Турист Виктор (grau59)
Виктор
сейчас на сайте

Севастополь — Россия Ноябрь 2014

Эх, если бы знать заранее, что трасса из Ялты на Севастополь проходит прямо через Сапун-гору, то сколько времени можно было бы сэкономить…

О том, что я уже проезжал мимо, начал догадываться уже на подъезде из Севастополя к Сапун-горе. В полях вдали виднелись какие-то памятники и места удивительными похожими на те, что видел на подступах к Севастополю пару часов назад. Состояние дежавю не было обманчивым и маршрутка остановилась на том же месте, где наш рейсовый автобус ждал, когда на другую сторону дороги перейдёт группа детей. Но главное — не надо было карабкаться в гору, спокойно переходишь на другую сторону трассы и шагаешь по кирпичной дороге к мемориалу.

Для определения местоположения на местности я прошёл от остановки к ресторану «Лесной» и увидел там БРДМ-2.

На Сапун-горе

Так это выглядело в ноябре 2014 года. Надпись «За Севастополь» выглядела несимметричной. Когда подошел поближе, то стало видно, что часть букв замазана.

Поискал после в Интернете и нашёл фотографию, сделанную в апреле 2014 года. Тогда надпись выглядела несколько по другому.

(Из Интернета)

Вспомнилась фраза, сказанная Виктором Сухоруковым в фильме «Брат-2»: «Вы мне гады еще за Севастополь ответите!». Видимо исходя из этой фразы и были нанесены первоначальные слова на БРДМ. А затем фразу обрезали. Скорее всего эта надпись — последствие присоединения Крыма и Севастополя к России, т. к. видел фотографии этого места, сделанные в 2012 году, где никаких надписей не было вообще кроме номера БРДМ-2.

Возле комплекса «Лесной» расположена целая куча весёлых дедков

и деревенские телеги.

Как раз на последней фотографии видна группа людей на противоположной стороне дороги, отправляющаяся в сторону Сапун-горы.

Мы идём к месту, где во время Великой Отечественной Войны пролилось немало кровушки. Не только взрослые приходят на мемориал, много детей, которым особенно нравится залазить на танки прошедшей войны. Если в 1941 — 1942 годах, во время 250-дневной обороны Севастополя Сапун-гора была ключевой оборонительной точкой Советских войск, то в апреле—мае 1944 года практически на тех же позициях оборонялись немецкие войска, но их сопротивление было смято в течение месяца с небольшим. Видимо дома не только стены, но и горы помогают. Хотя за время после захвата Севастополя фашисты значительно укрепили оборонительные редуты, насчитывающих 27 дзотов и 36 дотов, долина внизу стала сплошным минным полем. Но кровопролитный штурм 7 мая 1944 года принёс успех советским воинам.

Поздней осенью не критично наличие тени под деревьями и холодка, но в летнюю жару прохлада не помешает. Аллея вдоль дороги к мемориалу усажены местными крымскими деревьями.

На Сапун-горе

После войны на выжженной земле, в которой таилось немало опасного неразорвавшегося железа создание парка было сродни подвигу. Были случаи, когда при этом гибли люди.

Слева от аллеи находится часовня святого Георгия Победоносца

На Сапун-горе

Севастополь героически выдержал две обороны.

Первая во время Крымской войны длилась 349 дней, с 13(25) сентября 1854 года по 27 августа (8 сентября) 1855 года.

Вторая во время Великой Отечественной войны — 250 дней, с 30 октября 1941 по 4 июля 1942 года. Во время Второй обороны одной из ключевых точек стала Сапун -гора, также как и во время Крымской операции советских войск в 1944 году, когда противники поменялись местами и наши солдаты яростным ударом захватили Сапун-гору 7 мая 1944 года. Много пало на поле брани воинов.

В их честь 19 января 1995 года была заложена часовня и уже 7 мая 1995 года она была освящена. Часовня названа в честь святого великомученика Георгия Победоносца.

Позади часовни отдельно стоящая звонница

и памятный крест.

Архитектурное решение — своеобразное, над часовней в виде усеченного конуса возвышается ангел с крестом в руках.

На Сапун-горе

Дальше по ходу движжения располагается площадь с монументом-обелиском воинской славы.

Памятник был установлен в 1944 году, на пьедестале табличка.

На Сапун-горе

В 1970 году от Вечного огня Малахова кургана был зажжен Вечный огонь перед обелиском на Сапун-горе.

На постаменте обелиска и вокруг него на площади находятся гранитные плиты с наименование частей, участвовавших в освобождении Севастополя,

На Сапун-горе

и с именами 240 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за освобождение Севастополя

В 60–70 годы прошлого века у Вечного огня звучала песня:

Высокий памятник стоит,

К нему ведёт тропа крутая.

Здесь севастопольцы дрались,

Врагов в сраженьях побеждая.

Одним из примечательных мест на Сапун-горе является Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», открытой в 1959 году.

На Сапун-горе

Неудобным для посетителей является график работы, когда приходится долго ждать очередного запуска вовнутрь экскурсии с посетителями. Кто-то терпеливо ждёт, а кто-то разворачивается из-за нехватки времени и уходит восвояси.

В Волгограде с этим проще, может самостоятельно осматривать панораму, а можете присоединяться к экскурсии.

Несколько точек с боевой техникой времён Великой Отечественной войны, несколько из них с разных сторон от Диорамы, еще одна ближе к трассе. Среди экспонатов: автомобиль «Эмка» , на котором ездил командующий Приморской армией, которая защищала Одессу и Севастополь, Герой Советского Союза Иван Ефимович Петров (1896 — 1958),

танки,

«Катюши»,

корабельные пушки,

торпедный катер типа «Комсомолец».

На Сапун-горе

Перевезли с Федюхинских высот и установили на Сапун-горе железо-бетонный колпак наблюдательного пункта командира Седьмой бригады морской пехоты в период обороны Севастополя в 1941–1942 годах.

Со смотровой площадки открывается замечательный вид на прилегающие окрестности.

На Сапун-горе

И не верится, что 13 октября 1854 года здесь развернулось знаменитое Балаклавское сражение, первое и единственное в котором сухопутные русские войска одержали победу во время Крымской войны 1853–1856 года.

Гужевой транспорт в то время был главным для перевозки орудий. И существует легенда, что Сапун-гора получила своё наименование именно тогда, когда лошади, тянущие тяжелую поклажу в гору, все в мыле не сдавались и продолжали свой путь. Хотя есть и другие версии названия. Но кругом обыгрывается тюркский перевод слова «сапун» — мыло.

Уходя с последней площадки с техникой, уже возле трассы в зарослях деревьев увидел памятник. Оказалось, что он посвящен воинам 51 армии, которые освобождали Сапун-Гору. Памятник возвели сами воины еще в далёком 1944 году.