Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 6:56
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Москва — Россия Декабрь 2021

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
В. Брюсов

Укрытая снегом столица

На третий день нашего пребывания в Москве начался снегопад. Снег падал всю ночь, покрывая дороги и тротуары мягким пушистым ковром. В пышные шубы приоделись дома, купола церквей, фонарные столбы и машины.

Укрытая снегом столица

Вдобавок, ближе к рассвету всё вокруг так разукрасило инеем, что город преобразился до неузнаваемости.

Укрытая снегом столица

А пока столица только-только просыпается самое время отправиться за незабываемыми впечатлениями.

Укрытая снегом столица
Окунуться в волшебство можно в самом сердце нашей столицы. Отличным местом для прогулок является Александровский сад. Он тянется вдоль западной Кремлевской стены от Угловой Арсенальной до южной Водовзводной башни, занимая площадь около десяти гектаров.

По территории нынешнего парка раньше текла река Неглинная. Долго и верно служила она городу, но из-за бурной деятельности человека постепенно оказалась в рейтинге самых грязных и «поганых» водоемов. В начале XIX века, в соответствии с планом по восстановлению Москвы после пожара 1812 года, Неглинку убрали под землю. На осушенных землях в 1819–1823 годах по проекту архитектора Бове разбили Кремлевские сады. Своё современное название, посвящённое императору Александру I, сады получили в 1856 году. Так, как парк состоит из трех частей, то и название звучало во множественном числе — «Александровские сады».

Укрытая снегом столица

Сперва был основан, так называемый Верхний сад. Он имеет протяженность 350 метров и идёт от Угловой Арсенальной к Троицкому мосту. Вторым появился Средний сад и расположился между Боровицкой и Троицкой башнями. Последним был открыт Нижний сад. И без того небольшой, он значительно уменьшился в XX веке из-за строительства Большого Каменного моста.

Укрытая снегом столица

Александровский сад создавался не только как зона отдыха. Парк имеет большое мемориальное значение. Здесь находится памятники и обелиски, тесно связанные с историей нашей страны и один из самых главных мемориалов нашей страны — могила Неизвестного солдата.

Попасть в Александровский сад можно с разных сторон. Мы же пошли туда от Боровицкой площади.

Памятник крестителю Руси князю Владимиру Великому на Боровицкой площади

Удивительно, что в центре огромного шумного мегаполиса, среди тысяч людей и машин парковые аллеи хранят тишину и спокойствие. Словно завороженные стоят, не шелохнувшись мохнатые ели, смиренно склонились под тяжестью снега молоденькие деревца, уснули под белым покрывалом одинокие скамейки.

Укрытая снегом столица

Умиротворение природы нарушают лишь непоседливые дрозды-рябинники, которые слетелись стаей в поисках пищи. Устроив себе сладкое пиршество, радостные птицы суетятся, клюют ягоды рябины, боярышника и щебечут что-то счастливое.

Помимо плодовых деревьев, в саду посажены липы, клёны, березы, дубы. Много хвойных растений. Колючие красавицы в своём прелестном уборе смотрятся особенно эффектно.

Укрытая снегом столица
Москва издавна славилась своими садами, а иноземные путешественники всегда восхищались их красотой и многообразием. Известно, что внутри Кремля тоже были сады (аптекарские, комнатные, регулярные, потешные, и даже верховые, т. е. висячие). Их начали разводить по желанию государей. Особенно садоводством увлекались цари династии Романовых — Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Петр I.

Чтобы пройти на территорию Кремля нужно купить билет. Праздношатающимся посетителям разрешается ходить в пределах Соборной площади, вокруг колокольни Ивана Великого, по Кремлевскому скверу, от Соборной площади до Оружейной палаты, а также любоваться Царь-колоколом, Царь-пушкой и архитектурой соборов (снаружи).

Укрытая снегом столица

Почему-то в Кремле не принято гулять просто так. Особенно зимой. Меж тем, в эту пору московский Кремль не менее прекрасен, чем летом. Кроме того, очередей нет вообще и почти безлюдно. Можно и вдоволь побродить в свое удовольствие, и сделать внутри крепости интересные снимки.

Укрытая снегом столица

Но, как вопрошал Фамусов: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». При желании возможно всё. Для полного погружения в зимнее великолепие поедем на восток столицы, а именно в Кусково.

До усадьбы добираться удобно и быстро. А день выдался безветренный и чудесный, хотя и не солнечный.

Укрытая снегом столица

Сразу за воротами открывается обширное пространство и перед взором предстает дивная, чарующая картина. Кругом ослепительным блеском сияет снег. Сверкает и переливается россыпь инея на каждой веточке, на каждом сучке.

Укрытая снегом столица

Первые упоминания о Кускове датируются началом XVI столетия, когда ради «охотной забавы» Василий Шереметев выменял у боярина А. А. Пушкина одну из своих вотчин на эту подмосковную деревню. Плодородной пахотной земли рядом почти не было и местность была сильно заболоченной. Но зато в окрестностях водились кабаны, лоси, рябчики и дикие утки.

Укрытая снегом столица

По прошествии двух веков, Петр Борисович Шереметев задумал переделать невзрачное имение в роскошную загородную резиденцию. Масштабные работы начались в 1740 годах и продолжались около 40 лет. Сотни крепостных прорубали просеки, осушали болотистые участки, копали каналы, наводили мосты. Одновременно с земляными работами по созданию Большого пруда осуществлялась разбивка парка. Появились павильоны, беседки, оранжерея, зверинец.

Центром архитектурной композиции стал дворец в стиле классицизма с модным на то время анфиладным расположением комнат. «Большой дом», как называли это здание современники, строился под руководством архитектора Карла Бланка и был предназначен для приёма гостей летом.

Укрытая снегом столица

В начале 1770-х гг. граф открыл Кусковские сады для посещения московских обывателей, о чем извещали прибитые на верстовых столбах таблички с надписью: «В селе Кусково распоряжено на сие лето и осень гулянье всем, кому угодно оным пользоваться по воскресеньям и четвергам». В «положенные дни» в Кусково стекались толпы любопытных и любознательных.

В период своего расцвета усадьба Кусково стала местом «праздника и веселья». Сюда приезжали императорские особы и сановное дворянство. Здесь устраивались грандиозные приемы, многолюдные празднества, великосветские балы. Нарядную толпу гостей услаждали музыкой, театральными представлениями и фейерверками. На Большом пруду разыгрывались потешные морские бои.

Укрытая снегом столица

Кусково принадлежало роду Шереметевых до 1917 года. В 1919 году усадьба получила статус музея, а в 1938 г. была объединена с крупнейшим в России Музеем керамики.

Бывшая графская усадьба обладает единственным сохранившимся в пределах Москвы французским регулярным парком. Кроме тщательно распланированных парадных участков он включает в себя немало укромных и уютных уголков.

Укрытая снегом столица

После обильного снегопада парк превратился в сплошную сказочную декорацию. Среди сугробов и раскидистых ветвей можно запросто снимать «Морозко» или «Двенадцать месяцев».

Часто говорят, что архитектура — это застывшая музыка. Но и во всем этом искристом очаровании тоже есть своя застывшая симфония.

Укрытая снегом столица

По обеим сторонам партера среди тропинок и аллей разбросаны сооружения: Эрмитаж, Грот, Итальянский домик, Голландский домик и др.

Укрытая снегом столица
Самой ранней постройкой усадьбы считается церковь Спаса Всемилостивого или Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Строительство храма приходится на 1737 — 1739 года, хотя самая первая деревянная церковь появилась здесь еще в XVII веке. Каменный храм был возведен в стиле «аннинского барокко и дошел до нас в своем первозданном виде.

Укрытая снегом столица

Рядом с храмом расположена деревянная оштукатуренная колокольня со шпилем. Она была построена в 1792 году, по классическим канонам.

Рукотворные строения идеально вписаны в ландшафт и находятся в полной гармонии с природным окружением.

Укрытая снегом столица
Прогулка доставила огромное удовольствие и немало приятных минут. Зима и снегопад — это не только гололёд, пробки и скрежет лопат. Это ещё и хороший повод подышать свежим морозным воздухом и по-другому взглянуть на привычные нам пейзажи.