Турист Евгения К (user385840)
Евгения К
была 9 апреля 18:53

Казань, Хвалынск, Саратов, Астрахань, Дербент + 2 города — Россия Сентябрь 2021

ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ. ДЕРБЕНТ. Это одно из путешествий в пандемию, которая накрыла мир в 2020 году, закрыла границы между странами, научила нас держаться от посторонних людей подальше, носить маски и дезинфицировать руки. Такой бредовой ситуации не мог придумать ни один фантаст, и, тем не менее, она произошла. Обычно я путешествую одна, обычно езжу в страны Азии, но во время пандемии таких возможностей нет. Поэтому, когда моя подруга Анна предложила интересный план двухнедельного путешествия на машине из Казани в Дербент, я с удовольствием согласилась. Многие знакомые довольно скептически отнеслись к нашей идее: 2100 км на машине, две женщины, Дагестан. Над каждым словом висела фраза: «мало ли что…" Но взрослые девочки имеют свою голову на плечах, поэтому было решено ехать в сентябре.

03.09.2021 В 10 утра я села на автобус до Казани. Было две пересадки: в Кирове и в Йошкар Оле. В Казань прибыла в 22:30, заселилась в хостел География Казань (не хотела ночью ехать к Анне).

04.09.2021 Встреча с подругой запланирована на вечер, поэтому нужно где-то провести день. Погода была холодная, ветреная, иногда с дождем, поэтому я решила пойти в торговый центр. Там тепло, и время летит незаметно. Я сдала чемодан в камеру хранения хостела до вечера. До ТЦ всего 3,5 км, поэтому отправилась пешком. Проходя мимо филармонии, с удивлением обнаружила афишу с анонсом выступления Государственного ансамбля песни и пляски Республики Коми «Асъя Кыа». Единственная покупка в этом шоппинге — трикотажная шапка. На улице холодно, а свою шапку я оставила дома. Утеплившись, следую к зданию Татарского государственного театра кукол «Экият». Это крупнейший и один из самых старых в России театров кукол. Название переводится с татарского — «сказка». Здание выглядит действительно волшебно: множество башен, как в сказочном замке. Инициатором строительства был Минтимер Шаймиев. Театр возводили 3,5 года, строительство обошлось бюджету 1 млрд 300 млн рублей! В театре есть музей, к сожалению, посетить его не удалось, так как здание ремонтировали. Это не помешало сделать отличные фотографии. Рядом есть интересный скверик с малыми архитектурными формами. Совсем недалеко от театра, буквально на соседней улице, находится татарская стилизованная деревня Тулан-Авалым. Очень красивый уголок деревенского быта. Здесь можно сделать фото в исторических костюмах, посетить ремесленные и кулинарные мастер классы, музей Мишкин дом. На территории есть также ресторан национальной кухни. Я с удовольствием прогулялась по территории, полюбовалась изделиями мастеров и сделала несколько красочных фотографий. Дальше я с прошлась по улице Петербуржской. Она плавно переходит в улицу Баумана. Сколько раз бываю там, всегда находится что-то, чтобы меня удивить. В этот раз я встретила настоящего, просто волшебного, шарманщика. До этого я никогда не видела действующую шарманку! И сам шарманщик оказался очень колоритной фигурой. Прохожих просто завораживали звуки нежной музыки и танцующая фарфоровая балерина. По пути в хостел послушала уличных певцов и встретила почти настоящего ангела. Я вернулась в хостел, передохнула до встречи с Аней. После 19:00 она за мной заехала, мы сгоняли на дачу, поехали ужинать и готовиться к отъезду.

татарская стилизованная деревня Тулан-Авалым.

05.09.2021 После завтрака выехали в 7 утра. Нам предстоял путь до Хвалынска. Это первая остановка по маршруту. Расстояние 462 км. Когда мы ехали по территории Татарстана, то видели, что стволы деревьев, посаженных вдоль трассы, выкрашены в белый цвет. Аня считает, что это — «татарский гонор», в хорошем смысле. Меня все-таки заинтересовал вопрос: зачем красят стволы? Гугл в помощь! Оказалось, что эта традиция сохранилась со времен ВОВ. Когда машины, передвигаясь ночью, не могли включать фары, чтобы не обнаружить себя. Водители ориентировались на окрашенные стволы деревьев. Мы проезжали необыкновенные ландшафты: очень красивые холмы, леса и бескрайние поля. С Татарстаном граничит Ульяновская область, миновали Ульяновск, а потом Сызрань (Самарская область). Мимо этих городов проехали по объездным дорогам. Издалека города смотрятся, как промышленные. На самом деле так и есть. Однако думаю, что у каждого из этих городов своя богатая история. Ульяновск (бывший Симбирск) известен не только как родина дедушки Ленина. Он образован в 1648 году Богданом Хитрово по указу царя Алексея Михайловича для защиты восточных границ от набегов кочевых племен. Сызрань получила статус города в 1796 году, хотя годом основания считается 1683 г., археологические раскопки дают основания предполагать, то еще 3,5 тыс. лет назад в этих местах жили люди. В Сызрани более 30 крупных промышленных предприятий, в основном это нефтепереработка, химический и машиностроительный комплексы. Спустя 7 часов мы прибыли в Хвалынск. Хвалынск находится в Саратовской области, он основан в 1556 году. Известен как яблочный край и родина художника К. С. Петрова-Водкина. Да, того самого, что известен всем картиной «Купание красного коня» и др. В 1905 году семья художника купила здесь дом. Это очень красивое бревенчатое здание, сохранившееся по сегодняшний день. Сегодня здесь находится музей художника. Об увиденных достопримечательностях напишу чуть позже. Мы заселились в гостиницу «Хвалынская жемчужина» 4*. Райское местечко! На территории есть небольшой яблоневый сад, беседка, увитая виноградом. Кроме основного корпуса, домики из калиброванного бруса. Со стороны фасадной части здания — отличный ландшафтный дизайн. Садовник, который это задумал — настоящий художник! Напротив основного здания строятся термы. Номер оказался очень комфортным с выходом на веранду, откуда открывался вид на гору, где в зимний сезон горнолыжная трасса. Мы чуток передохнули и направились в сторону горы. Аня говорила, что видела там сурков. Было интересно посмотреть на них близко и в дикой природе. Но, увы! Из-за строительных работ, ведущихся на склоне, сурки покинули это место. Мы видели пустующие норы, и слышали один раз их клич, но не увидели ни одного сурка. Зато поднялись на самую вершину. Оттуда открываются совершенно фантастические по своей красоте виды: город окружают сады, а у могучей Волги едва видно другой берег, такая она широкая в этом месте. Спустившись с горы, зашли в кафе и взяли ужин на вынос. Теперь нам требовался релакс. И мы направились в термы, расположенные рядом. Это комплекс: здесь есть хамам, сауна, бар, СПА-процедуры и бассейн с теплой водой под открытым небом, рядом горнолыжная трасса (зимой), гостиница, шале и собственная крафтовая пивоварня. Площадь бассейна 300 кв.м, а температура воды поддерживается на уровне 30–35 градусов. Какое наслаждение плавать в теплой воде, и балдеть от гидромассажа после длительного времени в пути! Мы провели в термах два часа до темноты. Только представьте: лежишь на спине в бассейне с голубой водой, а над тобой переливаются тысячи звезд! А если закрыть глаза, то можно представить себя в водах какого-нибудь теплого моря. Можно, держась за край бассейна, наблюдать закат над Волгой и волшебные облака, меняющие свой цвет от нежно-розового до пурпурно-сиреневого. Насладившись вдоволь всеми процедурами, мы поехали в гостиницу, где накрыли себе стол и поужинали.

06.09.2021 Утром, в ожидании завтрака, вышли прогуляться по берегу Волги. У отеля есть свой собственный пляж. Мы сделали несколько красивых фотографий и полежали на скамейках, нежась под лучами утреннего солнца. Завтрак, включенный в стоимость проживания, не обманул наших ожиданий: капучино, вкусная каша, блинчики со сметаной и немного варенья из абрикосов, сваренного на кухне отеля. После завтрака отправились смотреть достопримечательности города. Прошлись по набережной, потом посетили Крестовоздвиженскую церковь, построенную в 1914 году по проекту архитектора Ю. Н. Терликова. Рядом находится музей К. С. Петрова-Водкина.

В этом небольшом городе есть большое количество старинных домов, которым более 100 лет. Некоторые из них охраняются государством, как памятники архитектуры. В каких-то из них живут люди, где-то расположены учреждения, школы, в одном из таких зданий гостиница. Думаю, немного сохранилось мест, где на сравнительно небольшом пространстве сохранилось одновременно столько старины. В Хвалынске какая-то своя особенная атмосфера: тишина, размеренность. Кажется, что сейчас из-за угла выедет карета, запряженная тройкой лошадей, или на набережную выйдут барышни в кринолинах… Пришло время проститься с этим чудесным городом.

Навигатор повел нас в сторону трассы. В деревне Алексеевка мы увидели красивый храм. Остановились и прошли на территорию. Оказалось, что это — Иоанновский женский монастырь. Монастырь и церковь — полностью новодел. Очень красивая территория, много цветов, церковь красиво расписана, в пруду плавают разноцветные рыбки. Когда я стояла под сводами полуразрушенной церкви 1735 г. постройки в деревне Шуран (Татарстан), я чувствовала всю мощь и необыкновенную энергетику места. Ощущение благоговения в новом монастыре так и не пришло….

Через несколько километров после Алксеевки мы выехали на трассу. Наш путь лежал в Саратов. В Саратов мы приехали после обеда. Заселились в гостиницу Словакия 3*. Это многоэтажное здание рядом с набережной. К сожалению, набережная сейчас на реконструкции, поэтому увидеть ее не удалось. Гостиница довольно старая, но нам повезло — заселили в отремонтированный номер. По стоимости не намного дешевле Хвалынской жемчужины, по комфорту — на порядок ниже. Но у всего есть плюсы: отличное расположение, хороший завтрак и вид из окна на мост через реку. Мы оставили вещи в гостинице, и пошли прогуляться. Аня — частый гость в Саратове, поэтому мы не тратили время на поиски интересных мест. В Саратове очень красивая старинная архитектура. Здесь можно встретить различные архитектурные стили: классицизм, модерн, барокко, готику. Свой нынешний вид город приобрел вначале XIX в., когда деревянные постройки заменяли каменные строения. Облик некоторых улиц напоминает улицы Санкт-Петербурга. Город основан в 1590 году на месте золотоордынского городища. Статус губернского получил при Екатерине II в. 1780 году. Название города предположительно произошло от тюркско-татарского названия Соколовой горы («сара тау»). Это только одна из гипотез, по сей день точное происхождение названия не известно. Как и в каждом городе, в Саратове есть достопримечательности, являющиеся визитной карточкой города. Например, здание консерватории. Здание было построено в 1902 году по проекту архитектора А.Ягна для размещения музыкального училища. Однако первоначальный вид здания не понравился горожанам. Тогда городская дума объявила конкурс проектов на улучшение внешнего вида здания. В конкурсе победил проект С. А. Каллистратова. Здание приобрело вид замка в южно-немецком готическом стиле. Башни и стрельчатые окна придают достаточно громоздкому сооружению воздушность. Фасад украшают совы, поющие химеры и виноградные гроздья. Анна пересказала мне другую историю строительства этого здания. Она отличается от официальной, но тоже интересная. Некий купец решил построить здание консерватории, но собственных средств на строительство ему не хватило. Тогда он обратился к пяти богатым горожанам за помощью, но ему отказали в средствах. Деньги были каким-то образом изысканы, здание достроено. Отказавших купцу в помощи горожан изобразили в виде химер на фасаде. Напротив здания консерватории — памятник Н. Г. Чернышевскому. Среди жителей города были и другие, кто являлся образцом служения людям. Одним из них был городовой Василий Гришин. Для снабжения жителей города чистой водой он проложил на свои собственные средства деревянный водопровод от родников со склонов Лысой горы до города. Сейчас на улице Октябрьской стоит скульптура городового, созданная на благотворительные средства скульптором С.Кириным. Мы прогулялись по проспекту Кирова, который является пешеходной улицей. Здесь, в отлично сохранившихся исторических зданиях, на первых этажах расположены кафе, рестораны и магазины. Есть несколько мини-памятников из бронзы. Например, увековечен влюбленный паренек с букетом цветов из культового фильма «Дело было в Пенькове», вышедшего в 1953 году. Мы увидели лоток с вареной кукурузой, и не смогли отказать себе в удовольствии полакомиться ею. Начинались сумерки, и мы направились в сторону гостиницы. По пути попалась интересная католическая церковь. Быстро темнело. Город засветился разноцветными огнями. Полюбовались красивой подсветкой моста, сходили в магазин за ужином и легли спать. Мы даже не представляли, насколько тяжелым окажется для нас завтрашний день.

Великолепный Дербент

07.09.2021 Прекрасно позавтракали в гостинице Словакия. Завтрак — шведский стол. Отличный выбор блюд, приготовлено все вкусно. Снова в путь! Следующая остановка планируется в Ветлянке. Аня забронировала номер в домике на базе отдыха. Судя по фотографиям в Букинге, место красивое, на берегу реки. Нам предстояло проехать 614 км. Самым нудным был Волгоград. Объездной дороги нет, город тянется почти на сто км. Дорога, по которой идет транспорт, загружена и плохая. С учетом того, что ехали в пробке, решили не заезжать к монументу Родина-мать. Издалека видели огромный памятник В. И. Ленину и арку 1-го шлюза Волго-Донского канала. Мы с облегчением вздохнули, когда Волгоград, наконец, закончился. Постепенно ландшафты за окном менялись, мы ехали по степи, где не было ни единого кустика, ни одного дерева. Хотелось есть, и, как назло — ни одного населенного пункта. Да, у нас были небольшие запасы в дорогу, но фрукты и овощи не дают сытости. Наконец, вдалеке замаячила деревня. Мы увидели несколько машин дальнобоев около кафе. Решили, что если эти опытные люди здесь едят, то и мы ничем не рискуем. В кафе местные мужчины праздновали день рождения. Летали мухи. Зал был достаточно примитивный, как в дешевой столовой. И мы уже было засомневались: не ошиблись ли в выборе места, где поесть. Сделали заказ, но когда нам принесли блюда, все сомнения развеялись: огромные порции вкусного супа, и отличное второе. С трудом осилили столько еды. Наконец, прибыли в Ветлянку. Здесь ждал неприятный сюрприз — для нас не было номера. Мы попытались выяснить причину отказа в заселении, менеджер сказал, что якобы Букинг не вовремя передал заявку на бронирование, поэтому они заселили других людей. Будто проблемы с Букингом у них не первый раз. Самое обидное было в том, что поблизости не было больше никакого приличного свободного жилья для ночлега. Менеджер посоветовал проехать еще 200 км до Астрахани и там попытать счастья. Выхода не было, мы поехали. В Астрахань прибыли уже в темноте. Я нашла гостиницу, но там тоже не было мест. Хозяйка посоветовала Вояж в 500 м. Сил уже не было! Аня осталась в машине, а я пошла узнавать о наличии мест. Администратор — молодая девушка Ирина встретила меня очень приветливо, но сказала, что мест тоже нет. Я попросила связаться с гостиницами поблизости. Ира могла бы этого не делать, но она согласилась. Однако поиск свободных номеров не дал результата. Свободными были только номера в больших гостиницах, но там нужен был QR-код о вакцинации или ПЦР. У нас не было ни того, ни другого, да и стоимость номера 4500 руб/сут нас не радовала. Я уже почти отчаялась, когда Ирина сказала, что один вариант все-таки есть, но, возможно, он нам не понравится. В пятиместном номере спал нетрезвый мужчина, он оплатил только койко-место, поэтому теоретически можно переночевать там. Я озвучила это предложение Ане, и мы решили заселяться. Сил не было вообще, ночь на дворе. Мы быстро оплатили свои места и пошли заселяться. Наш сосед к тому моменту проснулся и попытался возмущаться. На это мы сказали, что также как он за ночлег заплатили, и нас не смущает его присутствие. Мы в буквальном смысле рухнули спать. Сосед продолжал выпивать, потом ему было плохо, потом он уснул. Несмотря на все это, мы прекрасно выспались.

08.09.2021 Проснулись в 6 утра и приняли решение сразу ехать, а место для завтрака найти по дороге. От Астрахани до Дербента 630 км. Мы уже садились в машину, когда наш сосед вышел курить. Мужчина был прилично и чисто одет, не производил впечатления алкоголика. Я спросила его, все ли у него в порядке. Он сначала сказал, что «нет», но потом исправился на «да», видимо решил не делиться с посторонними людьми своими проблемами. Мы уехали. Мы ехали по пустынным местам в прямом и переносном смысле. На многие километры не встречалось не только никакого жилья, но даже ни одной машины. Надо было позавтракать. Увидели знак «зеленая стоянка». Это специальные площадки около дороги, где есть столики со скамейками, мусорный бак и, если повезет, туалет. Нам повезло во всех отношениях. Мы достали свой «тормозок»: хлеб, паштет и овощи. Прекрасно перекусили на свежем воздухе и поехали дальше.

дорога Астрахань-Дербент
завтрак туриста на зеленой стоянке
завтрак туриста на "зеленой стоянке"

Иногда нам встречались полностью песчаные участки степи. В одном месте решили сделать остановку для фото. Барханы, как в настоящей пустыне. Редкие кустики, сумевшие укорениться и выжить в песке. Тишина. Только ветер поземкой несет песок. Наш путь лежал дальше. Мы ехали по территории Калмыкии, небольшой участок по территории Чечни. Перешли один блок-пост, где надо было только предъявить документы на машину. У некоторых проверяли багажник и просили пропустить чемоданы и рюкзаки через сканер, как в аэропорту. В Бабаюртовском районе остановились около кафе-бара Fazan пообедать. Кафе оказалось очень чистым. За официанта, администратора и повара была пожилая женщина в одном лице. Очень приветливая и гостеприимная! Мы заказали себе супы и лепешки с мясом. Лепешки полностью осилить не смогли, взяли с собой.

От кафе до Дербента нам оставалось 182 км пути. Местность становилась гористой. Около Махачкалы начался дождь. Небесные мальчики не хотели никак его «отключать», несмотря на наши горячие просьбы. Под дождем мы въехали в город. Ехали в большом напряжении: плохая видимость, коровы и овцы на улицах, джигиты, ездящие без правил…. Слава богу, проехали. Около 16 часов прибыли в Дербент. Заселились в гостиницу Галбека. Наш номер оказался двухкомнатным и очень просторным! У каждой из нас была своя комната. Сходили на разведку, посмотрели, что располагается рядом с гостиницей и купили продукты для ужина. Рядом с гостиницей много продуктовых магазинов. Аня хотела сделать покупки в Магните. Оказалось, в Дербенте нет сетевых Магнитов и Пятёрочек. Один Магнит нашелся, но оказалось, что это местный магазин с одноименным названием. Мы поужинали и довольно рано пошли спать.

09.09.2021 Рано легли, рано встали, решили позавтракать по дороге и пошли на море. Ближайший к нам дикий пляж не впечатлил: море штормило, пляж был грязный. Но мы с удовольствием прогулялись по берегу, наслаждаясь свежим морским воздухом. Мы решили пойти на набережную, рядом с которой был городской пляж. По пути нам попался магазин с изделиями из села Кубачи, известного своими оружейниками и ювелирами. Мы полюбовались красивыми изделиями. Некоторые кольца очень понравились, но размер не подошел. Пошли дальше. По пути нам встретился участок крепостной стены с аркой. Через некоторое время пришли на железнодорожный вокзал, где зашли в довольно неприметное кафе. Но как нас порадовал местный суп! По дороге встретили двух женщин. У Анны были накрашены губы ярко-красной помадой, и это привлекало внимание. Оказалось, мы встретили их около гостиницы, где женщины жили. Мы познакомились, разговорились. Гостиница Ocean 3* находится на берегу моря. Виктория показала нам территорию и познакомила с хозяйкой отеля. Место действительно приятное, в отеле есть СПА и крытый бассейн. Возможно, если будем в Дербенте в следующий раз, остановимся здесь. Мы обменялись контактами с приятными собеседницами и продолжили знакомство с городом. По первоначальному плану мы хотели посетить набережную, но отклонились от маршрута.

берег Каспия
в магазине кубачинских изделий
ворота в крепостной стене
здание над останками дома, где останавливался Петр 1

Теперь все-таки решили ее посмотреть. Для этого нам надо было вернуться в обратную сторону. Здесь мы заметили пропущенную нами достопримечательность — остатки дома, где когда-то останавливался Петр 1. На наш взгляд в этом месте сделан неплохой мемориальный комплекс с музеем, в котором представлены картины и образцы старинных костюмов. Поднимаясь от мемориала в сторону крепости, мы увидели старинную армянскую церковь. Это церковь Св. Всеспасителя, построенная в 1870 г. Во время гражданской войны она сильно пострадала, архитектурным памятником это уникальное сооружение признали лишь в 1976 году и начались реставрационные работы. После восстановления в здании разместили Музей ковра и декоративно-прикладного искусства. Экспозиция музея довольно интересная, на стендах много информации о местных ремеслах, есть также предметы быта и одежда. Получили огромное удовольствие от посещения этого места. Мы продолжили свою прогулку.

в музее ковра

В планах — посещение старинного мусульманского кладбища Кырхляр, которое является частью северного городского кладбища. Оно знаменито двумя особенными местами: мавзолеем дербентских ханов и захоронением Кырхляр (Сороковник). Я в первый раз была на мусульманском кладбище. Здесь вид захоронений полностью отличается от христианских.

кладбище Кырхляр
мавзолей дербентских ханов
могилы святых шахидов

По аллее мы направились к мавзолею ханов, который был воздвигнут в 1788 г. Здесь захоронена жена правителя — Тути-Бике, два ее сына и невестка. Мы зашли внутрь и увидели восьмиугольный зал и четыре могилы. Около арочных окон лежали маленькие подушки для людей, которые приходят сюда помолиться. Мавзолей считается святым местом. Выйдя на аллею, мы продолжили путь к Кырхляр. Это кладбище обнесено высокой стеной, внутри находятся 40 саркофагов. Кырхляр является главной мусульманской святыней Дагестана, датируется 643 г. Кратко история такова: в битве между местными жителями и завоевателями погибли 40 правоверных и 20000 врагов. Эти 40 воинов признаны шахидами и захоронены здесь. При входе внутрь ограды необходимо одеть длинный халат с капюшоном, так как место является священным. Рядом с входом есть служитель, который готов поделиться историей этого места. Мужчина очень доброжелательный, мы немного побеседовали с ним. Уставшие, еле волоча ноги (!) мы отправились в гостиницу. Мы «нагуляли» 19,3 км. За это нам полагался отличный ужин, который мы заказали в кафе рядом с гостиницей. Кебабы из баранины и лепешки чуду с мясом и с тыквой Мммм….

кебаб из баранины

10.09.2021 Утром заехали за нашими новыми знакомыми. Их переселили из стандартного номера в отдельный двухэтажный домик. Очень комфортное место! Окна выходят на море, можно наслаждаться музыкой прибоя. Наш путь лежал в г. Избербаш, примерно час езды от Дербента. В этом небольшом городке есть термальные источники, которые мы собирались посетить. Навигатор, тфу на него, повел нас по отвратительной дороге. Все пассажиры вышли из машины и пошли пешком, чтобы Анне было легче проехать. Источник представлял собой небольшой огороженный водоем, разделенный на мужскую и женскую половину. Есть душ и туалет. Антураж был весьма скромный, но нас интересовали только целебные свойства источника. Мы переоделись в купальники и погрузились тепленькую, чуть газированную воду с небольшим запахом нефти. Виктория и Катя вышли из воды и присели на скамейку. Через несколько минут Виктории стало плохо, у нее случился обморок. Начался переполох, так как врач в этом месте не дежурит. Первую помощь до приезда скорой помощи начал массажист. Скорая приехала довольно быстро. Увы, средств, чтобы поднять давление у них с собой не было, поэтому решили везти Викторию в больницу. Мы быстро оделись и поехали за ними. Больница оказалась в центре. Ожидая наших попутчиц, мы с Анной пошли пообедать. Рядом с администрацией был небольшой павильон с фастфудом. Вкуснейшая шаурма! Решили попробовать картофель фри. Девочки почистили картофель, нарезали брусками и пожарили. Где еще можно попробовать такую вкуснятину! Аня задала девушкам-поварам вопрос: «Почему в Дагестане все между собой говорят на русском языке?». А ларчик, оказывается, просто открывался. В Дагестане 36 малых народов, у каждого из них свой язык, поэтому русский — это тот язык, на котором все могут общаться между собой. Позвонила Виктория, они с Катей уже вышли из больницы и ждали нас около машины. Обратно, на всякий случай, ехали не спеша, с остановками. Завезли Викторию и Катю в их отель. После обеда пошли посмотреть набережную и пляж. Набережная, построенная к 2000-летию Дербента — красивая и современная. Здесь много малых архитектурных форм, цветов, скамеек для отдыха.

Дома украшены рисунками

11.09.2021 Запланировали искупаться на городском пляже, а потом продолжить осмотр города. Море немного штормило, но вода была удивительно теплой. Мы с удовольствием искупались, помедитировали, лежа на шезлонгах. Пляж около набережной ухоженный, бесплатные лежаки (хотя неизвестно, как летом дела обстоят). Удовольствие получили неимоверное! Переоделись в сухую одежду и пошли завтракать в известную нам столовую около университета. Местные повара опять порадовали нас. Уже не в первый раз мы завтракали супчиком, и, надо сказать, с утра самое то. Наш путь лежал в сторону крепости Нарын-Кала вдоль крепостной стены. Стена на этом участке хорошо отреставрирована, вдоль нее идет удобная пешеходная зона. Мы дошли до магал, побродили по узким улочкам с многовековой историей, вышли к мечети Джума VIII века. Это самая старая мечеть не только на территории России, но и на всем постсоветском пространстве. Мечеть не раз перестраивали, и полностью архитектурный комплекс сложился в 1815 г. Большая территория с вековыми деревьями, медресе, источник. Много скамеек. В 1930 году ее закрыли, а в 1938 здесь сделали тюрьму. Только в 1943 году здание снова стало мечетью. Мечеть Джума поразительна: ее могучие арочные своды поддерживают 40 огромных квадратных колонн, на полу расстелены ковры ручной работы. Куда там музею ковров до такого великолепия! Несмотря на большое количество туристов, некоторые люди молились. Мы вышли из мечети под большим впечатлением. Решили посетить крепость Нарын-Кала. По пути нам встретились древние бани, посмотрели, как мылись в древние времена. Бани играли очень важную роль в мусульманском городе, они были такой же частью общественной жизни, как мечети и базары. Бани использовались не только для омовения, но и для дружеских встреч, общения. Впрочем, сейчас бани несут тот же функционал, причем независимо от своего вида, будь то сауна, баня, хамам и т. д. Помещение дербентских бань заглублено в землю на 3–4 м и имеет купола, через которые в отверстия проникают свет и воздух. В бане было два отделения: раздевальное и моечное. Обогревалась с помощью котельной. Причем конструкция сделана таким образом, что от одной котельной обогреваются оба помещения. В истории бани были периоды запустения и восстановления, однако она функционировала до 1991 года. Баня находится в 129 квартале 7 магал. Итак, мы у подножия крепости. Нам предстоит подняться на вершину горы по довольно крутой высокой лестнице. Сама крепость является частью Дербентской крепости, соединенной с морем двойными стенами, которые позволяли контролировать узкий проход от моря к Персии. Построенна примерно в период с VIII по XVI вв., она поражает своим величием. На огромной территории в 4,5 га было все, чтобы выдерживать осады, в том числе и большой резервуар с питьевой водой, дворец хана, бани, тюрьма, через каждые 25 м по периметру построены оборонительные башни. Однако, несмотря на это, крепость завоевывали несколько раз. В том числе русские в 1796 году во время войны с Персией. Дербент вошел в состав Российской империи после Персидского похода Петра I. Вот такая краткая историческая справка. Мы доползли до вершины, присели на скамейку перевести дух. Разумеется, есть автомобильная дорога к крепости, можно доехать на такси. Но мы ведь не ищем легких путей! Вид на Дербент открылся просто восхитительный! Город лежал перед нами, как огромный ковер с причудливым орнаментом. Мы купили входные билеты и зашли внутрь крепости через арку в здании канцелярии. На территории много зелени, есть выставка картин, музеи, кафе. Мы с удовольствием осмотрели территорию. Ханские бани, древняя тюрьма (11 м глубиной), водохранилище, музей, ярмарка мастеров и прекрасные панорамные виды — вот что удалось посмотреть в крепости. Мы не смогли пройти мимо антикварного магазина, потому, что каждый такой магазин — мини музей. Там можно встретить совершенно необыкновенные, почти сказочные вещи! А какой вид открывается с крепостных стен! С одной стороны Дербент и вдалеке море, с другой стороны горы. Уставшие, но очень довольные приняли решение двигаться в сторону отеля. Мы нашли более пологий спуск. По пути зашли перекусить в столовую, но не ту, где бывали обычно. Столовая оказалась неплохой, но не так чисто, не так вкусно и обслуживание так себе. Все — отдыхать. Завтра предстоит поездка на водопад.

в магалах
мечеть Джума
на территории мечети
древние бани

12.09.2021 Утром заехали за Викторией и Катей. Дорога весело петляла сначала между полями, потом между какими-то барханами, потом увела нас в горы. Виды открывались очень красивые. Мы проезжали горные села. Наконец приехали в Хучнин. Водопад находится на реке Ханаг между двумя селами: Ханаг и Хучни, поэтому он имеет два названия — Хучнинский (Ханагский). Этот водопад имеет две ступени: первая — 5 метров, вторая — 15 м. У его подножия образовалась купель, в которой можно купаться. Наверху есть руины древней крепости, о которой я не нашла никаких исторических данных. По пути к водопаду Виктория нашла большой белый гриб. Да-да, это был настоящий белый! Находка удивила не только нас, но и всех кто нам встречался по пути. Мы сделали несколько кадров у водопада, потом я решила пройтись вдоль реки, а когда вернулась, Аня уже давала интервью местному телеканалу. Я запечатлела этот момент. Полюбовавшись водопадом снизу, мы решили посмотреть окрестности наверху. Для этого нам пришлось подняться к дороге, немного пройти по ней и свернуть на тропу для выпаса скота. О предназначении тропы говорили лепешки вдоль всего нашего пути. Вид сверху открывался просто волшебный! Мы посидели на травке, полюбовались и пошли в другую сторону. Перед нами открылась долина реки. Зрелище просто захватывающее! Изумрудного цвета трава по берегам, огромные миллионлетние валуны, разбросанные вдоль русла! Мы разулись, перешли реку вброд, погуляли по нежной травке босиком, полежали на теплых камнях. Насладившись местными красотами, мы двинулись в обратный путь. В селе Хучни заехали в примеченный ранее магазин, где пекут хлеб в тандыре. Местные женщины показали, как они замешивают тесто, как помещают лепешки в тандыр. Они попросили нас немного погулять, чтобы мы могли взять с собой ароматный местный хлеб. Зашли в другой магазин, познакомились с хозяевами, посмотрели их птичник: утки, индоутки, куры. Недалеко стоял их дом, окруженный садом. Наконец лепешки были готовы, мы купили несколько штук и поехали дальше. В следующем селе женщина продавала виноград и инжир. Купили и эти вкусности. Поинтересовались, где можно приобрести горный мед. Она посоветовала спросить в следующем селении. В следующем селении мы остановились около источника, набрали воды и спросили местную женщину про мед. О, удача! Она согласилась продать немного, пригласила нас пойти к ней в дом. Мы не могли отказаться от удовольствия окунуться в местный быт. В доме — чистота, ни пылинки. Зал был подготовлен для ремонта, но там было очень чисто, на полу на ковриках спал младенец. Он улыбнулся нам сквозь сон и невозмутимо продолжил спасть. Мы продегустировали мед, Виктория купила банку. Женщина рассказала нам о своем быте. Муж работает в школе, у них четыре сына. Три работают в Москве. Родители построили на участке четыре дома для сыновей. В хозяйстве десять коров, овцы, козы, птица, пасека, огород и сад! Зимой хозяйка ткет сама шерстяные очень красивые ковры. Я не знаю, как можно все успевать с таким хозяйством! На мой взгляд, эта простая лезгинская женщина — просто героиня. И не говорите мне после этого, имея всю кухонную технику, стиральную и посудомоечную машины, что ничего не успеваете. Мы подвезли наших попутчиц до отеля, заехали за местными алкогольными вкусностями, взяли еду в дорогу и на ужин и отправились в свой отель. Завтра нам предстоял первый день обратного пути.

водопад
интервью Анны местному телеканалу
река Ханаг
ковер местной мастерицы

13.09.2021 Утром мы стартанули в сторону Астрахани. Бодро проехали мимо Избербаша, мимо Махачкалы. Пообедать заехали в кафе-бар Фазан в Бабаюртовском районе. Очень вкусно пообедали, взяли с собой лепешки чуду. Остановились на какой-то заправке. Здесь были потрясающие скульптуры из металла. Некоторый отрезок пути мы опять ехали по пустыне. Сделали красивые фотографии пустыни. Наконец, мы в Астрахани. Поехали в отель Вояж. Девушка администратор нас узнала. Оказалось, что мы забронировали опять тот же номер. Поинтересовались: полагается ли нам в номере пьяный мужчина. Она рассмеялась и сказала, что не в этот раз. Мы сходили поужинать в столовую рядом с отелем. Впоследствии оказалось, что морковь по-корейски была не лучшим блюдом заведения. Мы легли спать, утром ранний выезд.

14.09.2021 Утром не пришлось выпить Полисорб, и вообще до середины дня я пила только минеральную воду Ессентуки. У Ани не было никаких проблем, поэтому погрешили на салат из моркови, так как я его ела, а Аня нет. В середине дня остановились пообедать в комплексе для отдыха путешественников. Дорогая столовая, санузел отдельно, платный. Есть небольшая гостиница. Опять очень долго ехали через Волгоград, к тому же чудил навигатор, водил нас какими-то странными путями, по плохим дорогам. К вечеру были в Саратове. Мы заранее забронировали номер в мини-гостинице Лотос. Местечко классное! Уютный номер, есть мини кухня, стоянка для машины. Вечером прогулялись в магазин за едой. Я опять ела только картофельное пюре. 15.09.2021 Позавтракали в гостинице. Пошли в музей им. А. Н. Радищева. Уникальный музей. Мы посетили постоянную экспозицию, где собраны картины, посуда, мебель и старинные предметы быта. Я скачала аудиогид, что дало нам возможность узнать более подробно про некоторые картины. К сожалению, кроме основной экспозиции, мы ничего не успевали посмотреть, так как надо было ехать дальше, в Хвалынск. После посещения музея мы решили пообедать в одной очень атмосферной столовой на ул. Московская. В помещении два зала: собственно сама столовая и кофейня. Пообедали очень вкусно, по ценам вполне нормально, но порции по сравнению с Дагестаном весьма небольшие. После обеда мы выпили кофе с пирожными. По пути в гостиницу нам встретился рыбный магазин «Осьминог»(ул. Гоголя, 69). Это второй «культурный шок» после музея. Как большой любитель рыбы и морепродуктов в магазине я почувствовала себя как в музее рыбы. Мне хотелось купить все, причем сразу. Если бы в нашем городе был такой магазин, то, боюсь, там бы оставалась значительная часть семейного бюджета. Зная, что в Хвалынске есть крафтовая пивоварня, мы набрали разных копченостей, в том числе ириски из кальмара и сушеную икру. Я не большой поклонник пенного напитка, но каждый раз бывая в местах, где его производят по оригинальным рецептам, всегда дегустирую. Итак, наша программа-минимум по Саратову была выполнена, мы сели в машину и поехали в Хвалынск. Поскольку нам в прошлый раз очень понравился отель Хвалынская жемчужина 4*, мы не стали изобретать велосипед, и отправились прямиком туда. Разумеется, номер был забронирован заранее. Мы провели прекрасный вечер в СПА, вернулись в отель, поужинали и порадовали себя рыбными вкусняшками. Завтра нам предстоит дорога в Казань.

16.09.2021 Утром, до завтрака, вышли прогуляться по берегу. Администратор дала нам заветный ключик от частного пляжа. Позавтракав, мы выехали в сторону Казани. По пути нам не встретилось ничего нового. Хотелось перекусить, но не встречалось ничего достойного, пока мы не въехали в Татарстан. В Мещеряково мы зашли в кафе «Роза», найденное случайно. Отзывы были отличные. И действительно, обед не разочаровал! В кафе продавали кызылык собственного производства и варено-копченую конину. Мы купили это с собой. К Казани приехали под вечер. На дороге была пробка, поэтому добирались муторно долго.

17.09.2021 Аня поехала на работу. По пути завезла меня на автовокзал. Автовокзал мне не понравился вообще! Неуютный, неухоженый. Единственный плюс — наличие камеры хранения. Я сдала чемодан и могла пойти погулять. До автобуса было довольно долго, поэтому я направилась обследовать окрестности: сначала в сторону центра, потом в сторону морского вокзала. Внутрь вокзала я не заходила, но территория и здание мне понравились. Наконец я села в автобус. Мне предстояла 12-часовая поездка до Сыктывкара.

18.09.2021 1:30, путешествие закончено. Я дома.