Эксперт Murmantravel (Murmantravel)
Murmantravel — был сегодня 11:25
Скоро Лето, едем на Рыбачий, Терский и 3х дневный лагерь в Териберке!

Кашкаранцы, Кузомень, Умба, Варзуга, Кандалакша — Россия Май 2021

Терский берег Белого моря особенно богат на историю, и удивителен рпиродными контрастами. Но, о всем по порядку.
При подготовке поездки следует учесть следующие факторы:
1. Часть дороги по грунтовке, со всеми вытекающими. Заправляйте кондиционер, летом пригодится!;
2. Подъезд к с. Кузомень — пески. Не зыбучие конечно, но моноприводам, да еще и на шоссейке придется туго. Скорее всего придется много тянуть/толкать/копать. Нужен полный привод, адекватная резина и навыки, либо хотя бы понимание как ездить по пескам;
3. Места отдаленные, связи часто нет. Забудьте о всех операторах, кроме мегафона;
4. Магазины после Умбы в формате Сельпо. Хорошие, уютные, душевные. Но с ограниченным ассортиментом;
5. Погода на побережье может внезапно поменяться. И выезжая на берег, не забывайте о существовании приливо и отливов;
6. Поездка от Мурманска до Варзуги и обратно, с небольшими переездами по местности займет около 1200 км. Будьте готовы технически;
7. После Умбы автосервисов нет. Да и в Умбе особо тоже). Зато есть продажа льда))
8. Сезонность. Она с мая по октябрь. Хотя, лучше сузить с конца мая до середины сентября. Мы были в каждый месяц. И в каждом свои прелести. В мае огромные льдины на отливе, ледоход на реках. В июне все цветет, тепло, но начинается мошка. В июле горбуша, уха из свежей рыбки. Ммм. Август на Севере традиционно богат на дары природы, — грибы и ягоды. И ночи уже темные, долгие, — а это уютные посиделки у костра. В сентябре прекрасная осень, а в октябре снег).
Ну что, мы собрались и поехали!
День первый. С группой заехали покататься на квадроциклах, позавтракали на небольшой базе за городом и дальше, по живописным Северным дорогам. Ландшафт меняется от тундры до лесотундры и тайги на юге области. 300 километров пролетели незаметно и мы в кандалакше. Порт Белого моря. Здесь заправка, кофе и перекус. Проехали несколько километров, запарковались. Пеший ход.

Терский берег Белого моря. Варзуга, Тоня Тетрина 2021

Гора Крестовая или сопка Волосяная на выбор, виды поражают. Мы обычно на Крестовую. Часа через 2 вернулись обратно, и поехали в Умбу, до нее еще 100 км. В Умбе останавливаемся в доме потомков поморов, с кирпичной печкой в обеденном зале). Атмосфера!. Вечером баня и отдыхать!

День второй. Ах, Наталья, что делают с гостями твои завтраки! Уезжать не хочется, но нужно(. Поехали. Дорога в основном тянется вдоль Белого моря, обилие рек, густой лес. Вскоре асфальт закончится и начнется грунтовка. Из красной глины. Как то попали на нее в дождь, сразу вспомнилось контраварийное вождение). По дороге заехали к маяку в Кашкаранцах, к часовне безымянного Инока Терского, к источнику с водой. Не забыли и о сокравищах с Аметистового берега, карта есть, копать умеем)). Шучу. Копать не нужно, это заброшенный прииск, на котором множество камушков. Особенно во время отлива можно подобрать для себя красивый сувенир.

Далее отъезжаем от моря и добираемся до Варзуги, самое старинное поселение Кольского полуострова. Расположено на двух сторонах одноименной реки, мы побывали на обеих. Местный Uber в лодке казанке за вознаграждение с радостью доставил нас на другой берег, а после обратно. В мае лавировали среди льдин, а в июле среди прыгающей горбуши). О Варзуге нужно будет написать отдельно, душевное место. Из Варзуги выезжаем в Кузомень. Пресловутая деревушка, дорога к которой проходит через небольшую пустыню с песками.

Терский берег Белого моря. Варзуга, Тоня Тетрина 2021

Один раз проколол колесо (кто-то выбирался из песков, подкладывал доски от ветрозащиты советских времен, а доски с гвоздями…), несколько раз выдергивали тросом монопривод. Однажды выдернул с трофеем — передний бампер жертвы с усилителем остался на другом конце моего тросса. Берег, обед, привал и в Тоня Тетрина поехали мы дальше.

Терский берег Белого моря. Варзуга, Тоня Тетрина 2021

Приехали к вечеру, как раз в отлив, без ожидания проехали по дну морскому, по лесу и оказались в тридевятом царстве)). Тоня — это Душа Белого моря. Поужинали, сходили в баню, посидели вечером на берегу у костра с чаем и спать, под шум прибоя и шелест леса. Эх, вернуться бы в детство и деревню к бабушке((.

Терский берег Белого моря. Варзуга, Тоня Тетрина 2021

День третий. Завтрак в Тоне, экскурсии по ставкам, в солеварню, поморский быт. Насколько интересен был быт раньше. А может и будет далее. Попрощались С Андреем Борисычем и поехали в сторону Кандалакши, пока отлив. Не доезжая Кандалакши спешились. Нас ожидал 5ти километровый поход к Вавилону — сооружению из камней, которому уже более 4000 лет. Тропа по лесу, вдоль залива. Далее по берегу можно дойти до Кандалакши, но нам обратно в машину.

Терский берег Белого моря. Варзуга, Тоня Тетрина 2021

Заправка, кофе и 300 км до Мурманска. Обычно проходят практически в ТИШИНЕ — мысли текут как-то иначе после таких поездок. остается долгое послевкусие, что живем сейчас как-то не так.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия