Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 13:48
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Карачев — Россия Май 2022

Обычно, про одни и те же места дважды стараюсь не писать, как и ездить повторно. Карачев в схему некоторым образом не вписался.

В мае этого мне довелось участвовать в Вахте «Памяти» с отрядом поисковиков Русич. Брянская область осенью 1941 года сделалась ареной ожесточённых боёв. Остатки бойцов 50-ой армии с огромным трудом смогли выйти из окружения. Фронт прорывали в районе реки Рессета Карачевского района.

Задавшись вопросом, я стал изучать карту и обнаружил в непосредственной близости от Карачева монумент, посвящённый прорыву. На мой вопрос, что это за стелла, никто из знающих ничего не ответил.

(Фото из интернета)

Мой поезд отправлялся в Москву поздно ночью. День я решил посвятить Карачеву, ради чего приехал из Брянска на автобусе.

Карачев

Взяв направление на церковь Воскресения Словущего в селе Бережок, отмахал по просёлочной дороге 4 км, но никакого памятника не нашёл.

Вернулся назад усталый и расстроенный.

Карачев

Как позже выяснилось, обелиск в честь Прорыва 50-армии установлен непосредственно на Рессете. Армия на части не разделялась и из окружения вышла наведя понтонную переправу. Немцы мост около 10 раз уничтожали, наши сапёры под огнём каждый раз его восстанавливали.

Что касается Яндекса, на карте неправильно обозначили место. Для кого-то подобное пустячок, но у меня из-за этого оказался потерян день. Впрочем, не так чтобы совсем потерян. Попал в Карачев, я решил повторно прогуляться по городу.

Карачев

Село Бережок в новом тысячелетии стало частью Карачева. В 43-ем году за освобождение Бережанского сельского поселения Красная Армия заплатила жизнями 23 солдат и офицеров. Память о погибших хранит мемориальная плита.

В непосредственной близости исторический центр города. Туда я и направился.

Карачев

Первозданность впечатлений над вторичностью доминирует. Когда видим что-то впервые, это даёт больше впечатлений, и тем не менее, если земля в духовном плане сильная, энергетика чувствуется.

Рядом с храмом Архангела Михаила символический камень основания города. Надпись сообщает:

В жестоких битвах многократ

Разрушенный, сожённый

Основан здесь Карачев-град

Из пепла возрождённый

Карачев

По мнению краеведов, церковь на месте храма Архангела Михаила могла появится совместно с городом. В Смутное время здесь был сожжён храм св. Георгия. Взамен последнего, между 1821 и 1626 годом, появилась деревянная церковь Архангела Михаила.

Деревянный храм просуществовал около столетия и в первой трети XVIII века был заменён каменным.

Карачев

В последующие годы расстраивался, претерпевая как строительно-планировочные, так и декоративно-архитектурные изменения от Московского барокко, до классицизма.

Городище «Карачев» практически не изучено археологами. На территории живут люди, провести раскопки затруднительно.

Карачев

И потому особенно ценен медальон, который находится в Брянском краеведческом музее: «уникальный шейный медальон, амулет — „змеевик“, найденный, неподалеку от собора. Змеевик круглый (5,4 см в диаметре), отлит из светлой бронзы.

На аверсе змеевика изображение Архангела Михаила, а на оборотной стороне — женская голова с отходящими от нее семью змеиными туловищами. На обеих сторонах змеевика надписи — заклинания против злых сил и болезней».

Там же были найдены обломки плоских древних камней и фрагмент известнякового блока в форме прямоугольной призмы.

Карачевский детинец свои тайны хранит до лучших времён. Если что-то выходит на поверхность, артефакт находят, как правило, сами жители.

Карачев

В свой первый визит я не заметил пешеходного мостика через Снежеть.

Левый приток Десны в былые времена являлся судоходным. В настоящем река сильно обмелела и про образцовую экологию речь не идёт.

Карачев

Снежеть впадает в Десну в черте Брянска. Ширина русла — 10–15 м, максимальная глубина не более 2-х метров, скорость течения 0,3–0,5 м/с. Снежеть питает водохранилище площадью 1270 га, на её водах работает Брянская ГРЭС.

От советских времён в городском парке имени Александра Георгиевича Мехедова сохранилась танцплощадка.

Карачев

Что касается парка, в честь поэта он был переименован после его смерти. А. Г. Мехедов (1929–2012) уроженец Брянской области — член Союза журналистов, член Союза писателей СССР, лауреат Всероссийской премии им. Ф. И. Тютчева «Русский путь». С 1956 г. на постоянной основе проживал в Карачеве.

Скребут боками облака

По грани двух тысячелетий.

Я там уже — и там пока:

В плену увянувших соцветий.

Разъяв объятия тоски,

Не стану прежний век порочить,

Я собираю лепестки

Еще живые, между прочим.

Карачев

Вот так выглядит в Карачеве скамья примирения.

При входе в парк памятный монумент «Навеки в памяти народной».

Карачев

6 октября 1941 года 47-й моторизованный корпус 2-й танковой группы Гудериана занял город. От немецко-фашистских захватчиков Карачев свобождён 13 августа 1943 года.

На постаменте легендарный танк Т-34-76 — братская могила танкистов 4-й гвардейской танковой армии, погибших в 1943 г. при освобождении г. Карачева

Карачев

Неподалёку от парка Аллея Героев.

Памятный мемориал, где установлены бюсты уроженцев города и района — Героев Советского Союза.

Карачев

Карачев в годы войны оказался сильно разрушен.

Город восстанавливали бывшие солдаты и офицеры Вермахта, о чём свидетельствуют немецкие домики.

Карачев

Изменения с 2019 по 2022 год оказались минимальны. Город брошенным либо депрессивным не является. Единственное, изучая фотографии, я с удивлением обнаружил, что Успенская церковь в том же состоянии, что и три года назад.

Тот же купол и именно на том же месте строительные леса.

Карачев

Примерно через месяц довелось посетить Курск и ряд областных городов.

Как уж так получилось, не скажу, но, если сравнивать Орловскую, Курскую и Брянскую область, последняя на фоне собратьев выигрывает.

Карачев

Понятное дело, с Арабскими Эмиратами Брянщина не сравнима.

Но результаты деятельности губернаторов видны.

Карачев

Если Великая Отечественная прошла катком по всем одинаково, то постперестроечное время каждая область расхлёбывала самостоятельно.

На Брянщине абсолютно всё в утиль не пошло. Брянская область сумела сохранить различного рода производства.

Карачев

По численности населения Карачев, со своими 17 169 жителями, из 1115 городов России, по оценкам 2020 года, занимает 719 позицию.

В городе работают АО «Карачевский завод „Электродеталь“», АО «Метаклэй» (бывший завод «Металлист»), ЗАО «Карачевмолпром», АО «Силуэт» (швейная фабрика), АО «Интерьер» (производство ёлочных игрушек).

По нынешней жизни такое количество предприятий довольно успешный показатель.

Карачев

Р. S. Кто интересуется историей Карачева, его музеем и достопримечательностями, могу предложить рассказ более подробный — Древний город Карачев