Турист Игорь (Goga1968)
Игорь
был 25 апреля 21:59

Владимир, Суздаль, Кидекша — Россия Январь 2022

Так уж получилось, что наша поездка намечалась как знакомство с древними городами Золотого Кольца, а вышла поводом для внимательного просмотра многочисленных советских фильмов, снятых в русских сокровищницах — Владимире и Суздале. Крайне увлекательно оказалось обнаружить в отечественных кинолентах знаковые места, которые только что видел собственными глазами. И так, первый на очереди в нашем кинематографическом ряду — Владимир.

Владимир

Нашу экскурсию мы начали с уникальных Золотых Ворот, сочетающих в себе оборонительное сооружение, триумфальную арку и православный храм. Дубовые ворота, облицованные золоченой медью, в честь которых и названо сооружение, были сняты во время нашествия татаро-монголов в XIII веке и до сих пор не найдены.

По мотивам советских кинофильмов

Кое-кто считает, что вовремя вывоза в Орду они затонули в Клязьме.

С широкой смотровой площадки около памятника Владимирской вишне открываются захватывающие виды как на заречье, так и главную святыню города — Свято-Успенский Кафедральный собор.

По мотивам советских кинофильмов

Возведённый в середине XII века в качестве главного городского собора новой столицы Владимиро-Суздальского княжества собор известен тем, что хранит незабываемые фрески, созданные в 1408 году Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Самая известная из них — «Страшный суд». Процесс ее появления — в фильме «Андрей Рублёв». Фильм, конечно, не бесспорный, но никого не может оставить равнодушным по многочисленным крайне натуралистическим сценам.

Так вот, сам храм показан в фильме только снаружи, внутри храма съемок не было, весь интерьер соорудили в павильоне. Но даже общий план собора с имитацией пожара во время нашествия татаро-монгол чуть не привёл к настоящему пожару, который местные называют первым и единственным после атаки XIII века.

Далее от Успенского собора вдоль длиннющего здания Палат,

По мотивам советских кинофильмов

по парку «Липки», через который мчался галопом отряд всадников в упомянутом выше фильме, мы, следом за ним, подошли к ещё одной сокровищнице — Дмитриевскому Собору, богато украшенному снаружи резным камнем, возведённому во имя святого Дмитрия Солунского князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо, в крещении Дмитрием.

Суздаль

В связи с малым количеством дней, оставшихся до намечаемой нами поездки, выбор жилья в Суздале был крайне скудный. Он в итоге пал на главный туристический комплекс «Суздаль» (ГТК «Суздаль»). Эта гостиница была построена в 1977 году как главный элемент масштабного проекта реконструкции туристической инфраструктуры города в излучине речки Каменки. На огромной территории центра разместились сама гостиница с ресторанами и бассейном (в котором в фильме «Классик» развлекались супруги по жизни — Гуськов и Вележева) и недостроенный пока спортивный центр с аквапарком. Гостиница сразу же после постройки очевидно должна была произвести яркое впечатление на иностранцев, ведь в ее интерьерах использовали мраморные полы и дубовые панели в отделке, не потерявшие своей добротности и сегодня.

Интерьер холла со времени съемки фильма «Классик» изменился явно в лучшую сторону: вместо многочисленных кресел, обитых чёрным дермантином (в количестве больше подходящем к железнодорожному вокзалу), и застекленных стоек ресепшн по всему периметру — сейчас просторный холл с импровизированной эстрадой для вечерних дискотек. С учётом буквально фанерных дверей в номерах и щелей в дверных проемах, через которые запросто может пролезть узкая детская рука, дискотека, заканчивающаяся в 23–00, проходит буквально в ваших апартаментах. Так что остаться вне праздника жизни даже при большом желании у вас не получится.

К правому крылу гостиницы пристроено оригинальное здание с высокой двухскатной крышей, на которую попал в конце фильма «Чародеи» злодей Сатанеев.

По мотивам советских кинофильмов

Главные герои «Классика» ночью накануне игры вскрывают какую-то зарешетчатую дверь, чтобы проникнуть в бильярдный зал. На самом деле, чтобы подняться на последний этаж этого здания, где установлены бильярдные столы, никаких дверей открывать не требуется. А вот винтовая лестница с медными перилами точно присутствует и ведёт с первого на второй этаж. На нем сегодня размещается ресторан, где в утренней суматохе проживающие торопятся «урвать кусок» со шведского стола на завтраке. На следующем этаже, как и в упомянутом фильме, выстроены в шеренгу на парапете огромные медные самовары. На последнем этаже нынче остался только один бильярдный стол, укрытый темным сукном, а не три, как в фильме «Классик».

Из развлечений присутствуют:

• полноценный боулинг на 4 дорожки, в который нам повезло попасть в первый день из-за снятия брони аккурат в момент нашего прихода;
  • пара столов настольного тенниса;
  • зимние развлечения на территории: катание на ватрушках с деревянной горки по длинному снежному склону, залитый под открытым небом каток и снегокаты.

Музей деревянного зодчества

Прежде, чем начинать любое важное дело, а экскурсия явно относится к таковым, надо, как любил повторять Винни-Пух, подкрепиться. Ресторан «Русское подворье» выполнил сразу две миссии: в его дворе удалось найти место на вместительной парковке (а на узких улочках Суздаля с парковкой реальные проблемы) и главное — вкусно перекусить.

Небольшое помещение забито изголодавшимися туристами «под завязку». Нам крупно повезло занять без очереди последний пустующий столик. Форшмак из соленой сельди с антоновкой и русский ломоть на гречихе с сельдью в качестве закуски, наваристый борщ с пампушкой и нежнейшие телячьи щечки на горячее должны быть удостоены высшей похвалы. Теперь можно и на искусство посмотреть!

Экспонаты для этого музея под открытым небом, построенные русскими мастерами-плотниками в XVIII–XIX веках, собирались по всей Владимирской области почти пол века назад. С тех пор они воссоздают обстановку небольшого села с храмами и часовней, жилыми крестьянскими домами и хозяйственными постройками. Здесь я первый раз в жизни увидел колодец-колесо, работающее по принципу беличьей клетки.

По мотивам советских кинофильмов

Немного поодаль на пустыре высятся старинные мельницы, находящиеся в «боевом состоянии» по мнению местных.

Длиннющие жерди не просто подпирают (как я подумал) верхнюю часть сооружения для устойчивости по причине ее ветхости, а до сих пор служат для поворота верхней части мельницы по направлению ветра.

Именно на территории музея проходили съемки многочисленных исторических фильмов, среди которых стоит упомянуть хотя бы «Юность Петра» и «Пётр Великий».

Кремль

Суздальский Кремль без оборонительных стен, которые сгорели наряду с двумя сторожевыми башнями в конце XVIII века, выглядит явно нестандартно по сравнению с аналогичными сооружениями старой Руси. Но сохранившиеся со старых времён раритеты поистине радуют глаз.

По мотивам советских кинофильмов

Сегодня Суздальский Кремль — это Архиерейский двор, собор Рождества Богородицы, соборная колокольня и деревянная Никольская церковь из села Глотово. И хоть занимает он довольно значительную территорию, границы ее ограничены ныне лишь остатками былых земляных валов.

Многократно перестраиваемый величественный Рождественский Собор (построенный на месте Успенского Собора Владимира Мономаха) предстаёт перед нами сейчас легко узнаваемым по ярко-синим маковкам с золотыми звездочками, которые запечатлены не только на традиционных видовых открытках Суздаля, но и на кадрах многочисленных кинолент.

По мотивам советских кинофильмов

Соборная колокольня находится с южной стороны собора Рождества Богородицы до постройки в 1819 году Преподобенской колокольни Ризоположенского монастыря была самой высокой точкой Суздаля. В конце XVII века при митрополите Иларионе на колокольне установили часы с боем, которые отбивали каждые четверть часа. Вместо латинских цифр на них — буквы кириллицы. Удивительно было узнать, что вторая буква алфавита — «буки» — отсутствует. В старославянском «буки» означали «Бог», который не мог быть исчислим.

Именно ярко-синие купола Собора Рождества Пресвятой Богородицы и Соборной колокольни мы с Вами видим за спиной героини Ноны Морюковой в «Женитьбе Бальзаминова» в сцене чаепития на высоком земляном валу.

По мотивам советских кинофильмов

Далее следуют белоснежные Архиерейские палаты, к парадному крыльцу которых подъезжал красный огромный джип со Ставицким, которого играл Будрайтис в фильме «Классик». Одно из самых необычных помещений палат — Крестовая палата. Она поистине огромна: её огромный зал площадью более 300 квадратных метров с высотой потолка 9 метров перекрыт бесстолпным сводом. Интерьер палаты, включая изразцовые печи по углам, воссоздан в соответствии с описью конца XVIII века.

По мотивам советских кинофильмов

В одном из помещений палат находится Иорданская сень, созданная суздальскими мастерами в конце XVII века. Её ежегодно собирали на основные православные праздники и устанавливали на лёд. После них она разбиралась, подобно конструктору Lego, и в остальное время года в пристройке Рождественского собора.

По мотивам советских кинофильмов

Немного поодаль величественно возвышается старинная деревянная Никольская церковь, построенная местными мастерами в 1766 году и более 60 лет назад перевезенная извела Глотово. Ее благородный темный силуэт на фоне белоснежных построек Кремля появляется сначала в «Метели» с Олегом Видовым, позже в «Балладе о Беринге и его друзьях».

Самый модный монастырь в СССР

Пересматривая чуть ли не ежегодно любимую «Ирония судьбы или с легким паром!», я никогда не мог представить, что в (непонятном для меня до сих пор) диалоге Гали с Женей Лукашиным речь идёт о Покровском монастыре в Суздале. Девушка в фильме пытается заставить Женю приревновать, рассказывая сначала, что «Олег предлагает встречать Новый Год в ресторане Останкинской башни», а потом и «в Суздале в монастыре».

В советские времена монастырь был уникальным на всю страну и был известен многим. В ту эпоху он был переоборудован под валютную гостиницу для иностранцев, для чего на его территории появилась десяток изб с раритетный мебелью и изразцовыми печами. Попасть туда «простому» советскому человеку было почти нереально, и главное — очень престижно! Теперь в отдельных домах живут немногочисленные послушницы.

Сегодня монастырь все так же красив, притягателен, а поздним вечером под искусственным освещением на фоне иссиня-чёрного зимнего неба ещё и таинственен. Его трехглавый Покровский собор гордо стоит на высоком цоколе, окруженный с трех сторон двухэтажной открытой галереей, на которую ведут две крытых лестницы. По ним в прежние времена прошла не одна царственная пленница, ведь с XVI века монастырь становится местом ссылки.

Первой из них стала инокиня Софья, в миру бывшая жена Василия III. Великая княгиня московская Соломония Сабурова по причине своей бесплодности после двадцати лет брака была отправлена в Покровский монастырь. Уже после смерти она была причислена к лику святых как преподобная София Суздальская. После нее такая же судьба постигла пятую супругу Ивана Грозного Анну Васильчикову и жену Василия Шуйского (царица Мария Буйносова-Ростовская превратилась в Инокиню Елену). Последней царственной пленницей этого места стала Евдокия Лопухина, жена Петра I. Символично, что в фильме «Пётр Великий» Евдокию, которую играла Наталия Андрейченко, ссылали в женский монастырь, находившийся не за тридевять земель от Москвы, а в самом городе съёмок фильма — Суздале.

Волею судьбы история монастыря оказалось связанной еще с супругой Ивана Грозного — Марфой Собакиной. Основные съемки фильма-оперы 1966 года «Царская невеста» проходили именно в Покровском монастыре. Марфу Васильевну многие из нас помнят по колоритным кадрам комедии «Иван Васильевич меняет профессию», хоть жизнь ее и всего двухнедельное царствование до скоропостижной кончины явились поистине трагедией.

Великолепная панорама монастыря с высокого берега Каменки предстаёт перед зрителями в фильме «Андрей Рублёв». Деревянная трапезная в дальнем углу обители хорошо просматривается в зрелищных кадрах, а вот новодела в части русских изб для интуристов ещё в помине нет.

Спасо-Евфимиев монастырь

Монастырь, который мы по незнанию в первый день пребывания приняли за Кремль, был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем в качестве форпоста Суздальско-Нижегородского княжества. К концу XVII века, когда обитель была перестроена в камне, монастырь стал одним из самых больших и богатых на Руси. 12 массивных башен, соединённых высокими крепостными стенами, которым уже не суждено было выполнить оборонительные функции, напомнили нам родной Нижегородский Кремль.

Первое строение внутри на нашем пути — надвратная Благовещенская церковь, построенная в XVI–XVII веках и перестраиваемая вплоть до XVIII века, представляет собой одноглавый храм с четырехскатной кровлей. Далее по курсу слева — палаты архимандрита и Успенская церковь, справа — церковь Рождества Иоанна Предтечи со звонницей (именно с неё в американском сериале «Пётр Великий» снимали колокола), прямо — Преображенский собор, построенный в 1594 году.

Высокий иконостас собора, к огромному сожалению, был полностью утрачен в прошлом веке, но, к счастью, уцелели фрески 1689 года работы костромских иконописцев под руководством знаменитого мастера Гурия Никитина. Своды храма покоятся на четырех мощных столпах.

Как раз в момент нашего посещения собора для немногих собравшихся в поздний вечерний час местное трио певчих благоговейно пропело молитву и предложило приобрести позже аудиозапись. Первое их исполнение было чистым и непорочным. В то время как мы продолжали поражаться безграничному знанию экскурсионного предмета нашей сопровождающей, через четверть часа случился следующий сеанс песнопения. Впечатление было явно подпорчено тем, что облачённые в чёрные рясы и скуфьи взрослые мужчины не без труда закончили петь, откровенно сдерживая смех, причина которого нам, слушателям, была не понятна. Хоть я уверен, они не имеют прямого отношения к монастырю, но кое-какое «родство» явно присутствует. Ведь не зря, видимо, Андрей Курбский в письме Ивану Грозному сообщал: «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».

Самое время вспомнить о великом Дмитрии Пожарском, имеющем непосредственное отношение к этой обители. Согласно завещанию Князь был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в 1642 году. К концу 17 века род князей Пожарских иссяк. Усыпальница оказалась заброшенной. В 1766 году её «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты использовали для церковных строений. И о могиле вскоре забыли. На волне патриотизма после победы в Отечественной Войне 1812 года Александр I распорядился поставить памятник Минину и Пожарскому. Вот после этого и начались поиски захоронения князя, завершившиеся успешно в 1852 году. Над могилой поставили скромный столбик с надписью: «Здесь лежит князь Дмитрий Михайлович Пожарский». Следующий царь, Николай I, обратился к народу с просьбой собрать пожертвования для возведения памятника, что и произошло к 1858 году. Но лишь в 1885 году памятник был торжественно открыт.

Очередная беда в виде Суздальского лагеря особого назначения, разместившегося с 1923 года на территории обители, привела к тому, что в 1933 году роскошный мавзолей разобрали, а белый итальянский мрамор благодарные потомки решили отправить на постройку Дома Советов в столице. Наконец в 2009 году мемориал был восстановлен и сегодня мы можем поклониться Великому Князю, пройдя налево из врат Преображенского Собора.

Далее мы посетили самое мрачное место Спасо-Евфимиевого монастыря — тюремный корпус, отделенный от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма, узниками которой были декабрист Федор Шаховской, скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, скончавшийся здесь в 1841 году и многие другие.

Центр

Тут как нельзя кстати надо бы пересмотреть «Женитьбу Бальзаминова», снятую в 1964 году в Суздале, изображающем старую Москву.

Вдоль нынешних Торговых рядов теперь не поднимают провинциальную пыль редкие пролётки, но названия лавок и магазинов, предлагающих местные колоритные раритеты, кажется, слабо изменились с той поры. Не удивлюсь, если современные бизнесмены пару раз пересмотрели этот кинофильм для привлечения клиентов.

В сценах «Женитьбы Бальзаминова» левый фланг рядов (порядка трети) ещё не достроен (на торце красуется надпись «Расклюев») и на месте нынешнего шикарного ресторана «Гостиный двор» — россыпь неприглядных деревянных засыпушек.

На углу проулка от Антипиевской церкви и ныне улицы Ленина вместо «Ресторации съ нумерами» теперь расположилась «Харчевня», перед дверью которой в праздничные дни очередь голодных клиентов не оскудевала ни разу, сколько бы раз мы ни проезжали или проходили мимо.

Яркой, как праздничный пряник Антипиевскую церковь с колокольней (с типичным для Суздаля вогнутым шатром) запомнили мы по упомянутому выше фильму, в то время как соседняя, Лазаревская была ещё просто выбелена. Но сегодня они как две разноцветные сестрички-дымковские игрушки радуют глаз туристов и аборигенов.

По мотивам советских кинофильмов

Прямо за ними, на улице Старой расположен покосившийся от времени дом, в котором жили Бальзаминовы. Сейчас он отмечен скромной деревянной доской на фасаде.

На Торговой площади перед Казанской церковью, где Бальзаминов выплясывал под строгими взглядами местных жителей и его будущей супруги, ожидающей в пролётке, сегодня красуется нарядная сверкающая мириадами огоньков новогодняя ёлка, а по периметру — палатки с угощениями суздальских мастеров. Тут вам на любой вкус предложат варианты сбитеня, медовухи, соленых и маринованных грибов и, конечно же, соленых суздальских огурцов оригинального засола.

По мотивам советских кинофильмов

Как нельзя кстати после этого было посетить ресторан «Огурец», хотя с учётом малогабаритного зала наше проникновение в него практически без очереди, можно причислить к большой удаче. В ресторане нас ожидал скромный интерьер с ярко-зелёной огуречной тематикой и вкусные блюда русской кухни. Заведение позиционирует себя как фермерское, отдающее предпочтение небольшим фермам и личным подсобным хозяйствам суздальского района, само коптит сало и засаливает в дубовых бочках суздальские огурцы. А ещё в ресторане огромный выбор наливок и фирменных сортов варенья с огурцом на все лады для дегустации за столом и на вынос.

Кидекша

Своеобразной вишенкой на торте нашей поездки стала Кидекша — миниатюрный населенный пункт в пяти километрах от Суздаля, куда нам удалось попасть только благодаря совету нашего экскурсовода. До поездки я даже не слышал о существовании места, где в середине XII века располагалась княжеская загородная резиденция Юрия Долгорукого. Отсюда он правил своими владениями, здесь жил. Городок представлял собой крепость с валами и высоким деревянным частоколом, которых к сегодняшнему дню, конечно же, не удалось сохранить. Борисом Акуниным в «Истории Российского государства» даже высказана гипотеза о том, что Долгорукий если уж и хотел основать новую столицу (по причине небольшой взаимной любви с Киевом), то явно не в Москве, а именно в Кидекше. Расположенная недалеко от места слияния рек Нерль и Каменка, Кидекша получила имя в честь последней (с угро-финского языка).

В наши дни от резиденции остался храм святых Бориса и Глеба -небольшая однокупольная постройка, самая старая церковь во всей Северо-Восточной Руси, возведённая в 1152 году. Позже при новой церкви обрёл вечный покой сын Долгорукого князь Борис, далее — супруга сына Мария и дочь сына Ефросиния. Изначально рядом с храмом стоял деревянный княжеский терем. Последний, безусловно, не уцелел, в то время как собор пережил века.

В состав храмовой комплекса входит шатровая колокольня, которую называют Суздальской Пизанской башней. Построенная в 1780 году и имеющая заметный невооруженному глазу наклон в 6°, башня уже многие годы крепко держится на своих каменных «ногах». Безусловно, что такое колоритное место не могли обойти своим вниманием кинематографисты. Здесь снимали малоизвестный фильм «Эсперанса» с совсем ещё юными Харатьяном, Глаголевой и Михайловским и упоминаемые уже по Суздалю «Царская невеста», «Метель» и «Пётр Великий».

Ризоположенский монастырь

На следующий день с самого утра с новыми силами мы решили посетить Ризоположенский женский монастырь и подняться на немного облезлую колокольню, возвышающуюся над старинным городом.

По мотивам советских кинофильмов

На месте наружной парадной лестницы колокольни (где Миша Бальзаминов некогда красовался то в парадном генеральском мундире, то в образе царя в одном из своих ярких насыщенных снов), видимо, ещё с советских времён установлен прогнивший, слегка повалившийся выгоревший на солнце забор. За ним прямо перед входом на лестницу (точь в точь на месте трона Бальзаминова-царя) на деревянном постаменте установили старинный колокол, в который детвора пытается стучать изо всех сил и получает строгий выговор от молодого здоровенного служивого, который постфактум наказывает подрастающему поколению, что пользоваться им можно только в качестве набата, и после этого не смущаясь берёт по 100 рублей «с рыла» даже с детей «на сохранение храма». «Внутреннее убранство» обновлялось в последний раз, кажется, еще до эпохи исторического материализма.

По мотивам советских кинофильмов

На одном из промежуточных этажей вверх по крутой лестнице можно вдоволь насладиться переливчатым звуком, извлеченным самостоятельно из трио колоколов, предварительно внимательно изучив короткие инструкции.

Некоторые встреченные на подъеме соотечественники ворчат себе под нос, видимо, не особо вдохновлённые надёжностью увиденной внутренней конструкции колокольни. Зато с верхней обзорной площадки, выход на которую преграждает скрипучая деревянная дверь, весь древний Суздаль практически у тебя на ладони.

Кажется, весь город состоит из миниатюрных обихоженных двухэтажных домишек, придающих Суздалю неповторимый шарм. Здесь даже заокеанский KFC недалеко от Торговой площади расположен в благородном деревянном двухэтажном особняке.

По мотивам советских кинофильмов

Я только прикоснулся к огромному списку кинематографических свидетельств суздальской изящности, неповторимости и истинно русской простоты. Значит, если выкрою время, продолжу вспоминать наше путешествие, просматривая кадры следующих картин:

Андрей Рублёв

Братья Карамазовы

Женитьба Бальзаминова

Метель

Царская невеста

Финист ясный сокол

Мой ласковый и нежный зверь