужно было залезать бочком, дабы не испачкаться о кузов.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Зато погода решила порадовать. День оказался наполнен солнцем.

Запомнилась речка под названием Еруда. Несколько лет назад наша Вероника по Еруде сплавлялась. За неделю, кроме гнуса и комаров, они не встретили ни единой души.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Заметив драгу, мы попросили Дмитрия остановиться.

Подойдя поближе, какое-то время изучали плавсредство и его агрегаты. В ожидании ремонта ковши оказались сняты. Побывав до этого в Музее золотодобычи, мы пытались прикинуть объём и их общее количество. Подсчёты прервал рабочий.

Он спросил, кто мы такие и почему интересуемся драгой? В завязавшемся разговоре узнали, наш собеседник из Амурской области. Работает вахтовым методом по два месяца. Добываемого золота ни разу не видел, ибо обслуживает механику.

Самородки и крупинки контролирует охрана и информацией ни с кем не делится. Про зарплату парень отвечать не стал, сославшись на — устраивает.

Подводя итог, визави сказал, драгу скоро запустят и они пойдут по реке. При виде новых людей, охрана нервничает и просит удалиться. Пожелав удачи, направляемся к машинам.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

На обед расположились в посёлковой кафешке, где с удовольствием перекусили.

Посёлок Брянка ведёт историю с 1920 года. Когда-то здесь был кожзавод, кирпичное производство и много чего ещё. Перед самым закатом Советской власти через Большой Пит успели железный мост перекинуть. Брянка стала посёлком транзитным, за счёт чего теперь во многом и существует.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Пока товарищи обедали, я прогулялся. Глядя на посёлок, мне почему-то подумалось, что именно здесь жили Петька, Васька и Серёжка из повести А. П. Гайдара «Дальние страны».

Надо сказать, чем ближе приближался конец путешествия, тем больше у каждого накопилось усталости, и если болело и ныло у меня, то можно только предполагать, что испытывали водители. Даже моторы ревели теперь не столь залихватски.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

После Брянки дорога оказалась усыпана щебёнкой. На преодоление Сухопитского перевала потратили уйму времени.

Зато, когда приблизились к Енисею, усталость как рукой сняло. Открывшаяся картина была настолько величественной, что от созерцания невозможно было оторваться.

На другой стороне искрил огнями Енисейск. Город на чёрном небе отрезал мощный кусман, соорудив искусственный купол. Обещая праздник и развлечения, сибирский райцентр сверкал подобно Лас-Вегасу.

Белые снега северной широты. Ч - 17. Из Куюмбы до Енисейска

Не смотря на плюсовую температуру, в предпоследний день марта ещё работала переправа. После разрешающего сигнала, сформировавшаяся колонна двинулась на левый берег.

Енисей возле города-побратима шириной в три километра. Скажу честно, я держась за ручку двери, при малейшем треске готовясь выскочить наружу. К счастью, всё прошло хорошо. Мартовский лёд оказался надёжным. Через три дня переправу закроют, но это будет уже в апреле.

В Енисейске заезжаем в супермаркет, отовариваемся продуктами, после чего находим гостевой дом. Он оказался между Богоявленским собором и Спасо-Преображенским монастырём.

Ровно в 21 час на монастырской колокольне начался божественный перезвон. Это были чудесные звуки! За верёвки монах дёргал умеючи и, что называется, от души.

Завтрашний день обещал много интересного.