Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:40

Петровск — Россия Апрель 2013

Насколько мне известно из основанных при Петре Первом городов только три из них имели в первоначальном названии имя Петра. При этом только в названии города Петровск было имя Петра в русской транскрипции, а в названии городов Санкт-Петербург и Петергоф — в латинской. Да и основан был город Петровск раньше их, в 1698 году по именному указу Петра Первого. Поэтому с небольшой долей иронии можно город Петровск назвать старшим братом Санкт-Петербурга.

В Петровск я попал проездом, у меня было в запасе несколько часов для прогулки по городу. И я прогулялся по центральным улицам, посмотрел достопримечательности и сфотографировал. Конечно за несколько часов невозможно охватить весь город, но как это часто бывает в провинциальных городках многие изестные и приметные места сосредочены бывают в одном месте. Так и в Петровске многие памятники архитектуры и просто памятники сосредоточены на небольшом пятачке, приблизительно три квартала на три квартала. Небольшими кучками достопримечательности находятся внутри этого условного квадрата, а часть за его пределами. Примечательно, что если на строительство храмов, учебных заведений и мостов в дореволюционном Петровске средст не жалели, то на строительство памятников денег было жалко. И до революции в городе не было ни одного памятника, все памятники появились после свержения самодержавия.

Самое интересное, что если бы я знал где находится центр города, то попросил бы автобус остановиться пораньше. А так пришлось от железнодорожного вокзала идти пешком к центральной площади, а затем возвращаться назад.

Помимо железнодорожного вокзала

на привокзальной площади находятся памятник Петру Первому

и водонапорная башня.

Старший брат Санкт-Петербурга

Патриархальность железнодорожной станции и некоторую сонливость навевают размеренные разговоры кассира билетной кассы, которая знает практически всех своих клиентов и их родственников, обещает найти необходимые места на поезд и сообщить по сотовому телефону в случае удачного поиска. Где Вы такое увидите в больших городах? Даже электричка, курсирующая мимо станции 2 раза в сутки (туда и обратно) состоит из одного вагона, который и помещение для пассажиров и место для машинистов.

От вокзала тянется улица Московская самая главная и, пожалуй, самая длинная улица города. Для начала я хотел посмотреть два старинных храма, а также центральную площадь. Мимоходом увидеть остальной город, прекрасно при этом понимая, что весь его пройти и осмотреть не смогу.

Старший брат Санкт-Петербурга

Первые минут 15 ничего интересного не попадалось. Ближе к вокзалу находились пятиэтажные дома,

а дальше все больше одно и двухэтажные.

Старший брат Санкт-Петербурга

Ни машин, ни людей на улице много не было. Самое оживленное место попалось кварталах в двух от вокзала, эти местом был местный базар.

Но вот вдалеке слева показались купола Покровского храма, только не золотые, а синие. Старший брат Санкт-Петербурга

Я свернул на улицу чуть раньше храма и вышел на улицу Советская, о чём не жалею. Перед улицей с храмом наткнулся на группу зданий, связанных с уроженцем города Иваном Васильевичем Панфиловым (1892 -1941), и памятник ему.

Позади на параллельной улице находится деревянный дом, где располагается музей. Когда я фотографировал красивое здание, то ко мне обратились местные женщины и поинтересовались-чем я занимаюсь. В результате они мне подсказали как пройти к музею Панфилова и обратили внимание на ряд старинных зданий, располагавшихся рядом.

Старший брат Санкт-Петербурга

Кстати, если чуть отойти от центра, то можно и такие развалюхи встретить.

Свернув налево от Покровского храма по улице Панфилова дошёл до музея Панфилова, только он был закрыт. По этой же улице дошёл зо здания Петровской районной администрации.

Старший брат Санкт-Петербурга

Интересно, что располагается она не на центральной площади, как это обычно бывает, а в нескольких кварталах от неё.

Если верить Википедии, то действие известной нам всем с детства пьесы «Ревизор» Н. В. Гоголя происходит именно в Петровске, поэтому одна из улиц носит имя великого русского писателя.

На центральной площади

Старший брат Санкт-Петербурга

помимо памятника В. И. Ленину располагаются много мемориалов, посвященных Великой Отечественной Войне и воинам-интернационалистам. Кстати, памятник " Петровчанам- участникам Великой Отечественной войны. 1941–1945», установленный в 1998 году, является самым высоким памятником города.

Рядышком выставка военной техники из трёх экспонатов.

Здесь с подсказчиками не повезло, когда я пытался найти памятник чернобыльцам. Зато с площади виден храм Казанской божьей матери. Вышел с площади и по всё той же улице Московской перешёл через Железный мост

реку Медведицу

и дошёл до храма.

Старший брат Санкт-Петербурга

С Железным мостом связана легенда.

Правда ли это или нет — невозможно узнать за давностью лет. Но бают, что как-то сидели купцы славного города Петровска, что находится в Саратовской губернии, и пили водку в ресторане «Север». Было весело и душа просила чего-нибудь еще. Мимо них саратовские купцы провозили в разобранном виде железный мост из Саратова в город Кузнецк, который в ту пору также входил в состав Саратовской губернии. И взыграло самолюбие — захотелось петровцам заиметь этот мост. Слово за слово и сговорились между собой купцы — продавцы и купцы — покупатели. Но проезжающие купцы были ребятами ушлыми и заломили высокую цену. Пьяному море по колено и петровцы согласились с завышенной ценой и купили мост. Затем подарили его своему городу Петровску. И хотя мост был железный, но именно тогда пошла поговорка «СтОит как чугунный мост».

Мост в 1901 году был установлен через реку Медведицу, как продолжение улицы Московской, и соединил две части города Петровска. С 1998 года не эксплуатируется и считается памятником промышленной архитектуры начала XX века.

Времени оставалось не очень много, поэтому я перекусил на скорую руку и пошёл обратно к вокзалу. При этом немного отвлёкся и сверyул в сторону, когда увидел шпиль пожарной башни, построенной в 1912 году.

Старший брат Санкт-Петербурга

До этого существовала деревянная каланча, а вот когда она появилась — история об этом умалчивает. Зато история рассказывает — зачем пожарным того времени были нужны пышные усы и почему при устройстве на работу от претендента требовали их наличие.

Чем пышнее были усы — тем больше шансов было устроиться на работу в пожарную охрану, хотя вначале работа пожарного считалась непрестижной. А усы нужны были для того, чтобы пожарный не угорел во время тушения пожара. Для этого усы смачивались и засовывались в нос, чтобы предохранить органы дыхания от продуктов горения. Не было тогда еще противогазов.

После этого, практически никуда не сворачивая, дошёл до вокзала, чтобы уехать на электричке.

Может раньше не обращал внимания, но нигде больше не видел кроме Петровска, чтобы уличные колонки были спрятаны под крышами, как бы внутри небольших беседок, выглядят хорошо и видны издалека места, где можно утолить жажду в жаркий день.