Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Нджамена — Чад Ноябрь 2018

Перелёт

Попасть в Чад проще всего по воздуху. Нджамену центром мира не назовёшь, скорее наоборот, и потому летает туда не так много компаний. Одна из таковых — Марокканские авиалинии. Билет у них стоит дешевле, нежели у французов, и тем не менее не всё так гладко.

За две недели до полёта марокканцы порадовали изменением рейса, сдвинув его на два дня. Кто-то из моих попутчиков, как и я сам, подобное пережил спокойно, кто-то слегка подкорректировал планы. Зато мой харьковский друг Павел пострадал больше всех. Он летел в Чад из Бенина, соответственно, пришлось переделывать билеты и два дня ждать группу в Нджамене, заплатив за отель.

До Кассабланки долетели нормально. Здесь у нашей группы должна по плану была четырёх часовая перестыковка, которая очень сильно затянулась. Вылет задерживался. После было объявлено, что самолёт полетит только через два дня. Сотрудница предложила заполнить карточки и выйти из аэропорта, где был обещан отель. После бестолковой беготни мы встали в очередь, дабы пройти границу — и тут было объявлено, что самолёт таки полетит.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Лайнер оказался заполнен на треть. Я занял сразу три кресла и даже поспал. По всей видимости, в Нджамену мало кто летает, и потому авиакомпания, дабы сократить убытки, тусует пассажиров туда-сюда, словно карточную колоду.

Что касается аэропорта в Кассабланке, на Чёрном континенте он достаточно популярен. В Европу, как и в другие части света, африканцы, из-за доступности билета, летают марокканцами. Аэропорт Кассабланки истинный Вавилон. Интересно наблюдать за представителями различных африканских стран.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

А вот ценник в аэропорту достаточно высокий. Марокканские динары можно потратить только на одноимённые товары. Всё иностранное продаётся за доллары, либо за евро. Так что, если после визита в Марокко остались динары, перед зоной Дьюти Фри поменяйте их на доллары. Итак, до Нджамены мы добрались. По прилёту потребовали предъявить свидетельство о прививках (жёлтая лихорадка). После нас провели через рамку, измеряющую температуру.

Отель оказался рядом с аэропортом, — и у ресепшена всю нашу группу ждал Павел. Как далее выяснилось, он отслеживал вылет самолёта, полёт и его прибытие.

Утром, в сопровождении Павла, я принялся изучать окрестности.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Повторюсь, Residence отель располагался рядом с аэропортом. Последний просматривался с нашего балкона. На территории имелся бассейн.

Пилоты Airfrance, как и экипажи других, прилетающих в Нджамену авиакомпаний, останавливаются здесь на отдых. При этом отель необоснованно дорогой. Судите сами — 170 долларов стоил самый дешёвый номер.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Гражданская война в Чаде закончилась относительно недавно, и потому приходится платить не только за удобства, но и за безопасность. От внешнего мира Residence огорожен высокой стеной.

Въезжающие машины осматривают снизу зеркалом. Постояльцы, заходя на территорию, проходят досмотр как в аэропорту. Мне довелось наблюдать, как начальник охраны давал указания своим секьюрити. Ребята слушали очень внимательно. Со стороны можно было подумать, будто начальник разведки инструктировал диверсантов.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Практически во всех странах, включая Пакистан, я свободно поднимался на крышу отелей, дабы сфотографировать город. В Нджамене трюк не прошёл. Возле двери, ведущей на крышу, сидел автоматчик. Подняться, и уж тем паче снимать, можно только после письменного разрешения республиканского МВД.

Так что же за страна за такая Чад? Почему здесь всё так строго? В двух словах подобное не объяснишь. Обратимся к истории.

История государства Чад

В национальном музее Чада представлен череп Тумай, возраст которого, как заявлено, 7 млн. лет. Можно ли в это верить? Думаю, к подобным находкам относиться нужно скептически — и тем не менее люди на этих землях жили очень и очень давно, с того самого момента, как зародилась жизнь.

Примерно с 700 по 1376 гг. на территории Чада существовало государство Канем. Его образовали кочевые племена загава, родственные современным тубу, мигрировали на плодородные земли северо-восточнее озера Чад. До переселения эти земли населяли оседлые племена под общим названием Сао, которые образовали сложную децентрализованную систему укреплённых городов-государств.

В конце I тысячелетия н. э. североафриканские купцы, берберы и арабы, распространили в Канеме ислам, который впоследствии играл исключительную роль в истории империи.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

В 1376 г. Канем распался на части. На осколках империи в Сахарской зоне Сахель, на стыке современных Нигерии, Нигера и Чада, образовалось государство Борну (Борно).

Отметим, что климат в Африке из века в век менялся. Сахара всё больше и больше превращалась в пустыню, и потому кочевники скотоводы к концу XVI века подчинили и ассимилировали земледельцев, переняв значительную часть обычаев.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Основным предметом вывоза для Борну на протяжении столетий были рабы и скот. Ввозились металлы, сахар, соль и зерно.

В 1851 году немецкий путешественник Генрихом Барт посетил земли нынешнего Чада. Благодаря Барту до нас дошла история империи Канем и государства Борну. Оно просуществовало до 1893 года, когда было завоёвано суданским работорговцем Рабих аз-Зубайром. Через семь лет работорговца из Чада вытеснили французы.

В 1900 г. Чад был объявлена французской военной территорией в составе колонии Убанги-Шари. 15 января 1910 года территория включена в состав Французской Экваториальной Африки. Чад рассматривался Францией как база снабжения армии за счет населения и военная территория, способная защитить Французскую Тропическую Африку в случае военной угрозы со стороны оккупированного Великобританией Судана.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

В 1906 году колонизаторы принялись разрабатывать проекты железных дорог, однако ни одна линия так и не была построена.

В 1920 году Чад стал отдельной колонией с собственным губернатором. Это была одна из самых бедных окраин французской колониальной империи и мало кто из европейцев хотел служить в местной администрации.

Малочисленные колониальные власти, поддерживаемые дислоцированными в колонии тремя армейскими батальонами, ограничивались сохранением хоть какого-то общественного порядка или просто наблюдали за ситуацией. На севере и востоке Чада власти старались вообще не вмешиваться в жизнь местных племен и кланов.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Северяне подобным невмешательством активно пользовались, не упуская возможности грабить, как соседей, так и караваны. В 1923 г. произошёл крайне вопиющий случай — в рабство попали сенегальские паломники шедшие в Мекку!

Одним словом, север Чада (племена тубу) долгое время жил своей жизнью, никому и ничему не подчиняясь.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

В 1940 году, после поражения Франции в войне с Германией и установления там режима маршала Петена (режим Виши) колониальные власти Чада отказались его поддержать. 26 августа 1940 года губернатор Чада Феликс Эбуэ объявил о переходе на сторону генерала де Голля. Территория Чада была использована для создания баз военно-воздушных сил союзников, откуда наносились авиаудары по итало-германским силам в Северной Африке и Южной Европе.

С территории Чада войска генерала Леклерка совершили переход через Сахару, вторглись в Феццан и оккупировали его. В январе 1943 года они вступили в Триполи и были переформированы во 2-ю французскую легкую пехотную дивизию. В составе сил «Свободной Франции» воевали 15.000 чадских солдат и офицеров.

В 1960 году Чад провозгласил независимость. Готов ли был народ Чада к независимости? Вопрос риторический.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

После ухода французов обострились противоречия между северными (арабо-исламскими) и южными африканскими (христианскими) общинами.

Первый президент Франсуа Томбалбай, по всей видимости, просто не понимал принципов управления. Поддерживая традиционный анимизм, он противопоставил себя, и христианам, и мусульманам. Это переросло в вооружённые столкновения. Страну начали сотрясать военные перевороты (при первом перевороте 13. 04. 1975 г. Томбалай погиб).

Чад пережил две гражданские войны. В 1972 г. Муамар Каддафи, пользуясь нестабильностью, ввел войска в спорный район Аузу.

До прихода колонизаторов, эти земли принадлежали Ливии. Вторым аргументом стал тот факт, что Каддафи защищал братьев мусульман, специально для этого его туда пригласивших. В последующем Ливия то выводила войска, то вновь вводила. Ливийцы окончательно уйдут из Чада в 1987 г. В 1994 г. международный суд спорную полосу Аузу утвердит за Чадом.

В 1990 г. повстанческая группировка во главе с отставным военным пилотом Идрисом Деби захватывает власть. Деби проводит выборы и становится Президентом. Противники неоднократно будут пытаться его убрать и всё безуспешно — Деби правит Чадом по сей день.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

В 2006 и в 2008 гг. повстанцы предпринимали попытки захвата столицы, но были выбиты.

В Чаде вполне спокойно уживаются мусульмане и христиане, а вот внешние силы, претендующие на Чад, с нынешним положением дел смириться по сей день не могут.

Нджамена

Столица Чада побратим подмосковного Ступино. В Ступино я не был, и потому ничего сказать о нём не могу, однако его африканский побратим архитектурными изысками похвастаться не может.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

По моему скромному мнению, абсолютное большинство африканских столиц, как братья близнецы, похожи друг на друга, не представляя собой ничего интересного.

В чём-то похожа и их история: маленькое поселение, колонизация, развитие инфраструктуры и далее период независимости, очень часто дополненный военными переворотами и войнами.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

По возвращении из Сахары нас завезли на сувенирный рынок Артизана.

После прокатили по центральным улицам, строго предупредив — ничего нигде не фотографировать.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Когда я слышу подобное, у меня часто срабатывают противоположные инстинкты.

Я начал снимать украдкой через стекло.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

После, почувствовав мою искреннюю заинтересованность, сопровождавший нас гид Ив, взял мой фотоаппарат и начал щёлкать открыто.

По идее, нельзя снимать Президентский дворец, который занимает огромнейшую площадь, полицейские участки, воинские части и самих служивых, — а они везде. Человек может быть одет в обычную бубу или футболку, но при этом его государственная суть сохраняется. Направишь объектив в его сторону — будут неприятности.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Мы проехали мимо центральной площади, с её знаменитым памятником Независимости.

Из окон посмотрели на главную мечеть (Павел туда до этого заходил).

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Кафедральный собор оказался закрыт забором. Крестов сверху не было, когда закончится ремонт, никто не знает.

Одним словом, разбирая фотографии, шедевров я не нашёл, и тем не менее рассказать про Нджамену стоит.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Город располагается в юго-западной части страны, на правом берегу реки Шари, близ впадения в неё реки Логоне, на высоте 299 м над уровнем моря. Его территория лежит в довольно болотистой местности.

Столица Чада лежит в зоне Сахеля. Здесь жаркий субэкваториальный климат.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Температуры круглый год очень высокие. В тени может быть выше 45 градусов. С июня по сентябрь влажный сезон. С ноября по март сухой — дожди в это время практически отсутствуют.

Нджамена является одним из 22 регионов Чада и административно как регион подразделяется на 10 городских районов. Город был основан в 1900 году французскими колонизаторами и использовался ими как военный опорный пункт под названием Форт-Лами (в честь погибшего перед этим в битве французского командующего Франсуа Лами).

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Во времена Второй Мировой французы использовали местный аэропорт для перевозки грузов. В 1942-ом до города даже долетала немецкая авиация и бомбила его. Было уничтожено с десяток самолётов и запасы топлива. С 1958 по 1960 года Форт-Лами был столицей автономной Республики Чад, а после 1960 года стал столицей независимой Республики Чад. Современное название города используется с 1973 года.

Глядя на широкие проспекты и на здания колониальной архитектуры, невольно вспоминаешь о французах.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Их влияние в Чаде до сих пор сохраняется.

Недалеко от отеля я обнаружил монумент, посвящённый пассажирам, погибшим при взрыве самолёта. Это был теракт. Он случился 13 сентября 1989 года.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

13 апреля 2006 года войска Объединённого фронта за демократические перемены попытались захватить Нджамену, однако потерпели поражение. 2 февраля 2008 года повстанческие силы вновь пытались захватить город, однако через 2 дня были вынуждены отступить.

В 2006 году первый удар повстанческие войска нанесли по зданию Национальной Ассамблеи Чада, но он был сразу же отражён войсками правительства. В ходе битвы за город повстанцы потеряли 370 человек убитыми, правительственные войска — 30 человек, потери среди гражданского населения были незначительны.

Потери ранеными с обеих сторон составили 387 человек. В плен был захвачен 271 повстанец, которые уже на следующий день конвоировали чадские солдаты по Площади Независимости.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Президент Чада Идрис Деби обвинил правительство Судана в подготовке операции по захвату города, заявив при этом, что бо́льшая часть повстанцев были суданцами или в другом случае, являлись гражданами Чада, рекрутированными в суданскую армию. Позже Идрис Деби от своего заявления отказался.

Второй штурм мог быть более удачным. Повстанцы начали наступление на Нджамену от восточной границы с Суданом, на расстоянии более 1000 километров пустынной местности вдали от Нджамены. Они ехали колонной от 250 до 300 автомобилей, каждая везла от 10 до 15 человек.

Чадские повстанцы вошли в Нджамену около 7:00 утра в субботу 2 февраля 2008 года, со стороны Массагета. Повстанцы разделились на две колонны. Одна была остановлена в 3 км от президентского дворца, где её обстреляли правительственные танки. Другая колонна взяла под свой контроль восточную часть города, а затем направилась в сторону президентского дворца, где также была остановлена огнём танков.

Очевидцы сообщали, что видели мятежников к югу и к востоку от Нджамены, позже приблизившихся к президентскому дворцу. Над городом стоял дым от артиллерии.

Официальную версию я далее приводить не буду. Поведаю то, что слышал от самих чадцев. Повстанцы окружили Президентский дворец. Идрис Деби спрятался в бункере, и далее они сами попали в окружение. Их обстреляли из танков. У мятежников погиб командир, началась сумятица.

Основательно пограбив город, но так и не договорившись между собой, революционеры решили ретироваться. В пустыне их колонны подверглись удару авиации. По мнению моих информаторов, в данном случае в игру, после некоторого торга, вступила Франция.

На мой вопрос, для чего всё это затевалось, три чадца из четырёх не сговариваясь ответили — это Африка!

Посольство Чада в России. Посольство России в Чаде

Если считать территорию посольства территорией страны, в этом случае я в Чаде был пять раз! В августе Павел приезжал за визой в Москву, и я его сопровождал (визовую поддержку гражданам Украины осуществляет посольство Чада во Франции и в России).

В Википедии сообщается: Адрес посольства: 117393, Москва, улица Академика Пилюгина, дом 14, корп. 3, кв. 895–896.

Увы, Википедия в очередной раз неточна. Посольство Чада в России расположено по адресу: Москва, ул. Коровий вал, 7, строение 1, кв. 37–38 (Хорошо Павел информацию проверил! Иначе я наверняка потащил бы его на окраину города.)

Оформив на КПП пропуска, мы зашли на территорию. Дипмиссия Чада занимает средних размеров офис на шестом этаже здания. Сами дипломаты живут в этом же корпусе. Удивительно видеть в московском офисе нарядных африканок и африканцев в национальных накрахмаленных костюмах, чудно слышать чужую речь. Первоначальное впечатление будто ты попал на съёмки какого-то фильма про Африку. Впрочем, ничего странного в этом нет — зайдя в посольство, формально попадаешь на территорию другого государства.

Нашим вопросом, ценой в 150 долларов, занимался консул по имени Хасан. Утром мы паспорта на визу сдавали, во второй половине дня получали.

Во время обоих визитов я просил для ознакомления историческую литературу по Чаду, хоть на английском, хоть на французском. Хасан ответил, что ничего у них в посольстве нет, усомнившись, что кроме Генриха Барта кто-то вообще писал подобное…

В процессе общения выяснилось, Хасан учился в Москве. Более того, чадцев, знающих русский, довольно много. Я же не унимался, приставая с вопросами по истории Чада. Консул пообещал свести меня с одним профессором, который преподаёт в Нджамене. Его русская жена живёт в Москве.

Наше общение по множеству причин так и не состоялось. В последующем русскоговорящих чадцев я видел и с ними общался. Их биографии настолько интересны, что о каждом можно создать сценарий для фильма.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Когда мы нарезали круги по аэропорту Касабланки, я заметил молодого человека, подходившего мне по возрасту в сыновья, и ещё более юную девушку. Думал, путешественники, разговорились, ан, нет, ребята оказались дипломатами.

Кирилл Климов с отличием окончил университет в Калуге, после чего получил предложение МИДа на работу в Чад. Он оказался не просто дипломатом, а консулом, третьим лицом посольства. Девушка была его супругой.

Одна из главных задач Кирилла — отправка талантливых парней и девчонок на учёбу в Россию. На следующий день в продовольственном универмаге Нджамены мы встретили работников нашего посольства и даже самого Посла (Российское посольство в Чаде возглавляет Александр Михайлович Чвыков).

Они очень удивились, узнав, что в Чад приехали российские туристы. К моему большому сожалению обстоятельно поговорить не удалось. Александр Михайлович спешил, нас тоже подгоняли. Но он предложил, после возвращения из Сахары, прийти и рассказать о поездке, что и было сделано.

Скажу честно, мне было крайне интересно посетить посольство. До этого я нигде ни в каких странах на территорию российской дипмиссии не заходил.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Договорившись о времени, мы, с моей спутницей Мариной и с двумя гидами Хасаном и Ивом, явились к назначенному часу. Что и как там устроено, какой забор, как осуществляется система охраны, я описывать не буду — подобное составляет государственную тайну. Александра Михайловича на месте не было. Нас принимал консул Кирилл, и происходило это в специально отведённой комнате.

Мы рассказали о своём путешествии, показав фотографии.

Работающие в туризме чадцы были очень рады познакомиться с нашим консулом. Я же узнал для себя много нового.

Дипломатические отношения между СССР и Чадом были установлены 24 ноября 1964 года. Через 4 года Москва купила в Нджамене землю для своей дипмиссии. Через 6 лет был приобретён соседний участок. От основного он отделён дорогой и используется в качестве зоны отдыха.

Даже во время Чадо-Ливийского конфликта, когда СССР помогал Ливии оружием, отношения не прерывались. Чад сразу признал Россию страной-продолжателем СССР. Конечно, то, что мог позволить себе Советский Союз, для нынешней России тяжеловато. Мебель, как и весь антураж дипмиссии, напоминают о прошлом.

В Москве в Чадском посольстве, на самом видном месте, портрет Президента России. Здесь же, у входа в переговорный зал, портрет Президент Республики Чад Идриса Деби. На другой стене фотографии наших Послов: советских, российских и ныне действующего.

В Нджамене проживает 50 граждан России. Мужчин мало, в большинстве своём это жёны чадцев, тех студентов, кто уезжал к нам учиться и вернулся с русской женой, плюс их дети.

По занимаемой площади наше посольство в Нджамене одно из самых крупных. По штату сотрудников мы уступаем китайцам и американцам. В Чаде около 3-х тысяч граждан Поднебесной. Как правило, это нефтедобытчики, ведущие разработки на юге страны. И если есть китайцы, значит должен быть и их ресторан. Таковой в Нджамене имеется.

Что касается граждан США, их поменьше, при этом абсолютное большинство представляют неправительственные организации: религия и благотворительность.

(В 2015 году мне довелось прокатиться поездом по Камеруну. В соседнем вагоне ехали два чадца, целью которых являлось получение американской визы в Яунде. США на тот момент своего представительства в Чаде не имели.)

В 2008 году, когда повстанцы готовились взять Нджамену, на территории нашего посольства уничтожались документы. Сотрудники были вывезены в безопасное место.

С одной стороны дипломатом быть почётно и престижно. С другой… уж больно много сложностей…. Одно дело работать во Франции, либо в Италии, и совсем противоположное в Чаде. За пределы столицы выезжать нельзя, выходить за территорию просто так нежелательно. Сотрудников посольства могут захватить в заложники, и это будет совсем другой расклад, нежели захват туриста.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

В этом плане чадским дипломатам в Москве гораздо проще. В свою очередь, наши дипломаты, проходящие службу горячих точках, или просто в местах опасных, страну где служат, фактически не видят.

Тридцать человек долгое время живут замкнутым коллективом. По себе знаю, подобное усиливает нагрузку во взаимоотношениях. Плюс, тут и насекомых кусачих полно, и малярия, и экзотические болезни.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

В посольстве имеется российский доктор. Квалификация его высокая, но если случается что-то серьёзное, он направляет и сопровождает в больницу. В Нджамене некоторое время назад появились китайский госпиталь и французская клиника.

Мне думается, в мире наберётся десяток-другой стран, с которыми у России дипотношения есть, а вот деловых контактов практически нет. И у наших и у чадских дипломатов я пытался выяснить суть Российско-Чадских взаимоотношениях.

Посол России в Республике Чад Александр Михайлович Чвыков ответил примерно следующее:

«Чадский рынок для России перспективен. К примеру, сюда можно завозить нашу мебель. Они с удовольствием будут брать. Правда, чем расплачиваться станут, непонятно?…»

Очень жаль, но обстоятельно поговорить мы не успели.

От консула я узнал, некоторое время назад в Нджамене был проведён Российско-Чадский деловой форум. Бизнесмены прощупывали друг друга на предмет взаимодействия в медицине, а также по поводу добычи нефти.

Думаю, если в Чад можно поставлять наше медицинское оборудование, то с нефтью очень много вопросов. Чад — крупнейшее государство Африки, при этом Чад не имеет выхода к морю. Соседние страны, все как на подбор, крайне не стабильны (китайцы в Чаде нефть добывают и транспортирует через Камерун, через порт Криби, из г. Доба в Криби идет труба).

Австралия, Япония, Новая Зеландия, а также целый ряд стран Евросоюза своих представительств в Чаде не имеют. Логичен вопрос, что мы делаем в Чаде? (Поставляет ли Россия оружие в Чад и в каких объёмах? Этого я не знаю. Даже если и так — информация представляет государственную тайну.) Ответ прост, мы готовим чадскую элиту.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Родственник нашего гида Хасана учился в Москве — теперь он губернатор провинции. Рано или поздно в Африке начнётся развитие. Африка выстрелит! С государственными деятелями, получившими наше образование, легче будет наладить контакт. Да, произойдёт это не скоро, но произойдёт.

Ну, а пока мы Чаду просто помогаем.

Чад. Ч — 1. Перелёт. История. Нджамена. Два посольства

Видел и знаю, ибо прочувствовал — Россию в Африке уважают!