Турист Ольга Потемпа (Astro4ka)
Ольга Потемпа
была 14 декабря 2023 18:00

Понтрезина, Санкт-Мориц — Швейцария Сентябрь 2021

Горных подъёмников и фуникулёров в районе Санкт Мориц множество, выбрали четыре наикрутейших, этот отчёт посвящён двум первым:

1. с городка Понтрезина до станции на вершине горы Diavolezza 2978 метров;
  2. с городка Surlej до станции Корвач 3303 м.;
  3. с Санкт Мориц на фуникулёре, затем на гондоле до станции Наир 3027 м.;
  4. на фуникулёре от г. Понтрезина до станции Мурагл.

Санкт Мориц окружает горный хребет Бернина, с наивысшим пиком Бернина 4049 метров. Вот к нему и отправимся, нет, лезть на вершину не будем, оставим альпинистам, просто подберёмся ближе на канатной и полюбуемся грядой четырёх тысячников в снежно-ледяной шапке и живописно спадающих с них ледников. Размечтались…

Каждый вечер заглядывали в прогноз на следующий день, подбирая по погоде маршрут из составленного заранее плана. А так как предполагался каждодневный подъём на вершины, дождь для походов не подходил ни где, но не в силах изменить планы небесной канцелярии, старались в плохую погоду не брать длительный пеший маршрут.

Вот и в этот день прогноз обещал дождь, переходящий в снег с порывистым ветром, с прояснением после обеда. Поехали позднее, получили обещанные дождь, ветер и снег, а вот прояснение началось лишь после 15, тогда как в 16 канатка уже закрывалась. Кстати, не знаю, как летом, но в сентябре все канатные в Санкт Мориц, да и в Церматт, закрываются в 16 — 16.30. Никого не ждут, опаздывающие могут переночевать в отеле на верхних станциях, которые тоже хотят заработать.

На вершину Diavolezza.

Нижняя канатная станция, расположенная в городке Понтрезина, удивила отсутствием народа и огорчила ценой на подъёмник. Здесь мы впервые узнали, что наш Swiss pass не действует. Оплатив 96 евро в сумме за двоих, взлетели в пустой гондоле почти на 900 метров на вершину горы Diavolezza (2978 м).

На верхней станции всё как положено: отель; ресторан и смотровая. Но вот засада, низкие тучи полностью закрывали великолепную картину горных пиков. Кто то скажет, что могли бы и подождать, глянув на прогноз, но в плане посещения буквально всё нуждалось в хорошей погоде, как не крути, приходилось какой то красотой жертвовать.

Горные вершины так и не увидели за севшими на них тучами. С разрешения Андрея (Alltravel) показываю в слайде его фото для сравнения, какую великолепную картину нам не удалось увидеть.

В первый раз провели целый день в одиночестве на станции и в горах, не считая одного, мельком увиденного мужичка на маршруте и обслуживающего персонала в подъёмнике и ресторане.

Отель на верхней станции канатной и вершина Munt Pers, на которую и отправились

Прогулялись до пика Munt Pers (3207 м.), надеясь, что к возвращению на станцию туман рассеется. Маршрут не сложный, но на пути встречались короткие сложные участки, в виде разбросанных крупных камней, скатившихся сверху, в наше посещение мокрых и скользких. Периодически шёл дождь, переходящий в снег, ветер, туман, короче, мерзкая погода.

Не везде тропа была такая, пришлось поскакать и по мокрым камням.
Соединение двух ледников Vadret Pers и Мортерач, пик Бернина, который отсюда смотрится захватывающе, за плотной завесой тумана.

Наш трек и какие виды можно увидеть на ледник, долину Мортерач и горные вершины при ясной погоде.

Весь маршрут на верхней станции: от Diavolezza до Munt Pers, затем до вершины Sass Queder и обратно - 7,5 километров, с перепадом 267 метров.

По возвращении с пика Munt Pers, через два с половиной часа, не только горы, но и ледник накрыло плотным туманом. А вот со стороны долины появилась синева, давшая надежду на прояснение. Решили ещё подождать, погревшись в ресторане двумя чашечками чая за 10 евро со своими бутербродами, в первый день цены лупят по нервам, потом как то привыкаешь. Прогулялись до плоской вершинки Sass Queder (3066 м.) на другой стороне станции.

Пологая вершина Sass Queder чуть левее, с правой стороны высится пик Trovat, к нему маршрут с альпинистким снаряжением.
Канатная станция, лыжная трасса и водосборник.

Я осталась у лыжной станции со снежником, а муж полетел наверх.

Погода и правда улучшилась, ещё бы часик и мы бы увидели снежные вершины, но через 30 минут канатная закрывалась. Сделав сэлфи на память, с сожалением, что не увидели желаемое, покатили вниз в одиночестве. В этот день канатная работала только для нас.

Вид с гондолы на перевал Бернина и озеро Биянко.

К подножию ледника Мортерач.

Маршрут три километра в одну сторону по долине Мортерач от авто парковки (остановки электрички и автобуса) в Понтрезине. По дороге информационные щиты движения ледника за десятки лет.

Швейцария. К горным вершинам и ледникам
Гора Munt Pers (3207 м.) где вчера побывали. Вот сегодня с неё виды роскошные.
А картинка ожидалась быть такой, какую увидели в первый день.Только раз за недельное пребывание в Санкт Мориц мы увидели вершину Бернина (чуть правее от центра).

Ледник Мортерач заканчивается высокой стеной. Подошли ближе, но подняться не смогли, морена сыплется под ногами, делаешь три шага, продвигаешься на один, тем более очень высоко, на фото это не передаётся.
Мы же направились к ледниковой пещере, изрядно попрыгав по камням, дабы не свалиться в разлившуюся речку.
Грязно-серое, это тоже ледник.

Прошли 6 километров. В этот день предстояло проехать ещё 135 км и пробежаться 12 км по смотровым виадука Ландвассер, который описала ранее, причём всё это не по ровной тропочке, а вверх-вниз.

Наивысший подъёмник в регионе Санкт Мориц.

К верхней станции, расположенной у подножия пика Корвач на высоте 3303 метра, поднялись на канатной с городка Surlej. Гондольный подъём в два этапа, с перепадом 1540 метров, внушает уважение. Уже предполагали, сколько с нас сдерут за этот шик, но неожиданно получили бонус в виде 50% скидки. Канатная на Корвач оказалась единственной в регионе Санкт Мориц, где действует Swiss pass.

Сошли на промежуточной станции Муртель, муж направился на вершину Surlej, я же решила остаться, так как маршрут сложный, более 12 км и с перепадом 1087 метров. В этот день каждый пошёл своим путём.

Швейцария. К горным вершинам и ледникам
Промежуточная станция Муртель (2698 м.).
А так озёра Silvaplanа и Sils увидел муж с вершины Surlej, разница по времени 3.5 часа.
Швейцария. К горным вершинам и ледникам
За 10 минут облака закрыли вершину Surlej, настолько быстро меняется картина в горах.

Хорошо погуляв на Муртель, покатила на верхнюю станцию. Редкие облака стали подниматься, темнеть и сгущаться.

Швейцария. К горным вершинам и ледникам
По центру пик Бернина 4049 м., правее пик Розег 3937 м., между ними ледник Vadret da Tschierva.

При позднем подъёме мужа на верхнюю станцию Корвач, горные вершины с этой стороны уже закрылись тучами, но он увидел эту картину с вершины Surlej.

Вальдемар на верхней станции канатной был гораздо позже меня, мы увидели разные картинки, снятые с одних и тех же мест.

Швейцария. К горным вершинам и ледникам

Спускаюсь вниз к милашке снеговику.

Порядком проголодалась, в ресторане тьма народу, не смотря на драконовские цены. Снова чай за 5 евро, в этой поездке вошло в привычку на всех посещённых вершинах брать чай и обедать своими бутербродами. Обычно в ресторанах это не приветствуется, даже запрещается, но за две недели не получили ни одного нарекания. Видимо официанты понимают швейцарскую дороговизну и смотрят сквозь пальцы на бедных туристов, вроде нас. В начале скрытничали, брали бутеры из-под полы, затем осмелели, а потом и вовсе обнаглели, просили добавить кипяточка в уже выпитый чай с оставшейся заваркой и…добавляли. Порой брали штрудель и лишь раз капитально пообедали в хюте Хёрнли, но тогда заслужили, ибо маршрут был длительным и сложным.

Смотровые на верхней станции и ресторан.
Городок Surlej по обоим сторонам озера Сильваплана.
Швейцария. К горным вершинам и ледникам

Протопала от станции канатной до кемпинга 6 километров: пересекла городок Surlej, подошла к замку, что виднеется левее моста, затем за мостом направо по краю двух озер Silvaplana и Champf. В 16 была на месте, муж подъехал через три часа после моего прихода, как раз к горячему ужину.

Сурлей. На заднем фоне пик Наир, о подъёме на него в следующем отчёте.

Озеро Сильваплана.
Озеро Champfer.

По такой красоте можно гулять и гулять, порой подводила погода и короткий сентябрьский день, но это абсолютно не омрачало отпуск.

Всё путешествие по Швейцарии:

1. Дождливый Брегенц. В погоне за Бернина экспресс.
  2. К горным вершинам и ледникам.
  3. Витамины красоты с толикой горчинки.