Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 21:52
Европа!!!

Будапешт — Венгрия Ноябрь 2021

Отгуляв два первых дня по холмам Буды и по исторической части Пешта, на третий день я решила пройтись по главной артерии Будапешта — парадному проспекту Андраши с последующим заходом на площадь Героев, в замок Вайдахуняд и в купальни Сеченьи. Как-раз получился приятный и ненапряжный маршрут на целый день.

День выдался ясным и солнечным, и моя прогулка обещала быть очень приятной, поэтому и настроение было приподнятым.

Итак, с утра пораньше я начала свой пешеходный маршрут с проспекта Андраши и прилегающих к нему улочек, где тоже прячется немало всего интересного. Удобнее всего это сделать от площади Ференца Деака, так я и поступила.

Проспект действительно выглядит очень парадно и изыскано, не зря его часто сравнивают в Елисейскими полями и Невским. К тому же он внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, а это тоже о многом говорит.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Интересно, что многие объекты столицы Венгрии были построены к масштабному празднованию тысячелетия обретения Родины в 1896 году. Не стал исключением и проспект Андраши, который строили в течение почти сорока лет. В 1886 году проспекту присвоили имя Дьюлы Андраши, премьера министра Венгрии и идеолога проекта. Потом его не раз переименовывали. Проспект носил имя Сталина и венгерской молодежи. Но всё же в 1990 году главной улице Будапешта вернули его первоначальное имя.

Очень удобно для наглядности разделить проспект Андраши, протяженностью всего 2,2 км на три отрезка.

На первом участке от площади Ференца Деака до площади Октогон сразу же привлекает внимание великолепное угловое здание бывшей страховой компании Fonciere

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

и следом за ним монументальный фасад дворца Сакслехнера.

Всё это памятники истории и архитектуры. На этом участке вообще очень много роскошных помпезных зданий, порталы украшены изысканными скульптурами, есть, чем полюбоваться, что поразглядывать в деталях.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Огорчило, что многие здания проспекта находятся на реконструкции, фасады затянуты строительными лесами, ничего не разглядеть. И Опера, и дворец Дрекслера!

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Хотя, наверное, это должно наоборот радовать на перспективу, но я всё равно расстроилась, я-то сама не увидела фасад знаменитой Оперы, не зашла внутрь, не смогла полюбоваться роскошными интерьерами. Вроде бы в марте 22 года его планируют открыть.

Свернув с проспекта Андраши на улицу Надьмезё, я оказалась на местном Бродвее. Здесь меня в первую очередь интересовал театр Оперетты и памятник Имре Кальману.

Будучи большой поклонницей оперетт этого композитора, не могла здесь не отметиться. Сколько раз в детстве и юности слушала и Сильву, и Марицу, и Принцессу Цирка, и Фиалку Монмартра, а теперь вот стою у памятника великому композитору, творчество которого подарило мне когда-то столько радостных моментов! Эмоции зашкаливали! Кроме театра Оперетты на этой улице немало и других богемных заведений, например, театр Талия.
Но задерживаться я здесь не стала, и вновь вернулась на проспект Андраши. И сразу же в глаза бросается великолепное здание в стиле эклектики, когда-то там находился Парижский универмаг, а сейчас это книжный магазин и кафе.
Жаль, не заглянула внутрь, уже потом увидела, какие роскошные интерьеры в этом кафе.

Под проспектом Андраши находится ещё одна достопримечательность — самая первая историческая линия метро города и всей континентальной Европе.

Прокатиться по ней это тоже, своего рода, аттракцион и одно из обязательных действий, которые нужно проделать туристу в Будапеште. Я, естественно, не отказала себе в этом удовольствии, тем более что станций на желтой ветке метро всего семь, и они очень короткие.

От площади Октогон до площади Золтана Кодаи.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Это средняя часть проспекта, наполненная старинными многоквартирными домами буржуа Будапешта.

Здесь можно увидеть множество зданий дворцового типа. На этом отрезке проспект расширяется, становится ещё грандиознее. Стоит немного отклониться и свернуть на улицу Терез корут.

Здесь тоже много нарядных помпезных зданий. Как на мой вкус, ничуть не хуже, чем на Андраши.

Пройдёмся по основным достопримечательностям второго отрезка проспекта Андраши. Самое известное здание этой части проспекта — это безусловно Дом Террора.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Вот уж, куда мне совершенно не хотелось идти, так это в этот музей, посвящённый двум оккупациям Венгрии — фашистской и советской. Да и судя по отзывам, музей очень негативный, ничего особо интересного там нет — несколько камер в подвале, немного антуража той эпохи и визуальная информация. Пропустила без сожалений!

Идём дальше. Вот дом-музей Ференца Листа.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Ранее в этом доме располагалась Академия музыки. А Ференц лист являлся её основателем и профессором. Буквально в следующем за домом-музеем Ференца Листа расположен Кукольный театр Будапешта.

Это крупнейший кукольный театр Восточной Европы и старейший в Венгрии. А вот богато украшенная Академия Изящных искусств. Далее монументальное здание железнодорожного ведомства и Барельеф, посвященный павшим в годы Первой мировой войны железнодорожникам.

От площади Золтана Кодаи до площади Героев. Это третий участок проспекта.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Сама по себе площадь Золтана Кодаи смотрится очень элегантно в обрамлении вогнутых фасадов четырёх великолепных зданий. Названа она в честь композитора и преподавателя музыкальной академии. А небольшой сквер между ними украшен скульптурами, посвящёнными венгерским военачальникам и героям турецких войн.

Далее начинается район вилл и особняков, дома становятся изящнее и миниатюрнее.

В одной из таких прекрасных вилл разместился Музей Восточноазиатского искусства. В других виллах находятся посольства и консульства разных стран, поэтому этот участок проспекта часто называют дипломатическим районом Будапешта.
Здесь тоже стоит слегка отклониться от маршрута, чтобы полюбоваться прекрасным фасадом Дома Бензура. Это бывший культурный центр Почтового отделения, расположенный на улице Benczur ut. Великолепный свежеотреставрированный фасад, за которым скрываются не менее великолепные интерьеры. Судя по отзывам, внутри сверх роскошно, но проникнуть внутрь мне не удалось.

Так незаметно я дошла до площади Героев, где, собственно, и заканчивается проспект Андраши. Но здесь меня постигло очередное разочарование. Памятник Тысячелетия был огорожен, подойти поближе не удалось, видимо готовились к какому-то мероприятию. Поэтому увидела я его лишь на расстоянии.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Композиция весьма внушительная, наполненная символикой. Огромная колонна и полукруглая колоннада, украшенная скульптурами венгерских королей и героев. Очень выразительно смотрится статуя архангела Гавриила, который в одной руке держит венец Святого Иштвана, а в другой — апостольский крест.

Всё логично, ведь по легенде королю Иштвану во сне явился архангел Гавриил и велел обратить венгров в христианство. Основание колонны украшают статуи вождей семи главных мадьярских племен.

Перед колонной и статуями семи вождей расположен простой мемориал венгерским солдатам, павшим в мировых войнах. В дни политических праздников перед мемориалом выставляют почетный караул. В общем, всё очень монументально и пафосно, но особого впечатления этот монумент не производит. Наверное, переборщили с гигантизмом и национализмом.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Монумент Тысячелетия с двух сторон обрамляют художественные музеи, разместившиеся в прекрасных здания в греческом стиле.

Все очень лестно отзываются о музее изящных искусств, за очень достойную коллекцию живописи мирового уровня. В выставочном зале напротив представлено современное искусство, проходят разные выставки.

Ну, а я иду дальше в парк Варошлигет, где царствует прекрасная Золотая осень!

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта
Моя цель здесь — замок Вайдахуняд, который все очень хвалят.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Судя по отзывам, это самая романтическая достопримечательность города. Вот и он, показался сквозь осеннюю листву, приоткрыв свои башенки и крепостные стены.

По всем правилам средневековья перед замком ров с водой. Именно со стороны водоема замок смотрится наиболее выигрышно.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Такое смешение самых разных архитектурных стилей, скопированных с самых знаменитых строений Венгрии появилось здесь не случайно. К празднованию тысячелетия Венгрии в парке построили павильон из фанеры и папье-маше, и он так полюбился публике, что решено было построить по его образу и подобию настоящий замок. Вот так и появился в парке этот необычный миксовый замок. Автор этого творения — архитектор Игнацу Альпару.

Ну, а я прохожу по мосту через ворота и попадаю на территорию замка.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Здесь очень красиво и атмосферно.

Слева — копия романского монастыря с часовней,

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

справа — готическая лоджия и капелла.

Башни, барельефы, палаццо — глаза просто разбегаются!

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

Очень красив дворец в стиле пышного барокко, украшенный обильной лепниной и скульптурами.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта

И конечно же нельзя пропустить самый загадочный памятник Будапешта — памятник Анонимусу. Памятник изображает историка автора книги «Деяние венгров» в 12 веке. Имя его не сохранилось, поэтому на постаменте памятника написано «Анонимус»- неизвестный.

Историк изображён в виде монаха, лицо которого скрыто капюшоном. Это сверхпопулярный туристический объект, место паломничества всех туристических групп. Бытует мнение, что если потереть перо Анонимуса, то исполнится загаданное желание. От этого перо блестит как отполированное. В общем, очень милый и оригинальный монумент из серии необычных памятников города. Ещё на территории замка есть Сельскохозяйственный музей, но это опять же очень на любителя. Уж не знаю, кто туда ходит!

Я же с удовольствием прогулялась по пёстрому осеннему парку,

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта
отдохнула на берегу пруда, растянувшись в удобном шезлонге
Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта
и двинулась дальше по своему маршруту в сторону термальных купален Сеченьи. Вот сюда я непременно хотела попасть! Специально оставила под это дело полдня, чтобы понаслаждаться в термальных купальнях с чувством, с толком, с расстановкой!

Уже на подступах к Сеченьи невольно удивляешься. Величественный комплекс внешне больше похож на королевский дворец, чем на купальни.

Мой ноябрьский Будапешт. Парадная сторона Пешта
Неоренессансный фасад комплекса смотрится великолепно! Да и интерьеры под стать фасаду.

Решила побаловать себя отдельной кабинкой, тем более цены здесь очень щадящие, 6900 Ft (порядка 20 евро, в выходные немного дороже) и купайся хоть целый день! Сразу вспомнились расценки на термальные лагуны в Исландии, по сравнению с ними это удовольствие в Венгрии почти бесплатно.

Важный нюанс при посещении купален — берем всё с собой — и полотенце, и тапочки, и шапочку, и конечно купальник. По-моему, сейчас из-за ковида даже напрокат ничего нельзя взять.

Территория купален огромная, много крытых бассейнов,

но всё самое соблазнительное на улице — два огромных открытых бассейна.
В первом температура около 28 гр., во втором плюс 34 и всякие сюрпризы — вихревые потоки, подводные струи, массаж для шеи и т. д.
В них то я и зависла часа на три, больше не выдержала, видимо нет привычки к релаксу в больших дозах. Но это полный восторг и расслабон! Я много где бывала в подобных местах — в Исландии, Чили, Аргентине, Перу, Коста-Рике, на Искье, но венгерские Сеченьи занимают свою особую нишу в списке мировых купален. Термальный парадиз в неоренессансных декорациях, когда услаждаешь и тело, и глаза! Единственный минус — переходы из одного бассейна в другой. И хотя день выдался солнечный, всё равно было прохладно, поэтому приходилось ускоряться, почти бегом. Термальная вода жутко целебная, хорошо помогает при артритах, болях в позвоночнике, при ортопедической терапии. Чего в ней только не содержится — и фтор, и натрий, и бор, и кальций, и магний!

Вот такой чудесный третий день выдался у меня в Будапеште! Но на этом мой туристический маршрут в тот день не закончился. До вечера ещё оставалось время, и я решила поехать посмотреть новое современное здание Национального театра Венгрии. Но об этом уже как-нибудь в другой раз…