Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Висп, Фиш — Швейцария Сентябрь 2021

Отдохнув неделю в Санкт Мориц, покатили из кантона Граубюнден в кантон Вале, самый отдалённый, труднодоступный, дорогой и потрясающий.

Во вторую неделю основной целью было посещение курорта Церматт, на него уделили четыре полных дня. Но была и иная цель — ознакомиться с его окрестностями в радиусе 60 километров: что, где и почём, так сказать туристическая рекогносцировка. Знакомству с окрестностями посвятили 2.5 дня, посетив самый большой ледник в Альпах — Алеч, Ронский ледник, с высеченным в нём 90-метровым гротом и долину Заас.

Выбор кемпинга в Церматт оказался трудной задачей, в городе имеется один, но туда проблема добраться с вещами из-за закрытого въезда обычным авто. Ближайший кемпинг в Теш, представляющий собой лужайку с небольшим домиком под туалет и душ. Никакого подключения к электричеству, а это значит: вечерами без света; без готовки завтраков и ужинов; без возможности зарядить телефоны, планшеты, фотоаппараты; без интернета. Ну нет, это не для нас, жить в палатке хорошо, когда комфортно.

Сентябрьский вечер в кемпинге, время 20.10, за горами ещё солнце, а внутри уже ночь.

Нашли кемпинг в городе Висп, по той же цене, что и в Санкт Мориц, 35 евро/сутки, но шикарный: своё место, электричество, бар, ресторан, булочная, а главное — огромный подогреваемый бассейн под открытым небом. Было замечательно после насыщенного дня снять усталость в тёплом бассейне и поплавать на олимпийской, 50 метровой дорожке.

Ресторан и бассейн в кемпинге.
Швейцария. Куда не глянь, всюду янь

Кроме палатки, в кемпинге можно устроиться в домиках, в юрте, в вигваме и стационарных трейлерах. Проживание в глэмпинге необходимо бронировать заранее, на высокий сезон за три-четыре месяца. Возможно, многие впервые слышит о глэмпинге, появившемся в результате слияния слов «гламурный» и «кемпинг», объединяющий в себе комфорт гостиничного номера с возможностью отдыха на природе.

А это наш дом на неделю.

В Церматт провели полных четыре дня, проезжая 30 километров от Висп до Теш, оттуда поездом до Церматт. Час пути в дороге дело пустяковое, но этот «пустяк» ежедневно обходился в 35 евро: 15 евро парковка + 16 евро билет туда/обратно на поезд (это с 50% скидкой) и бензин, который быстро сжирался на горном серпантине дороги Висп-Теш, с подъёмом более 800 метров.

Рассматривали альтернативу кемпингу устройство в недорогом отеле или бунгало в Церматт, не нашли дешевле 110 евро/сутки в этот сезон, плюс парковка 15 евро/сутки в Теш, выходило гораздо дороже, нежели наш вариант.

Перевал Фурка и Ронский ледник с гротом.

В дневном плане:

— посещение грота в леднике Рона на Бельведер, что в трёх километрах от перевала Фурка;

— восхождение на вершину Фуркахорн с видом на Ронский ледник;

— перевал Гримзель с живописным озером.

По дороге восхищались красивыми деревушками, где трудно поверить, что это не музеи и не туристическая достопримечательность, а жилые дома, необычные нашему взору.

Деревня Selkingen расположена вдали от раскрученных туристических мест и представляет собой штук десять жилых домов, более похожих на музей под открытым небом, и таких деревень не мало, причём все разные, со своей неповторимой изюминкой.

Швейцария. Куда не глянь, всюду янь

Но в этот день у нас другая цель, поэтому пролетаем мимо «изюминок» и катим к перевалу Фурка (2429 м.) Но с начала к туристическому центру Бельведер, расположенному на высоте 2271 метра, откуда открывается замечательный вид на долину, Ронский ледник и ледниковое озеро цвета яркой бирюзы. Ещё Бельведер привлекает туристов 90-метровым гротом в леднике.

Бельведер. Отель уже пару лет не работает.
Долина и река Рона со смотровой Бельведер.

Вот так выглядел Ронский ледник в 1900 г.

Именно с Бельведер можно пройти к ледниковому гроту у основания ледника Рона, который заканчивается на высоте около 2200 метров озером, являющимся истоком реки Рона.

Швейцария. Куда не глянь, всюду янь

Ледник Рона, возрастом 11 тысяч лет, теряет около 10 см в день и 40 метров в год. Грот, длиной более 90 метров, был высечен в 1894 году, но из-за таяния ледника выглядит не так внушительно, как раньше, да и небезопасен. Укрепляющие подпорки, грязно-белое и драное покрытие, всё это вызывает сожаление и не украшает грот.

Ледник Рона и закрытый белым грот.
Многие боковые ответвления грота завалились, точнее – расстаяли.
В гроте образовались небольшие дыры и пещеры, облазили все, несмотря на "низзя". А ещё, лёд создаёт дивные узоры и цвета.

Следующий пункт программы — восхождение на вершину Фуркахорн, откуда великолепный вид на ледник Рона, озеро и окружающие вершины… должен был быть, но перевал Фурка встретил нас густым туманом.

Перевал проезжали пару днями ранее по дороге из Санкт Мориц в Висп, муж спешил, потому как ставить палатку в темноте вовсе не хотелось, поясняя, что вскоре вернёмся сюда. Всё же уговорила коротко остановиться, оказалось не зря. В горах, если видишь что то сто̀ящее, нельзя откладывать на потом, надо сразу хватать фотографировать, ибо позже ЭТО можешь и не увидеть. Так произошло и с перевалом Фурка.

Для сравнения, показываю фото перевала и вершины Фуркахорн, сделанные по дороге в Висп, и в наше следующее посещение, когда перевал и окружающие вершины были закрыты низко сидящими тучами и густым туманом.

Furkapass является четвёртым по высоте авто перевалом в Швейцарских Альпах (2429 м.н.у.м. В наше следующее посещение не только скалы, но и домики едва проглядывали из-за густого тумана, поэтому нет и фото.

По центру вершина Фуркахорн 3026 м.

А вот так выглядела вершина Фуркахорн в наше следующее посещение, весь маршрут на неё был наглухо закрыт тучами.

Я иду в горы за видами, у мужа в приоритете очередная взятая вершинка, а уж потом виды. В итоге «ёжик» полез в туман, а я пошла другим маршрутом, более низким, куда тучи не спустились и потому желаемые виды получила.

Красным маршрут на Фуркахорн (3024 м.), длиной 6.5 км., с перепадом более 600 метров. Жёлтым мой маршрут, 9 км, но с перепадом всего 120 метров. Муж всю дорогу шёл в "молоке", я же наслаждалась видами, подошли к авто практически одновременно через 2 часа 40 минут.

Ледниковое озеро и грот.
Ронский ледник, внизу закрытый грот.

Ниже увидела странное сооружения, спустилась, оказался мощный бункер, обошла вокруг.

Объект выглядит устрашающе.

Долина и река Рона с высоты военного объекта. Справа виднеется перевал Гримзель с озером, куда поднимемся на обратном пути.
Альпийские цветы. Колокольчик ложечницелистный.
Прокатились по серпантину на перевал Гримзель (2164 м.).
Озеро на перевале Гримзель.

День любовались ледником Алеч с разных ракурсов и с разных городков, использовав пять подъёмников.

Ледник Алеч, длиной 24 км,. самый большой в Альпах и взят под охрану Юнеско. Девять окружающих его вершин находятся на высоте более 4 000 метров над уровнем моря. Морены, две параллельные тёмные полосы в середине, это камни, захваченные «потоком» льда ледника из других ледяных рукавов.

Все ледники, не только в Альпах, катастрофически быстро тают. Алеч с 1880 года отступил на 2,6 км, причём бо̀льшая часть «ушла» за последние 50 лет. Учёные предполагают, что при текущей эволюции, если не принять меры, ледник может исчезнуть к 2100 году.

Красным наши маршруты (вовсе не маленькие, как кажется), жёлтым использованные канатные.

В дневном плане:

— от городка Фиш подняться на канатной до Фишерхёрли 2893 м., с видом на ледник Алеч, но вот запланированный спуск к леднику не удался, маршрут был закрыт, заменили подъёмом на вершину Eggisgorn 2927 м.;

— доехать автобусом до деревни Мёрель, подняться на канатной до Ридеральп и протопать к «хвосту» ледника, и опять, НО, маршрут предполагал бо̀льшее время, нежели рассчитывали, заменили трекинг на кресельный подъём к верхней смотровой на Ритцеральп;

— погулять по курорту Ридеральп и спуститься другой канатной.

А теперь всё по порядку и подробнее:

Наилучший вид на ледник Алеч с Фишерхёрли 2893 м., куда подняться канатной в два этапа из городка Фиш. Сначала сошли на промежуточной станции Фишеральп 2221 м., коротко погуляли и выпили кофе.

На верхней станции Фишерхёрли, полюбовавшись открывшимся видом на ледник Алеч, заменили закрытый маршрут к леднику треком к вершине Eggisgorn, откуда ледник смотрелся ещё более величественно.

Вершина Eggisgorn (2927 м), на которую поднялись.

Швейцария. Куда не глянь, всюду янь
Ледник Алеч видели в  2011 году, когда побывали на Юнгфрауйох, но тогда подвела пасмурная погода. В этот раз посетили пумкты 1 и 2, красные полоски- наши треки.
Ледник Алеч видели в 2011 году, когда побывали на Юнгфрауйох, но тогда подвела пасмурная погода. В этот раз посетили пумкты 1 и 2, красные полоски- наши треки.

Спустившись в Фиш, доехали автобусом до городка Мёрель, с подъёмником к курорту Ридеральп, промежуточной станции к Ритцеральп. Здесь намеревались спуститься к леднику, но маршрут требовал более двух часов, тогда не успели бы на последний спуск канатной. Решили подняться на верхнюю смотровую, но попали на закрытый подъёмник. Расстроившись, пошли гулять по красивому курорту Ридеральп.

Ридеральп.

Швейцария. Куда не глянь, всюду янь

Наслаждаясь кофе перед спуском, случайно узнали, что на верхнюю станцию Ритцеральп работает другой подъёмник, расположенный примерно в километре. Полетели, едва успели, наверху нам дали всего пять минут, поэтому «хвост» ледника Алеч, где он круто падает в ущелье, заканчиваясь бурным потоком, несущимся к огромному озеру Stau, увидеть не удалось. Для этого нужно было пройти далее от станции всего метров 300, увы, это время потеряли на гуляние и кофе в Ридеральп.

Ритцеральп, верхняя станция подъёмника с городка Мёрель.
Вид на ледник Алеч со смотровой Ритцеральп.
Поверхность ледника, кажущаяся ровной, изрезана глубокими трещинами и грязно-каменистой мореной. Вторая дорожка морены, идущая с начала ледника, потерялась на его изгибе в конце, это хорошо видно на фото.
Швейцария. Куда не глянь, всюду янь

Долина Заас с высокогорным озером Mattmark.

В один из дней, освободившись пораньше, уделили время на знакомство с долиной Заас, где расположен знаменитый зимний курорт Заас Фе. Но не только зимой, а и в летнее время здесь есть чем заняться, множество подъёмников и трекинговых троп с замечательными видами на ледники и горные озёра. Некоторые кантные проложены прямо над ледниками, к которым и по которым можно пройти.

Необычная церковь в Заас Грунд

Замечательный курорт Заас Фе посетить не удалось, на него как минимум необходим день, оставили на следующий приезд. Мы же проехали всю долину, заканчивающуюся большим водохранилищем Mattmark, расположенным на высоте 2197 м. с плотиной. высотой 115 метров и длиной около километра.

Швейцария. Куда не глянь, всюду янь

В долинах Фишеральп и Заасталь несколько ледников и ледниковых гротов, множество подъёмников, трекинговых маршрутов различной сложности и красивых деревень. Отличная инфраструктура позволяет без проблем перемещаться из одного пункта в другой, действует Swiss Pass и проживание дешевле, нежели в самом Церматт.

Обязательно сюда вернёмся на пару недель, где «работы — непочатый край».

Следующий отчёт о четырёх-дневном пребывании в наилучшем горном курорте Швейцарии -Церматт.

Всё путешествие:

1. Дождливый Брегенц. В погоне за Бернина экспресс.
  2. К горным вершинам и ледникам.
  3. Витамины красоты с толикой горчинки.