Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 16:03

Загадочная теснина без водопада и смотровая площадка, одобренная National Geographic

Дагестан — Россия Апрель 2022

Вы знаете, что такое флоротуризм? Флоротуризм — это путешествия за цветущими и благоухающими природными панорамами. И если вы хоть раз в жизни подгадывали даты отпуска под цветение сакуры в Японии, бал тюльпанов в Крыму, или лавандовые поля Прованса, поздравляю — вы флоротурист.

Сюда же записываются фанаты диких тюльпанов в Калмыкии, ценители всеми любимых магнолий Сочи и ростовские яблоневые сады, полные фотографирующихся. А также плантации мимоз и рододендронов в Абхазии. И конечно весенние абрикосовые, вишневые и миндальные сады Дагестана.

Мечта увидеть их во всем шике-блеске-аромате и стала поводом отправиться в мини-путешествие. Желание было исполнено с лихвой, зацепив смотровую площадку с видом на Гуниб — кадр с полотна знаменитого Айвазовского.

К Салтинской теснине мы приехали примерно в полдень. Слопали блинчики под лимонад по пути, потому от созерцания величия природы ничего не отвлекало. А созерцать, надо признаться, было что!

Салтинская теснина — одно из множества ущелий Дагестана и Кавказа. Не самая крупная, не самая глубокая, не самая красивая (возможно!), но почти наверняка самая известная. Все потому, что в мокрый сезон через эти скалы прорывается поток воды.

Фото стырила в интернете. Смотрится, конечно, грандиозно!

Салтинский водопад часто называют «подземным», хотя по сути, это не совсем верно. Река Салтинка протекает через симпатичный Кудалинский каньон, в одном месте проваливаясь под землю, в буквальном смысле слова. Поток воды проходит через круглое отверстие в стенах пещеры.

В сухой сезон интересен не столько сам водопад, которого нет, сколько ущелье. В начале пути это широкий каменный каньон, но постепенно дорожка сужается…

И для прохода остаются лишь пара метров.

Как по мне, это самая интересная часть. Виражи теснины созданы водами реки за сотни лет.

В финальной точке маршрута проход расширяется, превращаясь в огромную сумрачную пещеру, куда почти не проникают солнечные лучи. Гладкие, вымытые стены, извилистые пороги в несколько ярусов. Будьте осторожны!

Вот в это округлое отверстие и падает Салтинский водопад. Его высота примерно 20 метров. Чтобы его увидеть, сложно придерживаться определенного сезонного графика. Он показывается и ранней весной, в сезон таяние снегов в горах, и летом, после сильных дождей. Зимой Салтинский водопад замерзает, превращаясь в островок зимнего замороженного царства.

Путешествие к Салтинской теснине — отдельное приключение. Если вы впервые в Дагестане, готовьтесь восторгаться беспрерывно: по пути встретятся и цветущие сады, и бархатные рукотворные террасы а-ля Южная Америка, и Гимринский тоннель, самый длинный автодорожный тоннель в России. И конечно одноименная башня — памятник культуры и истории.

Останавливаться будете часто. Бесконечные извилистые серпантины, водохранилища, русла рек и горы, горы, горы. Стоит притормозить у красивейшего Ирганайского водохранилища. Смотрите выше — туда мы скоро поедем!

Но чтобы попасть к теснине, вам нужно выехать к селу Салта. Что приятно, практически ко входу в ущелье вас приведет новенькая асфальтированная дорога отличного качества. Паркуетесь, и вперед.

В активный туристический сезон здесь много торговцев, сувенирных прилавков, чайных. Рядом есть гостевые дома. В апреле спокойно и тихо, и вторая приятность: деньги за вход не берут. В наши дни теснина считается памятником природы республиканского значения.

Все это: и аул Чох, и Гуниб с его красотами, и Салтинскую теснину найти довольно просто. И навигатор, и Google-карты, и местные жители запросто помогут. Чего не скажешь о нашей следующей точке на маршруте. Село Харачи, почти секретная смотровая на Ирганайское водохранилище, но координаты есть — 42. 670272, 46. 840984. Все это нам ничуть не помогло!

От Салтинского водопада навигатор показывал немногим более часа пути. На закат успеваем, и это здорово!

Мы ехали часа два с половиной, уверенно проезжая нужные повороты и заезжая не туда. И приборы, и люди видимо устали. В определенный момент поняли, что уважаемый Google ведет совсем неправильно — нам нужна смотровая с видом на водохранилище, а мы уезжаем от обрыва все дальше и дальше. А закат тем временем все ближе и ближе.

Развернулись, поехали обратно, задумались. Допросили карты с пристрастием, и, о чудо! Оказывается, там был неприметный поворот, который мы пропустили. Если вы не сделаете нашей ошибки, поездка для вас будет не столь динамичной, но доедете значительно быстрее.

Дорога — грунтовка, но не самого плохого качества. Лучше ехать на внедорожнике, но местные горцы легко на «Приорах» взлетают. У них врожденная супер-способность:)

Последние метров 200 надо подняться в горку, и вы на месте. Наслаждайтесь!

Панорама невозможной, завораживающей красоты. Видно и горы на десятки километров вокруг, и серпантины дорог, и снежные шапки на горизонте, и облачка, цепляющиеся за пики. Самое невероятное — гладь Ирганайского водохранилища. Канал National Geographic, который к своему 20-летию в России искал 20 самых живописных локаций нашей страны, добавил в этот список и смотровую площадку на Ирганае.

Желтые рамки — логотип National Geographic — появились в Северной Осетии, на Камчатке и в Карелии, на Эльбрусе и в Санкт-Петербурге, и конечно в Дагестане. Часть из них красуется на фоне популярных достопримечательностей, некоторые — в труднодоступных локациях.

Фото с официального сайта

Здесь стояла фирменная желтая рамочка проекта. Помимо смотровой площадки близ селения Харачи канал отметил в Дагестане аул призрак Гамсутль и Гоорские защитные башни. Под лозунгом «Совершать открытия, путешествовать и ценить красоту».

Как по мне, отличное напутствие:)