Турист Николай Бузинов (Koker)
Николай Бузинов
был вчера 20:07

Ярославль — Россия Март 2018

От чего не возник спор по поводу поездки в Ярославль с моей благоверной, История умалчивает… Видно, был я в состоянии расслабленном и философском. Выпадало это путешествие на 8-е марта, а 9-го в обрат, на Москву. Подумав, что Ярославль больше и древнее, чем теща, согласие было достигнуто без каких-либо аргументированных истерик. И все же, почти 300 верст и 4–5 часов езды, не шутка. Многие скажу, что 1000, а кто и 1500 км. за сутки делает без напряга. А что? Я не спорю. Кто-то 100 метров менее 10-и секунд может пробежать, за просто так, а остальным нужен стимул.… И лучше московского розлива.

Залил я в бак машинки бензину и отправились мы в путь. Жена, доча и их спутник всенепременный, то есть я. Навигатор нас пронес по закоулкам Москвы — всего 40 минут и вот Ярославка. Шоссе, как новое, широкополосное, почти чистое. Вечную пробку на Королев ликвидировали, умело организовав ее чуть дальше… Дорожное движение в России есть серьезная многотрудная работа людей, познающих всю суть этой работы в процессе. Короче, сначала принимают решение, где построить мост, а потом в курилке, от друзей, с удивлением узнают, что мост это даже не тоннель. Ладно… Минул Сергеев-Посад, появился Переславль-Залесский… Раскрою маленький секрет. В этом районе, а конкретнее деревня Слободка 56.883415, 39.087908 стоят камеры, снимающие исключительно задний знак. Знака ограничения скорости нет (у меня в машине сканер). 60 км/час. Фиксация идет сразу от 80 км/час. Штрафанули туда и обратно. Только в этом месте. «Крепче за баранку держись, шофер!» © Но проходит время и

Мы въезжаем в Ярославль

Радует! Откровенно радует огромный нефтеперерабатывающий завод. Сплетенье труб, колен сплетенье, переплетенье и вдохновенье… Километра этак, наверное, на 2 идет эта ректификация сырой нефти в мазуты, битумы, бензины и прочую черную кровь энергетики. Все хорошо покрашено и видимо очень хорошо налажено. Здесь начинаешь понимать, что нефть действительно чьё-то «наше все»! Каких-то распикрас природных на этом направлении зимой не наблюдается. Лески, лесочки, озера, деревеньки, городки… Возьму на себя смелость весной съездить в эту провинцию на недельку. Очень заманчива.

Ну, наконец, Ярославль!

Городские малые формы

Город древний, город мудрый. Навигатор уверенно подкатил нас к гостинице СК Рояль. Очень интересное и, вероятно, знаковое сооружение. Во-первых это такой колодец (внутри) с прозрачным лифтом. Все очень и очень…щикарно… Во-вторых большие просторные номера с видом на исторический центр города. В-третьих, сауна, бассейн, СПА, лобби и ресторан. Короче, все 4-х звездочно, включая белые тапочки и не менее белые халаты. Но! Провинция никогда бы не была провинцией, если бы не добавляла в свою бочку меда свою же ложку дегтя. Во-первых, все это, сияющее золотом и деревом, убранство на самом деле пленка и ДСП. Лифт прекрасен, но своенравен и пару раз намертво застревал, предоставляя гостям прекрасную возможность обозрения внутреннего убранства.

"Колодец" гостиницы

Во-вторых, номера конечно большие, только диваны, не раскладываемые и для третьего гостя приносят раскладушку. Обычную. Пружинную… Ванная комната должна поражать своим убранством, но раковина не предполагает наличия у посетителя своего содержимого несессера. Есть всякие местные флакончики, даже комплект зубной щетки с пастой, но и все…баста…свое ставить некуда. В-третьих…лобби, бар, бассейн… И можно с животными. У нас в соседнем номере жила очень приятная, интеллигентно-седая пара с маленькой собачкой. Когда все семейство было в сборе, на нас спускались тиши да глади…А когда пара уходила по своим делам (часов так в семь утра), собачка лаяла беспрерывно до их возвращения (часов так в 2 ночи). Ресепсийон с милыми девчушками, свободно говорящими на английском, блеск! Вот только подземный гараж «все места заняты». И хотя я за две ночи пребывания ни разу не видел выезжающей из подземного гаража машины. Видно там было замаскированное машиноубежище.

Теперь о самом городе. Волга. Широка, страна моя, родная! Простор, небеса, монастыри и то, что от них осталось. Все это сусально сияет и слепит глаз на солнце. На самом «козырном» месте высокого берега возведен Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Возведен он вообще-то в 2010 году. Строили быстро — 4 года (это вам не реновация). А история его в двух словах такая: шел 1215 год. Ростовский, действующий на то время губернатор, Князь Константин Всеволодович повелел построить в этом месте церковь Успения Богородицы. А знаете что такое «Успение Богородицы»? Это праздник! Праздник, посвященный погребению мамы Иисуса Христа.

Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Церковь эта прожила долгую и сложную жизнь. Ее то сжигали, то отстраивали заново, то она сама горела, но затем все-таки была отстроена, а потом опять сжигали… Самый большой скандал, конечно, вышел при большевиках. В 1918 году в Ярославле силами членов Союза защиты Родины и Свободы, созданного Борисом Савинковым (помните фильм «Операция Трест») и при поддержке верноподданнических генералов Добровольческой армии Корнилова и Алексеева (помните фильм «Неуловимые мстители») было поднято восстание. Захватив оружие и комиссаров, доблестные белогвардейцы в ожидании помощи от Антанты, в частности от французского десантного батальона, вывезли противную строну на барже на середину Волги и поставили там ее (баржу) на якорь. А помощь все не шла… И, хотя господа офицеры требовали немедленного разрыва Брестского мира и продолжения войны с Германией, в робких душах местных крестьян и рабочих, этот пламенный призыв отклика почему-то не возымел. Тут подтянулись красногвардейцы из Твери, Костромы и других окрестных городов. Силенок у обеих сторон для штурма было маловато, однако красных поддерживал бронепоезд, артиллерия и бомбардировщики. Да! Уже в то, давно ушедшее от нас время, человечество докумекало, что самолет может не столько летать, сколько подавлять огневые точки противника при помощи прицельного бомбометания. Город был на 80% уничтожен, остатки защитников, так и не дождавшись помощи от объединенной Европы, сначала думали рвануть на юг, но потом, взвесив все «за и против», решили сдаться. Но кому? Надо же было додуматься, сдаться какой-то немецкой комиссии, что чудным образом оставалась в городе. И это после всех призывов воевать с Германией! Председатель комиссии немецкий лейтенант Балк, сказал: «Яа-яа! Нихт шизн. Свободда и браддство. Всех будет воля и мой покровительство!» После чего немедленно передал весь контингент большевикам, которые его (контингент) расстреляли без всяких «яа-яа». Но в ходе этих боевых действий Храм, колокольня и приходские пристройки пришли в негодность и были признаны аварийными. Оброка на капитальный ремонт культовых сооружений в то время еще не существовало, поэтому, несмотря на проведенный силами местных батюшек косметический ремонт, к 1929 году колокольню пришлось снести, как угрожающую жизни горожан своим печальным состоянием, а в 1937 году безбожники снесли и всю оставшуюся разруху.

Но годы проходят, правда жизни берет свое, а иногда и чуть-чуть чужого… И вот, на народные деньги и даже пожертвования, был возведен/восстановлен памятник эпохи среднего христианства. Достойное сооружение. Очень интересны убранства собора в ярославской майолике (правильнее конечно керамике). Мозаичные иконы «Покров Пресвятой Богородицы» и «Успение Пресвятой Богородицы» на храме — это настоящие произведения современного религиозного искусства.

Майолика собора

От храма идет спуск, что именуется стрелкой. На этой достаточно большой площади установлена Стелла Ярославу Мудрому.

Памятник Ярославу

Доподлинно неизвестно был ли Князь Ростовский, Князь Новгородский и Великий Князь Киевский в этих местах, и закладывал он тут деревянную крепость. Но легенда об этом есть, и в первой версии Википедии (Повести временных лет) что-то смутное прописано. Во всяком случае, как сказывали старики, плыл по Волге-матушке реке Ярослав Владимирович на своем катере, как на него напал зверь-медведь. Тут наш Георгий (а при крещении ему дали такое греческое имя) и крикнул: держи, вали, руби-коли! И секирой башку медведю с плеч! Может он, а может охрана расстаралась, но Князь вот остался жив, а михал-потапыч нет. Отчего на гербе города изображен живой медведь, бредущий с лесоповала с топором на плече? Где логика?

Но пойдем дальше. Выходим на главную площадь города. Что там должно быть? Правильно. Здание Правительства,

Здание Горсовета

Штаб по выборам Президента Путина В.В. и церковь Ильи Пророка.

Церковь Ильи Пророка
Ярославский кремль

Илья Пророк был очарователен в лучах заходящего солнца, штаб закрыт на замок, а Правительство давила серостью. Серостью архитектуры расцвета соцреализма. Рядышком городской парк-променад. Опять церкви и монастыри.

Особняком стоит Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Как всякий уважающий себя заповедник за вход он взимает плату. Смотреть внутри каменной стены особо нечего. Хотя много всяких музеев о старине, старинных укладах, припевах и прочих занимательностях, которые интересны только двум седобородым академикам и двум миллионам японских туристов. Все живительное пространство, по которому еще можно было бы пройти занимала фермерская ярмарка. На ней были представлены фермерские сыры, фермерский мед, фермерские чай-травы, фермерские фенечки. На мой вопрос, отчего деревенские сыры в евроценах (?), был получен достойный ответ: потому, как из евродеревни (!). А вообще народ здесь остроумный. Биг Маком не корми, дай изваять что-нибудь памятное. Вот, например, памятник копейке. Такая огромная копейка древних времен. Но она вращается вокруг оси. Типа, покрутишь, и будут у тебя деньги. Вот все стоят в очереди крутить копейку. Я бы присоединил бы к ней генератор и хвалился единственным источником нетрадиционной энергии Ярославской губернии. Хотя памятничек не просто, а со смыслом. Во времена давние здесь находился монетный двор. Деньги здесь печатали…тьфу, чеканили.

Потом, памятник Князю Пожарскому.

Памятник Пожарскому

Тому самому, что с гражданином Мининым до сих пор сидит возле Собора Василия Блаженного в Москве. Опять же в легенде записано, что на подвиг ратный в борьбе с польскими оккупантами был он в этих местах благословлен и клятву верности принял. В наши времена поставили ему стеллу. Оригинален памятник святой Троице. Три фигуры в композиции Рублевской иконы. Интересная стилизация и достаточно смелое решение. Фактически это памятник Богу.

Монумент "Святая Троица"

И если корона Ярославля создана соборами и колокольнями, то колье Ярославля — это набережная. Двухуровневая, с лестничными спусками, беседками в классическом стиле,

Волжская беседка

с роскошным видом на противоположный берег, волжские дали, отороченные золотом закатного солнца.

Набережная
Памятник Ярославу 1

Были то мы зимой, поэтому конечно не испытали того восторга, что приходит сюда весной и летом. Хотя и досюда докатился идиотизм московского градоначальника — велосипедные дорожки, плотно занесенные снегом, все-таки мечтается, как тихим весенним вечером по Волге плывут лодки с дачниками, барышни в кружевах с белоснежными зонтиками, смех, шампанское, юнкера, гусары… Ах! Так вот. О кухне могу судить только по ресторану в гостинице (SK-Royal) очень отзывчивый персонал, стараются, чтобы гостю было максимально хорошо. Ну, кухня…Твердая 4 для 4-х звездочного отеля. Если бы отель потратился на шеф-повара экстра класса, переработал меню, ввел авторские блюда, то остальным отелям было бы очень сложно конкурировать. По слухам, лучший ресторан в Ярославле: «Ванильное небо». Не был. Жаль. Что еще? Еще наше попадание на соревнования по подледному лову на стрелке.

Ярославская стрелка

Самое удивительное, что оно проводится среди мужчин и …женщин. Женщинам дается меньше времени на ловлю. Опять же, где их Ярославская логика? Но все это так интересно! Солнце. Сверкающий снег. Рыбаков… море … море рыбаков… Ни у кого не клюет. Ни у кого. Значит соревнования. Красота. Два, каких-то ханурика, метров в десяти от этой спортивно-рыболоведческого мероприятия, в протертых до дыр тулупчиках, тягают из проруби всякую мелочевку. Рыбок через десять: «Ну, чтоб не замерзнуть!» Хлоп-хлоп…Рыболовы-спортсмены кремни! Силой воли не смотрят в их сторону и продолжают нелов рыбы. Ну, еще цены. В Москве подешевле можно много где найти. Как провинция живет? Может быть, мы чего недопонимаем… Интересная колокольня у музея-заповедного. Не то колокольня, не то стилизованная ракета, не то оклад с иконой…

Колокольня - стрела

Другое измерение этот Ярославль… Да и вся провинция то же… Буду стараться ее понимать… Втопили обратный газ. По дороге купили рыбки. Деревенька «Львы». Не то, чтобы дешево, но зато свежее. Про штраф я уже писал… Москва встретила 3-х часовой пробкой, грязью и выделенными линиями для слабосуществующего общественного транспорта. Яркое ярославское солнце и чистый снег остались далеко позади, но навсегда в нашей памяти.