Турист Илья Мельник (ilmelnik)
Илья Мельник
был 20 апреля 15:15
Лучший материал
недели

Камчатка летом

Петропавловск-Камчатский, Елизово, Паратунка — Россия Июнь 2022

Согласно социологическим опросам (а по профессии и основному роду занятий я все же социолог), Камчатка является наиболее привлекательной дестинацией для российских туристов по сравнению с другими регионами нашей страны.

Это неудивительно. Трудно назвать другое место в России, которое было бы окутано таким же ореолом романтики и недоступности, как Камчатка. В далеком советском детстве Петропавловск-Камчатский был тем самым городом, в котором уже наступала полночь, когда я только-только возвращался из школы и садился обедать под неизменное Радио России. Тогда казалось, что это какой-то совершенно другой мир — и действительно, находясь на Камчатке, попадаешь как будто в другое измерение, куда изредка прорываются рабочие звонки и емейлы «с большой земли».

Хотя я очень много летал по России и посетил примерно половину субъектов, только побывав на Камчатке я понял, насколько огромна наша страна. 9 часов полета из Москвы и 9 часов разницы во времени переносят вас в удивительное и ни на что не похожее место, о котором я сейчас и хочу рассказать.

Важно, что прямо сейчас Камчатка стала существенно доступнее, чем раньше: Аэрофлот запустил туда 3 рейса из Москвы на отличным комфортабельных широкофюзеляжных Боингах 777, что положительно отразилось и на стоимости билетов. Так, на июль—август есть варианты за 15–20 тысяч рублей (эконом-класс) туда-обратно.

Сначала — несколько самых интересных фактов о Камчатке.

Интересные факты о Камчатке

• На Камчатке живет около 315 000 человек (сопоставимо с населением, скажем, Василеостровского района Санкт-Петербурга), при этом регион имеет площадь в 464 тысячи квадратных километров — это немного больше Германии и немного меньше Франции.

• Визитной карточкой полуострова являются вулканы, которые становятся видны путешественнику задолго до посадки в Петропавловске-Камчатском. Всего на полуострове находится 30 действующих и не менее 160 потухших вулканов. Сказать честно — такого количества вулканов я не видел нигде. Гватемала и Гавайи, что называется, нервно курят в сторонке.

• На Камчатке никогда не было лагерей и зон — здесь всегда селились только добровольно, в отличие от большинства других северных территорий.
  • Географически Камчатка — это полуостров, однако из-за отсутствия сухопутного сообщения с остальной частью материка жители называют ее островом. Все грузы сюда попадают по воздуху или морем.
  • История русских поселений на Камчатке уходит к 17 октября 1740 года, когда в Авачинской бухте было основано поселение Петропавловская гавань, впоследствии переименованное в Петропавловск-Камчатский. Название было дано в честь двух кораблей экспедиции — «Святой апостол Петр» (командор Витус Беринг) и «Святой апостол Павел» (командор Алексей Чириков).

• Авачинская бухта, на берегу которой стоит столица края, имеет площадь в 215 кв.км (это вдвое больше площади Парижа) и является второй по величине бухтой в мире, уступая только бухте в Рио-де-Жанейро.
  • Петропавловск-Камчатский носит гордое звание города воинской славы, которое он получил в 2012 году за героические действия своих защитников во время Крымской войны 1853—1856 гг. В 1854 году город атаковала англо-французская эскадра, которая, несмотря на численный перевес, потерпела поражение и была вынуждена покинуть бухту.
  • Камчатка — это огромное количество медведей, живущих в дикой природе. Вам должно очень сильно не повезти, если вы за несколько дней не увидите хотя бы одного медведя. При этом такие встречи довольно опасны — каждый год фиксируются случаи гибели людей от медведей.

• 11
    Медведь в Долине гейзеров

• Происхождение названия «Камчатка» до сих пор доподлинно неизвестно — существует около 20 различных версий. Впервые слово «Камчатка» упоминается в 1667 году в Сибирском атласе (так называется крупнейшая протекающая здесь река). Местные жители называют себя камчадалами.
    • Камчатка — это вкуснейшие морепродукты по приятным ценам.

В советское время именно на склонах камчатских вулканов испытывались советские луноходы, что неудивительно, учитывая рельефы местности.

Во многих кратерах потухших вулканов образуются такие вот красивые озера

Транспорт и проживание

На Камчатку можно улететь прямым рейсом из Москвы — по состоянию на июнь 2022 года в расписании есть целых три рейса с удобным временем вылета и прибытия. Можно подгадать так, чтобы в полете провести вечер (ночь), и прилететь на Камчатку утром. Вам будет не сильно приятно из-за огромной разницы во времени (+9 часов к Москве), однако если поспать в самолете, то с утра будет не так уж и мерзко:). В любом случае, пейзаж, который вы увидите после приземления, отбивает желание спать:).

На Камчатке мало комфортных мест для проживания. Чуть ли не единственный приличный отель — это Голубая лагуна (расположен в 50 км от Петропавловска-Камчатского в селе Паратунка). Альтернатива — апартаменты в самом Петропавловске-Камчатском.

При размещении учитывайте, что такси в Петропавловске-Камчатском довольно дорогое — часовая поездка обойдется примерно в 2000 рублей, причем класс обслуживания выбрать нельзя (идет только самый дешевый эконом). Особенно это важно при размещении на каких-то удаленных турбазах вдали от асфальтированных шоссе, такси до которых вполне может стоить в районе 10 000 рублей.

Наиболее интересные места Камчатки

Я был на Камчатке 4 дня. За это время много не посмотришь, однако впечатление о регионе даже за такую короткую поездку получить вполне можно.

Вот карта с основными достопримечательностями Камчатки.

Чтобы их посмотреть, нужно прилетать в регион на неделю и брать несколько вертолетных экскурсий. Ориентир — правый нижний угол карты, где расположен Петропавловск-Камчатский и где наблюдается наибольшая концентрация разных туристических мест.

Из наиболее интересных непосещенных нами мест могу выделить Курильское озеро (туда имеет смысл лететь во второй половине августа, когда рыба идет на нерест и огромное количество медведей охотится на нее на мелководье), а также вулкан Толбачик.

Вот наш подробный посуточный план экскурсий с моими комментариями относительно интересности посещенных объектов.

День первый (после перелета). Прогулка по Петропавловску-Камчатскому и окрестностям.

Пожалуй, одна из наименее интересных частей программы. На нее совершенно точно нет смысла тратить целый день. По Петропавловску хорошо погулять каким-нибудь вечером, перед закатом солнца (а он здесь летом поздно — около 21:00—21:30), но глобально в городе делать нечего.

В Петропавловске надо подняться на сопку Мишенная, откуда открывается красивая панорама города и Авачинской бухты.

Вид с Мишенной сопки на Петропавловск-Камчатский

С нее можно дойти до набережной, где летом вроде как даже купаются (вода в океане была вполне себе теплой — градусов 19–20 точно).

На пляже Петропавловска-Камчатского перед закатом

Недалеко от набережной находится Никольская сопка — также красивое место с хорошими панорамными видами, кафешками и небольшим парком.

День второй. Джип-тур к вулкану Горелый (с восхождением), посещение Мутновской геотермальной станции.

Если, к примеру, на Северном Кавказе вы можете спокойно взять напрокат машину-внедорожник и доехать до практически любых интересных мест, на Камчатке этот номер не пройдет. Шоссе проложены лишь между основными городами, а все остальное — это не дороги, а направления, изредка перемежающиеся грунтовками. Поэтому турист вынужден обращаться к услугами местных турфирм, которые с радостью продают дорогущие джип-туры по цене вертолетных экскурсий. Как говорится, Б — безысходность.

Попытка сэкономить (например, за счет отказа от отдельной машины и поездке на т.н. «вахтовке» — вездеходе, куда набивается много народа и который идет медленнее джипа) оборачивается существенной потерей комфорта и времени.

Как по мне, эти джип-туры не стоят затраченных средств и времени. С вертолета все это можно увидеть в куда более живописных вариантах, да и приземлиться в самых зрелищных локациях, избежав жуткой тряски и отвратительных дорог.

Один из самых популярных вариантов джип-туров в окрестностях Петропавловска-Камчатского — поездка к вулкану Горелый с восхождением к его кратеру. Восхождение можно сделать пешком (около 3 часов по наклонной местности вперед и потом около 2 часов вниз) или подняться туда на снегоходе или квадроцикле (в зависимости от времени года).

Восхождение на вулкан Горелый. Хотите вот так 3 часа по снегу? 🙂

В целом, конечно, красиво, но не сказать, чтобы ах-ах. В кратере Горелого расположено озеро, которое зимой покрыто красивым голубым льдом, а в середине лета полностью оттаивает.

У подножия вулкана есть такие вот мелкие водоемы. Вода в них кристально-голубая, но, конечно, ледяная. Стенки ямы осыпаются, и если упасть туда, думаю, шансов выбраться живым немного:

Небольшое озеро на склоне вулкана Горелый

Ехать из Паратунки, где мы жили, в один конец до Горелого около 2–2,5 часов, включая 1,5 часа совершенно безобразной дороги.

Какая-то женщина в техническом вагончике Мутновской геотермальной станции

От Горелого можно за 1–1,5 часа доехать до Мутновской геотермальной станции, рядом с которым расположена так называемая Малая долина гейзеров. По мне — ничего особенного, правда, мы там встретили медведицу с тремя медвежатами:

Медведица в окрестностях Мутновской геотермальной станции. Местные называют таких матуха
    Медведица в окрестностях Мутновской геотермальной станции. Местные называют таких "матуха"

День третий. Вертолетная экскурсия в Долину гейзеров и Налычевские горячие источники.

По единодушному мнению всей компании друзей, с которыми мы ездили, вертолет — лучший способ путешествия по Камчатке. Вы быстро оказываетесь в самых красивых местах полуострова, при этом без мучительной тряски по бездорожью.

Можно летать на маленьких западных вертолетах, но мы летали на больших Ми-8 (рассчитаны примерно на 25 человек). Ми-8 вполне комфортен, к тому же позволяет сэкономить по сравнению с индивидуальным полетом на маленьком вертолете.

Камчатка летом

Мы летали компанией Витязь-Аэро — именно ее вертолет в августе 2021 года потерпел крушение над Курильским озером из-за стечения неблагоприятных факторов. С тех пор компания провела большую работу над безопасностью полетов, во всяком случае, хочется в это верить. Организована экскурсия была отлично, единственный момент — очень важно оказаться первыми на посадке в вертолет, чтобы вы могли занять место у окна. По дороге к Долине гейзеров открываются фантастические пейзажи.

Пилот любезно облетел вокруг дымящегося вулкана, чтобы пассажиры могли его вдоволь нафотографировать.

Долина гейзеров — очень красивое место. Мы уже видели гейзеры и вулканы и на Гавайях, и в Исландии, но тут они совсем другие. Реально ощущаешь, как дышит земля:

Экскурсия по Долине занимает около часа и заканчивается наблюдением извержения самого крупного местного гейзера — гейзера Великан:

Извержение гейзера Великан

Вокруг реально полным-полно медведей, которые любят принимать ванны в горячих озерах. Обратите внимание на следы на досках:

По дороге из Долины гейзеров обратно в Петропавловск вертолет приземляется в очень красивом месте — Налычевских термальных источниках. По виду это обычные лужи, однако с очень горячей водой (по ощущениям — градусов 40–45). Долго там сидеть нельзя, но удовольствие огромное.

Купание красного коня

Также в этом месте обычно группа устраивает обед:

Весь полет на вертолете с посещением обеих точек занимает 5–5,5 часов.

День четвертый. Морская прогулка по Авачинской бухте с рыбалкой.

Морские прогулки — одна из визитных карточек Петропавловска-Камчатского. Прогулки проводятся в двух вариациях — короткой (на 5 часов) и длинной (на 9 часов, до Русской бухты).

Мы плавали по короткому варианту, который включал в себя посещение т.н. «кекуров» (скал в море, образовавшихся в результате выветривания) под названием Три брата, острова Стариков (ударение на первый слог — так зовут симпатичную морскую птичку) и рыбалку.

А вот так выглядит остров Старичков:

Неподалеку в большом количестве плавают нерпы, которые периодически высовывают из воды свои длинные шеи:

Камчатская нерпа высматривает добычу

Погода переменчива: за время нашей пятичасовой прогулки она поменялась раза три — от полной видимости до полного тумана и опять-таки прозрачного неба:

До свидания, Камчатка! Мы обязательно прилетим снова!