Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 19:19
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Гусь-Хрустальный, Спас-Клепики — Россия Март 2022

Всего 10 минут стоял наш автобус Рязань-Касимов на автовокзале в Спас-Клепиках.

Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

Но я времени зря не терял и немного прогулялся по городку.

Спас-Клепики — город Рязанской области.

Расположен в центральной части Мещёрской низменности, на реках Совке и Пре (притоке Оки), в 67 километрах к северо-востоку от Рязани. Население — 5084 чел. (2021).

Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

Город Спас-Клепики известен с 16-го века как село Клепиково на Касимовском тракте, входившее в Старорязанский стан Рязанского (Переяслав-Рязанского) уезда. Наименование «Клепиково» происходит от старинного названия ножа для очистки рыбы — «клепика». После открытия церкви Преображения село получает второе название — Спасское. В начале 20-го века названия были объединены.

Во второй половине 17-го века село получило известность как торговый центр с полотняной фабрикой. В 1730-х гг. принадлежало московскому купцу первой гильдии Николаю Панкратьевичу Рюмину, затем было отписано в казну.

В 1750-х гг. селом владел подполковник, князь Григорий Патрикеевич Кильдишев, второй муж мачехи Н. П. Рюмина, Марии Сидоровны (урожденной Томилиной).

В 1790-х село принадлежало подполковнице Анне Петровне Полторацкой (урожденной Хлебниковой, 1772–1842).

В середине 19-го века в районе Клепикова начинает развиваться производство ваты и пакли.

Дополнительный импульс развитию города придала постройка узкоколейки, к началу XX века соединившей Рязань с Владимиром.

Дорога в городе и окрестностях была разобрана в 1999 году, когда вокзал и деревянный железнодорожный мост через реку Пру сгорели.

Ближайшая железнодорожная станция находится в 25 километрах от города, в поселке Тума.

Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

В 1859 году в Спас-Клепиках было 68 дворов при численности населения 458 человек. В селе находилась становая квартира 3-го стана Рязанского уезда.

В конце XIX — начале XX века Спас-Клепики являлись административным центром Клепиковской волости Рязанского уезда.

Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

1 июля 1918 года в Спас-Клепиках произошло крестьянской восстание, самосуд толпы над тремя представителями Рязанской губернской чрезвычайной комиссии (погибли Василий Кузьмич Корчагин, Иван Канышев, Андрей Васильевич Рябинов) и начальником 4-го участка местной народной милиции Иосифом Павловичем Таманским.

В 1920 г. Спас-Клепикам был присвоен статус города. В 1919 году образован Спас-Клепиковский район. В 1921–1924 годах Спас-Клепики — центр того же уезда.

Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

В 1909—1912 гг. в церковно-учительской школе Спас-Клепиков учился Есенин. Поначалу юноше там не понравилось, и он убежал в Константиново. Но потом здесь стал развиваться его поэтический талант, и свои первые стихи Сергей Есенин показал своему учителю — Евгению Михайловичу Хитрову.

• В Спас-Клепиках имеется ряд музеев: деревянного зодчества, боевой и трудовой славы, действует филиал музея-заповедника Сергея Есенина.
  • В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне на постаменте в городском парке установлен учебно-боевой самолёт Л-29.
  • В городе установлен памятник Герою Советского Союза, уроженцу Клепиковского района Т. Т. Пукову.

Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

• Сохранился ряд каменных зданий 19-го века постройки, в том числе здание церковно-учительской школы, где учился Сергей Есенин.
  • Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

• Город Спас-Клепики упоминается в многочисленных рассказах Константина Паустовского. Среди них — «Дорожные разговоры», «Мещёрская сторона», «Австралиец со станции Пилево» и других.
    • Город является родиной российской метал группы «Кувалда».

Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

А наш путь лежит дальше.

Через Гусь-Железный в Касимов.

Короткая остановка в Гусе-Железном…

Всего 5 минут стоял здесь наш автобус и я успел сделать только 3 фото.

Мимолетно из Рязани в Касимов через Спас-Клепики и Гусь-Железный...

Расположен город на реке Гусь (на ней — плотина, построенная в XVIII веке), в 18 километрах к северо-западу от Касимова. Посёлок окружён хвойными и смешанными лесами.

Население — 1739 чел. (2021).

В 1758 году известные заводчики Баташевы купили землю и устроили чугуноплавильный и железный завод, для работ на заводе устроили громадное искусственное озеро.

После устройства завода Баташёвы в 1766 году построили здесь деревянную церковь во имя Святого пророка Иоанна Предтечи, эта церковь сгорела в 1812 году. В 1802 году началось строительство каменного двухэтажного храма, в 1825 году после смерти храмоздателя Андрея Баташева работы приостановились. Главный храм к этому времени был доведен до купола верхнего этажа, а трапеза и колокольня до карниза. В таком виде недостроенная церковь и оставалась до 1847 года. Между тем в нижнем этаже все внутренние работы были окончены еще до 1825 года, устроено в нем три престола и совершалось богослужение.

В 1847 году на средства наследников Баташёва и рабочих завода возобновлены были работы для окончания верхнего этажа храма и колокольни. Все работы были завершены окончательно и храм был освящен только в 1868 году.

Престолов в церкви четыре: в верхнем этаже во имя Живоначальной Троицы, в нижнем во имя Рождества Христова, Святого Николая Чудотворца и во имя святых апостолов Петра и Павла.

Жизнь братьев Баташевых нашла описание в романе Андрея Печерского «На горах», в романе графа Салиаса «Владимирские мономахи» и не только).

Вот что вспоминает очевидец 19-го века:

Массивный дом, окружающие его каменные развалины, громадный столетний парк позади дома, обнесённый простирающейся на две версты в длину высокой стеной с башнями, расстилающийся перед усадьбою девятивёрстный пруд, по которому некогда ходили суда под парусами, трёхвёрстная плотина из белого камня, запрудившая три реки и без особого для себя вреда целое столетие сдерживавшая гигантские массы вод, — всё это не может не вызывать в воображении титанический труд десятков тысяч рук, создавших всё это в какие-то два года. Невероятно!…

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.

Следующая остановка — город Касимов…