Турист Виктор (grau59)
Виктор
сейчас на сайте

Петровск — Россия Апрель 2013

Когда я приехал в Петровск Старший брат Санкт-Петербурга, то мне было известно о существовании двух старинных храмов в городе.

Во время моего хождения по городу нашёл оба старинных храма, кроме них часовню при больнице и небольшую часовенку с памятным камнем на месте разрушенного собора Петра и Павла.

Изначальным пунктом моего путешествия была привокзальная площадь и от неё я двинулся в сторону города на поиски храмов и иных памятников архитектуры. По пути несколько раз спрашивал местных жителей и мне рассказали, что нужно идти прямо по улице Московской, а когда слева я увижу купола, тогда нужно будет свернуть. Так я и поступил когда увидел купола храма, которые и на самом деле оказались куполами Собора Покрова Пресвятой Богородицы.

Разная судьба храмов «старшего брата Петербурга»

Эти купола ярко-синие, можно сказать — голубые.

Обычно купола голубого цвета венчают купола храмов, посвященных Богородице, как и в нашем случае.

Раньше же купола на храме были серебряного цвета, но были заменены. За оградой храма, на улице Панфилова лежат два старых купола, один из них вполне пригодный для дальнейшего использования,

Разная судьба храмов «старшего брата Петербурга»

а второй кто-то уже попытался разломать.

Покровский храм (Собор Покрова Пресвятой Богородицы) был построен в 1880 году по проекту известного саратовского архитетора Салько Алексея Марковича (1839–1918), много сделавшего для развития архитектурного облика города Саратова.

Разная судьба храмов «старшего брата Петербурга»

Был построен храм на месте деревянной церкви, находившейся в Троицком девичьем монастыре. Об истории храма можно прочитать информацию на стенде возле церкви.

Большую роль в строительстве храма сыграли петровские купцы Тихомиров, Новичков, Швецов, т. к. строился храм в основном на пожертвования. В 1935 году храм был закрыт. С 1989 года православной общиной города Петровска начато восстановление храма, с 18 апреля 1993 года в храме начались службы.

Разная судьба храмов «старшего брата Петербурга»

Храм мне понравился и сам по себе и тем, что люди там были благожелательны. Они показали дом, где находится музей Панфилова.

По улице Панфилова я отправился в дальнейший путь. Кварталы вдоль улицы — длинные, буквально через квартал добрался до районной администрации, напротив которой располагается сквер. Помимо всего прочего здесь был установлен поклонный крест

Разная судьба храмов «старшего брата Петербурга»

в небольшой часовенке-ротонде 12 июля 2004 года.

Если бы Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла не был бы разрушен в советское время — то это было бы самое старое здание города Петровска.

Разная судьба храмов «старшего брата Петербурга»

Ведь собор был построен одновременно с крепостью. Вот только с самого начала не заладилась судьба у храма, его первоначально начинали строить как храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Но вмешалась политика.

В январе 1697 года умирает царь Иоанн — брат Петра, в августе 1698 года отправлена в Суздальский Покровский монастырь жена Петра Евдокия Федоровна, а еще раньше в 1689 году сослана в Новодевичий монастырь его сестра София. В глазах общественности у Петра начал формироваться отрицательный имидж.

Наличие в первом городе, названном в его честь, храма посвященному князьям Борису и Глебу, убитых своим братом Ярополком Окаянным, было бы нежелательным. Еще не построенный храм поменял название и стал Петропавловским собором. Сделано это было без излишней информационной шумихи.

Имена апостолов Петра и Павла часто упоминают вместе и даже христианский праздник в их честь, который празднуется православными 12 июля носит название День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Интересно, что почти одновременно с городом Петровск был построен город Павловск, который был впоследствии переименован в Борисоглебск. Вот такие фортели иногда выделывает история.

Выйдя на улицу Московская, я перебрался через реку Медведица и добрался до Казанского храма Величавый храм над рекой Медведица.

Затем вернулся в центральную часть города, по улице Московская дошёл до улицы Красноармейская и свернул налево.

Не часто бывает, что здание построенное в давние времена до сих пор используется в тех же целях. Петровская районная больница — один из примеров постоянства. Правда, когда она была построена в конце XIX века, то корпус был только один и уже в советское время были построены новые корпуса больничного комплекса. Но самое первое здание больницы выглядит самым привлекательным из комплекса и по праву считается памятником архитектуры.

Разная судьба храмов «старшего брата Петербурга»

Часовня в честь преподобного Серафима Саровского была построена в начале XXI века при районной больнице. Сейчас при многих лечебных заведениях практикуется открытие храмов, которые подчас располагаются в наспех приспособленных помещениях внутри больниц. Часовня в Петровске располагается в отдельном небольшом и неплохо выглядящем здании и центральный вход выходит на улицу, а не вовнутрь больничной ограды.

Время работы с 8–00 до 14–00, выходной воскресенье.

Разная судьба храмов «старшего брата Петербурга»

Услугами часовни пользуются не только местные прихожане. Когда в ноябре 2008 года приезжали в Петровск врачи из Общества православных врачей Саратова, то сначала был отслужен молебен в часовне, а потом был начат приём в детской больнице, продлившийся почти весь день.

Я же отправился к железнодорожному вокзалу.