Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 14:10

Саратов — Россия Август 2013

Когда-то Саратов боялся уйти от берега Волги и прижимался к реке. Еще в начале XIX века территория Саратова доходила до нынешней Радищевской улицы. Лишь потом Саратов словно очнулся и стал карабкаться вверх по склонам Соколовой и Лысой гор. Город, поднимаясь по улице Шелковичной, остановился перед Октябрьским ущельем.

Формально Шелковичная улица городской чертой не ограничивается и продолжается дальше, пока после родника на повороте направо плавно не перетекает в улицу Соловьиную, которая приводит прямиком к воротам санатория «Октябрьское ущелье».

Между основной застройкой города и санаторием «Октябрьское ущелье» тянется на несколько километров небольшая автомобильная дорога, вдоль которой справа тянется пешеходная дорожка, по которой частенько гуляют с колясками мамаши из близлежащих домов.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

И хотя после дождя та часть дорожки, которая находится за родником ближе к санаторию, становится труднопроходимой, но люди ходят по ней в любую погоду.

Дело в том, что помимо санатория, рядом с ним находится несколько жилых домов. Когда я приехал в Саратов — мне предлагали там купить квартиру, заманивая чистым воздухом и великолепной природой. Если у человека, живущего в ущелье, нет автотранспорта, то есть определенная проблема с тем, чтобы добраться до города. Маршрутные такси ходят не слишком часто, да и время от времени меняются время и количество рейсов.

В этот раз мы решили прогуляться по ущелью, выйти на Кумысную поляну и найти знаменитый дуб-великан.

Никто нас никуда не торопил, погода была замечательная, мы просто гуляли. Для прогулок места отличные.

Справа от дорожки радует летом зелень,

Прогулка по Октябрьскому ущелью

а зимой нетронутые зимние пейзажи.

Мы решили подняться на холм, что был справа от дорожки.

Наверху деревьев практически не было,

Прогулка по Октябрьскому ущелью

лишь парочка стояла неприкаянная.

Зато впереди разливалось зелёное море не тайги, но достаточно густого леса.

Слева от дороги когда-то располагались фруктовые сады, которые разбил и подарил монахам саратовский купец Федор Степанович Гладков.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

Сейчас там находится коттеджный посёлок, среди зданий которого бывший особняк бывшего губернатора Саратовской области Аяцкова и резиденция, где останавливаются высокопоставленные гости из Москвы.

Когда высокие особы приезжают в гости к нам, то улица Шелковичная заблаговременно перекрывается вплоть до железной дороги и автотранспорту вместе с водителями и пассажирами остаётся только зубами скрипеть в ожидании, когда же кортеж с высокими гостями соизволит проехать.

Оглянулись назад и увидели часть города Саратова, даже кусочек Волги виден отсюда.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

По ходу движения, ближе к санаторию, находится известный в Саратове, возле которого частенько можно увидеть очередных любителей родниковой воды, приехавших затариваться водой с целой кучей посуды.

Как гласит местное предание -его открытию мы обязаны Максиму Васильевичу Кирюшкину, который после завершения в службы в Кронштадте переехал жить вместе с семьёй в Саратов. Было это уже после революции, работал он в садоводческой артели и занимался поиском воды для полива. Вот и открыл родник.

По химическому составу вода источника сульфатная, минерализация составляет 0,6–0,8 г/л. Дебит составляет примерно 252 л/мин. Родник благоустроен, украшен каменной аркой.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

Это один из наиболее популярных родников Саратова, хотя некоторым его вода на вкус не слишком нравится (она довольно «жесткая»).

Через Октябрьское ущелье пролегает популярный прогулочный маршрут, и родник здесь как нельзя кстати. Можно набрать воды в жаркий день или утолить жажду после долгого похода прохладной ключевой водой.

Но вот мы приближаемся к санаторию, даже деревья здесь, словно испугавшись, пропускают больше воздуха и света.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

Въезд на территорию санатория разрешен только транспорту санатория, маршруткам и автомобилям живущих здесь людей, т. к. КПП общее.

Нам проще пешеходов здесь не останавливают.

Первым, что видит приехавший — это здешний пруд.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

Когда я за два года до нашей прогулки здесь отдыхал, тогда не было кораблика с «алыми» парусами.

На самом деле пруд не одинок, рядом с ним есть выемка для еще одного пруда, просто она не заполнена водой.

Официально купаться в пруду запрещено, но для наших людей запретов не существует, что мы и наблюдали.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

Существуют местные легенды, что несколько человек в этом пруду якобы утонуло, но возможно это просто пугают отдыхающих, чтобы в воду не лезли.

Часто можно увидеть на пруду, как сидят по утрам рыбаки с удочками, когда местные отдыхающие еще спят. На дворе стоял летний день, когда мы пришли сюда, и никакими рыбаками в этот раз и не пахло.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

Интересно, что для спуска к рукотворному пруду сделаны мосточки,

на берегу беседка.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

Когда Саратов еще не раскинул далеко свои щупальца-улицы (с 1 января 2022 года Саратов является вторым по занимаемой территории городов в России после Москвы), то в те дальние времена за городом располагались монастыри. Сначала появился Спасо-Преображенский мужской монастырь, затем Свято-Алексеевский женский монастырь. В Игуменском ущелье располагались монастырские владения Спасо-Преображенского мужского монастыря. Как это часто бывало у монахов губернии, здесь росли фруктовые сады. Так было под Хвалынском «Пещера монаха» в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера , так было и здесь.

От той эпохи в Октябрьском ущелье, так стало именоваться Игуменское ущелье с 1919 года, не сохранилось ничего.

Чтобы напомнить о былом в Октябрьском ущелье оборудовали своеобразную монашескую келью, к которой можно подняться по небольшим ступеням,

Прогулка по Октябрьскому ущелью

и поставили рядом с входом в неё щит,

рассказывающий об одной из версий существования монашеского поселения.

Прогулка по Октябрьскому ущелью

В 1930-х годах было решено построить здесь климатический санаторий, война отсрочила выполнение задуманного и в 1955 году появился санаторий «Октябрьское ущелье», который стал принимать первых отдыхающих.

Первым профилем санатория был кардиологический и не случайно из двух, рядышком расположенных скульптур, одна из них изображает сердце, а другая, чудом сохранившая, словно переносит нас в парк советского периода, в котором во множестве располагались белые скульптуры пионеров и пловчих.

Мы же прошли территорию санатория насквозь и поднялись на Кумысную поляну. Но это уже другая история Хорошо отдыхать в лесу летом или Прогулка к дубу-великану.