Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 21:52
Европа!!!

Будапешт — Венгрия Ноябрь 2021

Начало про Буду здесь.

Мой второй день в Будапеште по логике вещей я решила посвятить знакомству с Пештом. Прошагала всё те же 20 км., только уже не по холмам, а по равнинной части. Уже хорошо. Уже легче. Доехала по красной ветке метро до станции Kossuth ter и оттуда начала свой маршрут.

Первым пунктом моей программы стала экскурсия в Парламент, куда мне очень хотелось попасть.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

И мне повезло, приехав к открытию, я сразу же попала на экскурсию в 9 утра. Подробно про экскурсию в Парламент можно посмотреть здесь.

На площади Лайоша Кошута вокруг Парламента тоже стоит задержаться, здесь очень много всего интересного. Эта площадь, названная в честь государственного деятеля и правителя Венгрии в 1848–49 годах Лайоша Кошута, имеет статус главной площади страны. На огромной площади очень много самых разных памятников и статуй. Вот грандиозный памятник самому Лайошу Кошуту, напротив визитерского центра памятник Иштвану Тисса — премьер-министру Венгрии в начале 20 века. А вот прекрасный конный памятник графу Дьюле Андраши — государственному деятелю Венгрии, того самого, чьё имя носит главный проспект города. Ещё один конный памятник князю Ференцу II Ракоци. Чуть подальше Памятник народным мученикам. Понятно, что нам эти имена ничего особо не говорят, но это всё национальные герои страны, чьи имена надо знать, приехав в Венгрию.

Прямо напротив Парламента сразу же бросается в глаза очень красивое здание в стиле неоренессанса. Изначально Дворец Правосудия, сегодня же здесь располагается Этнографический музей.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Глянула в интернете — интерьеры роскошные, при наличии времени можно и нужно было бы сюда зайти. Но, как всегда, на всё времени никогда не хватает!

По периметру площадь обрамляют министерства и великолепные здания дворцового типа, создавая впечатление торжественности и значимости.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Ну и интересные ракурсы самого Парламента с площади тоже можно сделать.

В течение всего этого дня мне в помощь был трамвай номер 2, курсирующий вдоль набережной Пешта и здорово облегчающий туристам жизнь.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Спустившись к набережной я залюбовалась видами на Буду, которые открываются отсюда. Удивительно, но все те места, где я побывала вчера, смотрятся с этой стороны совершенно по-иному! Панорамы на Будайскую крепость, церковь Матьяша и другие церкви Буды просто изумительные, с противоположного берега они открываются во всём своём великолепии!

Далее мой путь стандартно лежал к Туфлям на набережной. По пути стоит обратить внимание на ещё один интересный памятник пролетарскому поэту Йожефу Атилле. Это самый известный венгерский поэт 20 века в мире. Памятник получился очень душевным — поэт в задумчивости сидит на ступеньках, созерцая Дунай.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Совсем рядом и самый трагичный памятник города. Скульптурная композиция «Туфли на набережной Дуная» представляет собой мемориал, установленный в память о жертвах Холокоста, изначально состоящий из 60-ти чугунных башмаков по образцу обуви 1940-х годов и посвященный памяти евреев, расстрелянных на берегу Дуная нацистами. Что тут скажешь, очень сильно и пронзительно! Вот только не понимаю я стремление некоторых туристов сделать селфи на фоне этого мемориала.

Теперь я направляюсь в сторону площади Свободы.

Очень красивая площадь, наполненная прекрасными историческими зданиями. Не знаю, как в другое время года, но в ноябре в обрамлении золотой осенней листвы смотрелись они просто потрясающе! Истинное совершенство в архитектурном плане! Из интересного здесь — Мемориал советским воинам-освободителям, Посольство США и памятник Рональду Рейгану, Венгерский национальным банк, Фондовая Биржа и конечно же Памятник жертвам немецкой оккупации — до сих пор вызывающий споры на предмет причин и обстоятельств его создания.

Стоит ли говорить, что от этой площади и её архитектурного совершенства я осталась в полном восторге, еле заставила себя оттуда уйти.

Собор Святого Иштвана стал следующим пунктом моей программы в тот день.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Подробно про свои впечатления от него я описала здесь, повторяться не буду.

После посещения собора я иду по улице Zrinyi utca в сторону Цепного моста. По дороге отмечаюсь у забавного памятника Пузатому полицейскому, которого полагается погладить по животу

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

и выхожу к площади Сеченьи (Szechenyi Istvan ter), названной в честь графа Иштвана Сеченьи. Тоже очень красивое и нарядное городское пространство. Сразу же привлекает внимание великолепный неоренессансный фасад Венгерской Академии наук. Интересно, что создана она была в 1825 году по инициативе графа Сеченьи.

На площади тоже много интересных памятников. Статуя Габора Сарваша, лингвиста и создателя венгерского сельского хозяйства. Великолепная скульптурная композиция графу Сеченьи, где он изображен стоящим на высоком постаменте. Чуть дальше красивый памятник Ференцу Деаку, венгерскому политическому деятелю. Могу сказать, что во время этой прогулки по Пешту я только и делала, что открывала для себя новые имена из истории и культуры Венгрии!

Но вишенкой на торте в ансамбле площади Сеченьи безусловно является роскошный Дворец Грешама, где сегодня разместился один из самых шикарных отелей города 5-звёздочный Four Seasons Hotel Gresham Budapest.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту
Это одно из самых красивых, помпезных и узнаваемых зданий Будапешта. Построенное в самом начале 20 века как офисно-жилой центр для сотрудников страховой компании Грешам, в его названии увековечена память о влиятельном английском финансисте 16 века и основателе лондонской королевской биржи Томасе Грешаме. Бог мой, какой же это изумительный образчик модерна! Его выделяют красочные мозаичные панно, плавные изогнутые линии фасада, растительные орнаменты, кованные декоративные элементы ограждений и аллегорические фигуры. Рассматривать детали фасада можно бесконечно. Теперь я жалею, что не заглянула внутрь отеля, интерьеры там роскошные!

И завершает ансамбль этой площади Здание Министерства Внутренних дел, в прошлом штаб-квартира Венгерского коммерческого банка Пешта. Но на фоне Дворца Грешама все остальные здания безусловно меркнут и остаются в тени.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Отсюда хорошо просматривается и знаменитый Цепной мост, но сейчас он закрыт на реконструкцию, как и многие другие объекты в городе, так что оценить его по достоинству я не смогла. Так жаль! Что ж, будем надеяться, что в конце концов венгры приведут в порядок своё великолепное наследие, и город засияет новыми гранями!

Удивительное дело, в ноябре в Будапеште можно видеть вот такие яркие цветочные клумбы! Весной, наверное, здесь чудо как красиво!

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Я иду по набережной, любуясь оригинальными скульптурами, которыми Будапешт буквально напичкан. Вот памятник венгерскому художнику Ignác Roskovics, стоит за мольбертом, как живой!

Чуть дальше скульптура знаменитой Маленькой принцессы, сидящей на перилах на фоне Будайской крепости.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Архитектор Ласло Мартон делал эту скульптуру со своей дочери, которая любила наряжаться в корону, по её образу и подобию. Как на мой взгляд, эта фигурка мало напоминает принцессу, первая ассоциация с шутом. Но как-бы то ни было Принцесса стала одной из главных достопримечательностей Будапешта, поэтому конечно отметиться здесь и потереть ей коленки это непременное туристическое маст-ду.

Двигаясь дальше вдоль набережной я неожиданно наткнулась на одно роскошное здание. Это концертный зал Вигадо, второй по величине концертный зал в Будапеште.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Здание было построено в 1865 году. Стиль у него такой миксовый, чего там только нет! Прослеживается восточное влияние, элементы сецессиона и романтики, всё вкупе смотрится совершенно потрясающе! Фасад украшен статуями и бюстами танцоров, монархов и прочих знаменитостей Венгрии! Чем-то неуловимо напоминает Большую Синагогу, это действительно так, архитектор Вигадо Фридьешь Фесль принимал участие и в проекте Синагоги, и был одержим идеей создания истинно венгерского стиля. Сегодня в стенах Вигадо не только проводятся концерты, но и устраиваются выставки, открыт ресторан и кафе с панорамной террасой. Примечательное здание!

Ну, а сейчас мне пора двигаться дальше в сторону Центрального Рынка. Проехав пару остановок на трамвае номер 2, я очутилась на набережной рядом с центром Balna. Но сначала я любуюсь видами на противоположный берег. Мост Свободы, отель Геллерт и Технический Университет отсюда, как на ладони и вновь я дивлюсь, как по-разному смотрится одно и то же место вблизи и с другого берега Дуная.

Ну, а теперь я стою на площади Фовам Тер прямо перед зданием Центрального Рынка. Само по себе эта площадь очень милая, романтичная.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Заглянула в  Forsale Pub, думала там пообедать, но как-то обстановка меня не вдохновила (бумажки на потолке, скорлупа орехов на полу), отдала предпочтение рынку.

Центральный Рынок, также известный как Большой рыночный зал является самым крупным крытым рынком Будапешта. Здание смотрится совершенно бесподобно.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Это самый настоящий памятник архитектуры и одно из самых красивых кирпичных строений в стиле венгерского историзма, хотя здесь присутствуют и элементы модерна и неоготики. Ворота в неготическом стиле и цветная керамическая крыша фабрики Жолнаи делают его уникальным и узнаваемым.

Но пора уже зайти внутрь и всё как следует рассмотреть. Я люблю такие рынки, везде стараюсь их не пропускать, вот и в Будапеште с удовольствием отметилась. Понравилось, что торговцы дают пробовать сосиски и колбасы.

Походив по рядам я нормально так перекусила без обязательств покупки. Но на мой вкус колбасы у них сильно перченые, на любителя. На втором этаже продают сувениры и работают народные общепитовские заведения. Я к тому времени уже изрядно проголодалась, зашла в одно такое, взяла паприкаш с картошкой, недёшево, но вкусно и очень сытно. В общем, Рынок очень понравился, это тоже своего рода достопримечательность города и побывать здесь непременно нужно.

Теперь я спешу в Еврейский квартал к Большой Синагоге, нужно успеть попасть сюда на экскурсию до 15.00.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

От рынка доехала на трамвае до метро Астория, здесь тоже много красивых исторических зданий, любо-дорого посмотреть!

Про Синагогу подробно написала здесь, тоже важная достопримечательность Будапешта, не пропустите!

Проведя в Синагоге почти целый час я стараюсь использовать короткий световой день по-максимуму и направляюсь к площади Deak Ferenc ter. Здесь сразу же бросается в глаза яркий фасад Anker-haz, это эклектическое здание было построено в 1910 году для Венской страховой компании. Сегодня к сожаление прекрасное здание выглядит весьма потрёпанно и нуждается в реставрации, но издалека смотрится вполне прилично.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Пешеходная улица Эржебет тер уже вовсю украшена к Рождеству, здесь можно получить порцию рождественского настроения.

По ней я вышла к площади Вёрёшмарти, названной в честь венгерского писателя Михая Вёрёшмарти. Вот этот прекрасный памятник писателю из каррарского мрамора украшает центр площади.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

Здесь меня в первую очередь интересует Дом Жербо (Gerbeaud-haz), великолепный образчик модерна.

Сегодня на первом этаже здания располагается знаменитая кондитерская Cafe Gerbeaud, одна из самых больших и известных кофеен-кондитерских в Европе, куда я с удовольствием заглянула. Интерьеры изысканы и элегантны, пирожные выглядят восхитительно. При наличии времени неплохо было бы здесь задержаться. Но я, увы, бегу дальше, ведь скоро стемнеет.

Вот по дороге мне попался интересный фонтан Лев, построенный в 1985 году на месте колодца и украшенный каменными статуями четырех львов и железным фонарным столбом.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту

А теперь я очутилась на другой не менее красивой площади Йожефа Надора в обрамлении исторических романтических зданий и украшенной фарфоровыми фонтанами.

Эти чудесные фонтаны были установлены здесь совсем недавно, в 2019 году. Особенно красиво смотрится фонтан Дерево Жизни, символизирующий единение. Он изготовлен на фарфоровой мануфактуре Herend, а искусный узор на стволе древа называется Ротшильд и считается самым известным узором этой фабрики. Белоснежная фарфоровая поверхность. И немножко золота. Смотрится очень нарядно и радостно. Вот, неожиданно нашла совсем свежую достопримечательность в городе!

Совсем рядом у остановки Hild ter я наткнулась на очень милую скульптуру Продавец газет.

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту
Застывший в движении мальчишка, уличный продавец газет протягивает покупателям газету. Памятник установлен неподалеку от площади Эржебет (Erzsébet tér), куда тоже стоит заглянуть. В центре красивый фонтан Данубиуса и Колесо обозрения. По правде говоря, эта площадь не произвела на меня особого впечатления, наверное, я уже к тому времени объелась прекрасными будапештскими площадями.

Теперь мне нужно отметиться на главной туристической улице города — улице Ваци. Она идет параллельно набережной Пешта от площади Фовам тер до площади Вёрёшмарти. Коротенькая, её длина чуть более километра. Здесь тоже много красивых исторических зданий с роскошными фасадами. В основном все они заняты магазинами, кафе, сувенирными лавками и бутиками. И здесь тоже уже вовсю идёт подготовка к Рождеству, витрины все украшены по-зимнему. Не скажу, что эта улица произвела на меня впечатление. Мило, нарядно, но в общем-то ничего особенного.

Ну, а дальше я вышла на улицу Кашута Лайоша и увидела два прекрасных высоких здания друг против друга. Это Дворцы Клотильды (Klotild palotak), очень красивые жилые дома в стиле эклектики и нео-барокко, образующие символичные ворота, ведущие к мосту Эржебет.

Прекрасный вариант заполнения городского пространства! Построены они были в 1902 году по заказу невестки эрцгерцога Джозефа Клотильды, отсюда и название. Когда-то они были полностью жилыми, а теперь жилые только верхние этажи. Внизу — магазины кафе и галереи. Вообще, вся эта площадь заполнена прекрасными историческими зданиями, глаза просто разбегаются!

А рядом с ними великолепный отель Parisi-Udvar Hotel Budapest, при виде которого перехватывает дыхание. До чего ж красив!

Мой ноябрьский Будапешт. По историческому Пешту
Это историческое здание, так называемый Парижский дворик, построенное в 1817 году и изначально служившее штаб-квартирой Центрального Сберегательного Банка, один из первых современных бизнес-центров в Венгрии. Жаль, я не знала, что исторический внутренний двор на первом этаже отеля является единственным оставшимся двором подобного типа в Будапеште начала 20-го века. Судя по фото, он совершенно роскошный! Не пропустите, если окажетесь в этом месте!

Пока совсем не стемнело я спешу увидеть Red Ruin Bar, он совсем недалеко отсюда, на улице Iranyi utca, 25. Интерьеры соответствуют названию — о коммунистическом прошлом с юмором.

Смотрится всё это очень оригинально и прикольно. Мне понравилось. В пять часов народу в баре никого не было, и милая девушка за стойкой бара разрешила мне поснимать внутри. Вечером говорят здесь не протолкнуться.

Уже совсем стемнело, и я вернулась в еврейский квартал, чтобы увидеть ещё один руинный бар, Szimpla Kert.

Заходишь внутрь полуразвалившегося дома и застываешь в недоумении — ощущение такое, что все эти вещи притащили сюда с помоек и свалок. Интерьеры порой шокируют, порой вызывают отторжение или смех. Дёшево и сердито, как говорится.
Но такие бары уже давно стали неотъемлемой частью туристической программы в Будапеште, поэтому отметиться здесь тоже интересно. Хоть я, честно говоря, и не любитель такого трэша.

И последним пунктом моей необъятной программы в тот день стал отель Нью-Йорк Палас, вернее его легендарное Кафе Нью-Йорк. Здание в темноте как-следует не рассмотреть, но всё же видно, что это роскошная и очень креативная эклектика.

Заглянула в кафе, великолепные интерьеры с высокими колоннами, фресками, позолоченной лепниной, мрамором. Роскошь через край!
Удивительное дело, вечером никаких очередей там и в помине не было, я зашла совершенно спокойно, всё там посмотрела, поснимала и ретировалась.

На этом силы оставили меня, и я побрела в свой отель, благо находился он совсем недалеко от этого роскошного отеля.

День этот действительно был насыщен впечатлениями и расстояниями. Я не только обошла большую часть Пешта пешком, но и побывала на трёх экскурсиях — в Парламенте, Большой Синагоге и в Базилике Святого Иштвана. Вот не представляю себе, как можно за один день охватить весь Пешт. Нереально было впихнуть сюда ещё и проспект Андраши, и площадь Героев, и замок Вайдахуняд, и купальни Сеченьи. Поэтому я благоразумно оставила всё это на следующий день.