Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Марракеш — Марокко Январь 2012

Страна Марокко возникла в моих туристических планах как транзитная.

Увидеть Марракеш и улететь

На новогодние каникулы я летел в Западную Африку в составе туристической группы. У нас получался свободный день в Касабланке, который можно и нужно было чем-то заполнить.

Ночной вылет из Шереметьево, и вот нас обнимает марокканский январь, освежая утренним ветерком и лаская скупым солнцем. Вылет в Бамако через 10 часов. Встречающая сторона предложила съездить в Марракеш. Конечно же мы согласились.

Загружаемся в микроавтобус и едем по шикарному шоссе. Справа остаётся экономическая столица страны — город Касабланка. Далее взору предстаёт абсолютная равнина. В какой-то момент дорога уходит вниз. Появляются холмы и русла рек, по берегам которых, словно солдаты на посту, тянутся вверх плантации кактусов.

После опять поднимаемся на плато. На распаханных полях пробивается зелёная травка. Пастухи пасут отары овечек и стада коров на чистенькой, словно вылизанной равнине. Придорожного мусора в виде обёрток и пакетов совсем нет, в отличие от других арабских стран. Хотя, если посмотреть на местные деревушки, нельзя сказать, что марокканцы живут богаче собратьев.

Исторически марокканцы не являются кочевым народом.

Увидеть Марракеш и улететь

Коренное население страны берберы.

Это слово у древних римлян обозначало цивилизованный варвар.

Увидеть Марракеш и улететь

Через 3 часа подъезжаем к Марракешу. На пропускном пункте в город множество красных флагов со звездой — так выглядит государственный флаг Марокко. Где-то вдали сияют белые шапки Атласских гор, почти тысячу лет наблюдая за жизнью Марракеша.

Город основан в 1062 г. на перекрёстке торговых путей.

Увидеть Марракеш и улететь

В настоящем это третий по величине город страны. Столицей Марокко были попеременно Фес, Мекнес и Марракеш.

Пришедшие в начале прошлого века французы ограничили власть султана и перенесли столицу в Рабат. Въезжаем в Марракеш и сразу видим множество богатых особняков.

— Название страны Марокко происходит от названия города Марракеш. В своё время сам Уинстон Черчилль был очарован нашим городом. У нас покупают дома и недвижимость мировые знаменитости. В этом году во второй раз приезжал на Новый Год президент Франции Саркози со своей семьёй. У нас встречала праздник и футбольная команда Реал Мадрид, — с гордостью рассказывает гид Заур.

А на вопрос, почему богатых людей сюда тянет, отвечает.

— Не знаю. Спросите у них сами.

Микроавтобус кружит по городу и останавливается на одной из неприметных улиц. Перед нами высокий забор, за ним виднеются деревья. Гид привёз нас в сад Мажорелли — это одно из культовых туристических мест города.

Француз Мажорелли был художником и в 1924 году поселился в Марракеше. Он много ездил по миру, привозя из поездок и высаживая в своём имении экзотические растения. С 1947 г. Мажорелли начал за деньги пускать в сад посетителей.

Увидеть Марракеш и улететь

После смерти художника сад долго пустовал. Через какое-то время его выкупил у города Ив Сен-Лоран. Известный модельер тоже жил в Марракеше. По его словам, здесь он получал вдохновение для своей работы. Ив Сен-Лоран восстановил садик и вновь стал пускать сюда за деньги желающих.

Ив Сен-Лоран умер в 2008 году. Тело модельера кремировали. Одну половинку праха развеяли по саду, а вторую половинку установили здесь в специальной колбе.

Покупаем билеты, гуляем среди экзотических цветов и кустов, различных кактусов и упирающегося в небо бамбука. Представляю, как приятно пройтись по тенистым дорожкам и посидеть на скамейке во время летнего зноя.

Впрочем, посетителей хватает и в январе. Высокие деревья создают иллюзию леса, а глядя на фонтаны, забываешь, что Марракеш посреди пустыни.

Увидеть Марракеш и улететь

Времени на осмотр не много, нужно двигаться дальше. Водитель высаживает нас в историческом центре, возле мечети Кутубия — это один из символов Марракеша. Построена на месте дворца первых правителей.

Когда через 100 лет после основания города к власти пришла новая династия, они решили стереть память о предшественниках и разломать дворец. Горожане забеспокоились, но новые правители заверили, что здесь будет возведена мечеть.

Позже приверженцы Пророка заметили, что мечеть построена не на Мекку. Отвечавший за проект архитектор был казнён на центральной площади города.

В наше время, спасибо археологам, рядом с мечетью можно видеть основание дворца первой династии.

Увидеть Марракеш и улететь

Над старым фундаментом возвышается огромный минарет высотой 77 метров. Если кто-то потерялся на узких улочках, всегда можно сориентироваться, найдя взглядом Кутубия.

На минарете переливаются золотом жёлтые шары. В средние века существовала легенда, что одна из жён султана отдала всё своё золото для украшения минарета.

Увидеть Марракеш и улететь

Бродяги из разных стран пытались залезть наверх, дабы отхватить кусочек. Они падали и разбивались, но чаще их ловили. Если человек не нанёс вреда минарету, отрубали руку, а если минарет от его действий пострадал — отсекали голову.

Ни я, ни мои спутники искать счастья, залезая на минарет, желания не проявили. Дождавшись зелёного сигнала светофора, переходим улицу, где участниками движения являются автобусы, машины, мотоциклы, велосипеды и катающие туристов конные экипажи.

Идём от Кутубия на знаменитую площадь Джема-эль-Фна. Старый город окружён крепостной стеной протяжённостью 19 км, и площадь является его центром.

Увидеть Марракеш и улететь

От Джема-эль-Фна расходятся все крупные улицы.

Народу здесь всегда много.

Увидеть Марракеш и улететь

Раньше на площади казнили преступников, теперь это одна из главных достопримечательностей Марокко.

Местные люди, втянутые в туристический бизнес, развлекают туристов. Одни женщины рисуют хной на руках, другие гадают.

Группа мужчин, собирая деньги, ходит вокруг факира, заклинателя дохлых змей. Местный люд испорчен туризмом, все кругом крайне наглые и недоброжелательные.

Грозят разбить фотоаппарат, если я попытаюсь тайно снимать полуживых рептилий, вставших в стойку перед дудочкой факира. Зрелище не впечатляет, желание снимать, как платно, так и бесплатно, не возникает.

Увидеть Марракеш и улететь

Обедаем в ресторане, после заныриваем в одну из узких, прилегающих к площади улиц.

Времени в обрез, и потеряться здесь легко и просто.

Увидеть Марракеш и улететь

Следуя за гидом от лавки к лавке, гуляем по базару.

Стараюсь держать покрепче сумку, так как среди этого лабиринта улочек мимо постоянно проезжают мотоциклисты.

Увидеть Марракеш и улететь

Базар пестрит разносортными оливками.

Манит развалами апельсинов.

Увидеть Марракеш и улететь

Уличной еды много и причём самой разной.

Торговцы зазывают в магазинчик, вывешивая у входа ножи, кинжалы, кожаные тапки, сумки, пуфики и всевозможные керамические тарелки.

Увидеть Марракеш и улететь

Издалека, вместе со всей массой товара, изделия ещё как-то смотрятся.

Вблизи разочаровывают грубостью и прямолинейностью исполнения.

Увидеть Марракеш и улететь

Подходим к лавке, где предлагаются засохшие ящерицы, черепахи, головки маленьких антилоп, дохлые попугаи и сушёные крысы.

Бербер уверяет, что товар помогает от различных форм сглаза. Колдунов в Марокко официально нет. Магия — один из самых больших грехов в Исламе. Однако, фотографироваться продавец категорически отказывается, боясь, что мы его сглазим.

Ислам создал единую составляющую — арабский народ, но арабы везде разные.

Увидеть Марракеш и улететь

В Аравии боятся выходцев из Магриба. Аравийцы считают, что западные арабы склонны к магии и к колдовству, а в Марокко, наоборот, эти качества приписывают восточным арабам.

Марокканцы внешне отличаются от иракцев, от йеменцев и от египтян. Многие марокканки, хотя и носят хиджаб, лицо не закрывают.

Увидеть Марракеш и улететь

До Марокко тоже докатились арабские волнения, отчего король Мохаммед VI снял с себя часть полномочий и передал их премьер министру, оставив управление армией под личным контролем.

Нынешний король молод и наверно не успел надоесть народу.

Увидеть Марракеш и улететь

Когда в прошлом веке французы пришли в Марокко, они думали, что кругом сплошная нищета.

А у марокканцев не принято выпячивать напоказ богатство.

Увидеть Марракеш и улететь

Подтверждая подобное, гид приводит нас к дворцу Бахия (в народе его называют Дворец красавицы). Великий визирь Сиди Мусса начал строить его для одной из своих жён. После, войдя во вкус, визирь расширял строительство, скупая участки земли у соседей. При этом одновременно увеличивалось количество жён и наложниц.

Покупаем билеты и заходим внутрь, первым делом попадая в закрытый дворик, украшенный ровным геометрическим орнаментом.

Посреди дворика фонтан. Зимой здесь не холодно, а летом не жарко. Посетители ждали здесь, когда к ним выйдет визирь, и в зависимости от ранга человеку отводилось определённое место.

Движемся по узким переходам, осматриваем покои визиря. Раньше во всех залах лежали ковры. Дворец жил устоявшейся жизнью. Никто посторонний не имел права зайти на женскую в гарем, представлявший собой открытый широкий двор, по бокам которого множество комнат.

Запомнился один из залов с удивительной акустикой. Визирь отдыхал с женщинами — это не должен был никто видеть, и слепые музыканты развлекали покровителя.

Музыкантов специально не ослепляли. Наоборот, если рождался слепой мальчик, его отдавали учиться музыке во дворец. Таким образом в дальнейшем слепой мог зарабатывать на жизнь.

Увидеть Марракеш и улететь

У входа во дворец растёт множество, похожих на мандарины и апельсины, померанцевых деревьев. Однако плоды померанца весьма кислые.

Производит двойное впечатление и сам город. Его внешняя сторона с невзрачными улицами разительно отличается от внутренней оболочки.

Ещё раз убеждаемся в этом, зайдя в один из ресторанов, который обделан внутри как настоящий дворец.

В аэропорт попадаем уже затемно. Проходим паспортный контроль и садимся на самолёт в Бамако. В давние времена караваны из Марокко в Тимбухту 4 месяца шли, теперь 4 часа полёта и ты в Мали.