Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была вчера 21:52
Европа!!!

Будапешт — Венгрия Ноябрь 2021

Вот и я наконец побывала в Будапеште. Видно, пришло его время. Вообще-то я должна была лететь на Мальту, но испугалась, что мой недоделанный европейский сэйфпасс там не прокатит и за две недели до вылета поменяла Мальту на Будапешт от греха подальше. Получилось из серии «А я лечу туда, где принимают!» Спасибо Райанам, что разрешают целых два раза бесплатно менять вылет. А учитывая их более чем приятные цены, могу теперь смело причислить себя к лояльным клиентам этой авиакомпании. Вылет был из Пафоса, полет длился всего два с половиной часа.

В Будапеште я провела пять дней, и их мне едва хватило на сам город, ну, а один день я выделила на городки излучины Дуная — Сентендре и Эстергом. Больше ничего не получалось, да и не хотелось, честно говоря, отрывать дни от такого красивого города, хотелось посмотреть его подробно и со вкусом. И смею думать, что это у меня получилось. Все пять дней я упивалась великолепным архитектурным пиршеством этого города, ходила по его дворцам и храмам, побывала на экскурсии в Парламенте, в Большой Синагоге, поднималась на разные смотровые площадки, любовалась видами Дуная, его мостов и изысканных зданий. И всё это оттенялось великолепными красками осени. Я даже и представить себе не могла, что в Будапеште такая красивая золотая осень, такие потрясающие краски!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Увидев и прочувствовав всё это великолепие, я невольно себя корила — и чего столько тянула с Будапештом, почему раньше сюда не ехала! Но видимо всему своё время. А ещё символично, что Венгрия стала страной номер 60 на моей карте посещенных стран, прямо по числу прожитых лет!

Как оказалось, совершенно напрасно я опасалась лететь в Будапешт в ноябре (с 6 по 11) — да, было прохладно (в среднем плюс 10–12 гр), но ясно и даже временами солнечно. Дождь моросил только один раз.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Мне было очень комфортно в этом городе — транспорт здесь удобный, я сразу же купила проездной на три дня, потом добавила ещё один, что очень облегчило мне жизнь, катайся не хочу на любом виде транспорта, ни о чем не думая, не компостируя билеты, пересаживайся с трамвая на автобус, сколько влезет! Красота! За такой комфорт не жалко отдать 4150 форинтов (12 евро), тем более, что эти затраты сразу же окупаются. Да и вообще, цены на всё в этом городе более, чем доступные, достаточно сказать, что я уложила весь свой пятидневный бюджет в 320 евро. Это за всё про всё!

Понравились и сами венгры — ненавязчивые, вполне доброжелательные к туристам. А уж туристов там сколько было осенью! В основном, испанцы и итальянцы! Испанская речь слышалась буквально повсюду, так что я наслаждалась звучанием своего любимого испанского! Да и русских туристов видела тоже немало, что не может не радовать!

Ещё понравилось, что нигде не спрашивают QR-коды и вакцинные сертификаты, то есть совсем нигде — ни в музеях, ни в транспорте, ни в ресторанах! Маски - только в транспорте, магазинах и музеях. Вот оно счастье туриста в новых ковидных реалиях!

В центре города повсюду много обменников, все берут маленькую комиссию. Но форинты всё равно нужны, поэтому я сразу поменяла 70 евро и потом расплачивалась и с карты, и наличными.

Из аэропорта я доехала в центр на экспресс автобусе № 100е, который отправляется от терминала№ 2 каждые 20 минут и стоит всего 900 форинтов (2,5 евро). Билет покупаем в автомате, удобно, что есть меню на русском языке. Народу, правда, в этот автобус набилось столько, что пришлось какое-то время постоять, благо ехать полчаса. Выйдя на станции метро Астория я за 10 минут дошла до своего геста Omega Guesthouse. Отель скромный, но комната со всеми удобствами, есть общая мини-кухня, под боком Лидл и станция метро Blaja Lujza Ter красной лини М2. Да и цена порадовала — 132 евро за пять ночей. Так что своим выбором осталась довольна во всех отношениях.

В первый день я почти ничего не увидела, темнеет в ноябре рано, уже в пять часов темно. Поэтому на следующее утро я встала очень рано, и уже в восемь утра была на станции Batthyany ter всё той же красной линии М2. Отсюда удобнее всего стартовать к Рыбацкому бастиону. Но сначала нужно непременно полюбоваться с набережной видом на Парламент. Жаль только, что так рано ещё не распогодилось и Парламент предстал передо мной на фоне блеклого неба.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Ну ничего, я ещё не раз буду сюда возвращаться в разное время суток.

В нижней части Буды я отметилась у красивой барочной церкви Святой Анны прямо на площади Баттьяни. Затем по набережной дошла до Кальвинистской реформаторской церкви с великолепной мозаичной крышей. Церковь эффектно смотрится и сверху Будайского холма, запоминающаяся такая, доминанта в панораме Буды. Чуть дальше вдоль набережной обнаружила оригинальную мини-статую червяка, глядящего прямо на Парламент. Говорят, если потереть ему нос, это принесет удачу. Попробовала, посмотрим.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Теперь я стою на маленькой площади Корвин с приходской церковью Святой Елизаветы и великолепным Венгерским Домом наследия. В центре площади интересный Фонтан Лайоша — охотник с собакой.

Вот отсюда я и начинаю свой подъём наверх к Рыбацкому бастиону по улицам-лестницам.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Подъем не особо напряжный, и вот я уже на подступах к бастиону, прохожу мимо выразительного памятника Святой Георгий и дракон, поднимаюсь по широкой центральной лестнице на самый верх.

Рыбацкий Бастион построен на Будайском холме над Цепным Мостом. Это древнее место, где когда-то располагались рыбные ряды, но сам Бастион был возведён в самом начале 20-го века, чтобы подчеркнуть архитектурный ансамбль Церкви Святого Матьяша.

Ансамбль Бастиона великолепен — белоснежный сказочный замок с башенками, аркадами и балюстрадами. Семь башен символизируют семь венгерских вождей — лидеров мадьярских племен, основавших страну в 895 году.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Кроме того, это одна из лучших смотровых площадок города. Какие потрясающие панорамы открываются с высоты Рыбацкого бастиона на Парламент и Пешт, просто не передать словами!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
И повсюду сочная осенняя листва, так красиво оттеняющая великолепную архитектуру этого города!

Рыбацкий бастион — излюбленная площадка для фотографов — место донельзя атмосферное, антуражное, энергетическое!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Рано утром в воскресенье народу вообще там практически не было и мне посчастливилось побродить по этой красоте в одиночестве, хоть и под моросящим дождиком. Чуть позже уже стали подъезжать автобусы с туристами, а уж вечером, когда я пришла сюда во второй раз, чтобы попасть в церковь Святого Матьяша (по воскресеньям она открывается с 13.30) народу было просто не протолкнись!

Другая яркая достопримечательность на территории бастиона — бронзовая конная статуя Святого Иштвана, основателя и первого правителя Венгерского королевства. Она установлена на площади Святой Троицы прямо перед церковью. Памятник очень выразительный и смотрится из разных точек совершенно по-разному.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Поскольку мне пришлось сюда возвращаться дважды, чтобы попасть в церковь Матьяша (а мне туда очень хотелось попасть, поэтому я упорствовала и не сдавалась), я смогла увидеть Бастион и открывающиеся с него виды в совершенно разных декорациях — утром при тусклом небе и под дождём

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

и ближе к вечеру на фоне синего неба в мягких лучах предзакатного солнышка.

Поэтому могу похвастаться совершенно разными видами. Можно сказать, не было бы счастья, да несчастье помогло! Но Будапешт без сомнения прекрасен в любую погоду, даже в ненастье!

Церковь Святого Матьяша, скажу я Вам, производит совершенно ошеломительное впечатление!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Одна её разноцветная черепичная крыша способна свести с ума, её можно рассматривать часами!
Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Я так и кружила вокруг этой церкви, всё пытаясь уместить её всю в кадр, и в конце концов мне это удалось, несмотря на её грандиозную башню-колокольню.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Такая великолепная поздняя готика 14 века, естественно с более поздними реконструкциями, потому и не смотрится слишком древне. Просто сказочная замковая церковь, доминирующая в ансамбле всего бастиона! А уж когда я попала внутрь храма, то восторги мои стали ещё больше! За привилегию попасть внутрь придется заплатить 2000 форинтов (6 евро), но это того стоит! От обилия великолепных мозаик и полихромных орнаментов хотелось зажмуриться!
В общем, такая церковь заслуживает отдельного материала, подробно про неё можно посмотреть вот здесь!

Хороши и традиционный барочный Чумной столб прямо за храмом на площади, и здание Старой Ратуши.

Иду дальше по направлению к Национальному Архиву. По дороге тоже много интересного. Вот, памятник Папе Римскому Иннокентию XI, национальному герою Венгрии, организатору ополчения в войне с турками.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

А до чего хороши узкие улочки с разноцветными домиками по дороге к Национальному Архиву! Здесь много прекрасных исторических зданий, только и смотри по сторонам.

Само здание Архива смотрится, как романтический дворец, но самое красивое это конечно его крыша из разноцветной плитки фарфоровой фабрики Жолнаи.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
В его стенах хранятся бесценные документы венгерской истории, начиная со Средних веков. Жаль, нельзя попасть внутрь, судя по отзывам избранных интерьеры Архива не менее красивы, чем его фасад.

Вокруг Архива тоже немало всего интересного. Рядом памятник в честь 250-летия освобождения от турков, напротив — старейшая лютеранская церковь Буды, правда, восстановленная после войны. Чуть дальше Венские ворота, тоже разрушенные и восстановленные.

А ещё чуть дальше церковь Марии Магдалины, от которой в войну остался практически один фундамент и готическое окно. Напротив окна — башня-колокольня с элементами реконструкции, смотрится весь этот ансамбль очень сильно!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Отсюда я вышла на променад за Военным музеем. Вдоль стен, где когда-то были укрепления, стоят пушки. Не знаю, как в другое время года, но осенью здесь очень красиво — тёмные орудия на фоне красных деревьев смотрятся на редкость контрастно и живописно!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Отсюда я отправилась на 16 автобусе вниз к площади Clark Adam Ter. Пора было переходить к осмотру Будайской крепости. Площадь эта находится прямо между мостом Сеченьи и туннелем под Будайским холмом. Из интересного здесь памятный знак Нулевой километр, нижняя станция фуникулера Шикло и красивое мозаичное панно с гербом Венгерского королевства.

Но каково же было мой разочарование при виде Цепного моста, затянутого лесами и плёнкой!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Какие уж тут львы, вообще ничего не было видно! Фуникулер Шикло, на котором я рассчитывала подняться к Будайской крепости оказался закрыт, вместо него к крепости курсировали электромобили, довольно дорогие, 10 евро в одну сторону. Грабёж, решила я и пошла пешком через туннель в виде Триумфальной арки. Как я потом поняла, это было ошибкой, но так меня повел мапсми, которому не всегда нужно доверять. Но крюк оказался небольшим, и довольно скоро я уже поднималась дворами к Будайской крепости. Здесь я немного поплутала, но к счастью встретила милую девушку, которая оказалась местным гидом, она то меня и вывела к лифту в крепость, а попутно мы с ней побеседовали за жизнь, за туризм и путешествия. Она мне дала несколько наводок по городу, одним словом, это была приятная и полезная встреча!

Будайская крепость это воплощение монументального величия имперской архитектуры! Здесь столько разных дворцов, музеев и прочих объектов, что глаза просто разбегаются!

Создается ощущение отдельного города внутри Буды! Безусловно, весь ансамбль крепости производит неслабое впечатление, но то ли всего этого слишком много, то ли размах слишком велик, но у меня не получилось собрать все элементы в единое целое и цельного образа не сложилось. Во всяком случае, таких восторгов, как в Рыбацком бастионе у меня там не случилось!

Вот что особенно понравилось — фонтан Охота короля Матьяша. Такая монументальная многофигурная композиция с собаками, оленем, охотниками!

Смотрится эффектно и изысканно! Неудивительно, что его часто сравнивают с римским Треви, хотя по масштабу конечно они несопоставимы.

Ну, а теперь я по совету повстречавшейся мне девушки-гида направляюсь к Залу или Терему Святого Иштвана.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Он только что открылся после шестилетней реставрации, сказала мне девушка, это обязательно надо увидеть, сходите! Обычно я таким советам от местных жителей доверяю, вот и пошла. Пройдя через Львиный дворик я попадаю в кассы музея, где за привилегию увидеть терем придется заплатить 3900 форинтов (около 11 евро). Терем, конечно, роскошный, отреставрированный в своем первоначальном виде спустя 120 лет, он поражает своим великолепием, блеском и изяществом.
Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Но возрожденная историческая комната такая маленькая, стоять там можно только посередине на ковре, все толпятся в кучку, не протолкнуться. Из-за этого впечатления от терема несколько смазались, да и сфотографировать его целиком не получилось. Но красиво, роскошно — это бесспорно! Вот так неожиданно я увидела новейшую достопримечательность Будапешта, о существовании которой даже не подозревала! Нечаянная радость получилась!

Выйдя на балконаду перед дворцом я любуюсь великолепным конным памятником Евгению Савойскому и роскошными видами на Пешт!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Отсюда он весь, как на ладони! И Парламент можно рассмотреть во всей его красе и деталях!
Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Отличная смотровая площадка, где я надолго зависла! Но время поджимает, теперь мне надо спуститься вниз, чтобы продолжить свой путь к горе Геллерт. Просто спустилась вниз по лестнице, потом на эскалаторе и лифте и оказалась на набережной у великолепного Варкерт Базара — ансамбля из павильонов и галерей в стиле неоренессанса.

Отсюда уже я держу свой путь к горе Геллерт. Здесь мне в помощь трамвай номер 19, курсирующий вдоль набережной Буды. Немножко прошлась вокруг Исторического Музея с военным антуражем

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

и дальше доехала до Моста Эржбеты.

Рядом с мостом в небольшом скверике — памятник этой столь популярной в Венгрии королеве, супруге Франца Иосифа, той самой Сисси, убитой в 1898 году террористами.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Здесь можно слегка передохнуть и перекусить перед следующим марш-броском.

Теперь я направляюсь на холм Геллерт. Дорога от Моста Эржбет пролегает через парк в осенних красках, идти по такой одно удовольствие!

Чем выше поднимаешься, тем лучше открываются виды на Будайскую крепость и окрестности.
Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

На горе Геллерт в первую очередь меня интересует скульптурная композиция «Буда встречает Пешт». Если дословно, то звучит несколько иначе — «Король Буда и королева Пешт.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Примечательно, что памятник установлен на крышке, ведущей в водохранилище, которое располагается под горой Геллерт. Символичный памятник, очень миниатюрный и очень милый. Плюс отсюда открываются отличные виды на столицу и Королевский замок.

Совсем рядом Философский Сад. Ну как сад, это громко сказано, скорее просто площадка, которую окружают восемь бронзовых скульптур.

Авраам, Будда, Иисус Христос, Лао-Цзы и Эхнатон — помещены на круглый постамент с маленьким шариком (он олицетворяет Землю) посередине. А рядом на постаменте стоят Мохатма Ганди, Бодхидхарма и Франциск Ассизский. Философский сад в Будапеште появился на склоне горы Геллерт в 2001 году, его создал венгерский скульптор Нандор Вагнер. Приятное и малолюдное местечко.

Здесь у меня произошла ещё одна приятная встреча. Услышав родную испанскую речь я подошла к двум девушкам и попросила меня сфотографировать. Разговорились, оказалось, аргентинки, учатся в Германии, сюда заехали перед возвращением домой. О, Аргентина, моя любовь, как же я скучаю по всему латиноамериканскому! Поболтали про Южную Америку и сфотографировались на память.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Больше на горе Геллерт я ничего смотреть не собиралась, тем более, что статуя Святого Геллерта была затянута пленкой на реставрацию.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Спустилась вниз и направилась вдоль горы в сторону Моста Свободы.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Мимо Монастыря Паулинов и Пещерной церкви вышла к площадке над Мостом Свободы.

Здесь стоит очень красивый монумент Святому Иштвану, тому самому первому Венгерскому королю династии Арпадов.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Композиция очень интересная — лошадка и король, который держит в руках церковь, как символ обращения страны в христианство. Святого Иштвана называют святым покровителем и защитником Венгрии, а день крещения Иштвана, 20 августа, стал главным национальным праздником страны.

И ещё отсюда открывается совершенно роскошный вид на красавец-мост!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Изящный, ажурный мост Свободы с металлическими пролетами выглядит легко и воздушно. Четыре его башни украшают мифические птицы турулы, которые в легендах были вестниками богов и предсказывали самые важные события в истории Венгрии. Поскольку Мост Сеченьи я считай и не видела, то отдаю пальму первенства этому зеленоватому мосту. Статуя Свободы отсюда тоже неплохо просматривается.

У подножия горы находится здание отеля и купальни «Геллерт» (Danubius Hotel Gellért) — один из самых известных и очень популярных отелей.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды
Здание в стиле ар-нуво поистине роскошное — заглянув внутрь я смогла в этом слегка убедиться. Но выбирая из двух топовых купален Будапешта, всё же отдала предпочтение Сеченьи, куда отправилась на третий день.

Прогулялась ещё немного по набережной в сторону острова Маргит, дошла до красивого здания с башенками и мозаичной крышей — Университета Технических и Экономических Наук, старейшего университета Европы.

На другом берегу Дуная просматривается необычное строение, похожее на гигантского кита. Оно так и называется, Balna, то есть Кит. Это современный культурно-развлекательный центр города., который больше известен как «Bálna», то есть «Кит». В Будапеште на каждом шагу поджидают маленькие и большие открытия!

Как я уже говорила, ближе к вечеру я вернулась к Рыбацкому Бастиону, чтобы попасть в церковь Святого Матьяша. Там и перекусила в одном маленьком кафе. Что надо обязательно попробовать в Будапеште? Ну конечно же, гуляш! Вкусно, сытно, недорого! То, что нужно после активного трудового дня!

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Вот такая порция стоит около 6 евро, но, конечно, это не предел, можно найти и дороже!

Ну, а ближе к пяти я вернулась к станции Batthyany ter, чтобы полюбоваться Парламентом на закате и в вечерней подсветке.

Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

Считаю, что это тоже одно из маст-ду в Будапеште. Красивое зрелище!

Да и вообще, весь центр города отлично подсвечивается, не только Парламент.
Мой ноябрьский Будапешт. По холмам Буды

На этом мои похождения первого дня завершились, и я отправилась в гостиницу восстанавливать силы после 20-ти километрового забега по холмам Буды. Мой проездной очень мне помог в этот день, без него я бы наверное столько не увидела, а с ним спокойно пересаживалась с трамвая на автобус, с автобуса на метро и т. д., и могла периодически передохнуть. Так что, рекомендую, проездной в Будапеште здорово облегчает туристу жизнь!