Эксперт Татьяна Уайт (TatianaWhite)
Татьяна Уайт
была сегодня 20:41

Томар — Португалия Март 2022

В Томар стремилась давно. Это место подсказала мне экскурсантка, что была на моей экскурсии по тамплиерско-масонской теме в Капелле Рослин. Она убеждала меня в необходимости увидеть это место. То, что я наконец увидела 3 дня назад превзошло мои ожидания и покорило своей мощью, силой и твёрдостью веры.

Цитадель тамплиеров — Томар

Главной твердыней тамплиеров в Португалии является именно эта крепость Конвенту-де-Кришту, возведенная в 12 веке и превратившаяся в крупнейший монастырь Ордена.

Обычно туристы в Португалии едут в Томар из Лиссабона. Дорога от столицы Португалии до Томара 1,5 часа на колёсах. Мы, же, пропустив намеренно Лиссабон (там уже бывали 15 лет назад) добирались до Томара, столицы тамплиеров, поездом, хотя и с пересадками. Объясню, почему пересадки великолепны — есть возможность увидеть глубинку, сельскую местность, набрать минеральной воды по пути, испить самого дешёвого кофе в привокзальных кафе, испробовать самую дешёвую по-деревенски приготовленную португальскую рыбку за копейки!

Цитадель тамплиеров — Томар

24 марта, хорошо выспавшись накануне в отеле Порту, недалеко от станции Campanha (адрес могу скинуть, если интересно — очень дешёвый, где пробуждаешься с утренними петухами) в 8:37 мы отправились в Томар. Первая остановка в 10:41 для пересадки — Caxarias на час. Там же мы и воду набрали на улице и позавтракали рыбкой. Хорошо поесть и попить кофейку у нас на двоих обошлось в 3 евро(!) В 11:50 — следующий поезд до Lamarosa. Там пересадка короче — 15 минут. Но и за это время успели погулять по деревне, сделать снимки пробуждающейся природы. Март на дворе! Из Lamarosa поезд отправился в Томар и путь составлял 20 минут.

Цитадель тамплиеров — Томар

И вот она, перед нами, прямо с выхода с привокзальной площади — на холме возвышается цитатель, бывшая резиденции тамплиеров переобувшихся на ходу, сменивших вывеску на монахов-рыцарей Ордена Христа. От ж-д вокзала до цитадели пешком минут 20 и мы проходим весь небольшой городок. В центре городской площади Республики установлен памятник Гуалдину Паишу, основавшему крепость тамплиеров/ ордена Христа.

Цитадель тамплиеров — Томар

В Томаре у нас два дня и мы без спешки решили изучить всё самое главное, аутентичное в этом интереснейшем месте.

Цитадель тамплиеров — Томар

Переходя из одной улицы в другую, мы устремились вверх, к крепости, не забывая делать снимки по ходу маршрута. Тут и азулежу - расписные керамические вкрапления на стенах зданиях, и полу-разрушенные дома (что многие считают аутентикой, хотя в моих глазах это просто разруха, как после бомбёжки, запущено и забыто), интересные виды растений и конечно же, апельсиновые, лимонные деревья.

На площади городской можно заметить и интересные фигуры с непонятными головными уборами. Мы о них узнали на второй день, увидев эту «шапку» в городском храме тамплиеров. Но об этом чуть позже, ниже по тексту.

Оказавшись, наконец, задыхаясь от высокого подъёма на холм, мы остановилсь перед входом в крепость, поняв уже, что люди, выбравшие это место понимали для чего: устрашения, демонстрации власти, обзора сверху на земли вокруг….

Цитадель тамплиеров — Томар

Вход во внутрь цитадели стоит 6 фунтов на человека, но сады и крепостные стены (обход) можно осмотреть бесплатно. Территория садов немалая.

Когда оказываешься внутри комплекса-цитадели Конвента-ди-Кришту (с 1983 года объект ЮНЕСКО), ощущение — что находишься в большом городе, самодостаточном, хорошо спланированным на долгую жизнь.

Цитадель тамплиеров — Томар

Великими магистрами Ордена Христа были Генрих Мореплаватель, при котором в монастыре появился клуатр (кладбище). Главный круглый храм комплекса окружён целым лабиринтом галерей, расположенных на разной высоте. В декоре фасада много символов. Настоящей жемчужиной комплекса является окно (знаменитое Окно Томара) с стиле мануэлино в зале Капитула. Мануэлино — это морская тематика в переплетении божественного замысла. Мануэлино охватывает 1490–1520 года (время открытий и морских завоеваний португальцев) — время расцвета Ордена Христа и аккумуляции богатства тамплиеров Томара. Мануэлино — это португальская фишка в национальном варианте Ренессанса в Португалии 15–16 веков, эпохи её высшего могущества как морской державы, экономического и культурного расцвета. Кстати, понимая важность морской торговли и мореплавания, большое внимание Гернрих Мореплаватель уделял развитию картографии и кораблестроения, приглашая в Португалию мастеров из разных стран.

Цитадель тамплиеров — Томар

Почему был выбран Томар тамплерами средь семи холмов? Легенды утверждают, что выбор был сделан согласно практике Великого Магистра в геомантии. Что это? Это метод гадания, который интерпретирует отметки на земле или узоры, образованные брошенными горстями земли, камней или песка. Наиболее распространенная форма гадательной геомантии включает в себя интерпретацию серии из 16 фигур, сформированных в результате случайного процесса, с последующим их анализом, часто дополненным астрологическими интерпретациями.

Неплохо для начала, не правда ли? Уже тайна…

А то что касается истории. В 1910 году, с падением португальской монархии, Орден Христа был упразднен. Однако в 1917 году орден был возрожден, и его Великим магистром стал президент Португалии.

Цитадель тамплиеров — Томар

На второй день, перед поездом обратно в Порту, мы оставили знакомство с готической

Цитадель тамплиеров — Томар

Церковью 13 века Санта-Мария-ду-Оливал (Igreja de Santa Maria do Olival). В этом храме находятся захоронения рыцарей ордена тамплиеров/рыцарей Ордена Христа. Кроме захоронений в храме множество тайных знаков, оставленных тамплиерами, плита, что закрывает тоннель, ведущий, как шепчут вокург — к сокровищам этого таинственного ордена.

А вот тут и огромная «шапка-башня» на голове. В Томаре, в июле вокруг площади Республики раз в 4 года проходит Праздник Табулейруш (Festa dos Tabuleiros). Это праздничное шествие, во время которого девушки и женщины несут на головах «башни», сооруженные из хлеба (точнее — сооружение из 30 хлебов), фруктов и цветов и весящие до 15 кг. Булки нанизывают на 5–6 прутьев и ставят вертикально в плетеную корзинку, после чего фиксируют горизонтальными распорками. В корзинках лежат дары Небесных Владык, ниспосланные людям, обитающим на Земле. Шествие состоит не только из нарядных девушек-дароносиц с хлебами. Впереди девушек следуют священные быки с украшенными, позолочёнными рогами, - они везут за собой телеги нагруженные вкусностями: мясом, вином. На шествии несут также хоругвь Святого Духа и три короны Императоров и Царей. Древний, кельтский праздник, подвергшийся христианизации в 13 веке. Местные нам сказали, что к началу «Фешта-душ-Табулейруш» жители украшают город тысячами гирлянд из бумажных цветов, превращая Томар в пестрый и красочный сад. Следующий праздник назначен на июль 2023 года. Вот бы посмотреть! Наверное, ужасно жарко в июле будет. Жару не очень люблю, поэтому и живу в холодной Шотландии.

Цитадель тамплиеров — Томар

Напротив храма тамплиеров, Санта-Мария-ду-Оливал находится большой городской рынок. Побывали мы и там. Накупили восточных сладостей, сухофруктов, ароматных помидор, солёной трески, местного мёда и пыльцы. Рынок большой, шумный, недорогой.

Цитадель тамплиеров — Томар

Очень хотелось попасть Церковь Иоанна Крестителя и в городской музей Томара, но они были закрыты на реставрацию и «на зиму» с вывеской открытия в апреле. Но там нас уже в апреле уже, увы не будет. Зато мы успели посетить самую старую (начало 14 века) синагогу в Европе. Малюсенькое пространство, но интересное, безусловно. Вход — бесплатный. Что внутри? Потолок поддерживается четырьмя колоннами с двенадцатью остроконечными арками в мавританском стиле. Что же 4-х колонн, им есть кроме главной функции архитектуры, функция рассказа иудейской философии. Так четыре колонны символизируют четырех матерей Израиля: Сару, Ревекку, Рахиль и Лию. Двенадцать арок, как полагают, представляют двенадцать колен Израиля. В четырех верхних углах комнаты стоят глиняные кувшины (голосники), встроенные в стены в перевернутом виде — традиционный метод, использовавшийся в средние века для улучшения акустики. Свитки Торы хранятся в деревянном шкафу. Среди многочисленных надгробий, составляющих основную часть коллекции, следует упомянуть одну, датированную 1307 годом.

Цитадель тамплиеров — Томар

Чаще всего в Португалии вы увидите армиллярную сферу. Она изображена повсюду в Томаре, она же присутствует на флаге Португалии. Армиллярная сфера также фигурирует в португальской геральдике, связанной с португальскими открытиями в эпоху Великих географических открытий. Мануэль I из Португалии использовал сферу как одну из своих символов. По символам — тремя сферами, раскрывающими духовное состояние планеты и ее человеческую сущность, находятся сферы деятельности человека: риторика, алхимия, грамматика, музыка, физика, астрономия, арифметика, медицина, юриспруденция, геометрия, теология, диалектика. По внешнему краю располагаются знаки зодиака и сферы основных планет: Сатурн, Юпитер, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. А может ещё тамплиеры при помощи этого устройства могли следить за каждым человеком на Земле, где бы он ни находился?

Но нам пора в путь, несмотря на расшифровку сферы. Перед дорогой — вкусняшки-пироженные (два жёлтеньких шарика называются "Поцелуй меня быстро". Это уже отдельная история. Но без этого пирожного никак в Томаре! Так и быстрый поцелуй с крепостью у нас состоялся.

Цитадель тамплиеров — Томар

и до следующего визита, Томар!

Благодарю за внимание. Ставьте «лайк», если материал заслуживает того.