Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 17:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Касабланка — Марокко Ноябрь 2018

Авиакомпания Royal Air Maroc, если сравнить с конкурентами, выигрывает ценой. Аэропорт Касабланки имени Мухаммеда V давно стал связующим звеном между Европой и Африкой. Единственное, во многие африканские страны вылеты не каждый день. Разница между рейсами может достигать более суток. Однако, если таковая более 8 часов, пассажиру предоставляется бесплатный отель.

В январе 2012 года, дважды воспользовавшись подобным временем, мы успели посмотреть сперва Марракеш, а на обратном пути Фес и Мекнес. В ноябре 2018, когда мы возвращались из Чада, вылет в Москву был вечером следующего дня. Авиакомпания предоставила отель.

В подобных случаях необходимо найти офис Royal Air Maroc, показать паспорт и билет. Марокканцы в ответ выдают нужные бумаги, предлагая проследовать в отель. Рядом со стоянкой такси есть бесплатная маршрутка, которая каждые 20 минут курсирует туда-обратно.

Для транзитных пассажиров имеется целых два отеля: один три звезды, другой четыре. С заселением проблем не возникло. Никто никаких денег не требовал.

Ради справедливости отмечу, раз отель бесплатный, то и питание соответствующее. В номерах отсутствуют полотенца и туалетная бумага. На просьбы укомплектовать номер, персонал не реагирует.

Впрочем, это не самое страшное. Так как отель транзитный — воруют там по чёрному. Я в Касабланку вышел с одним лёгким рюкзачком и не расставался с ним ни на минуту. А вот моя спутница Марина, отправляясь на завтрак, оставила сумку с вещами в номере. Возвращается — сумки нет.

Марина начала трясти ресепшен. Они вызвали уборщика. Тот поднялся вместе с Мариной на этаж, открыл два соседних номера, где как раз лежали разделенные напополам вещи.

Марина в совершенстве владеет французским, и потому трюк не удался. В других же случаях, когда транзитный пассажир не располагает временем, он просто махнёт рукой, обматерив персонал. Последних подобное не колышет.

Так что, друзья, при перестыковках будьте внимательны!

Ну, а если говорить о самой Касабланке, не всё так плохо. Положительные моменты были, упомянуть о них стоит, как и о аэропорте.

Воздушная гавань Касабланки своим появлением на свет обязана американцам. Она была построена США во время Второй мировой войны, долгое время выполняя функцию перевалочной базы. После обретения независимости, правительство Марокко перепрофилировало аэродром под гражданские нужды. В настоящем по загруженности это седьмой аэропорт Африки.

Пассажиров, создавая настроение, встречают бронзовые кони. Кто скульптор не скажу, возможно таковых несколько, но лошадки удались. Они, подобно неугомонным путешественникам, находятся в движении…

В первый день, желая сэкономить световое время, мы вызвали такси в отель и уже через полчаса были возле торгового центра Марокко-молл.

Полтора дня в Касабланке

Впрочем, он не являлся нашей целью. Путешествовавший вместе с нами по Чаду харьковчанин Павел, улетел домой другим рейсом. Нам же он рассказал об интересном месте, которое в Касабланке туристам неведомо. Оно называется — Остров праведника.

Более 150 лет назад сюда пришёл багдадец по имени Сиди Абдеррахман. Он являлся человеком религиозным и искал уединения. Сиди поселился на острове, дойти до которого можно было во время отлива. Жил под открытым небом, здесь же и молился.

Прослышав о праведнике, верующие поспешили к Абдеррахману, дабы получить совет и религиозные наставления. Тот никому не отказывал. Люди неоднократно предлагали помощь в построении жилья. Однако, нет, праведник так и жил на своём острове под открытым небом, где и нашёл последний приют.

Молва приписывает Сиди Абдеррахману умение ходить по воде. Его последователи научиться подобному не смогли и построили мост.

Полтора дня в Касабланке

Остров праведника у марокканцев весьма популярен. Сюда приезжают не только религиозные последователи, дабы молиться возле могилы Адберрахмана, но и люди светские.

На островке со временем отстроился небольшой городок.

Полтора дня в Касабланке

Усыпальница праведника находится в мечети, которая названа его именем. Верующие приезжают часто и живут в специальных кельях.

Здесь же и просто домики, где живут люди, обслуживающие паломников.

Полтора дня в Касабланке

Атлантический океан пенистой волной целует островок. Рядом на песчаном пляже раскинулись кафешки, где, наслаждаясь едой и морским воздухом, любят отдыхать местные жители.

Чуть дальше по побережью якутскими алмазами сверкает центр Касабланки.

Полтора дня в Касабланке

Павел рассказывал, как он здесь ужинал, заказав большую тарелку устриц. Увы, в кафешках ничего подобного не оказалось. Мы решили зайти в Марокко-молл. Вернуться обратно можно только на такси. Нас было 8 человек. Стали распределяться по машинам, и тут произошла настоящая жуть. Таксисты принялись орать и спорить, хватать нас за руки, пытаясь усадить именно к себе.

Это продолжалось долго и ситуация никак не разруливалась. До отеля в итоге добрались, но осадок остался, как в том анекдоте…

Утром позавтракав, всей компанией долго думали, как использовать день. Из аэропорта можно уехать в несколько городов. В итоге решили самое простое — посмотреть Касабланку.

Садимся на маршрутку, доезжаем до аэропорта. Вокзал к аэропорту примыкает. По указателям спускаемся вниз, покупаем билеты, ждём нужную электричку.

Полтора дня в Касабланке

Билет необходимо сохранять до конца поездки. По нему заходишь и выходишь, плюс, по вагонам ходит контролёр. Электропоезд до Касабланки идёт 40 минут, совершая несколько остановок.

Касабланка — крупнейший город Марокко. В переводе с берберского название обозначает — белый дом. Белых домов действительно много. Город сочетает колониальную архитектуру, с современной и с традиционной марокканской.

Полтора дня в Касабланке

Увы, как только мы вышли из поезда, начался дождь: мелкий, затяжной, противный.

Передвигаясь перебежками, мы искали убежища в уличных едальнях, в магазинах и даже подъездах. Заходя в отдельные дома, невольно вспоминали о французах.

Полтора дня в Касабланке

Наконец, дождь сжалился и отступил. Направляемся на осмотр города.

Нашей целью являлась знаменитая мечеть Хасана II. Туда и направились. Центр города большой, но компактный.

Полтора дня в Касабланке

У арабов Северной Африки он всегда называется Мединой.

Мы поднялись на встретившуюся по пути башню, посмотрели старые пушки,

Полтора дня в Касабланке

полюбовались фасадами старых домов.

В некоторых местах, где особняки вплотную подходили друг к другу, представлялось, что сейчас появятся женщины в хиджабах и мужчины с марокканскими кинжалами, одетые по моде позапрошлого века.

Полтора дня в Касабланке

Увы, нет, почти все встречные люди были одеты по-современному. В национальной одежде в Касабланке мало кто ходит.

Минарет мечети, подобно маяку, постоянно выглядывал в просвете зданий,

указывая правильное направление.

Полтора дня в Касабланке

Неспешным шагом мы дошли до неё минут за сорок.

Про мечеть Хасана Второго написано много, в том числе и на Туристере. Повторяться не стану, но отмечу, что читать и смотреть фото, коренным образом отличается от — увидеть собственными глазами и постоять рядом.

Взметнувшийся ввысь на 200 метров минарет впечатляет! Он на 30 метров выше пирамиды Хеопса.

Полтора дня в Касабланке

На фоне океанской волны мечеть выглядит непотопляемым фрегатом.

Строительство длилось с 1980 по 1993 год. Автором проекта стал французский архитектор Мишель Пинсо. На оформление декора денег не пожалели.

Пол выложен золотистым мрамором и ониксом, внутри 78 колонн из розового гранита, цветные стекла из Венеции.

Полтора дня в Касабланке

К моему большому сожалению попасть внутрь не удалось. Нам позволили сделать с порога несколько кадров.

Один из охранников сказал, что через час нас могут запустить, но сказал очень и очень неопределённо. Ждать у моря погоды, не захотелось.

Полтора дня в Касабланке

Время поджимало. Мы решили походить по городу, посмотреть другие достопримечательности.

Одна из таковых — собор Сакре-Кер. Его построили при французах в 30-х годах прошлого века, и готика здесь смешалась с мусульманским зодчеством. Башни собора напоминают минареты, при этом само здание составлено из бетонных плит. В настоящем церковные службы не проводятся. Кресты со шпилей сняты. Собор переоборудован под культурный центр.

Попасть внутрь опять-таки не получилось. Храм плотным кольцом окружили строители, производившие ремонт.

Неподалёку от собора площадь Мухаммеда V — общественный и деловой центром города.

Полтора дня в Касабланке

Отсюда в разные стороны расходятся бульвары, площадь окружена множеством интересных зданий.

Увы, нам здесь опять не повезло, возобновился дождь.

Полтора дня в Касабланке

Падавшие капли разогнали влюблённых, но не голубей. Последние удивительнейшим образом, наоборот, устремились на площадь.

Насупившееся небо укоротило световой день.

Пришлось вновь передвигаться перебежками от магазина до супермаркета, от лавки до кафешки.

Полтора дня в Касабланке

Надо сказать, я и мои товарищи очень пожалели, что отправились сразу к мечети Хасана. Район, прилегающий к площади Мухаммеда V, показался более интересным.

Одной из достопримечательностей города является — Касабланский трамвай! Линия протяжённостью 31 километр запущена в 2012 году. На маршруте 48 остановок. Вагоны куплены у французов.

Полтора дня в Касабланке

Базар на Востоке для прогулок вариант беспроигрышный, ну, а если там есть рыбный рынок, тогда и подавно.

Если на креветок, кальмаров и других морских гадов посмотреть забавно,

Полтора дня в Касабланке

то голову рыбы-пилы мы все изучали с особым интересом!

Марокко хотя и не является Европой, цены на рыбу оказались европейскими.

Полтора дня в Касабланке

Фотографирование на рынке проходило в особо сложных условиях. Продавцы не только не желали сниматься, но и запрещали наводить камеру на морских гадов.

В отделе фруктов народ оказался куда более простой, как и их стандартный товар: апельсины, бананы, сливы, мандарины.

До обратной электрички оставалось чуть более часа. Мы направились в сторону вокзала.

Полтора дня в Касабланке

Неподалёку от него расположен один из символов Касабланки — башня с часами. Дата постройки 1911 год. Башня разграничивает старый и новый город.

Сразу за ней начинается городской базар, где торгуют всем, всем, всем, в том числе сувенирами. В странах Магриба в людных местах до сих пор можно видеть водоносов. Сфотографировать себя ребята разрешают с улыбкой, но после просят денег.

Полтора дня в Касабланке

Я отдал яркому хитровану последние монеты и поспешил на вокзал. Через 20 минут отходила электричка, которая доставила меня в аэропорт.

Не скажу, что Касабланка запала в душу, но провести день на её улицах, если появилась такая перспектива, вполне можно.