Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 17:51
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Нарьян-Мар — Россия Декабрь 2020

«Буду вечно связан с этими краями:
Родина дается в жизни лишь одна.
В ледяную тундру так я врос корнями,
как врастают в почву ель или сосна…"

Ледков В.Н. ненецкий поэт

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

В целом про поездку в НАО я рассказал в двух частях (ссылки в конце). Сегодня декабрьские фотографии из Нарьян-Мара — административного центра и единственного город Ненецкого автономного округа.

Здесь у меня было две ночи. Поскольку на два дня мы уезжали кататься на снегоходах, то Нарья-Мар в этом материале представлен в основном в вечернем освещении.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

К тому же зимой здесь практически всегда темно. В светлое время суток город я увидел только утром перед отлётом домой.

Закат в первый нарьян-марский день на замерзшем берегу реки Печора.  На часах 14:12.  Через пол часа наступает полная темень.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Наш отель Фрегат. Очень удобно, что здесь же имеется хороший ресторан.

По городу я гулял как в составе группы, так и в одиночку.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Плюс в финальный вечер меня и ещё одного попутчика на своей машине прокатил местный житель. Благодаря ему удалось увидеть несколько отдалённых от отеля памятников. Скульптурная композиция «Любовь и Верность».

А это «Стелла Поларе». Установлена в 2017 году в честь тружеников старейшего в регионе предприятия — Печорского лесозавода.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Памятник представляет собой образ временной спирали — виток истории от начала создания лесопильного завода в 1903 году и до завершении его производственного пути в 2010 году.

Композицию венчает полярная звезда — символ Севера и первоначального названия предприятия «Стелла Поларе». Кроме того, образ временной спирали напоминает собой орденскую ленту, а полярной звезды — орден данный заводу за промышленное освоение Печорского края и неоценимый вклад в развитие Ненецкого округа и города Нарьян-Мара.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Данные скульптуры находятся на окраине Нарьян-Мара в посёлке Искателей куда я очень хотел попасть.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Посёлок Искателей на территории Ненецкого автономного округа образовался как база геологических организаций. 1 апреля 1968 года здесь создана Нефтегазо-разведочная экспедиция глубокого бурения № 5.

Поскольку мои родители заканчивали геологический институт, я первым делом нашёл и сфотографировал вот этот памятник. Он как и предыдущие изваяния был покрыт тонким слоем инея. В таком художественном исполнении они мне даже больше нравится.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Есть памятники и в центре города. Стараюсь всегда их запечатлеть, особенно если они посвящены героическим событиям и людям. Таким образом хочу выразить уважение и лишний раз напомнить, что любая война губительна для человечества и его развития.

Памятник «Подвигу участников оленно-транспортных батальонов». Установлен в 2010 году в память о жителях Ненецкого автономного округа, которые в годы Великой Отечественной войны сформировали на Карельском фронте пять оленно-лыжных батальонов, общей численностью более 600 человек и более 7000 голов ездовых оленей.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Памятник нарьян-марским портовикам. Установлен в 1980 году. Рядом установлены плиты с именами 118 работников Нарьян-Марского морского порта, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец». Монумент возведён в память о гибели каравана судов 17 августа 1942 года в Баренцевом море в результате атаки немецкой подводной лодки U-209.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Примечателен и вот этот памятник — «Самолёт капитана Тарасова». Монумент является макетом самолёта Як-7Б в натуральную величину. В 1944 году рабочие и служащие судоверфи Нарьян-Мара собрали 81740 рублей на постройку самолета-истребителя «Як-7Б».

В июне того же года боевой самолёт передали летчику Беломорской военной флотилии Алексею Кондратьевичу Тарасову, который осенью 1942 года переведён на Северный флот.

Тарасов выполнил около 300 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил 12 самолётов противника. В августе 1944 года капитан удостоен звания Героя Советского Союза.

Помимо памятников и скульптур которые я коллекционирую на снимках, хочу показать и несколько граффити Нарьян-Мара. Их я нашёл среди обычных жидых домов рядом с гостиницей, где мы остановились.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Правда эти рисунки не развлекательного, а больше воспитательно-патриотического характера. Здесь изображены поэты родившиеся в этих краях.

Алексей Ильич Пичков — российский поэт, который родился на берегу Белого моря, в семье оленевода. В 1957 году вышел его дебютный сборник стихов «Далеко Сэрне моя живёт». Всего он издал более десяти сборников стихов и две повести.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Прокопий Андреевич Явтысый — ненецкий поэт, прозаик, художник. Член Союза писателей РСФСР. Автор книг «В белой панице земля», «Бег оленя», «След аргиша», «Зов Морошковой земли» и др. Почётный гражданин города Нарьян-Мар.

Василий Николаевич Ледков — ненецкий поэт, прозаик и переводчик. С его строк я начал данную заметку про Нарьян-Мар. Ледков — автор романов «Месяц малой темноты», «Люди Большой Медведицы». Он перевёл на ненецкий язык многие произведения русских писателей. В свою очередь, произведения Ледкова переведены на ряд языков народов мира.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Теперь переходим к более крупным достопримечательностям Нарьян-Мара. Начну с объекта на который нужно более всего времени. Это Ненецкий краеведческий музей.

Датой основания музея считается 1934 год, когда музей получил помещение в Доме Ненца площадью 60 кв.м, где 6 сентября открылась выставка заполярного растениеводства. В то время его фонды насчитывали 316 единиц хранения.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Сегодня тут уже несколько тысяч коллекционных предметов, включая документы, фотографии, произведения графики и живописи.

22 февраля 2009 года торжественно открыто новое здание Ненецкого окружного краеведческого музея, соответствующее всем современным требованиям хранения экспонатов. Позже, я сделаю отдельный совет по этому месту и покажу чуть больше снимков внутри.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Следующая достопримечательность — православная. Богоявленский собор и колокольня. Соборный комплекс является примером стилизации деревянного зодчества Русского Севера XVII–XVIII веков.

Собор это самое высокое здание Нарьян-Мара. Общая высота 35 метров. Сделан из сибирского кедра. Началом строительства храма стал общегородской субботник, 19 июля 1997 года.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Понравилась колокольня, которую построили рядом с собором в 2006 году. На ней установлено 10 новых бронзовых колоколов. Самый большой «Благовестник» весит 830 кг, наименьший — 5 кг.

Точнее мне понравилась не сама колокольня, а то что происходило на её высоте. Нам повезло застать момент колокольного перезвона. У меня потом ещё минут двадцать звенело в голове.

При входе в монастырский комплекс стоит географический указатель с расстояниями до некоторых городов и православных обьектов страны и всего мира.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Люблю такие вещи. Рассматривая таблички можно вспомнить где был и помечтать о новых местах. Из представленного я выбрал себе нижнее название. Там я ещё не был.

Наверное самое известное архитектурное сооружение города это здание главпочтамта. Оно является «визитной карточкой» Нарьян-Мара. Строительство началось в 1946 году и продолжалось до 1952 года.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Уникальность зданию придаёт угол состоящий из пяти объёмов различной формы. Весь декор носит ненецкий характер, где треугольные формы напоминают чумы. Башня первоначально проектировалась с часами с большим циферблатом. До ремонта в 2000 году она была увенчана шпилем.

Поскольку я прилетел сюда во второй половине декабря, Нарьян-Мар был в предновогоднем одеянии.  Центр города выглядел нарядно и празднично.

Про историю города и другие важные события я не упомянул в этом материале, сделаю это когда буду писать про вышеупомянутый краеведческий музей.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Единственное, что хочется добавить к перечню достопримечательностей это информацию о том, что Ненецкий автономный округ занимает 1 место в России по ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения — почти 7 миллионов рублей на 1 человека в год.

Для сравнения в Москве — 1 миллион 200 тысяч, в Краснодарском Крае — около 500 тысяч, в Ингушетии — 100 тысяч. Нарьян-Мар, скорее всего является самым богатым городом России (полностью достоверных данных об этом нет, оценку ВРП на душу населения делают прежде всего для крупных городов).

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Высочайший уровень жизни населения не так очевиден из-за высоких цен на основные товары и услуги, а миграционная привлекательность понижена из-за сурового климата.

Ожидается, что позже, из-за глобального потепления в город, округ и в арктический макрорегион в целом придет экономический бум.  Фото в торговом центре.

На этом всё. Краткая экскурсия и фото обзор закончен.

Нарьян-Мар — жемчужина Арктики

Как видите, Нарьян-Мар очень даже интересный с туристической точки зрения город. Лично я остался доволен. Для полного счастья и восторга мне не хватило здесь только Северного сияния.