Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 20:57
Скиньте пож. материал у кого есть, как лучше организовать неделю в Ханое с Халонг. Нужны советы.

Ненецкий автономный округ, Нарьян-Мар — Россия Декабрь 2020

Риск одного приключения дороже тысячи дней благополучия и комфорта. Пауло Коэльо

Чумовые выходные в Арктике

На счёт тысячи дней не знаю, я бы точно не смог прожить такой период времени в благополучии и комфорте. Поэтому последние годы я стараюсь как минимум раз в три месяца принимать участие в больших или малых приключениях. Я жил в африканских племенах, посещал некоторые страны в одиночку, но, честно сажу, такого опыта, который случился со мной в декабре 2020 года пока ещё не было.

Теоретически я мог пережить нечто подобное в Исландии или северных регионах России, но всё время оказывался там в летний период времени.

Чумовые выходные в Арктике

Итак, начну с самого начала. Ещё в начале декабря я отчётливо понимал, что туристический год закрыт, коронавирус набирает обороты и нужно сидеть дома. Хотя чувствовал, что если никуда не выехать в декабре или январе, то меня убьёт если не мировой ковид, то точно депрессивный суицид. На снимке — картина в краеведческом музее Нарьян-Мара

Вдруг, не знаю, какая муха меня укусила, тем более что у нас их зимой нет или может подхватил ещё более опасный вирус Конюхова, но фраза «А х… дома делать?» меня преследовала два дня. В этот же период ряд тревел друзей покоряли Ямал и другие российские красоты.

Всё это меня сподвигло открыть карту и с грустным настроением и взглядом Борщова перемещаться от города к городу. Помните фильм «Афоня», когда к нему подошёл милиционер и спросил: «В Мурманск лететь хотели, потом в Петрозаводск, теперь в Череповец, значит всё равно куда лететь гражданин, от кого бежим?». Вот и я, долго искал и менял города, смотрел цены на билеты и совершенно случайно остановился на Нарьян-Маре. Кстати, на английском MAP это карта. Совпадение? Не думаю:)

Чумовые выходные в Арктике

Приемлемая стоимость билета за прямой перелёт из Москвы меня обрадовала. Я начал искать в интернете экскурсии из Нарьян-Мара. Лететь за Полярный круг, чтобы только посмотреть небольшой город я не хотел. Нашёл компанию «Красный город», позвонил, там дали телефон человека, который делает интересные туры по Ненецкому автономному округу (НАО).

Быстренько позвонил, Юрий ответил, что группа уже набрана, но есть один момент, который даст мне возможность присоединится к ним. Так и случилось, позже мы созвонились и выяснилось, что два человека не смогут поехать из-за злосчастного коронавируса. Как оказалось, для посещения НАО нужна справка, подтверждающая, что вы здоровы. Это я, точнее моя тень

Чумовые выходные в Арктике

Я сначала хотел отказаться от этой затеи, но уже загорелся так, что повернуть назад не смог. Единственная проблема я не хотел рисковать, оплачивать тур и покупать не возвратный билет, не зная есть у меня бессимптомный ковид или нет. В 8 утра следующего дня сдаю экспресс тест. Через пол часа дают справку с отрицательным анализом. Пишу Юрию и подтверждаю участие в туре, сразу же покупаю авиа билет и оплачиваю тур.

Спустя час еду в другую клинику сдавать ещё один ковид тест, ведь первый (ИХА) не подходит, нужен ПЦР (делается сутки). Это всё происходит 16 декабря, 18 утром вылет. Для меня это наверное самое быстрое спонтанное путешествие. Не в плане принятия решения, а именно подготовки. На снимке — детский рисунок в аэропорту Нарьян-Мара

Чумовые выходные в Арктике

Ну, а теперь перехожу к краткому хронологическому описанию поездки. 18 декабря утром я вылетел авиакомпанией UTair из Москвы (Внуково) в Нарьян-Мар. Только взлетели и вот он — мой любимый рассвет над облаками.

Время в пути около 2,5 часа. Расстояние по прямой — 1540 километров. Это уже тундра.

Чумовые выходные в Арктике

Садимся. Снега аномально мало для декабря. В этом году во многих регионах России погодные условия сместились на один-два месяца. НАО не стал исключением.

В аэропорту Нарьян-Мара нужно предъявить паспорт и справку. Сейчас в НАО и Чукотке самые низкие цифры в количественном выражении по заболеваниям и смертности. Так что думаю, это правильное решение. Кстати, данный аэродром совместного базирования, принадлежит Министерству обороны РФ.

Чумовые выходные в Арктике

Выхожу из аэропорта, где у входа ждёт Юрий. Далее сбор группы и нас везут на обед в колоритный ресторан «ТиманЪ» в котором история севера сочетается с национальной кухней. Здесь мы знакомимся, дегустируем местные наливки и слушаем первые рассказы и истории гида про этот замечательный край.

Затем нас ждёт заселение в отель и обзорная экскурсия по центру «Красного города». Именно так переводится Нарьян-Мар с ненецкого языка.

Чумовые выходные в Арктике

Нарьян-Мар — административный центр и единственный город Ненецкого автономного округа. Находится за Северным полярным кругом, расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.

Основан в 1930 году. Статус города — с 1935 года. Население — 25 тысяч человек.

Чумовые выходные в Арктике

Общее представление о НАО, его истории, традициях и жителях мы получили в краеведческом музее.

Украшением дня стала возможность послушать колокольный перезвон с видом на Богоявленский собор. Мы поднялись на вверх, где молодой звонарь обучал свою ученицу. Буквально через несколько минут внизу появился местный епископ и парень принялся усердно бить в колокола. Видно, что это ремесло ему нравится. Я чуть не оглох, один из больших колоколов висел в 10 см от моего уха, но это мероприятие тоже пришлось по вкусу моей некрещеной душе.

Колокольня слева, вышеупомянутый собор справа.

Чумовые выходные в Арктике

На этом, про Нарьян-Мар я заканчиваю своё повествование, про город будет отдельный, подробный материал. Я обязательно покажу всё, что успел здесь увидеть и снять на телефон.

Теперь переходим к главной части — «чумовым выходным». Весь тур включал в себя 4 неполных дня. Пятница — день прилёта и знакомство с городом. Понедельник — закупка сувениров и вылет домой. Суббота и воскресенье это главные приключенческие дни. Начались они с трансфера группы на базу и проведения инструктажа.

Важное добавление. Накануне вечером всем нуждающимся выдали частичный либо полный комплект одежды: обувь, куртку, штаны, перчатки, очки, балаклаву. Например я прилетел сюда без всего, взял только термобельё, тёплые носки и пару шапок. Так что, как любит повторять Юрий: «Фирма у нас серьёзная!»

Чумовые выходные в Арктике

Всего у нас было 6 снегоходов. Два управлялись организаторами поездки, остальные — туристами. На каждом снегоходе по два человека. У меня опыта вождения на данном транспорте не было, поэтому я сел за Юрой. Я конечно попробовал проехаться, но удовольствия особого не получил. Во-первых, фотографировать нет никакой возможности. Во-вторых, мы попали в период, когда ещё выпало мало снега. Вся тундра в кочках и растительности. Реки и озёра покрыты открытыми участками льда. Так что наша езда была больше похожа на прогулку не на снегоходах, а на ледоходах. Покидаем Нарьян-Мар.

Большую часть пути мы двигались по руслу великой северной реки Печора. Испокон веков она была и остаётся кормилицей и источником воды для многих местных посёлков. В ряде мест на реке торчали куски льда, где-то на поверхности имелись трещины через которые под давлением проступала вода. Так что дорога была немного экстремальной и требовала постоянного внимания и ответственности от водителей. Очень порадовал рассвет, который начался около 11 часов утра.

Чумовые выходные в Арктике

Через час мы въехали в деревню Андег.

Расположена на западном берегу реки Малая Печора, в 30 км к Северу от Нарьян-Мара.

Чумовые выходные в Арктике

История возникновения связана с Пустозерском, первым заполярным городом, основанным новгородцами в 1499 году. Одно из ранних упоминаний об Андеге относится к XVII веку.

В деревне издавна проживали «Хабаровы». Скорее всего это фамилия землепроходцев из Великого Устюга, которые шли «встречь солнцу» в поисках новых земель, останавливались в Пустозерске, расселялись вдоль Печоры.

Чумовые выходные в Арктике

По переписи 1850 г. в деревне проживало 10 семей Хабаровых, в 1918 г. — 107 жителей.

Основным занятием населения деревни всегда было рыболовство. До середины XIX века жители Андега ловили рыбу прямо около деревни. Её было много, как белой — сигов, нельмы, омулей, так и красной — сёмги. Позднее пришлось ловить её на удаленных участках: на Бродах, в Коровинской и Голодной губе, Курино Горло.

Чумовые выходные в Арктике

Мчимся дальше. Удивительно, что в 11 утра началось рассветное время, а уже через два часа наступил закатный период.

Это был не простой закат, а фантастический.

Чумовые выходные в Арктике

Кто меня знает, в курсе, что я большой любитель и ценитель закатов. Так что в эти мгновения я был счастлив. Обычно, такое хочется увидеть где-нибудь в райском месте на берегу океана. Не ожидал, что лимонно-гранатовый закат случится за Полярным кругом. К сожалению, снимать пришлось на ходу.

В этот раз я вообще не брал с собой зеркальную камеру, только телефон. Даже с ним сидя на снегоходе фотографировать очень непросто. Приходилось часто поворачиваться назад при этом крепко прижимая ноги к снегоходу. Перчатки нужно было подкладывать под себя иначе они улетают (один раз так и случилось) и самое не приятное, через 30 секунд руки начинают мёрзнуть. При такой схеме лучше одевать куртку в которой есть внешний карман на молнии. Важно ведь ещё не выронить телефон и после съёмки быстренько убрать его в тёплое место, иначе разрядится.

Чумовые выходные в Арктике

Через 40 минут после Андега мы добрались до национального ненецкого посёлка Нельмин-Нос. Видел фото и видео этого места в летнем варианте, конечно совсем иная картина.

Нельмин-Нос основан в 1933 году. Расположен на берегу протоки реки Печоры — Тундровый Шар, в 60 километрах от города Нарьян-Мар.

Чумовые выходные в Арктике

В посёлке расположены базы семейно-родовых общин коренных малочисленных народов Севера «Илебц», «Табседа», «Нерута», «Опседа», «Варк», «Сенга», «Вындер», «Малоземелец». Они занимаются традиционным видом хозяйствования — оленеводством, являются основными производителями сельскохозяйственной продукции.

Взрослых местных жителей мы видели мало, а вот их детей встретили в спортзале, где мы грелись и отдыхали перед финальным снегоходным рывком дня. Девочки занимались в театральном кружке, видимо готовились к кукольному представлению перед своими родителями.

Чумовые выходные в Арктике

Здесь нас ждал походный обед и чаепитие с очень вкусными пирожками и другими яствами, которые приготовила профессиональный повар, по совместительству жена Юры. Еду я всегда забываю фотографировать. Вот у меня есть только пирог с черникой и брусникой. Вообще про замечательную организацию поездки и самого Юрия с его помощником Андреем я расскажу в следующей части. Контакты могу дать уже сейчас.

Выезжали из Нельмин-Нос мы в тёмное время хотя на часах было 15.00. До ночлега оставалось ещё приличное расстояние.

Чумовые выходные в Арктике

Наш маршрут пролегал по Голодной губе — одному из самых больших озёр Ненецкого округа. Несмотря на то, что оно неглубокое (средняя глубина около 2 метров), его площадь, больше суммы площадей европейских государств Лихтенштейн вместе с Монако и Ватиканом.

Для жителей НАО оно знаменито, прежде всего, тем, что является местом обитания вкуснейших сигов, нельмы и других ценных пород рыб. Нам в этот день показали как с помощью сетей ловят рыбу местные жители. Занятный процесс, особенно когда на улице -17, метель и кромешная тьма.

На Голодной губе мы испытали настоящие приключения. Начался сильный ветер и пурга. Повезло, что с нами был местный проводник из Нельмин-Носа, который помог найти дорогу к чуму.

Чумовые выходные в Арктике

Вот как это выглядело (на видео). В эти мгновения я вспомнил ещё один фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти». Я реально почувствовал себя в роли этого персонажа, который в один день поменял свой привычный уклад жизни и отправился в незабываемое путешествие.

По субботам я обычно хожу в кино, потом вечером лежу на кровати и щёлкаю пультом от телевизора в поисках всякой ерунды. В эту субботу я должен был делать тоже самое, но вместо этого оказался на снегоходе, движущемся в неизвестном направлении, да ещё в такую погоду. Что сказать, надо не боятся менять свои будни на нечто потрясающее и невероятное. Это того стоит!

Во время коротких остановок иногда удавалось снять что-то интересное. Например вот это. Создаётся впечатление, что песчанную пустыню засыпало снегом или наоборот. А на горизонте это свет от посёлка Нельмин-Нос. Вживую кажется что это на территорию НАО приземляется НЛО.

Чумовые выходные в Арктике

К шести часам вечера мы наконец добрались до нашего чума посреди бескрайней тундры, где прошёл незабываемый ужин и не менее памятная ночь. Продолжение Чумовые выходные в Арктике — часть 2

P. S. А это несколько видео фрагментов нашей дороги.