Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была 15 апреля 13:45

Подгорица — Черногория Август 2021

Друзья познаются в беде. За последние два года некоторые государства открылись нам, туристам, с неожиданной стороны. Тот, кто хвастался «тысячью улыбок» показал гостям волчий оскал. И наоборот, «нетуристические» страны проявили гостеприимство. Теперь туристам приходится решать, готовы ли они ради поездки терпеть издевательства. А если готовы, то какие конкретно и сколько. Черногория в этом уродливом мире проявила себя неплохо. Два прошлых года условия въезда менялись от хороших до приемлемых. Разве что, огорчила недавняя новогодняя выходка, когда в страну пускали только привитых и переболевших. Безобразие продлилось десять дней и, вероятно, объяснялось проблемами с продовольствием. Небольшое государство сильно зависит от турпотока. Поэтому есть шанс, что в будущий летний сезон власти не будут сильно зверствовать с условиями въезда.

Есть, однако, у Черногории неприятная особенность: ее чиновники обожают менять ковидные меры и делают это каждые две недели. Решившийся на поездку турист должен действовать оперативно. Быстро подобрать жилье на море или в горах бывает сложно. Но имеется палочка-выручалочка: столица страны — Подгорица. Возле города нет ни моря, ни гор, зато здесь имеются качественные апартаменты. Цена не зависит от сезона. Приличную квартиру в современном доме можно снять за 25 евро в сутки, а то и дешевле.

Нескучная Подгорица

А после думать, что делать дальше и планировать маршрут по стране. В свободное от этих хлопот время советую осмотреть столицу Черногории.

Этим летом я в очередной раз оказалась в Подгорице. В поисках идей для прогулки заглянула на Туристер. Город посетили многие. Очень многие. Но вот беда — почти все были здесь проездом. Каждый упоминал пару интересных мест, но не более того. Вот тогда у меня и возникла идея написать что-то вроде путеводителя по Подгорице. Перечислить и сфотографировать основные достопримечательности. И пусть туристы сам выбирают из моего списка объекты для экскурсий.

Итак, что посмотреть в Подгорице за три дня? Ответ я обычно ищу в истории. История Подгорицы начинается с поселений каменного века. В античные времена на стрелке рек Морачи и Зеты находился иллирийский город Доклея. Пришедшие в начале новой эры римляне сделали город столицей провинции. Сменившие римлян славяне основали свое поселение немного южнее, в месте впадения в Морачу реки Рибницы и назвали его по имени реки — Рибница. В средние века эти края входили в состав государств Дукля и Зета. Город с XIV века стал называться Подгорица и превратился в важный торговый центр на путях, соединяющих Дубровник, Никшич и Требине. В 1474 году Подгорицу захватили османы и превратили торговый город в военную базу. Освободиться от османов удалось лишь через четыреста лет. Город сразу же начал быстро развиваться. Открылись фабрики и даже банк. В 1918 году, в Подгорице, народная скупщина (парламент) Черногории приняла решение о присоединении страны к Королевству Сербов, Хорватов и Словенцев, хотя не все жители были с этим согласны. После Второй Мировой Черногория стала республикой СФРЮ, а Подгорица сменила имя на Титоград и называлась так до 1992 года. Начиная с 2006 года Подгорица — столица независимой Черногории.

Вооружившись историческими знаниями, отправляемся в путь. Начать осмотр Подгорицы предлагаю с самой старой ее части — развалин античной Доклеи, которые находятся в трех километрах к северу от современного города. Путь туда — интересный и живописный. Он начинается от приятного парка на холме Горица.

Нескучная Подгорица

Под холмом стоит древняя церковь Святого Георгия. Возраст храма неизвестен, но, по оценке специалистов, ему не меньше девятисот лет. Это самая старая из действующих церквей Черногории.

Ходят легенды, что от храма к берегу Морачи ведет подземный ход. Желающие могут его поискать. А мы отправляемся дальше.

Вершину холма украшает памятник Партизану-борцу, поставленный в 1957 году в память о погибших антифашистах. Здесь покоятся останки девяноста семи героев.

Нескучная Подгорица

От вершины холма по тропинке спускаемся к реке и переходим ее по пешеходному мосту. Дальше придется идти вдоль шоссе. Не очень-то удобно. Зато можно любоваться живописным каньоном Морачи.

В некоторых местах скалы расступаются и дают место галечным пляжам.

Нескучная Подгорица

Через два с небольшим километра доходим до поселка Рогами. Здесь тоже есть пляж. Хотите — купайтесь. После чего по мосту снова переходим реку. До Доклеи осталось меньше километра, но спешить не советую. Стоит зайти в местный супермаркет, чтобы запастись водой и продуктами. В месте раскопок нет никакой туристической инфраструктуры — ни кафе, ни магазинов, ни сувенирных лавок. Зато ворота открыты и вход бесплатный, а для любознательных имеются таблички с пояснениями.

В начале новой эры в Доклее было около десяти тысяч жителей. В III веке она стала центром римской провинции Превалитана. Однако через сто лет процветание закончилось. Начались постоянные набеги вестготов и других завоевателей с севера. Свой вклад в разрушение города внесло и сильнейшее землятресение 518 года. До наших дней дожили лишь фрагменты строений. Возле входа видны остатки бань-терм: малых (для женщин) и больших (для мужчин) с тремя бассейнами и гимнастическим залом.

Чуть подальше — форум.

С одной стороны от него находилась базилика.

Нескучная Подгорица

С другой стороны были торговые ряды.

По словам ученых, имелся и памятник. Но кому его поставили — неизвестно. От скульптуры мало что осталось. Зато сохранились многочисленные куски колонн, фрагменты саркофагов с надписями, барельефы и обломки конструкций с красивыми орнаментами.

Доклея — очень интересное место. Бродить и разглядывать древности можно долго. Поэтому, если вы соберетесь идти сюда летом, не забудьте надеть шапки и кепки, а, заодно, намазаться кремом от солнца. С тенью здесь проблемы.

Осмотрев древнейшую часть Подгорицы, трогаемся в обратный путь. Варианта два: возвращаться знакомой дорогой или, для разнообразия, перейти Зету по узкому железнодорожному мостику и потом огибать холм Горица слева. Второй вариант — неинтересный и неживописный. На этом мы закончим наш первый экскурсионный день. Следующим утром давайте отправимся на прогулку по центру города.

Городские достопримечательности можно разглядывать в любом порядке, пользуясь небольшими размерами черногорской столицы. Я предлагаю начать от собора Воскресения Христова. Огромный, ослепительно-белый храм настраивает на позитив и задает нужный тон для нашей экскурсии. Церковь строили двадцать лет — с 1993 по 2013. Строили всем миром. Проект разработал сербский архитектор Предраг Ристич. Семнадцать колоколов для храма отлили в России. Паникадила изготовили на Украине, а над фресками работали белорусские мастера. На освящении собора присутствовали патриарх Сербский Ириней и патриарх Московский Кирилл. Если вы соскучились по русской речи — приходите сюда. В соборе, как правило, можно встретить наших земляков.

Выходим из храма и неспеша идем по бульвару Джорджа Вашингтона. Вокруг — здания из стекла и бетона, Манхэттэн эдакий. Во время Второй Мировой Подгорица перенесла семьдесят бомбардировок и сильно пострадала. После войны Подгорицу-Титоград застраивали типовыми многоэтажками. В последние годы столица переживает строительный бум. Появились современные красивые здания интересной расцветки и формы. Мне нравятся проспекты и новые районы Подгорицы. Они чистые, зеленые, ухоженные и светлые.

Нескучная Подгорица

Между тем, мы дошли до круговой развязки. Справа находится территория университета, а перед ней — памятник Петру I Петровичу Негошу (1747–1830). Владыка Петр I, известный еще и как святой Петр Цетиньский, — знаковая фигура в черногорской истории. Священник, правитель и воин, Петр I смог объединить разрозненные черногорские кланы для борьбы с внешним врагом. Сначала он успешно воевал против османов. Потом, в союзе с Россией, — против Наполеона. Владыка Петр даже вынашивал планы создания единого Балканского государства под русско-сербско-черногорским управлением.

Любители шопинга могут отправиться в свежепостроенный квартал Дельта Сити и посетить там большой торговый центр. Впрочем, ничего интересного не обещаю: все те же надоевшие мировые бренды, которые мы видим во всех мегаполисах мира. Я же предлагаю пройти по улице Любомира Растовича и свернуть на Люблянскую. Больничный комплекс по правой стороне улицы, надеюсь, не испортит вам настроение. К тому же, возле больницы есть много киосков с едой и напитками. Бутылочка воды не помешает. Наша прогулка только началась.

Люблянская улица приводит нас ко дворцу короля Николы I, который стоит в приятном парке. Черногорский король Никола (1841–1921) — еще одна знаковая личность. При нем Черногория, наконец, освободилась от османов, стала независимой и международно признанной державой. Была принята конституция, учрежден парламент, реформированы армия и законодательство. За показным простодушием скрывался хитрый политик. И, все же, в борьбе за власть король проиграл сербской династии Карагеоргиевичей (на Балканах их называют Караджорджичи). В 1918 году Никола был отстранен от управления и отправлен в изгнание, где вскоре и скончался.

Вход в королевский парк свободный. Во дворце сегодня находится художественная галерея.

Перед воротами дворцового комплекса установлена небольшая скульптура. Это Елена Савойская (1873–1952) — дочь короля Николы и супруга итальянского короля Виктора Эммануила III. Юные годы Елена провела в Санкт Петербурге, где училась в Смольном институте и даже публиковалась в русской литературной газете «Неделя». Вообще, у короля Николы было девять дочерей. Благодаря их удачным замужествам, хитрый монарх укрепил свои позиции и получил прозвище «тесть Европы».

Нескучная Подгорица

Осмотрели дворцовый комплекс и двигаемся дальше. По мосту «Юнион» переходим реку Морачу, сворачиваем на улицу Петра Прие и оказываемся в другом мире. Узкие кривые улочки, каменные заборы, минареты. Мы в Старом Городе. Такой была Подгорица в эпоху османского владычества.

До наших дней сохранились две мечети: мечеть Османагича и Стародоганьская мечеть. Последнюю возвели в XV веке, но много раз перестраивали, вплоть до начала XX века.

Стародоганьская мечеть

Есть здесь и Сахат кула (Часовая башня), построенная в XVII веке и чудом пережившая бомбардировки. В 1890 году, после освобождения от османов, на башне установили итальянские часы, а на крыше — крест. В 2017 году во время реставрации, которую выполняла турецкая фирма, крест исчез. Естественно, это вызвало недовольство жителей города. Но крест так и не появился.

В Старом Городе мы скорее всего встретим туристов из Западной Европы. Собственно, это единственное место в Подгорице (кроме автовокзала), где их много. Я часто бываю в Подгорице и в Скопье. Заметила, что западноевропейцы обожают селиться именно в мусульманских кварталах этих городов. Похоже, их пугают многоэтажки советского типа и славянское окружение.

Оценив восточный колорит, отправляемся дальше. На краю Старого Города, в том месте, где в Морачу впадает Рибница, видны древние развалины. До прихода османов здесь было славянское поселение. Есть мнение, что именно здесь в XII веке родился великий сербский правитель Стефан Неманя. От тех времен почти ничего не сохранилось. Разрушенные стены, которые мы видим сегодня — остатки турецкой крепости XV века. В крепости находился склад боеприпасов. Он взорвался якобы от удара молнии в 1878 году и взрыв сильно повредил укрепление. Вовремя ударила молния, ничего не скажешь. Как раз перед изгнанием османов из Подгорицы.

Нескучная Подгорица

В наши дни устье Рибницы превратили в небольшой парк. Здесь есть дорожки, скамейки и даже маленький пляж.

Поднимаемся по каменной лестнице и оказываемся на центральной улице города — бульваре Святого Петра Цетиньского. В паре сотен метров — памятник королю Николе I, дворец которого мы недавно видели. Правитель выглядит браво. Перед памятником часто фотографируются наши туристы. Логично, если вспомнить, что царь Александр III называл короля Николу «своим единственным другом».

Нескучная Подгорица

Сфотографируемся и мы. И продолжим путь, тем более, что следующие достопримечательности будут посвящены российско-черногорским связям.

На противоположной стороне улицы — комплекс правительственных зданий. Шедеврами архитектуры их не назовешь. Зато возле одного из домов есть интересная скульптура: Пушкин читает стихи Наталье Гончаровой. Великий поэт не бывал в Черногории. Но восхищался упорством и героизмом черногорцев в войне с Наполеоном. Даже написал об этом стихотворение «Бонапарт и черногорцы».

Нескучная Подгорица

Памятник в Подгорице был поставлен в 2002 году при содействии города Москвы. На скамеечках возле него часто сидят русскоязычные граждане. Но стихи не читают. Просто рядом расположен суд. Многие наши земляки имеют в Черногории недвижимость и бизнес. В таком случае и суд может понадобиться. Хоть в Черногории, хоть в России.

Снова переходим по мосту через Морачу. Тропинка под высокими соснами идет вдоль берега реки. Тут нас ждет еще один сюрприз: памятник Владимиру Высоцкому. Прославленный бард дважды бывал в Черногории в середине 70-х: с гастролями Театра на Таганке и во время съемок советско-югославского фильма. Высоцкому очень понравилась Черногория и он написал о ней стихи. Эти строки выгравированы на монументе.

Почти всем туристам из бывшего СССР памятник нравится. Мне тоже он понравился, хотя я люблю далеко не все песни Высоцкого. Песни о горах, например, я не люблю. Не могу отделаться от ощущения, что автор не чувствует и не понимает горы. В среде туристов-альпинистов и прочих походников песни Высоцкого почти никогда не исполняли. Предпочитали петь Визбора. Кривились, услышав «лучше гор могут быть только горы». Песня Высоцкого про альпинистку доставила молодым спортсменкам немало неприятностей. Помню, каждый алкаш считал своим долгом слащаво проблеять нам вслед «альпинистка моя, скалолазка моя».

Но хватит предаваться воспоминаниям. Как бы то ни было, стихи Высоцкого стали неотъемлемой частью нашей культуры. Поэту поставлены памятники, в том числе за пределами постсоветского пространства. Монумент в Подгорице был открыт в 2004 году.

В поисках следующих достопримечательностей далеко ходить не надо. Достаточно выйти на берег реки и поднять голову. Мы увидим два прекрасных моста. Большой мост, дальний от нас, называется Мост Миллениум. Он был открыт 13 июля 2005 года, в годовщину антифашистского восстания.

Нескучная Подгорица

Второй мост, пешеходный, называется Московский. Это подарок Подгорице от Москвы. Его построили в 2008 году силами российского Гипромостстроя и строительного факультета Университета Черногории. Мост оборудован лавочками и украшен гербами двух городов.

Еще в первый свой приезд в Подгорицу я заметила на московском гербе дырку не то от камня, не то от пули. Я насторожилась и расстроилась. С тех пор прошло восемь лет и все это время я регулярно бывала в Черногории. Могу сказать, что подавляющее большинство местных жителей хорошо к нам относится. За все время я встретила только одного русофоба, который, кстати, работал чиновником. Ни новых дырок, ни надписей на гербе Москвы не прибавилось. Думаю, дырка — дело рук обычных хулиганов.

Нескучная Подгорица

На этой оптимистической ноте продолжим нашу прогулку. Выходим на пешеходную Герцеговачку улицу. Она чистая, веселая. По обе стороны — кафе и маленькие магазины. К сожалению, часть из них не перенесла экономического кризиса последних лет и закрылась.

Доходим до улицы Свободы и сворачиваем направо. Следующий объект, с которым я хочу вас познакомить, — некрасивый и неинтересный. Зато весьма полезный. Это туристическое информационное бюро. Там раздают рекламки и брошюры, но главное — там делают регистрацию по месту пребывания и выдают квитанцию об оплате (0,9 евро с человека в день). Я всегда приходила сюда вместе с хозяином апартамента. Недавно узнала, что можно зарегистрироваться и самой, если знаешь адрес жилья и фамилию владельца. Это ценное знание я пока не проверяла. Наличие у туриста регистрации — требование местного законодательства. Правда, Черногория — единственная из бывших югославских республик, где у меня ни разу эту регистрацию не спрашивали.

Нескучная Подгорица

Ну вот мы и вышли на главную площадь города. Я всегда называла ее площадью Республики, но недавно встретила название «площадь Независимости». Оставлю эту загадку на следующий приезд. Площадь «Независимой Республики» недавно была расширена и… Что бы вы думали? Конечно же, вымощена плиткой! Это уже даже не смешно. Пять лет назад я видела, как заделывают плиткой пляж на острове Пасхи.

В центре площади — фонтан, а за ним — обелиск. Монумент посвящен освободителям страны от османского владычества. В первую очередь — воеводе Мирко Петровичу Негошу (1820–1867), отцу короля Николы I. Полководец, дипломат и поэт, Мирко Негош прославился не только победами в битвах, но и тем, что сумел защитить православную святыню — монастырь Острог.

Центр Подгорицы — это сетка нешироких улиц. Все близко. Покидаем площадь и через несколько минут попадаем на улицу Вука Караджича. Если пройти налево, то увидишь еще один, может и некрасивый, зато полезный объект — офис авиакомпании «Эйр Сербия». А за ним — маленький тенистый парк с памятником посередине. Суровый воин с кривым клинком изображает Карагеоргия (Караджорджа) — вождя Первого Сербского восстания против османов в 1804 году. Здесь можно посидеть в густой тени хвойных деревьев и отдохнуть.

Нескучная Подгорица

Наша сегодняшняя экскурсия закончена и на этом я собиралась закончить мой рассказ. Но потом вспомнила про еще одно интересное место рядом с Подгорицей — монастырь Дайбабе. К сожалению, я была там давно — в 2018 году, а в этот свой приезд не успела посетить обитель. Однако, рассказывая о Подгорице, совсем не упомянуть Дайбабе было бы неправильно.

Монастырь Дайбабе находится в четырех километрах к югу от города. Пешая прогулка туда займет целый день. Дорога не особо живописная, зато сама обитель уникальна. Рассказывают, что местному пастуху было видение: святой старец указал место и попросил построить там монастырь. Пастух поведал о видении молодому монаху Симеону, который только что вернулся домой после обучения в Киево-Печерской Лавре. Симеон принялся копать в указанном месте и наткнулся на пещеру в форме креста. Молодой монах продал имущество, которое оставили ему в наследство родители, и стал строить монастырь. Денег не хватало. Симеон собственноручно расписал пещеру. Услышав о чудесном месте, стали приходить люди и помогать, кто чем может. В 1897 году пещерная церковь была освящена во славу Успения Пресвятой Богородицы. Число прихожан росло. Стало ясно, что подземный храм больше не вмещает всех верующих. В 1908 году над пещерой возвели надземную часть храма и две колокольни. Монастырь Дайбабе приобрел свой сегодняшний облик.

Монастырь Дайбабе. Фото 2018 года

Вот теперь, пожалуй, все. На этом я заканчиваю свой рассказ-путеводитель. В начале я написала, что осмотр Подгорицы займет три дня. Это условно. Это максимум. При желании и наличии автомобиля можно все посмотреть быстрее. В любом случае, черногорская столица не оставит вас равнодушными. Уверена, нашим туристам еще предстоит открыть для себя Подгорицу — нескучный город.

Теги: Самостоятельные путешествия, Паломнические туры, Культурно-познавательный туризм