Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 22:03
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Самарра, Багдад — Ирак Февраль 2022

«В Багдаде всё спокойно» — эту фразу, наверное знает каждый житель нашей страны, рождённый в СССР. Она из старого советского фильма «Волшебная лампа Аладдина» по мотивам сказок «Тысяча и одной ночи». Помните, там по ночному городу ходил старик с колотушкой, призывавший жителей спать без страха, потому что вокруг всё спокойно.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Спустя многие годы крылатое выражение надолго потеряло смысл, ведь в страну пришла демократическая война и хаос, а позже начались кровопролитные гражданские противостояния. Всё это закончилось 9 декабря 2017 года, когда Ирак объявил об окончании войны с «Исламским государством».

Сегодня вместо старика с колотушкой на улицах столицы можно видеть сотни блок постов, обеспечивающих порядок в стране. После возвращения из Ирака я снова могу произнести: «в Багдаде всё спокойно». Правда, иногда случаются редкие теракты, но это уже не то, что было тут раньше.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Сейчас Ирак — одно из популярных направлений для активных путешественников. Несколько лет без войны, страна оживает, встала с колен и уже начинает выпрямлять спину. Люди здесь приветливы и гостеприимны. В следующих материалах я не раз подробно упомяну об этом.

Я очень рад, что поездка состоялась. Вообще любоё путешествие это всегда приятно и волнительно. А тут ещё имелось два усиливающих фактора.

В школьные годы я собирал иностранные монеты. Когда коллекция была ещё совсем небольшой, коллега отца по работе привёз одну монетку. Когда я её увидел, то был неимоверно счастлив. Впервые держал в руке волнистую монету, да ещё с пальмами и на непонятном языке.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Первые экземпляры моей коллекции остались в памяти на всю жизнь. Чтобы очутиться на родине этой монеты, нужно было подождать 38 лет. И вот этот день настал. Моё первое утро в Багдаде. Вид из окна отеля.

А второй фактор связан с вышеупомянутым фильмом, который в далёком детстве меня сильно впечатлил своим колоритом и героями: магрибским колдуном, царевной Будур и конечно же Аладдином и джином.

Одна из сильных сцен повлиявшая на детскую психику это диалог джина и Аладдина, проблема важного выбора. Кто смотрел, тот вспомнит. «Я твой друг, но я раб лампы. Я раб лампы, но я твой друг…». Скриншот из фильма.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Я потом все дни мечтал сфотографировать подобное «иракское солнце». Вот один из снимков. Правда, Аладдина и джина я не встретил:)

В фильме «Волшебная лампа Аладдина» был не настоящий Багдад, теперь я увидел настоящий. Представляете мою радость?

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Далее я перехожу к хронологии путешествия. 22 февраля группа российских, неугомонных туристов вылетела из аэропорта Внуково в город Стамбул.

Во время приземления сам Стамбул снять не удалось, только пригородные районы. Но, есть подозрение, что я сюда прилечу ещё ни один раз:)

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

В аэропорту была пяти часовая стыковка. Многие участники встретились в лоундже и всё это время мы незаметно провели в разговорах о путешествиях. Оказалось, что в Ирак летят чуть более 20 человек, разделённые на две группы.

Я попал в самую весёлую группу. Забегая вперёд отмечу, что в очередной раз убедился в том, что от коллектива в котором где-либо путешествуешь очень сильно зависят общие впечатления и эмоции, которые остаются с тобой после возвращения домой. Пользуясь случаем хочу ещё раз выразить уважение и благодарность моим попутчикам по Ираку.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Отдельное спасибо водителю, гиду и конечно переводчику, теперь нашему иракскому другу по имени Ясир. Он помог нам не только увидеть Ирак в лучшем свете, но и заглянуть в его душу.

Итак, в Багдад мы прилетели в час ночи. Почти два часа ушло на получение виз в аэропорту. Далее нас привезли в неплохой отель, находящийся в Зелёной зоне.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Официально район называется «международной зоной», однако средства массовой информации традиционно используют название «зелёная зона». С двух сторон она огибается рекой Тигр, что облегчает охрану района. Общая площадь зоны около 10 км². Здесь находятся правительственные здания и посольства.

В условиях продолжающихся боевых действий и насилия в Ираке эта территория считается самым безопасным местом в стране, что подчёркнуто названием. Она полностью обнесена забором и колючей проволокой.

Попасть в «зелёную зону» можно только через охраняемые иракскими военнослужащими контрольно-пропускные пункты. При этом совершается полный обыск и проверка багажа посетителя. На территории самой «зелёной зоны» также находятся блокпосты.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Утром, в праздничный день 23 февраля, мы позавтракали и выехали в город Самарра. С него и началось наше путешествие по Ираку.

Город находится в Верхней Месопатамии примерно в 120 км к северу от Багдада. Самарра населена главным образом суннитами, расположена в так называемом «суннитском треугольнике». Общая численность города более 200 тысяч человек.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Земля Самарры заселена людьми с древности: среди руин находят относящиеся к V тысячелетию до нашей эры. Но, городское поселение возникло здесь гораздо позже.

Первым из монархов облюбовал это место иранский правитель Хосров I Ануширван, который выстроил в окрестностях охотничий замок.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

В 833 году на месте древнего доисламского поселения возник новый город. В 836 году при халифе аль-Мутасиме ибн Харуне мамлюки (тюркские солдаты-рабы халифата Аббасидов) спровоцировали восстание в Багдаде, заставившее халифа перебраться на север.

Самарра оставалась столицей исламского мира до 892 года, когда халиф аль-Мутамид перенёс столицу халифата обратно в Багдад.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Архитектурные памятники эпохи Аббасидов (руины сорока двух дворцов, четыре соборные мечети, мавзолей трёх халифов, останки заброшенного северного города в форме восьмиугольника) являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первым делом мы посетили один из самых известных архитектурных объектов Ирака — большую мечеть и знаменитый спиральный минарет (годы строительства 848–852).

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Большая мечеть Самарры была самой большой мечетью на планете, и этот титул она удерживала 4 столетия. Мечеть известна своим спиральным минаретом Малвия с 399 ступеньками.

Высота минарета составляет 52 метра, а ширина в основании 33 метра.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

В 1278 году внук Чингис-хана монгольский правитель Хулагу разрушил мечеть, оставив потомкам лишь внешние стены и грандиозный минарет.

Минарет построен из песчаника. На вершине находится небольшая цилиндрическая комната радиусом в шесть метров, комната снаружи украшена восемью арками.  Мост, соединяющий мечеть и минарет до наших дней не сохранился.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

1 апреля 2005 года верхняя часть минарета была повреждена в результате взрыва. Иракские повстанцы атаковали башню, так как на ней был установлен обзорный пункт войск США. Взрывом были выбиты кирпичи в верхней части минарета.

Подниматься по минарету без ограждения в принципе не страшно, но стоит подойти к краю и ощущения уже другие.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Многие при подъёме держатся за перила.

А на вершину поднимаются в основном только мужчины, местных женщин я там видел совсем мало.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Исключения - смелые русские туристы:)

Этот минарет стал одним из моих самых любимых объектов посещённых за неделю пребывания в Ираке. Обязательно рекомендую здесь побывать.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Самарра считается священным городом шиитов в связи с тем, что в златоверхой мечети Аскария покоятся останки двух имамов Аскари. Мы посетили это святое место.

Возведение храма было начато в 944 году. Свой современный вид он приобрёл в конце XIX века благодаря щедрости Насреддин-шаха, который профинансировал устройство золотого купола высотой в 68 метров и шириной в 20 метров. Строительные работы продолжались с 1868 по 1905 годы.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Во время Иракской войны, 22 февраля 2006 года в мечети произошёл теракт, мощный взрыв повредил золотой купол. Это привело к вспышке насилия между шиитами и суннитами, спровоцировав кровавые акты возмездия со стороны шиитов, главным образом в Багдаде, вызвав опасения о начале гражданской войны в Ираке.

В июне 2007 года возле мечети произошёл ещё один теракт: боевики взорвали два минарета мечети, они были серьёзно повреждены. Восстановительные работы были завершены к апрелю 2009 года.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Сейчас внутрь пускают только с мобильным телефоном. Но даже хорошая камера не сможет передать всю красоту внутреннего убранства мечети.

Это что-то невероятное. Я бывал во многих мечетях мира (кроме Ирана и СА), но такое видел впервые.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Можно было только по одному этому исламскому сооружению выложить целый фотоальбом.

Темы религии касаться не буду, но даже для не верующего человека или относящегося к совершенной иной религии оказаться здесь будет волнительно.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Позже выяснилось, что это ещё не самая красивая мечеть в Ираке.

В этот день мы посетили ещё одну значимую мечеть в пригороде Багдада и плюс увидели несколько столичных объектов.

Гостеприимный Ирак ч.1 — первые впечатления и поездка в Самарру

Я их вам обязательно покажу в следующей заметке. На этом всё. Спасибо за внимание. Продолжение следует…