Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была сегодня 15:13

Канарские острова, Лансароте — Испания Декабрь 2021

Я помню те времена, когда никакой нормальный человек не стал бы добровольно брать отпуск в декабре.

Но всё меняется. И, если школьные каникулы вас давно уже больше не интересуют, и вы даже не знаете, когда они начнинаются, значит ваши дети уже взрослые, а вы уже не очень молоды.

Одни на острове

И, хотя признаться в этом трудно, некоторые первичные признаки начинают проявляться.

То, что хочется лета посреди зимы, это понятно, но ещё хочется не слишком долго лететь, цивилизации, удобств, и поменьше неожиданностей.

Одни на острове

Как и ровно год назад выбрали Канары, о чём не пожалели, учитывая, что убраться оттуда тоже удалось вовремя. Чуть позже объясню, почему.

Температура воздуха все дни стабильно оставались двадцать с небольшим, вода для купанья холодновата, хотя все, кроме нас, купались.

Одни на острове

Ещё финикийцы бывали на Канарских островах, потом римляне производили здесь пурпур — самый дорогостоящий краситель античного времени, знаменитый римский рыбный соус «гарум» и морскую соль.

С закатом Римской империи Канарские острова перестали активно посещаться и использоваться мореплавателями и о них забыли.

Те же, кто там остался, стали жить и развиваться изолированно, не зная о достижениях остальных жителей планеты, не имея своей письменности и даже малейших навыков строительства кораблей и мореплавания.

Настолько, что даже между своими Канарскими островами сообщения у них не было.

Одни на острове

Так, в начале 14 века их можно было их открывать заново. Что и сделали генуэзцы, за ними испанцы и португальцы в поисках пути в Индию.

При этом немногочисленных и невоинственных островитян эти средневековые открыватели просто-напросто отлавливали и увозили на продажу в качестве рабов, вне зависимости от рангов и сословий.

В начале 15 века на Лансароте закрепились испанцы и остались здесь навсегда.

Одни на острове

Сейчас трудно представить, что вплоть до 1730 года плодородный остров своими обильными урожаями зерновых обеспечивал не только себя, но и остальные Канарские острова.

Жаркий и солнечный климат, не иссякшие ещё источники пресной воды позволяли здесь выращивать также и многие овощи.

Одни на острове

А потом на Лансароте случилась беда.

1 сентября 1730 года активировался вулкан, потом ещё один и ещё 30 штук новых.

С 1730 до 1736 год извергающиеся вулканы превратили цветущий остров в безжизненную каменистую пустыню. Горы, образованные из вулканов, кратеры, бескрайние непроходимые долины из чёрных остроконечных камней, где уже 300 лет не растёт ни деревца, ни кустика, ни хоть какой-нибудь зеленой травинки.

Где-то глубоко под толстым слоем вулканического чёрного пепла и камней осталась земля.

И как-будто этих бедствий было недостаточно на бедные головы островитян, с 1768 года их постигла многолетняя засуха.

И напоследок, в 1824 активизировался еще один вулкан, к счастью только один и не столь долго, как веком раньше.

Одни на острове

Большинство жителей тогда покинули навсегда этот остров, а те, что остались приспособились жить здесь, где даже самый неприхотливый кактус, чтобы выжить нуждается в трубке с водой, как тяжелый больной в капельнице.

Дождей здесь тоже почти не бывает, зато есть ветра. Они высушивают и без того бесплодную почву ещё больше, чем жаркое солнце.

Одни на острове

С большим трудом и несоизмеримыми усилиями выращивают здесь немного винограда, который особенно мощными и длинными корнями дотягивается через каменные, непригодные для растений слои до плодородной почвы.

Алое и некоторые засухоустойчивые овощи, вот и всё, что с большими усилиями и мучениями растёт на этом острове. Но затраты на земледелие несоизмеримы с результатами, и всё больше заброшенных хозяйств печально смотрят на проезжающих мимо в свои отели туристов.

Одни на острове

А жители острова, они не знают зелёных лесов и полей, не встретят дикую зелёную лужайку. Их невысокие белые домики контрастируют с чернотой вокруг. Лишь вечное лето, да бескрайнее синее море утешает их.

Они строят свои дома из чёрного вулканического камня, штукатурят и красят в ярко белый цвет прямо на склонах потухших вулканов.

Одни на острове

И это в то время, как на соседнем острове до последнего времени извергался очередной канарский вулкан.

Чуть позже, чем на остальных Канарских островах здесь стал развиваться туризм и сейчас, если бы не пандемия и не пустующие частично отели, было бы всё хорошо.

Одни на острове

В декабре прошлого года было хуже. Тогда большинство отелей стояли пустыми, сейчас — только некоторые.

Кроме обычных резортов на побережье построены целые городки апартаментов, которые сдаются и продаются здесь, на мой взгляд, неоправданно дорого.

Одни на острове

Основная масса иностранцев, живущих здесь постоянно или только зимующих, это англичане и немцы.

Даже в самом маленьком городке есть немецкие адвокаты, врачи, целые клиники, в том числе для животных. Просто Германия какая-то.

В нашем отеле было много испанцев, немцев и французов.

Но вот, что было совершенно необычным: Не только в нашем отеле, но и на всем острове за две недели мы ни разу не услышали русскую речь. Мы были одни.

Одни на острове

Лежать на солнце мы не очень любим, поэтому много гуляли и катались на велосипедах, взятых на прокат. Стоит это удовольствие 12€ с человека на целый день. Выбор великов огромный, никаких залогов, паспортов или ещё каких-нибудь гарантий не требуется. Напиши только своё имя, фамилию и название отеля, да катись.

Тебе ещё шлемы предложат, корзинку для багажа и замок с ключом.

Одни на острове

Ещё дома запланировали съездить на «секретные» и труднодоступные дикие пляжи Papagayo.

Задумано — сделано.

Одни на острове

Половина пути туда проходит по пешеходно-велосипедной набережной вдоль моря.

Потом она заканчивается и надо уезжать от берега в горы и искать пешеходные тропы или ехать по неасфатьтированной дороге в огромный объезд.

Никакой растительности, сухая каменистая пустыня и тропы.

Одни на острове

И вот наконец ты видишь далеко внизу дикий песчаный пляж, спуск к которому такой крутой, что ни на велосипеде или ни даже пешком добраться туда невозможно.

Мы едем искать более пологий спуск, по которому приехали несколько автомобилей.

Со стороны берега и гор поднялся сильный ветер.

Он буквально принёс нас, со всей силы жмущих на тормоза, к пляжу по ребристой пыльно-каменистой дороге.

Одни на острове

Пляж был гораздо больше, чем казался издалека. Пустынный, чистый, дикий и абсолютно ничем не оборудованный, закрытый со всех сторон горами — это просто мечта интроверта на отдыхе.

Таких, отгороженных друг от друга горами пляжей здесь три.

Они считаются местной достопримечательностью.

Одни на острове

Уезжать не хотелось, но ветер усиливался, причём с стороны гор, куда нам предстояло подниматься вверх против ветра.

Ехать оказалось так трудно, что большую часть пути пришлось вести велосипед и идти пешком наклонясь вперёд. Колючий песок летел в глаза, рот и лицо, сбивал с ног, не давал сделать шаг.

Так у меня против воли получилась экстремальная поездка.

Как же я была рада, скрипя песком на зубах, выехать на свою набережную, где ветра как не бывало.

Одни на острове

Да, ведь я хотела сказать, почему мы были рады, что наш вылет планировался на 14 декабря.
Есть у меня привычка, когда я смотрю погоду, заодно посмотреть и качество воздуха.

Одни на острове

Утром, в день отлёта меня интересовал ветер, я стала недолюбливать турбулентность во время полёта, и вдруг вижу, что качество воздуха «очень опасно для здоровья»!

Оказалось — это очередная «Calima», природное явление, которое в феврале прошлого года на несколько дней заставило прекратить все авиационное сообщение на Канарских островах.

Мельчайший песок Сахары, который при определенных температурных и других обстоятельствах поднимается в воздух и летит на запад, закрывая небо и солнце жителям Канарских островов.

Одни на острове

Тогда даже при полной безоблачности на улице кажется пасмурно. Это называют «сухим туманом». Он очень вреден для здоровья. Калима может продолжаться несколько недель.

На улицу при этом без необходимости выходить не рекомендуется.

Одни на острове

Наш трансферный микроавтобус вёз нас в сторону аэропорта, и я думала об отпускниках, которые только прилетели и мечтали подышать свежим морским воздухом, об островитянах, которым некуда улететь, они здесь живут.

И как-то сразу всё изменилось.

И этот вечно возникающий у меня во время любого отъезда вопрос: Кому лучше, тому, кто уезжает или, кто остается.

А ещё я переживала, что отменят до улучшения погодных условий полеты.

Нам повезло, мы вовремя улетели, а Сalima так и продолжает висеть над островом.

Тольтко сейчас посмотрела и сфотографировала.

Одни на острове

Здесь всё ещё написано «gefährlich», что значит «опасно»

Завтра обещают дождь, очень надеюсь, что станет лучше.

Другие рассказы о путешествиях по Европе можно посмотреть здесь: