Турист Евгения К (user385840)
Евгения К
была вчера 8:26

Нячанг, Да Лат, Хошимин — Вьетнам Май 2016

15/05/2016 Ура!!! Я в отпуске!!! Сегодня утром вылетела в Москву. В Москве меня встретила подруга Неля. Интересна история нашего знакомства. В 2008 году мы познакомились в автобусе, который ехал из аэропорта Антальи в Кемер. В Кемере мы жили в разных отелях, но вместе гуляли и ездили на экскурсии. С тех пор и дружим. Нелечка — замечательный человек, гостеприимная хозяйка. Накормила-напоила, и мы отправились в усадьбу Коломенское, чтобы посмотреть, как цветут яблони. У нас на Севере нет садов, поэтому таким зрелищем я могу насладиться далеко не каждый год. Усадьба Коломенское — очень красивое место. Яблоневые сады восхищали своими белоснежно-кружевными кронами, радовали глаз разноцветные тюльпаны. Было воскресенье, поэтому гуляющих было много. Невесты в красивых пышных платьях участвовали в фотосессиях, кто-то катался на велосипедах, кто-то играл в мяч, некоторые сидели на лужайках. Мы прошли через овраг до церкви Вознесения Господня. Это очень красивая церковь, построенная в 1532 году. Первый шатровый храм, который положил начало новому стилю, просуществовавшему только до времен Патриарха Никона.

Москва, Коломенское

Погуляли немного в окрестностях и расположились на берегу реки на прихваченном с собой Нелей покрывале для пикника. Мы отдыхали, любовались проплывающими по реке речными судами, наблюдали за природой и людьми. Но время текло неумолимо быстро, поэтому собрались и поехали к аэроэкспрессу. Нелечка проводила меня, и я поехала в аэропорт. Самолет в 19.20. Меня ждет Вьетнам. В самолете с общением не повезло: в соседнем кресле сидел мужчина, который говорил только на иврите. По-английски знал несколько слов. Да, в общем-то, я не стала жалеть об утраченном общении. Только он всю ночь болтался, а потом: «Сорри» и будит меня. Я говорю; «Чендж, давай местами меняться». Он: «Ноу, ноу». Вот противный.

19.05.2016 В Хошимин прилетела в около 10 утра. Быстро прошла паспортный контроль и вышла из аэропорта. Меня сразу окатило влажным жаром, как будто я зашла в парную. Оставила рюкзак в камере хранения (за 4 часа 100 000 донгов). Улыбчивый вьетнамец пытался меня надуть, выставив цену 130 000, пришлось показать, как пользоваться калькулятором. Недалеко от аэропорта есть торговый центр, туда я и направилась. Цели было две: потратить время и хорошо пообедать, так как во всех ТЦ есть фудкорты. Первоначально я купила билет на рейс VietJetAir на 13:20, но рейс переносили три раза, сообщив мне об этом по электронной почте. В результате вылет передвинулся на 15:40. Дойти до ТЦ не простая дилемма: вроде он и напротив аэропорта, но прямой дороги нет, пришлось идти в обход. В ТЦ не было ничего интересного, побродила по магазинам и пошла обедать. Взяла супчик, вполне вкусный вьетнамский супчик. Мне кажется, что основа вьетнамской кухни именно супчики, рис и куча травы.

вьетнамский суп

Время пролетело незаметно. Забрала рюкзак из камеры хранения и пошла в здание аэропорта для внутренних вылетов. Улыбчивая девушка распечатала мне посадочный талон, и я проследовала в зал посадки. На посадочном талоне был указан выход 7. Когда я поднялась на второй этаж, у выхода 7 меня ждал сюрприз: на табло указана посадка из выхода 16. У выхода 16 табло гласило: выход 7. Полная неразбериха! В итоге рейс еще раз перенесли, посадка была с 14-го. Вот такая непонятная логика! Новенький самолет, симпатичные стюардессы. Летели час. В аэропорту познакомилась с Сашей и Наташей их Новосибирска, вскладчину взяли такси. Отель не обманул моих ожиданий: он оказался небольшим и уютным. Просторный номер с балконом (231 долл за 11 ночей). Я очень устала, но пришлось прогуляться, чтобы купить ужин. Выбрала блинчики, манго, на завтрак йогурт и напитки. Приняла душ, поужинала и спать…. Ура и еще раз ура! Я в отпуске!

17.05.2016 Проснулась от непонятной песни. Что это? Время 5:30 утра. Оказалось, что на улице через громкоговоритель транслируют гимн Вьетнама. Пора мол, вам граждане и гражданочки, вставать на работу. Но я-то в отпуске! Прикрылась второй подушкой и продолжила спать. Кстати в другие дни я уже не обращала на гимн внимания. Нячанг — небольшой курортный городок, выросший из рыбацкой деревни. Красивая набережная, масса маленьких кафе и ресторанов, магазинчики. Русских туристов здесь много, поэтому везде можно слышать русскую речь. На пути мне попалось агентство Альфа-тур. Приветливая девушка Алина рассказала мне про туры. Меня интересовал Далат. «О, выезд в Далат завтра утром! Гид — Александр, о нем много пишут на Трипадвисор, будет интересная экскурсия!». Я немного поколебалась и согласилась, о чем не жалею ни минуты. После обеда, когда спала жара, я пошла искупаться в море. Вода теплейшая, я даже зажмурилась от удовольствия. Как здорово — МОРЕ!!!

18.05.2016 Утром села в туристический автобус с соотечественниками, и мы поехали в Далат. Гид тут же выдал всем по бутылочке воды и начал рассказ о Вьетнаме. До Далата 131 км, но путь занимает три часа, если ехать без остановки. Дорога-серпантин. Мы проезжали живописные ущелья, останавливались полюбоваться их красотами. Побывали на кофейной плантации, посмотрели, как растет кофе, собрали немного уцелевших после толп туристов ягод, чтобы попробовать. Созревшие ягодки красного цвета, кисленькие на вкус, внутри зерна кофе. Потом побывали на дегустации кофе и какао.

Накупили всего! После этого отправились в храм иудаизма Као Дай. Это секта Единого Бога. Интересное местечко. При всем моем отвращении к сектантам (это личное), посмотрела с интересом. Эта секта объединяет несколько религий, использует идеи Льва Толстого, Жанны Д*Арк, Гюго, Пастера и даже дедушки Ленина. Основатель религии Нго Минь, бывший чиновник, который в 1878 г. Услышал голос Бога и понял, что на этом деле можно заработать гораздо больше, чем сидя в своей конторке. Кстати, в 1926 году религия была признана официальной и названа каодаизмом. Храм находится на холме, поэтому оттуда открывается отличная панорама Далата. Внутри храма довольно богатое убранство, позолоченный алтарь. Встретили несколько монашек и монахов, которые с удовольствием фотографируются с туристами.

Гид позвал всех в автобус, и мы продолжили путешествие. Наш путь лежал к храмовому комплексу Линь Фуок, который находится в восьми километрах от города. Пагода была построена в середине ХХ века, она украшена миллионами осколков битой посуды и даже бутылок. Причем осколки выложены не хаотично, а мозаикой. До сих пор сюда свозят битую посуду и стекло. На втором этаже одной из башен находится колокол желаний. Он имеет высоту более четырех метров и весь обклеен бумажками с желаниями. Причем желание должно быть не для себя и не про деньги. У каждого есть близкие люди, поэтому всегда найдется, для кого загадать желание. Я сразу вспомнила своих маму, Аленку и «фунтиков», двух любимых внуков. Желание надо написать на бумажке, приклеить клеем к колоколу и три раза ударить в него. Проделав эти нехитрые манипуляции, я поднялась на самую вершину пагоды, откуда открывался отличный вид на храмовый комплекс и окрестности. На каждом этаже — молитвенный алтарь. . В некоторых помещениях пагоды есть восковые фигуры основателя и монахов. Они сделаны настолько точно, что видны все морщинки и родинки. Первое впечатление, что монахи просто медитируют, настолько точно они воспроизведены. На второй фотографии просто рай! Нефритовые статуи Будды в центре, под большим деревом, восковые фигуры монахов по периметру, духовная музыка производят мистическое впечатление.

храмовый комплекс Линь Фуок
восковая фигура монаха
рай
"рай"

Рядом есть магазин, где продается шикарная мебель из дерева и изделия из камня. Около башни с колоколом стоит статуя Ботхисаттвы, украшенная миллионами бутонов бессмертника. Высота статуи 17 м. Время, отпущенное гидом, на самостоятельный осмотр заканчивалось, мы начали собираться около одного из кафе. Я попробовала местный йогурт. Сладкий, но приятный на вкус К этому моменту погода начинала медленно, но верно портиться. Кажется, дождь собирается! А впереди — подъем в горы на джипах! Джип во Вьетнаме — это наш УАЗик. Техника нам знакомая, надежная и проходимая. Прибыли на стоянку джипов, в это момент начался дождь. Но наш гид был готов и к этому. Выдал всем дождевики, и мы, похожие на Касперов, сели в машины и поднялись на самую высокую точку. На вершине облака плавали над смотровой площадкой, а в воздухе кружили сотни мотыльков! Зрелище необыкновенное!

Langbiang
Крейзи хаус

Наступило долгожданное время обеда. Несмотря на то, что нас подвозили на автобусе, набегались мы все-таки изрядно. Нас привезли в ресторанчик, где гид предусмотрительно достал ПЯТЬ бутылочек рома, и после обеда, толпа разрозненных туристов стала хорошей компанией. К слову сказать, все не выпили, часть оставили на ужин. После обеда мы отправились смотреть гостевой дом Ханг Нга в народе именуемый Сумасшедший дом. Владелица и архитектор — дочь второго советника дядюшки Хо. Получила в свое время образование в СССР. Идею построения такого дома навеяло творчество Гауди, хотя у Ms Nga свой неповторимый стиль. Крейзи Хаус работает как отель 3*и как музей. Строительство, начатое в 1990 году, продолжается до сих пор. Нам удалось посмотреть некоторые номера, мы ходили по крутым переходам через крыши, посмотрели комнату памяти родителей владелицы. В этой комнате всегда включен телевизор, как будто ее обитатели вышли и в любой момент вернутся…. При таком хитросплетении переходов, наверное, совсем непросто найти свой номер. Особенно вечером. И не дай Бог «подшофе»!

После осмотра этой необычной достопримечательности Далата, мы отправились к станции, от которой в центр города идет ретро-поезд. Прокатиться в нем было действительно в удовольствие. Сейчас у нас таких поездов уже не встретишь. Чувствуешь себя попавшей в иное время. Пришла проводница, раздала всем по бутылочке воды, прогудел сигнал отправления и мы тронулись. Тук-тук стучали колеса, за окном проплывали (именно проплывали) городские улицы.

знаменитый ретро-поезд в Далате

Наконец мы прибыли на старинный вокзал. Это прекрасный образец французской архитектуры, в зале ожидания — обтянутые кожей диваны, можно почувствовать запах старого дерева и дух необыкновенных приключений, который витает в воздухе. Мы посмотрели на старинные паровозы, побывали в вагончике-кафе, полюбовались на парочки женихов и невест. Во Вьетнаме есть традиция примерно за полгода до свадьбы делать фотосессию. Молодые нанимают фотографа, берут в аренду платья и костюмы, позируют на фоне достопримечательностей. При всем при этом вполне может случится так, что свадьба отменится. К примеру, гадалка не одобрит. Я на полном серьезе. Время летело быстро, приближался вечер, поэтому мы поехали заселяться в отель. Отель River Prince Hotel 4*. Очень красивый. У меня был просторный светлый номер с большой ванной комнатой. Перед ужином у нас был час свободного времени, поэтому я, не раздумывая, пошла в душ. Получила массу удовольствия, переоделась в чистенькую одежду и пошла на кушать. Ужин не обманул наших ожиданий, нам подали несколько перемен вкусных блюд. Знаменитое далатское вино и остатки рома для желающих. . Потом небольшая прогулка по городу в сторону ночного базара. Как же можно в Азии не сходить на ночной базар? Интересное зрелище представляют далатцы вечером: в пуховиках, теплых шарфах и головных уборах. Туристам и в футболках — не холодно))). А если бы они к нам на Север приехали, во что их одеть? У нас с Татьяной было желание привернуть в рок-бар, но ее супруг закапризничал, поэтому вернулись в отель. Усталость взяла свое, уснула я быстро. И никакая музыка из рок бара с улицы мне не мешала.

19.05.2016 Утро было солнечным и ничего уже не напоминало о вчерашнем дожде. Душ взбодрил меня, а вкусный завтрак с кофе доставил удовольствие. Наш путь лежал дальше. Автобус весело мчал навстречу всяким красотам и интересностям. Нас встретила деревня — история Далата, сделанная в тоннеле из глины.

глиняный тоннель в Далате

Очень впечатляющий способ рассказать о жизни людей, о событиях, которые происходили в деревне и в Далате. Мальчонка похож на меня? И, конечно, знаменитый поезд! Территория вокруг тоннеля очень красивая. Кругом огромное множество цветущих гортензий. Вообще Далат знаменит своими цветами. В городе выращивают цветы. Мы проезжали огромное количество теплиц с хризантемами и розами. Знаменит он также и Садом цветов. Остановились у канатной дороги. Небольшие вагончики доставили нас к пагоде Чук Лам.

храм

Это очень тихое и красивое место. К этой пагоде приезжает много паломников. У нас было достаточно времени, чтобы пройтись по тенистым дорожкам, полюбоваться красивыми цветами, посмотреть на черепашек и рыбок в небольшом пруду. Территория Территория занимает 24 га, причем два из них заняты строениями. Здесь есть школа буддизма, дом для паломников, пагоды, парки, водоемы. Не вся территория доступна для туристов. Люди приезжают сюда медитировать, поэтому для них есть специальные уединенные места. Но и на доступной территории много интересного. Погуляв, мы потихоньку начали подходить к парковке автобусов. Здесь есть сувенирная лавочка, а за воротами местное население продает всякую еду. Шашлычки из чего-то завернутого в какие-то листья (попробовала, вкусно), печеные батат и кукурузу, шашлыки из куриных сердечек. В десяти километрах от Далата находится перевал Пренн, рядом одноименный водопад.

Вокруг водопада разбит парк, там множество развлечений, можно покататься на слонах, страусах (кстати, без ограничения веса), можно пройтись по бамбуковому навесному мосту, покататься на лодке. Сюда мы и приехали. Гид рассказал и показал основные интересности парка и дал нам свободное время. В парке можно взять напрокат вьетнамский костюм (есть любые размеры), гулять по парку в этом костюме и фотографироваться. Я решила попробовать. Костюм выбрала быстро, девчонки выдали мне шляпу, зонтик и даже волосы украсили цветами. В такую жару меня хватило на небольшую прогулку и пару кадров.

в народном костюме

Я быстренько сдала костюм и пошла гулять по парку. Первыми мне на пути попались слоны и страусы. Желающих покататься было большое количество. Я в этом не участвую! На слонах я ездила в Тае, этим меня не удивишь, а страус глупая и агрессивная птица, неизвестно, что от нее можно ждать. Катание на страусах в других районах Вьетнама ограничивает вес седока 80 кг, здесь, как я уже писала выше, этих ограничений нет. Поэтому одна дама во вьетнамском костюме, весом примерно 120 кг, взгромоздилась на беднягу страуса. Я от изумления даже не включила фотокамеру. Страус на полусогнутых ногах проплелся полкруга. Потом ее попросили слезть, видимо все-таки пожалели бедную птичку. Гуляя я наткнулась на тир, где проводятся конкурсы по стрельбе из лука, самопального ружьишка и попадания футбольным мячом куда-то. Футбольный мяч я отмела сразу. Из ружья надо сбить маленький шарик, что с учетом конструкции ружья, мне показалось совершенно невозможным. При том, что я участвовала в соревнованиях по стрельбе в школе и университете. Выбрала лук. Целых ВОСЕМЬ попыток! И я попала «в яблочко»! За это я была награждена бутылкой вина. В оговоренное с гидом время мы встретились у автобуса и отправились к водопаду Датанла.

э сани, мои сани

Это большой трехуровневый водопад протяженностью 350 м. Спуститься к первому уровню можно на специальных санях, а можно пройти пешком. Но на санях интереснее. Однако особо не разгонишься из-за тех, кто спускается с черепашьей скоростью. Вокруг водопада — джунгли, но есть тропа, по которой можно подняться до третьего уровня. Я пробежалась до самого верха, но оказалось, что внизу красивее всего. На саночках я поднялась наверх. Компания наша потихоньку собиралась, мы ели вкусное мороженое и ждали остальных. Ну вот, два прекрасных дня в Далате заканчивались. Наш путь лежал в Нячанг. По дороге мы поужинали в живописном кафе, и нас развезли по отелям. Вечером я снова заглянула в Альфа-тур, чтобы узнать, что еще мне могут предложить. Я выбрала морскую прогулку к южным островам. По возвращении в отель я заметила, что исчезли мной постиранные льняные носки. Я подумала, что сама их убрала, и не помню. Поиски не заняли много времени, вещичек совсем мало. Носков я не обнаружила. Конечно, я не стала жаловаться на персонал, видимо, им нужнее…. Вообще мне было смешно.

20/05/2016 Позавтракала в номере заранее припасенными блинчиками, манго и соком. В 7 утра автобус забрал меня в обычном месте на углу третьей улицы. Гид — Александр, да, тот Александр, с которым мы ездили в Далат. Только пассажиры автобуса поменялись. Приехали в порт, немного подождали и сели на кораблик. Всем выдали спасжилеты, при этом Саша проследил, чтобы все их надели. Говорит, полиция оштрафует, если кто-то будет без жилета. Нас привезли на остров Хон Там. На острове отличный пляж, каскадные бассейны с морской водой. Я заняла местечко около бассейнов, так как в 11 часов должно быть танцевальное шоу. Рядом со мной оказались две сестры из Казани. Мы договорились по очереди ходить купаться, а оставшиеся будут присматривать за вещами. Я с удовольствием зашла в бирюзово-прозрачную воду и поплыла. Несколько раз мне показалось, что кожу что-то пощипывает, как бывает от крапивы. Не обращая на это внимание, я с удовольствием плавала. Потом пошли купаться девчата. Когда они вернулись, то спросили меня: вас тоже стрекали медузы? И тут я заметила, что вся в этих злощастных волдыриках. Ну ни одна медуза мимо меня проплыть не может! Все. Купание продолжилось только в бассейне.

на острове Хон Там

В 11 часов началось обещанное шоу. Девушки-вьетнамки исполняли разные танцы. Они очень пластичные, в ярких костюмах, радовали нас. После шоу я пошла прогуляться. Когда вернулась, то увидела, что на моем лежаке китаец. Спросила девчат из Казани: «Зачем пустили?». Они говорят, что даже ничего не успели сказать, как захватчик моего лежака улегся и сразу закрыл глаза. Для чего он это сделал — непонятно и смешно. Кругом было полно свободных мест. До времени сбора оставалось полчаса, я собрала вещи и пошла прогуляться и пофотографировать красоты ландшафтного дизайна. Действительно очень красивые клумбы, выстриженные деревья, малые архитектурные формы. Все создает атмосферу райского местечка. Я села на скамейку под тенью деревьев и заметила, что прямо за скамейкой необычный домик: он без крыши и стен, дверь открывается просто в пространство. Это как дверь в другой мир, загадка.

Зашла за скамейку, чтобы запечатлеть эту красоту. Когда обернулась, то увидела, что на ней сидит китаец, широко расставив ноги и заняв все пространство. Мой рюкзак он задвинул в угол. Кругом полно пустых скамеек! Может это у них дешевый способ заявить о себе? Или просто невоспитанность? Или за счастье с красивой женщиной посидеть рядом? Не знаю… Но повторной экспансии я терпеть не стала и жестами указала: «Иди, мол, отсюда!». Собрал шмотки и ушел. Этот случай меня рассмешил, как и предыдущий. Подошло время встречи с гидом. Мы сели на кораблик и поплыли в рыбацкую деревню. Раньше рыбаки жили в плавучих домах с семьями, сейчас они только работают там. Обычно стоит домик на понтонах и вокруг много садков, в которых разводят рыбу, мидий и других морских гадиков. Нас высадили на один из таких плотов, на котором была оборудована столовая. По узким дощечкам мы ходили между садками и смотрели на их обитателей. Потом нас ждал обед. Вкусно, но довольно скромно.

в рыбацкой деревне

Дальше наш путь лежал к рифам, где обещали снорклинг. Гид сразу предупредил, что красот Красного моря мы здесь не увидим, но несколько рыбок гарантировал. Так и было. Смотреть особо не на что. Рядом был остров с диким пляжем. Там просто настоящая помойка! Все завалено хламом, мешками и бутылками. Может рыбаки свозят туда свой мусор, не знаю. Путешествие закончилось, мы снова в порту. Сели в автобус, и нас развезли по отелям. Я купила на ужин рыбу в ресторане Космос. Очень вкусно! Интересное местечко. Все в черных тонах, видимо символизирует вселенную. В интернете этот ресторан часто критикуют на Трипадвисоре. Хозяин на плохие отзывы отвечает не стесняясь в выражениях. Интересно почитать. Но мне повезло, рыба была вкусной. В ресторане я ужинать не стала, взяла все домой. По пути запаслась фруктами и купила блинчики на завтрак.

21/05/2016 Утро, как обычно, началось с гимна. Отработанным движением я накрыла голову второй подушкой и еще немного поспала. Позавтракав, пошла на море. Волны не было, море чистое и красивое. Искупалась, погуляла по берегу, и когда началось пекло, вернулась в отель. Сидеть в номере не хотелось, поэтому я пошла на автобусную остановку, села на автобус № 4, который за двадцать минут примчал меня к Чамским башням. Чамские (иногда Тямские, По Нагар) башни — останки древней цивилизации, которая была на этой территории до вьетнамцев. Башни находятся на холме, откуда открывается живописная панорама на город и реку с множеством рыбацких судов.

По Нагар действующий храмовый комплекс. Он построен из специального кирпича, который хорошо

Чамские башни
народные промыслы

представить жрецов, проводящих обряды под светом факелов. Мистическое место. По ступенькам поднялась к храмам. Лестница — новострой, сделана для туристов. Старая лестница тоже сохранилась, но она закрыта. Заходила внутрь сооружений. Очень жарко и душно, внутри стены черные, небольшое пространство с алтарем. Есть подставка для жертвоприношений, но на ней установлены лингамы (каменные фаллосы) — символы мужской силы, космического созидания и обновления жизни. Большинство вьетнамцев не придерживаются какой-либо религии, хотя на территории страны есть разные конфессии. Французы оставили после себя католицизм, есть буддисты, каодаисты. Но абсолютно все вьетнамцы верят в духов. Поэтому здесь, в чамских башнях, можно встретить буддистов, индуистов и верящих в духов. На территории есть маленький музей, где в фотографиях показаны этапы восстановления памятника, представлены несколько каменных скульптур того периода и костюмы чамов. До ХV века чамы занимали большую часть территории Вьетнама, но потом были повержены и почти полностью уничтожены. В настоящее время потомков чамов осталось несколько тысяч человек, большая часть которых поживает на территории Камбоджи и южного Вьетнама. В Дананге есть музей чамской цивилизации, это, пожалуй, большее, что от нее осталось… Около храма есть сувенирные лавки, где можно купить, сделанные из глины макеты башен, за ткацким станком сидит девушка, которая на глазах туристов ткет небольшие полотна, из которых шьет на продажу сумочки и кошельки. Есть столовая для паломников, кафе, магазинчики, где продают картины. Выйдя за ворота, увидела сладкую парочку — жениха с невестой, которые приехали на фотосессию. Полюбовалась на них, и решила немного прогуляться. Прошла по мосту, потом по улице, по маршруту следования своего автобуса. Время было обеденное, поэтому зашла в местную столовую. Хозяйка была удивлена, это не туристическое место. Я выбрала фаршированных кальмаров, зелень, рис. Мне еще налили супу. И все это за 20 000 донгов (наши 60 руб.) Было вкусно, но одолеть такое количество еды я не смогла. Кстати, столовка довольно чистая, видимо хорошая хозяйка. Прошла по улице до второго моста, наблюдая за жизнью, которая кипела вокруг. Встретила еще одну свадьбу, уже настоящую, а не фотосессию. Кстати, о свадьбах. Они проходят во Вьетнаме совсем не так, как у нас. У нас это праздник на три дня, у вьетнамцев все занимает три часа. Приглашают как можно большее количество гостей, подарки принято давать деньгами (от 5 до 20 долларов), при этом записывают, кто и сколько дал. Это для того, чтобы, если этот человек тебя пригласит на торжество, подарить не меньше. Разносолов на столе нет, могут угостить всех лапшой быстрого приготовления. После второго моста я села на автобус и поехала в отель. Вечером на прогулке пришлось зайти в аптеку и купить мазь, так как укусы медуз или планктона, не знаю точно, сильно чесались. Мазь помогла. Кстати, хозяйка аптеки хорошо говорит по-русски, поэтому проблемы объяснить, что мне нужно, не возникло. Здесь же я разменяла доллары на донги, в аптеке хороший курс. Деньги меняют почти везде: в аптеках, магазинах, турагенствах. Банки есть, но как-то не попадались на пути, а обменников в чистом виде не видела. Погуляла немного по городу, сходила на ночной базар, который меня не впечатлил, на обратном пути забрела в кварталы для местных, пришлось выходить по навигатору. Поужинала в номере, посмотрела телевизор и легла спать.

22/05/2016 Утром сбегала на море. Наплавалась в удовольствие и вернулась в отель.

вышивки местных мастериц
Вьетнам

Постояла под душем, переоделась и пошла на автобусную остановку. Мой путь лежал в центр города к кафедральному собору. Собор построен на холме, территория в 4,5 тыс. метров была расчищена французскими минерами. Собор строился в течении 6 лет, был освящен в 1934 году, но окончательно закончен в 1935, когда на башне были установлены часы. В соборе расположена резиденция Епископа Нячанга. Мне повезло: когда я приехала к собору — шла служба. Довольно большое количество верующих собралось в храме. Прекрасная акустика позволила насладится пением церковного хора. Немного странно было наблюдать за тем, что священник, читающий проповедь, был одет в официальный костюм с галстуком. В соборе чувствуется необыкновенный покой, который контрастирует с хаосом вьетнамской жизни. Из уважения к верующим я не стала фотографировать внутри собора, решив вернуться сюда еще раз.

католический собор в Нячанге

Выйдя из собора, тут же на площади взяла такси и поехала в местный супермаркет Биг С. Я всегда стараюсь посмотреть крупные супермаркеты, так как они могут поведать массу интересного о жизни и быте людей. Кроме того в крупных ТЦ обычно всегда есть фудкорт, где можно бюджетно и вкусно перекусить. Биг С в Нячанге находится в 5 км от центра города. Честно говоря магазин меня совсем не впечатлил. Подошло время обеда и я пошла на фудкорт. Понаблюдала за местными, что они едят. Обычно эта еда оказывается самой вкусной. Выбрала себе интересное блюдо. На небольшой горелке стоит миска. В ней чего только не наложено: какая-то трава, креветки, фарш, гребешки, рыба и еще что-то, что я не смогла опознать. К этому подают тарелочку с рисовой лапшой, пиалу для бульона и соус из перца. Варится 5 минут! Мечта жизни — супчик за пять минут. И не надо стоять у плиты около часа. Надо взять на вооружение. Похлебка получилась вкусной. Я с удовольствием пообедала.

Ко мне подходили соотечественники, интересовались, что я ем. Но сами заказать не рискнули, взяли что-то в KFC. На самом деле я думаю, что местная еда все равно лучше, чем фастфуд. Пообедав, я вернулась в отель. Вечерние планы возникли спонтанно. Я решила съездить в парк Винперл. Тем более, что начиная с 17 часов стоимость билета падает в цене в два раза. Села на автобус и встретила там девчонок, с которыми познакомилась на южных островах. Они очень обрадовались нашей встрече, потому что чувствовали себя не очень уверенно в этом небольшом вояже. А мне было просто веселее. Автобус приехал к станции канатной дороги. Мы купили билеты по 300 000 донгов. Так как мы приехали чуть пораньше, то нам не пришлось стоять в очереди, и мы довольно быстро сели в кабинку. Канатную дорогу в Нячанге видно почти из любой точки. Ее высота, в зависимости от уровня, достигает от 5 до 70 метров. Это самая длинная канатная дорога, которая проходит над морем. Ее протяженность составляет 3300 метров! Кабинка вмещает 8 человек, но мы ехали вшестером.

27/06/2016 Утром спустилась к ресепшен, рассчиталась за отель. Вышел хозяин отеля Денни. Мы познакомились. Он угостил меня кофе, я подарила ему магнитик «Сыктывкар». Денни сделал мне 30% скидку на трансфер. На хорошей машине с кондиционером водитель привез меня в аэропорт. В международном терминале стояла очередь в шесть рядов! Но я лечу из местного. Поэтому регистрацию прошла сразу и поднялась на второй этаж. В этот раз рейс не переносили, и через час я была в Хошимине. Сразу пошла к автобусу, спросила, могу ли я на нем доехать до своего отеля. Получила утвердительный ответ. Он петлял по улицам, я смотрела на город, иногда поглядывала на навигатор. Наконец водитель остановил автобус и показал куда мне идти. Отель оказалса в середине небольшой улицы. Кругом множество кафе, магазинов, туагенств. Номер мне дали на втором (по-нашему 3-м) этаже. Я заранее знала, что большинство номеров в гостиницах Хошимина без окон, поэтому была готова к этому. Номер небольшой, но уютный. Проводной интернет не работал, поэтому мне прислали сотрудника в помощь. Он ничего не смог настроить, но зато подключил Wi-Fi к ресепшен. Там была отличная скорость, так что я осталась довольна. Приняла душ, переоделась и пошла на разведку. Мои планы нарушил дождь. Так как я не взяла зонт, пришлось вернуться в отель. Через некоторое время уже с зонтом вышла на улицу. Был настоящий ливень. Заскочила в ближайший магазин, купила дождевик и пошла искать ночной рынок. Было темно, сильный ливень. Мотоциклисты на дороге в масках, касках и дождевиках выглядели как инопланетяне. Перейти дорогу в Хошимине — целое приключение, так как правил дорожного движения нет вообще! А перейти дорогу в темноте и под дождем еще интереснее. Но я справилась. Тут обнаружилось, что на карте исчез маршрут и нет метки, где расположен рынок. Пришлось спрашивать дорогу. Побродив полчаса я нашла ночной рынок. Народу там было мало: как продавцов, так и покупателей. Всех распугал дождь. Поэтому я вернулась в отель.

28/05/2016 г. Утром проснулась и пошла завтракать. Завтрак в отеле по меню и есть небольшой шведский стол. Голодной не останешься! Подкрепилась и поднялась к ресепшен. Девушка, представитель турагентства дала мне буклет с описанием экскурсий. Здесь в Хошимине нет русскоговорящих агентов, поэтому английский переводчик и язык жестов в помощь! Также она снабдила меня хорошей картой города, где указаны все достопримечательности, сказала примерную стоимость такси, если я соберусь ехать. Предупредила, что у таксиста надо сфотографировать удостоверение, чтобы потом не возникли проблемы с расчетом. Также рассказала, что сумку и телефон надо хорошо держать в руках, так как бывают грабители на байках. Очень милая девушка! Я взяла в номере рюкзачок с зонтиком, воду и пошла смотреть достопримечательности Сайгона. По пути в сквере увидела как проводится детский праздник. Посмотрела конкурсы, концерт. Буквально через дорогу находился рынок, к которому вчера я шла окольными путями. Это примерно 600 м от отеля! А я вчера обошла пять кварталов. Прошла мимо рынка, пару кварталов до оперного театра. Оперный театр находится рядом со зданием городского совета. Это бывший Отель де Виль. Напротив — памятник Хо Ши Мину. Оба здания построены французами. Очень красивые здания! На площади встретила заблудившегося серба, подсказала ему дорогу. Погуляла по площади и заметила торговый центр. Вод где я отдохну от жары! Я погуляла по ТЦ, спустилась на фудкорт, поела вкуснейшего мороженого и продолжила свой путь. Несколько кварталов и вот я уже стою перед собором Нотр-Дам и зданием Центрального почтампа.

Почтамп
Нотр-Дам в Сайгоне
фотосессия свадьбы

Зашла в здание почтампа. Это просторное здание с высокими сводами, напоминающее вокзал. Настоящий храм почтовой связи! В центре -портрет Хо Ши Мина. Туристов много, все желают оправить открытку домой. Деревянные скамейки, кабинки для перговоров, пол выложен мозаичными плитками, где изображены карты города и региона. Все это великолепие освящается шикарными люстрами. В киосках можно купить марки и сувениры. Так как марки во Вьетнаме не клейкие, радом стоят баночки с клеем. Здание было построено по проекту французского архитектора Гюстава Эйфеля в 1886—1891 гг., да, того самого Эйфеля — отца знаменитой башни в Париже! Рядом с почтампом в центре площади находится собор Нотр-Дам. Собор был построен во время французского правления. Сначала церковь была возведена (в 1863 г.) из дерева, но ее уничтожили термиты. Тогда решили построить храм, который затмит все буддистские. Материалы для строительства завозились из Европы. Например красный кирпич из Марселя, витражи из Шартра. Проект принадлежит зодчему J.Bourad. Его строили в течении шести лет с 1877 по 1883 год. Звонница имеет шесть колоколов, которые соответствуют определенным нотам. Исключение составляет нота «фа». В будние дни звучит один колокол, в выходные — три, все шесть колоколов можно услышать только в Рождество. Первоначальное название храма — Церковь Сайгона, но в 1959 г. епископ Фам Ван Тхиен переименовал его в Нотр-Дам. В 1962 году Ватикан провел церемонию помазания, после этого собору даровали звание Базилики. Внутри интерьер довольно скромный, но очень красивые витражи и беломраморный алтарь в центре. В зале прекрасная акустика, звуки органа и пение во время богослужения производят огромное впечатление. Впереди собора находится небольшой парк со статуей Девы Марии. Говорят, что в 2005 году статуя заплакала, что вызвало небывалый поток туристов, желающих прикоснуться к ней. Собор — популярное место для фотосессий женихов и невест. Мне тоже встретились такие парочки. Недалеко от собора находится Дворец воссоединения. Это Дворец бывшего президента Южного Вьетнама. В 1962 году после бомбежки здание было почти полностью разрушено, президенту удалось спастись. Через четыре года здание восстановили, но в 1975 году его разрушила северо-вьетнамская авиация. К сожалению я подошла во время обеденного перерыва, поэтому здание было закрыто. Ждать я не стала и пошла к музею жертв войны.

музей жертв войны

Но и там начался обед! Напротив музея — небольшое кафе, куда и потянулись все туристы. Я с удовольствием пообедала, наблюдая за окружающими. Так прошел час. Музей открыли. На территории всякая боевая техника, самолеты. В здании экспозиция представлена фотографиями. Самое жуткое зрелище — фотографии детей калек, уродов и фотографии военных лет. Не передать словами весь ужас того, что запечатлили на фотобумаге… Я с трудом досмотрела эти страшные свидетельства войны, которая была совсем недавно. Рядом с основным зданием клетки, вкоторых содержали пленных вьетнамцев, гильотина…. С грустными мыслями я вышла с территории музея. До отеля решила пойти пешком. На пути попался небольшой рынок. Тут я увидела как делают теннисные ракетки. Парень разрешил сфотографировать его за работой.

местные ремесленники

Было жарко, а в жару у большинства вьетнамцев сиеста. Они спят даже на байках, и вообще в любом месте! Наконец я добрела до отеля. Спасительный душ и баночка холодного Швепса — вот что мне надо в первую очередь. Теперь настала очередь массажа для ног. Около салона массажа, расположенного на первом этаже отеля было два администратора. Шустрый молодой человек и полусонная девица. Парень решил отлучиться, и дал указание девушке направить меня к первому освободившемуся массажисту. Но она что-то напутала, и меня уже усадила, а мастера нет. Тогда ей сказали налить воды в таз, чтобы я распаривала ноги. Идет это чудо с тазом, и слюни в него капают. Вообще непонятно. Может слабоумная какая. Я попросила воду заменить. Тут пришел массажист, девица принесла воду. Кипяток! Точно болезная. Сделал массаж, но удовольствие было подпорчено. Администратор просил чаевые, я не оставила, и понятно почему. Но все равно силенок прибавилось, поэтому решила сходить в супермаркет и по пути купить ужин. К супермаркету шла через парк. Вечером народ занимается гимнастикой, танцами, катаются на роликах. Рядом с парком стоял слипинбас -двухэтажный автобус для дальних переездов со спальными местами. Наконец я дошла до рекомендованного мне девушкой-туроператором магазина. На втором этаже — вещи, ничего особенного, рыночный ассортимент. На первом — продукты. Народу полно, очень оживленно. Купила всяких вкусняшек и пошла к выходу. Смотрю: народ толпится. Решила посмотреть, что там. Не успела подойти, как мне протянули стаканчик бесплатного мороженого. Этот магазин с социальными ценами, чем и объясняется суета-сует. На обратном пути зашла в еще два супермакета. Никого народу, цены заоблачные, продукты не свежие. Около отеля купила ужин и напитки.

29/05/2016 Утром позавтракала в отеле, потом подошла к ресепшен с билетом на экскурсию. Молодой человек проводил меня к автобусу. Когда тронулись, гид решил сделать перекличку по странам. Вот наш состав: Новая Зеландия, Австралия, США, Канада, Китай, Вьетнам, и только я одна — представитель нашей могучей державы. Гид исполнил для меня песню «Катюша», пришлось немного подпеть, так как не все слова он выговаривал. Ничего, что пою я плохо, главное — не стесняюсь. Хуен рассказывал нам по пути про войну во Вьетнаме, про то, как были построены тоннели Кучи к которым мы направлялись. Ехали почти два часа. Перед остановкой он что-то лопотал про москитов. Я поняла, что в лесу комары. Думаю, ты наших еще комаров не видел! Вышли из автобуса, я пошла припудрить нос, а когда вышла, вижу, что гид бегает вокруг нашей группы и бормочет: «Москитос, москитос!» Тут все начали брызгать и мазать на себя репелленты. У меня с собой ничего не было, поэтому я и еще несколько человек пошли и купили мазь. Кстати, гораздо дешевле, чем у нас. Намазалась. А толку на такой жаре! Все тут же с потом стекает. Мы не втретили ни одного москитоса!!! Пошли смотреть тоннели. Сначала нам показали документальный фильм про войну, про то как вьетнамский народ боролся с американской агрессией. Кстати, упоминали про помощь России. После этого показали ловушки для американских солдат, тоннели, быт бойцов. Туристический отрезок тоннелей Кучи — лишь небольшая часть от многокилометровой сети тоннелей, вырытых вьетнамцами. Начало подземным городам было положенов 50-х годах прошлого века. Рыть их начали участники сопротивления Вьет Минь, которые боролись с французскими колонизаторами. Жители окрестных деревень тоже внесли свою лепту. В конечном итоге все куски объединили в целую сеть. Под землей существует несколько уровней — этажей, где располагаются жилые помещения, кухни, госпитали и склады. Что на самом деле представляют собой тоннели нам, иностранцам, вряд ли когда расскажут… В годы американско-вьетнамской войны тоннели стали базой Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. Там скрывалось больше 18000 партизан. Несколько раз этот участок становился зоной ковровых бомбардировок. Американцы сбрасывали в зону Тоннелей Кучи бомбы, напалм и ядовитый Agent Orange.

В 1966 и 1967 гг. янки предприняли две крупномасштабные операции по зачистке тоннелей. Было создано специальное подразделение из низкорослых солдат, но и они не могли ничего сделать. Поэтому найденные ходы минировали. Я прошла небольшой отрезок с согнутой спиной вполуприсядку Удовольствие еще то. А ведь для туристов тоннели расширили. Недалеко на полянке есть тир, где за дополнительную плату можно пострелять из различного оружия. К сожалению, нам на это не хватило времени. К 14 часам мы вернулись в Хошимин. Я пообедала и пошла прогуляться, небольшой шоппинг. Взяла такси (сфотографировала удостоверение водителя), доехала до собора Нотр-Дам, рядом расположен торговый центр. Побродила по магазинам, цены — заоблачные. Пошла в другой магазин, рядом с городской администрацией. В супермаркете купила бутылочку корейского вина. Интересно, что же пьют кореянки. Судя по этикетке вино — фруктовое для женщин. Немного неудачно сфотографировала. Кроме цитрусовых на этикетке корейская девушка. Купила вяленое манго и сухую рыбу, кофе, чай с жасмином и пошла в отель. По пути запаслась ужином. Ноги гудели, поэтому решила сходить на массаж. Прошлась по улице, там полно зазываек с буклетами. Нырнула в один из переулков, вот подходящий салон. Цена за час такая же, как в других за полчаса. Я не была разочарована. Девчонка честно отработала свои деньги. Тут и чаевых не жалко! Теперь меня ждал вкусный ужин с дегустацией. Ну что я вам могу сказать, дорогие товарищи: Швепс улучшает вкус любого напитка, в том числе корейского вина для женщин! Так закончился последний день в Хошимине. Завтра домой.

30/05/2016 Полет прошел хорошо. Рядом сидел парень — гид Анекса. Мы болтали о путешествиях всю дорогу. Он вначале подумал, что я тоже гидом работаю. Приятно! Но работу я люблю свою, а путешествия — хобби. Как говорил Марк Твен; «В старости будем жалеть только о том, что мало любили и мало путешествовали». Надо стремиться к тому, чтобы ни о чем не жалеть….