Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была сегодня 11:42
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Айт-Бен-Хадду — Марокко Май 2022

В прошлом рассказе (Марокко-2022 — четвертый раз в Касабланке, шестой раз в Марракеше) я поведала о первых 2 днях пребывания в Марокко, в городах Касабланка и Марракеш. Далее мой путь (а точнее, наш, потому что мой друг приехал в Марракеш, чтобы помочь мне добраться с моими тяжелыми рюкзаками) лежал в город Тингир. Но путь дальний, прямой автобус едет 7,5–8 часов, поэтому мы сделали остановку в Айт-Бен-Хадду, где я не была прежде.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

Я была в городе Уарзазат, а от него нужно проехать еще 30 км на такси до поселка Айт-Бен-Хадду, где и находится древний ксар предположительно 11 века постройки, хотя я сильно сомневаюсь, что эти глиняные стены могли простоять так долго. По всему Марокко множество разрушенных подобных домов и деревень, но местные не восстанавливают их, а строят новые рядом, снова из той же глины, говна и палок)). Но благодаря реставрации ксар выглядит красиво, как огромный замок из песка.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

В Марракеше приехали на такси на автовокзал и там сели на нужный автобус. Подождали не более 15 минут и отправились в путь. Автобусы ездят часто. Например, накануне в Марракеше мы встретили знакомого моего друга Абдула, который также на следующий день поехал в Айт-Бен-Хадду, но его автобус уехал чуть раньше по времени. Мы пересеклись на остановке посредине пути, которые делают все автобусы для отдыха, а потом вместе ехали на такси, когда наш автобус доехал до поворота на Айт-Бен-Хадду. Абдул уже стоял там и ждал нас. Такси в этом месте не ждут, как другие гранд-такси, когда наполнится 6-местная машина, а уезжают и с единственным клиентом, вот он и ждал нас, чтобы разделить оплату на троих.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

И потом заселились в один и тот же отель, в котором, как и предполагалось, работали друзья моего друга)). Он просто работал пару месяцев в касбе прошлой осенью, поэтому знает в Айт-Бен-Хадду каждую собаку. Это особенно было заметно, когда мы пошли гулять по улочкам ксара. Там же куча сувенирных лавочек, так вот приветствия были выказаны буквально каждому из продавцов.

Сам ксар (укрепленный город), относительно небольшой. Но размер для ЮНЕСКО не имеет значения, поэтому с 1987 года Айт-Бен-Хадду входит в список Всемирного наследия. В ксаре до 1990-го года еще жили несколько семей, сейчас же там тоже есть частные дома, но в них организованы музеи и магазины. Насколько я знаю, там нет центрального электричества, только солнечные батареи на крышах некоторых домов.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

Большинство же домов в ксаре уже отреставрированы, это хорошо заметно, постепенно все древние строения приведут в порядок.

Река, которая зимой и ранней весной разделяет послеок и ксар, сейчас уже практически отсутствует. Есть высокий мост и узенькая речушка, которая называется также, как город неподалеку — Уарзазат. Или Варзазат, кому как удобнее, это разные произношения 2-х языков — арабского и берберского. Хотя слово «айт» в начале названия Айт-Бен-Хадду прямо указывает, что название поселению дали берберы.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

Но эта река, да и похоже вся вода в поселке, имеет солоноватый вкус. Это я ощутила и сама, когда чистила зубы в отеле.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

Касба известна как место сьемок нескольких известных голливудских фильмов. Снимают режиссеры здесь регулярно. Даже в мой приезд мы видели большие кинофургоны и оборудование.

Крепость облепляет невысокий холм и именно на его вершину держат путь все туристы, которые приезжают в Айт. Потому что сверху открывается чудесный вид на поселок и окружающий его красивый предгорный пейзаж.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

Наверху есть одиноко стоящее сооружение, которое то ли само в прошлом было мечетью, то ли мечеть была рядом, но не сохранилась, а этот домик был хранилищем для еды. Там жил имам, он не спускался вниз и жители приносили ему еду.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

Благодаря тому, что нам не нужно было спешить уезжать, мы засели на вершине и просто наблюдали окружающие пейзажи и рассматривали туристов, с одышкой поднимающихся наверх. В общем, я приучалась заниматься любимым делом всех марокканцев — сидеть и наблюдать, забыв о времени. Картина сидящих за столиками кафе мужчин, часами потягивающих стаканчик кофе или чая — самая типичная картина в любом городе или деревне Марокко.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

Мы тоже выпили чаю в мини-кафе с друзьями. Марокканцы всегда найдут о чем поговорить, даже если видятся каждый день, и уж тем более, если не виделись продолжительное время.

Дождались заката и пошли вниз. Поужинали в отеле и отправились спать. В номере я воспользовалась благом цивилизации — кондиционером, потому что в Марокко в мае уже реально было жарко. Я как обгорела в Касабланке в первый день, так и ходила потом на улицу только в одежде с длинными рукавами, чтобы не усугублять ситуацию. То ли еще будет, грядет жаркое африканское лето.

Марокко-2022 — Живописная касба Айт-Бен-Хадду

Утром позавтракали и поехали снова с нашим знакомым Абдулом на такси сначала в Уарзазат, а оттуда на автобусе уже без Абдула в Тингир. Нам повезло — автобус поймали прямо перед отправлением и он был полупустой. Мы заняли задний ряд кресел, я удобно устроилась полулежа на рюкзаке (хоть какой-то плюс от его размера)), а благодаря открытым форточкам в салоне гулял ветер и было не жарко. Через 3,5 часа мы приехали в знакомый мне Тингир, где пересели в гранд-такси до ущелья Тодра горж — заключительный этап моей долгой дороги из России в Марокко.

Продолжение - Неделя жизни в марокканской деревне.