Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:25

"Пещера монаха" в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

Хвалынск — Россия Октябрь 2013

Когда я вернулся из Болгарии, то мне позвонили и предложили съездить и отдохнуть в Реабилитационном центре «Пещера монаха». «Бедному собраться — только подпоясаться», чемодан был готов и вперёд.

«Пещера монаха» располагается на территории бывшего санатория «Черемшаны-1».

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

Расстояние от центра до Хвалынска — около 7 километров. Санаторий был создан в 1945 году, а в 2012 году на его обломках появился центр реабилитации «Пещера монаха». Название получил центр в честь известной достопримечательности Пещера монаха .

Когда мы были в «Пещере монаха», то функционировали 4 корпуса: административный и одновременно жилой,

просто жилой, где жил я,

врачебный корпус

и еще один корпус,

в котором располагалась столовая,

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

большой актовый зал, бильярд.

От жилых корпусов ведёт к врачебному корпусу и столовой дорожка.

Здесь находится несколько родников и прудов. Так выглядит столовая через верхний пруд.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

Пруд небольшой, небольшой беседкой для уток.

Нижний пруд посолиднее,

там есть небольшой пляж, в летнее время можно купаться.

Помимо капитальный строений здесь есть деревянные.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

В нашем корпусе было уютно.

Время от времени появлялись изящные венки.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

От советских времён сохранилась аллея гипсовых памятников русских писателей. Территория, усыпанная желтой листвой, не выглядела запущенной.

А когда выпал первый снежок, то было удивительно.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

Правда снег быстро растаял.

«Пещера монаха» подарила несколько встреч с интересными людьми.

Главный врач Тамара Васильевна Афанасьева, помимо того, что является отличным специалистом, оказалась человеком, влюбленным в историю своего края.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

С её подачи я много посмотрел как в Хвалынске, так и в окрестностях санатория Черемшаны. По следам старообрядцев.

Когда мы были в Болгарии, то как-то на глаза попался плакат, сообщающий о проходящем в сентябре 2013 года в городах Солнечный Берег, Несебр и Бургас песенном фестивале «Душевная волна». На него мы не попали — хватало других развлечений и дел. Но от судьбы не уйдешь. В санатории «Пещера монаха» в начале октября 2013 года я познакомился с Александром Кирьяновым и Юлией Муртазиной, которые участвовали в болгарском фестивале.

Живут певцы в провинциальном, но славном городе Хвалынске Хвальбуны яблочного края.

Только в Болгарии было тепло и люди купались в море, а в Хвалынске в этот вечер шел снег, но холод на улице не мешал теплому общению. Александр Кирьянов — популярный человек в Хвалынске, много выступающий не только в родных местах. Написал около сотни песен, которые поёт не только он сам. Среди исполнителей, в чьем репертуаре были песни Кирьянова, значились Александр Буйнов, Михаил Михайлов и группа «Хали-Гали». 10 июня 2011 года он побывал на известном телевизионном шоу «Поле Чудес», где до него ход не дошел, зато Александр подарил Якубовичу волжского леща и спел свою юмористическую песню «Ежик и гиппопотамы». Услышали эту песню и еще много других и мы. Пока зрители собирались, я пообщался с Александром, вот тогда и выяснилось, что могли встретиться в Болгарии, но там наши пути разошлись, чтобы сойтись в Хвалынске. А потом начался концертная программа «Миром правит любовь». Часть песен пел сам Александр, часть вместе со своей воспитанницей Юлией Муртазиной, часть песен пела Юлия. Если Александр, подобно средневековому паладину оставался в одних и тех же доспехах, то Юлия сменила за время концертной программы несколько нарядов, чему мы благосклонно радовались.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

В этом зале за день до отъезда выступил с импровизированным мини-концертом из трёх песен и я.

Вокруг находится национальный парк.

Ходить по нему нельзя.

Но отдыхающие игнорировали эти запреты.

Некоторые насобирали тюки лечебных трав и ягод, высушив их и забрав с собой в Саратов. Я в свободное время грибы собирал,

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

да за яблоками сходил Моя прогулка в яблочную страду в яблочном краю.

Красивая природа, чистый воздух.

В полутора километрах от реабилитацинного центра находится пещера, известная как «Пещера монаха», поэтому и центр носит назван в его честь.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

Одетые тепло люди толпились перед столовой, где художественный руководитель и по совместительству экскурсовод санатория продавал билеты.

«Кто не купит билет, тот не пойдёт к Пещере Монаха»,- вещал он. — «Егеря только и ждут, чтобы мы отправились на экскурсию. Словно чувствуют, а штраф за безбилетное посещение национального парка — 1 500 рублей».

Национальный парк располагался со всех сторон санатория и была бы необходима армия егерей, чтобы отследить перемещение сотни отдыхающих.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

Но вдохновлённые пламенной речью, люди протягивали руки с деньгами, чтобы получить заветный маленький билетик. «Ну не могу я с 1000 рублей сдачу дать, билет всего 20 рублей стоит,»— урезонивал вдохновитель культурного досуга. За день до этого сборища шел дождь, но с утра похолодало и зловредные тучи, испугавшись морозного воздуха, аккуратно исчезли с небосвода, затаившись на время. Для экскурсии погода была превосходной.

Когда наши экскурсанты отправились в поход, то несколько человек, в том числе и Ваш покорный слуга, ждали их у начала экологической тропы «Пещера Монаха».

Девизом экологической тропы были слова из стихотворения советской поэтессы Вероники Тушновой: «Душа должна уединиться, чтобы прислушаться к себе».

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

На этом же стенде расположена схема маршрута, по которому нам предстоит пройти.

Для удобства, а также повышения романтической составляющей прогулки по долам и холмам Черемшан по пути к пещере, каждому участку пути было присвоено своё название. Первый участок назывался «Лесные лекари» в честь дикорастущих целебных трав, но осеннею порой больше внимания привлекает ковёр из облетевших листьев, а не поиски краснокнижных трав, коих и собирать вообще-то в национальном заповеднике нельзя.

Запомнился этот участок сначала подъёмом, потом резким поворотом направо и тропинкой вниз. Спускаться — не подниматься, народ воспрянул духом,

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

но это был последний спуск перед чередой подъёмов до пещеры.

Переведя дух, пересчитав идущих и бредущих, полюбовались красиво оформленным родником «Петрянинским».

Когда люди передвигаются по экологической тропе «Пещера монаха»,то на пути им встречается родник «Петрянинский». Над родником вот такая будочка, а труба с водой торчит вместо трубки у бравого гусара. В Черемшанах много родников. Этот родник выкопал, обустроил и следит за его состоянием лесник (государственный инспектор лесной охраны) Владимир Александрович Петрянин. Отсюда и название родника.

И снова вперёд, мимо заброшенного монастырского сада, где до революции деревья ломились от плодов, только груш монахи выращивали более 40 сортов. Но от былой роскоши остались только яблони-дички. С левой стороны радовало глаз Черемшанское ущелье, идущее до самого берега Волги.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

Остановились на «Поляне любви». Я здесь бывал в 1977 году и не слышал про такую, а монахи вообще здесь пшеницу выращивали. Но в конце поляны стояло дерево, увешанное тряпочками. Наши путешественники, точнее путешественницы, тоже приложили руки к украшению текстильными изделиями деревянному представителю здешней флоры.

А после этого начался затяжной и длинный подъём к Пещере монаха. Растянувшийся караван медленно брёл все выше, но любому путешествию приходит конец, впереди появилась лестница, ведущая вниз к пещере.

После фотосессии, которая длилась довольно-таки долго, многие успели изрядно испачкаться после ползания вовнутрь пещеры, но настроение от этого не портилось. Добавило настроения и любование красотами природы, ведь шли более спокойно и большей частью пути уже вниз.

Пещера монаха в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера

Культурно-массовая работа в центре реабилитации не спит. Помимо прогулки к пещере монаха мы побывали на экскурсиях в другое место национального парка По Хвалынску и окрестностям. Часть 1. Вольерное хозяйство «Теремок» и «Солнечная Поляна», в Алексеевку Блеск и нищета бывшего села графов Воронцовых-Дашковых и на концерт в Доме культуры Хвалынска.

Центр реабилитации работает и как мини-гостиница. Люди приезжают на непродолжительное время для отдыха, заодно питаются в столовой. Вот только столовая — так ложка дегтя в бочке мёда. Пища невкусная, порой нам подавали блюда холодными. Дело в том, что работники проживают в Хвалынске и работают вахтами.

Да и мы здесь были лишь гостями.