Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:40

Алушта — Россия Ноябрь 2014

Решил я после обеда совершить моцион и добраться до Алуштинского музея природы. Доехал на троллейбусе до автовокзала и отправился пешочком вдоль трассы в сторону въезда в Алушту со стороны Симферополя. Погода была прекрасная, по пути взглянул на строящуюся церковь и продолжил путь.

Когда я ехал в Крым, то пугала информация, что каждые 4–5 дней там идут дожди, но под дождь ни разу не попал, да и припоминаю, что лишь один раз видел утром следы от ночного дождя.

Слева раскинулись виноградники на фоне нового микрорайона города с многоэтажными домами и гор.

Дельфины и прочая живность

Впереди справа показался памятник освободителям Алушты Освободителям Алушты, который мы проезжали по дороге в пансионат.

Влево уходила неширокая дорога, на противоположной стороне стоял симпатичный деревянный указатель на музей природы и дендрозоопарк.

Дельфины и прочая живность

Музей природы появился в 1923 году на базе Крымского государственного природного заповедника. Вплоть до 1942 года музей располагался в закрытом советской властью Космо-Дамиановском монастыре, где расположилось также руководство заповедником.

Как появился дендрозоопарк? На ненужном пустыре в 1981 году, благодаря помощи горожан, были высажены сотни декоративных деревьев и кустарников, вырыт котлован под пруд, организованы видовые площадки и сделаны вольеры для животных.

Крымский заповедник возник благодаря императору Николаю Второму, бывшему заядлым охотником. Крым ему подходил по всем статьям, можно поохотиться и заодно лечить своего больного сына, благо целебных источников здесь хватало. Часто в охотничьих походах мужа сопровождала императрица Александра Федоровна. В 1913 году был организован «Заказник императорских охот», были завезены муфлоны с Корсики, зубры из Беловежской Пущи и туры из Дагестана. Вот на основе этого заказника и появился Крымский заповедник.

В 1957 году заповедник был превращён в Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство. Бывший заповедник превратился в место охоты высокопоставленных чиновников не только из СССР, но и из других стран. В Советском Союзе были четыре заповедно-охотничьих хозяйств для VIP- персон: Завидово, Беловежская пуща, Черноморское и Крымское. В Крымском обитали самыми экзотическими животные. Статус заповедника был возращен только в июне 1991 года.

Первым директором заповедника был Мокроусов Алексей Васильевич (1887–1959), руководивший во время гражданской войны Повстанческой армией, созданной на базе партизанских отрядов Крыма. Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1942 год руководил партизанским движением Крыма. Штаб его располагался на горе Чёрная над бывшим монастырём. Во время боев монастырь был разрушен германскими оккупантами. Экспонаты музея, вместе с документами, научной библиотекой и материалами исследовательских работ были уничтожены. После войны было не до музея, но благодаря вмешательства Никиты Сергеевича Хрущева его начали восстанавливать в 1957 году. В 1976 году музей перебрался в вместе с руководством заповедника на окраину Алушты,

На здании управления заповедника висит мемориальная доска в честь директора Крымского государственного заповедно-охотничьего хозяйства с 1965 по 1991 год Лушпы Владимира Алексеевича.

Дельфины и прочая живность
Весёлый был человек. С его лёгкой руки была пущена байка о том, что вода в источнике возле Космо-Дамиановского монастыря обладает целительными свойствами, но особенно помогает мужчинам, у которых проблемы с потенцией. После этого всяк, попадающий в те края, считал своим долгом набрать про запас воды, да желательно побольше, мало ли что в жизни бывает — вдруг да пригодится. Владимир Алексеевич вместе с соавторами выпустил в 1980 году альбом о Крымском государственном заповедно-охотничьем хозяйстве «Окно в природу». Благодаря Лушпе мы знаем о различных случаях, происходивших с сильными мира сего в Крымском охотничьем хозяйстве.

А самым лучшим охотником и грамотным, по мнению бывшего директора охотничьего хозяйства, был Леонид Ильич Брежнев.

Малоизвестный факт — парк на Сапун-горе создавался под руководством В. А. Лушпы в 1958 году. Трактора выпахивали сотни противопехотных мин, а под конец работы один из тракторов зацепил авиабомбу, весом около тонны. Всё обошлось: бомбу взорвали и трактор не пострадал. Но ситуация была пугающая.

Когда я подошел к зданию музея, то оказалось, что музей не работает.

Дельфины и прочая живность

Мне объяснили, что идёт ремонт. Кстати, очень много различных достопримечательных мест Алушты были закрыты. Может из-за низкого сезона, когда курортный город засыпает, то ли по другим причинам. Оставалось только полюбоваться мозаичным панно на стене здания.

Зато дендрозоопарк был открыт Муфлон, выйди вон!

Дельфины и прочая живность

В 1782 году была опубликована поэма «Сады» французского аббата Жака Делиля (1738–1813):

«А луг, иль дерево, иль тихий водоем

— На них мы весь наш век глядеть не устаем.

Природы никогда не будет слишком много:

Всегда прекрасная, она — творенье бога».

Пусть Крымский заповедник радует нас своей природной красотой и будет радовать наших детей и внуков…

В тот же вечер обнаружил два дельфинария и аквариум.

26 июня 2013 года в городском парке Алуште появился дельфинарий «Немо», очередной в сети дельфинариев «Немо». Пару раз в ноябре 2014 года подходил к дельфинарию, первый раз вечером, второй раз днём — дельфинарий не работал.

Дельфины и прочая живность

«Видимо закрыт на ремонт или до нового сезона», — подумал я, благо много разных учреждений таких попадалось. По приезду домой зашёл на сайт, там написано, что ждут встречи с нами в новом сезоне. Значит предположения оказались правдивыми.

Несмотря на закрытый дельфинарий, гуляющие по парку родители с детьми фотографировались на фоне корабля,

дельфина

и рыбки.

Дельфины и прочая живность

Старые поговорки живут и по сию пору. Ситуация с дельфинариями в Алуште укладывается в поговорку: «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Небольшой городок обходился без дельфинариев вплоть до июня 2013 года, когда появилось аж два дельфинария: «Акварель» и «Немо». Причём «Акварель» открылась 1 июня, на 25 дней раньше, чем «Немо», да и я побывал возле него раньше.

Кроме даты открытия дельфинарии отличаются местоположением, периодичностью работы и наличием одноименных собратьев в других городах. «Акварель» расположена практически у троллейбусной кольца Алушты, работает круглогодично и у неё есть собрат в городе Скадовск Херсонской области. Когда я бывал в Скадовске в 1975 году — никакими дельфинариями там и не пахло.

На конечной троллейбуса в Алуште в подвале под троллейбусными кассами находится Алуштинский аквариум. Когда Вы приезжаете на троллейбусе и сходите на конечной остановке, то сразу увидите указатель.

Дельфины и прочая живность

Подойдя к кассам увидите симпатичного крокодила,

а прямо под крышей рельефные головы морских рыб.

Сам аквариум не производит особого впечатления. Состоит из четырёх небольших залов.