Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 10:01
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Москва, Химки, Долгопрудный — Россия Апрель 2022

Думаю, круиз является наиболее выигрышной формой путешествия. Турист в комфортных условиях наслаждается путешествием, любуясь речными (морскими) просторами и береговым ландшафтом. Когда корабль приходит в запланированный пункт назначения, устроители круиза проводят экскурсию.

Первый рейс

Другой вопрос, что удовольствие стоит недёшево! И тем не менее, дабы отвести душу, можно отправиться в круиз по Москве-реке на пару часов или по каналу имени Москвы на целый день.

Изучая маршруты, мы выбрали речную прогулку с Северного речного вокзала на самый первый рейс 30 апреля. Главной изюминкой обещала стать экскурсия в Жостово.

Первый рейс

Если к вам в парке Зарядье подошёл человек с буклетами и предложил, прокатиться по Москва-реке на речном трамвайчике, стоимость мероприятия будет примерно 800 р. По интернету билет можно купить за 99 рублей. С другими маршрутами ситуация примерно такая же. Через сайт (ссылка в комментариях) в два раза дешевле.

Последний раз на Северном речном вокзале нам довелось побывать летом первого ковидного года.

Первый рейс

На ту пору ремонтные работы по благоустройству обещали вот-вот закончиться, однако всё вокруг было в стройках.

И вот теперь любо-дорого посмотреть на приведённую в порядок территорию.

Зданию вокзала вернули исторический облик.

Первый рейс

Снаружи и внутри оно выглядит так, словно его вчера построили, и, после приветственной речи ответственных товарищей, торжественно пустили в эксплуатацию.

Полная иллюзия, что через массивные двери к тебе выйдет улыбающаяся Стрелка (Любовь Орлова из кинофильма «Волга-Волга») и запоёт сочинённою для Олимпиады песню.

Первый рейс

Всё вокруг взорвётся радостными аплодисментами. Товарищ Бывалов получит заслуженного пинка и полетит вниз по высокой карьерной лестнице…

В качестве положительного момента не могу не отметить фонтаны в прилегающем парке. Очень понравилась идея с макетом канала имени Москвы и миниатюрами шлюзов.

Слева от здания вокзала на Химкинское водохранилище смотрит отреставрированный бюст учёного-кораблестроителя Алексея Крылова, работы Льва Кербеля.

Заслуги Алексея Николаевича Крылова (1863 — 1945 г.) государство должным образом оценило, при этом народ ничего толком о нём не знает.

Крылов — автор классических работ по теории колебания корабля на волнении, по строительной механике корабля, теории вибрации судов и их непотопляемости, по теории гироскопов, внешней баллистике, математическому анализу и механике в приложении к кораблестроению, по истории физико-математических и технических наук и пр.

Два сына погибли в Белой армии, при этом сам Крылов продолжал научную деятельность, сотрудничая с большевиками. Советская власть учёному доверяла. В 1921 г. он был направлен в командировку в Лондон, где состоялось знакомство дочери Анны с будущим всемирно известным учёным Петром Капицей. Пётр и Анна поженились, прожив в браке 57 лет. Пётр Капица — зять Алексея Крылова.

В 1924—1925 гг. Крылов был главой комиссии по осмотру кораблей Черноморского флота в Бизерте и выявлению возможности их возвращения.

А. Н. Крылов — заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического Труда (1943), лауреат Сталинской премии (1941).

Первый рейс

Без труда находим нужный причал.

Ждём, когда пришвартуется кораблик.

Первый рейс

По приставленному трапу поднимаемся на борт.

Ура! Наш круиз начался.

Катерок плавно движется по водной глади Химкинского водохранилища, единственного водохранилища на территории Москвы.

Москвичи не задумываются, а между тем над мегаполисом нависает огромнейшая масса воды, и за всё время не возникло ни одной аварийной ситуации, когда город мог подвергнуться затоплению. Нравится кому-то или нет, но при Сталине любую работу выполняли качественно!

Первый рейс

Справа по борту проплывают склады, растопырившие во все стороны свои стрелки, руки и носы грузовые краны, блестящий счастьем новый жилой комплекс Ривер Сити и вот мы, проскочив под мостом МКАД, уже в Подмосковье.

Бармен, больше похожий на вышибалу, предлагает кофе. Беру пирожок, жульен, кусочек пицы, два чая и два кофе, после чего тысяча из моего кармана плавно перетекает в корабельную кассу.

Первый рейс

Семья наслаждается видами, сидя за столиком.

Я же, желая как можно больше фотографировать, туда-сюда бегаю по верхней палубе.

Более 10 лет назад мне довелось прочесть книгу ветерана ВОВ Ю. В. Владимирова «Как я был в немецком плену»

Ю. В. Владимиров в 1942 г., во время печально известного наступления под Харьковом, в бою с немецкими танками чудом остался цел, попал в плен и выжил, сохранив человеческое достоинство и бодрость духа.

Попадая в эти места, я неизменно прокручиваю в голове воспоминания ветерана.

Приведу два отрывка, где рассказывается о событиях осени 1941 года:

«Утром 22 октября 8 бойцов нашего отделения, включая меня, отправили на охрану Химкинского железнодорожного моста. На правом плече я нёс французскую винтовку со штык ножом, а на другом — сумку с противогазом, а на поясном кожаном ремне поверх пальто — патронташ с патронами и небольшую сумку с гранатой. На остальных 7 бойцов приходилось: три отечественные и одна французская винтовка.

Однажды во время нашего дежурства из-за туч внезапно появились несколько немецких бомбардировщиков-штурмовиков. В первую очередь объектом их нападения стал автомобильный мост через канал „Москва-Волга“, а затем и наш — железнодорожный.

Первый рейс

К счастью, в наш мост угодила только одна бомба, не причинившая сильных повреждений. А ещё две упали в канал, подняв огромные столбы воды вместе с массой рыб, которых потом долго подбирал с лодки старый химкинский рыбак.

Мы с Мишей находились тогда за сторожевой будкой, и осколками нас не задело. Когда вражеские самолёты, отбомбившись, разворачивались, мы с Мишей, не сговариваясь, как бы инстинктивно, впервые за время нашей воинской службы стреляли из винтовок по реальной цели.

Миша успел выстрелить по самолётам дважды, а я лишь один раз, так как при второй попытке моя старая французская винтовка дала осечку. В это время по обоим берегам канала интенсивно заработали зенитные пушки и пулемёты, и самолёты быстро удалились.

Вскоре появились наши командиры. Они не одобрили, что мы стреляли по самолётам, напомнив о необходимости экономить патроны. Вскоре железнодорожники и строительные рабочие устранили возникшие на мосту повреждения.»

* * *

«Ночью 26 октября, примерно в два часа, когда, как обычно, прошёл очередной воинский поезд, мы немного расслабились. Но вдруг мы услышали шуршание гравия, насыпанного между деревянными шпалами железнодорожной колеи. Нам подумалось, что это, как и вчера, начальство решило проверить нашу бдительность.

На фоне довольно светлого неба выделились две фигуры. Они двигались прямо к мосту.

Я заорал: „Стой! Кто идёт? Пароль!“

В ответ послышалось: „Свои, свои….железнодорожники. Идём домой“.

Они продолжали двигаться не останавливаясь. Тогда я снова громко крикнул: „Стой, стрелять буду!“

Но и это не возымело действия. Пришлось выстрелить из винтовки вверх, то же самое сделал Миша. Почти сразу мы оба легли между рельсами и быстро переползли на правую сторону моста, укрывшись за широкой железобетонной фермой.

Это нас спасло. Громко выругавшись матом (я заметил нерусский акцент), нарушители открыли огонь в сторону будки. Но там нас уже не было. Поскольку нарушителей нам уже не было видно, я решил бросить в их сторону гранату. (Это случилось у меня в первый и последний раз в своей жизни.)

Раздался оглушительный грохот, и на нас с Мишей посыпались комья земли и гравий, слава Богу — не осколки от гранаты. Потом всё стихло, но на месте взрыва послышался слабый стон.

Тогда я закричал: „Ребята, помогите!“

К нам прибежал сменщик караула и другие командиры. Мы вкратце рассказали, что произошло. Когда рассвело, увидели, что недалеко от моста граната образовала небольшую воронку между колеями железнодорожного пути, а на стенках будки обнаружились сквозные отверстия от пуль, стрелявших в нас людей. Стало ясно, что мы с Мишей действительно подверглись вооружённому нападению.

Возле воронки и дальше справа от неё на земле виднелись капли крови и следы чьих-то ног. Это означало, что один из нападавших ранен и что они вернулись назад, спустились с насыпи и направились в Химки.

Начальство признало наши с Мишей действия правильными и похвалило нас за „проявленные бдительность и решимость при несении службы“…. А 29 октября от местных жителей мы услышали, что пару дней назад возле Химок бойцы истребительного батальона задержали двух подозрительных мужчин в форме железнодорожников, один из которых имел лёгкое ранение в руку.»

Первый рейс

Когда тепло, народ стремится занять места на верхней палубе. Если холодно, греются в кают-компании, либо в салоне.

Надо сказать, погода радовать нас не захотела.

Первый рейс

Водоканал в районе Долгопрудного живописен.

И потому я наибольшее количество времени проводил на верхней палубе: смотрел, замерзал, фотографировал.

Первый рейс

Водоканал самым что ни на есть прочным образом вписался в облик Подмосковья. По большому счёту, о его рукотворной составляющей многие забыли. Кажется, что ты плывёшь по реке, которая протекает по лесу.

В 1920 г. Россию посетил Герберт Уэллс. Фантаст встречался с Лениным. Уэллс не поверил в план ГОЭЛРО, посчитав Ленина ещё большим фантастом, нежели он сам.

Тем не менее, план ГОЭЛРО начал воплощаться в жизнь.

Первый рейс

3 сентября 1932 г. инженер Марченко, отвечавший за Химкинский участок строительства, вонзил лопату в землю и торжественно вынул первый грунт из русла будущего канала. Так началась одна из самых грандиозных строек.

В 1934 г. Герберт Уэллс повторно приехал в Россию — и оказался поражён увиденным!

15 июля 1937 г. канал Москва-Волга торжественно открыли для движения пассажирских и грузовых судов. В 1947 году он получил новое название — канал имени Москвы.

Первый рейс

Водная артерия построена советскими инженерами, советскими механизмами и из советских материалов. Благодаря ей Москва стала «портом пяти морей».

Взору предстаёт Клязьминское водохранилище — любимое место отдыха москвичей. Берега укутаны хвойным лесом. Водная гладь в этом месте растянулась на 15 км.

Первый рейс

В прежние времена из Москвы курсировал речной трамвайчик, развозивший дачников по участкам. В настоящем причал Чиверёво пуст. Пришвартовываются исключительно прогулочные катера и наш рейс в этом году первый.

Выходим на берег и идём пешком по деревне. Нам нужно попасть на остановку и сесть в автобусы, которые отвезут в Жёстово.

В итоге всё получилось. Экскурсия в Жостовский музей оставила массу приятных впечатлений, но мы не будем отклоняться от темы.

Первый рейс

Деревня Чиверёво впервые упоминается письменно в 1682 г. Рядом с историческим селением группа курганов. На территории самой деревни часовня Иконы Божией Матери Смоленской, построенная в 1902 году на месте разорённой в Смуту церкви Николая Чудотворца. Часовня — памятник архитектуры регионального значения.

После экскурсии возвращаемся на корабль. Погода к этому моменту начинает налаживаться, небесное светило из-за туч ласково выглядывает, но теплее не становится.

Первый рейс

Когда все в сборе, капитан даёт команду — поднять трап. Судно отчаливает от берега.

В 1997 г. я впервые побывал в этих местах. На тот момент колхоз уже приказал жить долго и его бывшее поле, расположенное в престижном месте, начали делить на участки. В памяти осталось, что нарезали по десять соток.

Теперь, глядя на дворцы, наверняка построенные восточными джинами, представляется, что я был не здесь, а в каком-то другом месте.

Первый рейс

А может на другой планете, в другом измерении…

Обратный путь всегда кажется быстрей.

Первый рейс

Места вроде как знакомые.

Мы проходили мимо несколько часов назад.

Первый рейс

Теперь же картинка меняется быстрей, словно кто-то невидимый, начинает крутить диафильм, под названием Время, в ускоренном ритме.

Возле речного вокзала нас радостно приветствуют краны.

Первый рейс

Всё когда-то заканчивается, и круиз тоже не бесконечен.

Подзарядившись хорошим настроением, выходим на берег.

Первый рейс

Друзья, в качестве однодневного путешествия речную прогулку по каналу имени Москвы однозначно рекомендую!