Турист Вячеслав Левченко (vermut-777)
Вячеслав Левченко
был 26 апреля 20:21

Молдавия Май 2021

Конец мая, погода практически летняя, начинает припекать солнце, дни становятся до безобразия длинными и требуется их чем-то заполнить. Недолго думая, решили мы прокатится на север нашей крошечной страны, посетить одну из не очень многочисленных достопримечательностей, монастырь около села Сахарна.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На сегодняшний день в Молдавии около 30 действующих монастырей и скитов. В целом монастыри на территории республики имеют свою специфику. Их не окружают могучие стены и стали каменными они буквально за последние 200 лет.

На фото: Кишинёв в Конце мая благоухает цветущей акацией.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

В основном их старались расположить в лесной, пересечённой местности, это давало им хоть какую-то защиту от разорения и грабежа. Что довольно часто происходило в этих местах, с историко-географической точки зрения, серой зоне. В зоне постоянного противостояния могущественных держав, таких как Киевская Русь, Венгерское и Польское королевство.

На фото: Типичный пейзаж вдоль молдавских дорог.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

А потом в многолетнем противостоянии Османской империи, Речи Посполитой и Российской империи. По этим землям проносились полчища вояк этих государств, здесь промышляли набегами Крымское ханство и Ногайская Орда, сюда часто наведывались запорожские казаки в поисках лёгкой наживы. Поэтому, от частого разорения, постоянных набегов, здесь не хватало у населения средств на что-то более серьёзное, чем деревянная постройка.

На фото: Берег Днестра недалеко от Сахарны.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

В 18-м веке, когда эти края попали под протекторат Российской империи, а затем стали её частью в виде Бессарабской губернии, жизнь стала налаживаться. Народ, понятное дело не весь и не сразу, стал богатеть, появились лишние средства, проснулась тяга к прекрасному. Культовые сооружения стали повсеместно возводиться из камня, один краше и богаче другого.

На фото: Распятие по дороге к монастырю.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Одному из таких благодатных мест, мы посвятили свою поездку в конце мая. По прекрасной дороге, проходящей через поля, леса и сёла, двинулись в сторону районного города Резина. За окном пейзажи, один краше другого, сменялись и перемешивались в ярком калейдоскопе. В открытое окно машины задувал тёплый майский воздух, густо настоянный на аромате цветущей степи.

На фото: Вход на территорию монастыря.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

В Резине, почти у самого берега Днестра, повернули направо и проехав ещё несколько километров оказались в селе Сахарна. Дорога проходит по живописному берегу нашей самой большой реки. Весной она могуча и полноводна, заливает пойменные луга, её берега обживаются многочисленными представителями крылатой фауны.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Но, это не было нашей целью, по указателям мы неспешно добрались, практически, до окраины и оказались у подножья утёса. Там пристроили, на территории стихийной парковки, нашу машину и пошли осматривать место, куда нелёгкая нас занесла.

На фото: Обилие цветов на территории монастыря создаёт необычную атмосферу.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Мы не стали взбираться на каменный утёс, под поэтичным названием Гримидон, на вершине которого, по приданиям, на века остался отпечаток ступни Богоматери. В честь этого события там возвели небольшую часовенку. Самые отчаянные паломники, взбираясь на достаточно высокий холм, не только в этом историческом моменте утверждаются, но и наслаждаются прекрасными видами со стометровой высоты Гримидона.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

А мы, сирые и убогие, не погрузившиеся ещё до таких глубин религиозного познания, пошли, аки древние паломники, к стенам самого монастыря, пытаясь настроится на нужную волну, сливаясь с толпой страждущих и воистину верующих.

На фото: Цветущий жасмин на территории монастыря.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Немного о монастыре, его истории и о месте, где почти 250 лет назад, его основали.

На фото: Жёлтое здание, это храм в честь Троицы Живоначальной 1818 года постройки.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

По преданию, молодой хлопчик по имени Василий, родившийся в очень правильной семье священника Феодора, накануне свадьбы, получил ранение левой руки. Если бы это произошло сейчас, то сказали, что это неудачный мальчишник был. Но, так как это происходило во второй половине 18-го века, да еще на территории нынешней Одесской области в местечке Саврань, то скорей всего это результат какой-то разборки с применением огнестрельного оружия.

На фото: Слева, храм в честь святителя Николая Чудотворца.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Что и как было, уже вряд ли узнать, но подействовало это на молодого человека здорово, понесло его в поисках душевного равновесия в края разные, малообжитые, где он пытался найти покой и благодать. Проведение его направило на правый берег Днестра, в окрестности совсем небольшого поселения с вкусным названием Сахарна.

На фото: Цветущийе пионы, весеннее украшение монастыря.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Ещё в XII веке в этих местах был основан пещерный монастырь. Очевидцев этого события уже, к сожалению, нет в живых, письменных источников об этом не сохранилось, а учёные, не смотря на свою учёность, так и не могут прийти к единому мнению о том, кто же были эти отшельники, которые до XV века обитали в своих каменных кельях, вырубленных в скале.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Но, Василий, к тому времени уже схимонах Варфоломей, почувствовал необходимость здесь остановится. Сорок дней Варфоломей усердно молился и пришло ему видение Девы Марии и указала она ему место будущего монастыря. Произошло это в 1776 году от Рождества Христова, и началась с тех пор история монастыря Святой Троицы.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Впервые, о самом селе и землях вокруг него, упоминается в грамоте господаря Штефана Великого от 24 января 1495 года, о разделе имущества между потомками некоего Симы Ругина. Тогда, как и сейчас, очень важно вовремя присвоить и правильно поделить.

На фото: Слева впереди, выстроен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Вообще, в те далёкие времена, шло усиленное освоение пространства между Прутом и Днестром господарями молдавского княжества. После набегов полчищ Золотой Орды, эти места обезлюдели, но в течении XIV — XV веков началось постепенное заселение этих земель молдаванами.

На фото: Тропинка вдоль скалы, где вырублены келии пещерного монастыря.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

В конце восемнадцатого века местные землевладельцы дарили земли монастырю, потом их наследники оспаривали это решение, пока в течении 19-го века всё не устаканивается и монастырь превращается во владельца значительной территории (420 десятков акров земли), с множеством хозяйственных построек, с водяной и с ветряной мельницей, карьером и лесными угодьями.

На фото: Небольшой карниз, где можно пройтись вдоль пещерного монастыря.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На начало 20-го века в нём проживало уже 120 монахов, при монастыре находилась большая библиотека с множеством редких книг. В 1913 году его посетил русский религиозный философ, литературный критик и публицист В. В. Розанов.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Во время «аншлюса» Бессарабии Румынским королевством, была осуществлена попытка перековки монастыря под стандарты Румынской православной церкви и перевод на григорианский календарь. Но, эксперимент не увенчался успехом, за непослушание монастырь в 1936 году сначала прикрыли, а потом преобразовали в женский, под названием «Королева Мария».

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

После войны он снова был открыт, но ненадолго, в 1964 году советские власти закрывают монастырь и превращают его в психиатрическую лечебницу. Что наверно и не совсем неправильно. Места действительно располагают к душевному выздоровлению.

На фото: Пещерный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Ну, а с приходом в 90-е годы капитализма с человеческим лицом, монастырь обрёл новую жизнь, встал на путь пробуждения и развития. Он вернулся к истокам, продолжил свою деятельность на ниве истинной веры и освещение пути к Богу. Это для верующих, а для таких как я, ещё не познавших истины, посещение таких мест заставляет задуматься о бренности бытия и позволяет насладится деяниями рук человеческих.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На фото: Остатки пещерного монастыря раннего средневековья. В 1900 году пещерный монастырь был отреставрирован жителями Сахарны Иполитом Терлецким и Василе Корнеану, реконструкция коснулась интерьера и экстерьера монастыря, затем была снесена естественная стена между церковью и соседними кельями, возведены новые стены. С точки зрения современной реставрации, рукоблудие селян, верх вандализма и прямо подпадает под уголовное деяние. Но, то были другие времена и соответствующие нравы.

Монастырь Сахарна прославился ещё и еженедельной службой в ночь с четверга на пятницу. Во время этой службы, якобы, из людей изгоняют демонов, снимают венец безбрачия и оказывают другие подобные услуги. Во время этой службы здесь настоящий ажиотаж. Даже иностранные любители подобных мероприятий следуют в Сахарну за новыми впечатлениями.

На фото: Прогулка вдоль скалы и созерцание остатков пещерного монастыря.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На фото: Скалистое ущелье вдоль берега речки Сахарны.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На фото: По одной из многочисленных дорожек, проходим вглубь ущелья, по дну которого протекает небольшая речушка.

На фото: Ущелье густо заросло лесом, среди деревьев проглядывают постройки пещерного храма. Ощущения нереальные, как будто ты перенёсся в прошлое на несколько веков.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На фото: Прогулка по окрестностям монастыря.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На фото: Прогулка по окрестностям монастыря.

На фото: По подвесному мосту переправляемся на другой берег речки Сахарны.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Кроме экскурсии по территории самого монастыря, огромное удовольствие доставляет прогулка по его окрестностям.

На фото: Прогулка по окрестностям монастыря

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Рядом протекает небольшая речушка Сахарна, её протяжённость около 16 километров (вместе с её притоком рекой Стахная, 6 км), по глубокому ущелью она несёт свои бурные воды в Днестр. При такой небольшой длине ей приходится преодолевать пороги 30 каскадов.

На фото: Речка Сахарна, протекающая рядом с монастырём.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Один из них представляет собой полноценный водопад с высотой около 4,5 метра и глубиной места падения около 6 метров. Её берега весьма живописны, каменные нагромождения, обильная растительность, привлекают множество туристов.

На фото: Водопад на реке Сахарна «Цыганская яма».

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На фото: Прогулка по ущелью рядом с монастырём.

На фото: Небольшой алтарь в пещере рядом с водопадом.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На фото: Прогулка вдоль берега Сахарны.

Недалеко от монастыря, параллельно с тропинкой ведущая к монастырю, можно найти источник с целебной водой. Он был обустроен в непосредственной близости, где, как говорят старики, был ручей «Изворул луй Вавила» родник, вода которого зимой была очень теплой. Как утверждают некоторые знатоки, вода «Изворул Минунилор» сегодня, чудесным образом помогает многим людям, исцелится от духовных и телесных болезней.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На фото: Легендарный водопад «Цыганская яма». Пускай и не Ниагара, но среди жителей республики не менее известный.

Не смотря на скромный свой размер, маленькая, но очень гордая речушка за многие тысячелетия проточила в колоссальных каменных плитах глубокое и обширное ущелье. Его склоны поросли лесом и травами. Камни покрылись ковриками мягкого мха.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

В результате археологических раскопок в Сахарне были обнаружены остатки трипольских поселений, которые занимали высокие мысы у небольших рек, в том числе у реки Сахарна.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Рядом с монастырём на плато треугольной формы, образовавшемся над скалами, найдено и древнее гетское поселение. Оно находилось на высоком скалистом мысе и было защищено с двух сторон крутыми склонами, а с третьей — земляным валом. Существование поселения указывает на то, что с древних времен эта зона была частью ареала гето-дакийской цивилизации. В наши дни здесь был установлен памятник дакам, обитавшим в этих краях в античности.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Климатические условия данного района в большой мере сходны с горными, не зря тут появились скальные монастыри, ставшие святыми местами для христиан.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Государство побеспокоилось о сохранении красот бассейна реки Сахарна и создало здесь ландшафтный заповедник. В состав заповедника входят низовья реки Сахарна с её порогами, лес на левом склоне ущелья и урочище Сахарна-Земство площадью 674 га.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

На склонах ущелья, по которому протекает река Сахарна, встречаются разнообразные виды деревьев и кустарников: дуб каменный, липа, дикая черешня, клен, ясень, шиповник, кизил, лещина, боярышник, сумах. Особый интерес представляет фауна заповедника Сахарна и, в частности, колонии летучих мышей, насчитывающие 10 видов, в том числе два занесенных в Красную книгу Молдавии.

Времена года, Молдавия. Весна, монастырь Святой Троицы

Наиболее удачное время посещения монастыря и его окрестностей, это весна и осень. Летом речушка здорово пересыхает и теряется значительная часть её очарования. Зимой, когда всё покрыто льдом, засыпано снегом и отсутствуют яркие краски живой природы, вряд ли можно получить эстетическое наслаждение от созерцания зимней летаргии.