Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 0:45

Умань — Украина Октябрь 2021

Путешествие по золотой осени Украины продолжается. Выехав из интересного своею историей Парка «Александрия», который располагался в городе Белая Церковь, направились во второй, не менее значимый — Парк «Софиевка», который находится в городе Умань. Ехать недалеко — Умань находится примерно на полпути от Киева до Одессы и около 120 км от Белой Церкви.

Городок Умань небольшой (ок. 83 тыс. населения), относится к Черкасской области и существует примерно с 1616 года. В истории города было много печальных страниц. Одними из первых были набеги крымских татар. Затем, при гайдамацком восстании Колиивщина, город был захвачен и почти полностью ими сожжен. Это случилось после битвы в 1768 году между гайдамаками и защитниками города, все земли в котором принадлежали Салезию Потоцкому — отцу основателя парка — Станиславу Потоцкому. В этом противостоянии и была т.н." Уманская резня», учинённая штурмовавшими город гайдамаками, которая сопровождалась массовыми убийствами, по разным оценкам, от 12 до 20 тысяч жителей города — греко-католиков (униатов), поляков и евреев, а также беженцев из его окрестностей. Семейство Потоцких владело очень большими наделами земли в этой области и, фактически, контролировало всю жизнь этого региона.

В настоящее время в туристическом плане город привлекает к себе двумя интересными локациями — Парком Софиевка и еврейским праздником Нового года Рош ха-Шана, во время которого в конце сентября город наводняют десятки тысяч паломников, превращая его в эдакий маленький Израиль. Сейчас конец октября и ажиотаж от громадного количества паломников, который был месяц назад, уже спал и поэтому мы можем уже спокойно взглянуть на то, чему и кому они с таким усердием поклоняются.

Парк «Софиевка»

Ну, а пока посетим первой основную достопримечательность г. Умань — Национальный Дендрологический Парк «Софиевка». Сейчас он находится уже как бы в центре города и занимает площадь 179,6 гектаров. Этот парк уже давно является научно-исследовательским институтом Национальной Академии Наук Украины и в нем ведутся многочисленные исследования, касающиеся новых знаний в природоохранных областях науки, внедрения их в практику и т. д. и т. п. …

Приехав после Белой Церкви вечером в Умань, расположились на две ночи в хорошем отеле «Фортеця» (Крепость), а уже утром следующего дня поехали в Парк «Софиевка». Я не был в нем лет двадцать и было видно, что за эти годы в нем произошли изменения в положительную для туристов сторону. Справа, перед входом со стороны крутых скальных гранитных выходов, организована серия водопадов, которые выглядели очень натурально. Тогда их не было.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Взяв билеты (150 грн/чел), мы провели очень познавательную двухчасовую экскурсию по всему парку вместе с гидом (800 грн). Поначалу, взглянув на нашу группу туристов-ветеранов из 12 человек, она засомневалась — все ли дойдут до верха Парка. Но потом даже похвалила всех. Был, правда, вариант проведения такой экскурсии и на автопоезде, но мы от него отказались и только часть из нас взяли его для обратного пути от верхнего озера до выхода из Парка. Площадь Парка, как я уже упоминал выше — 179,6 га и она вся очень хорошо продумана, оборудована и ухожена. Показалось даже, что намного лучше и богаче, чем парк «Александрия», который мы посетили вчера.

Схема парка Софиевка
Схема парка "Софиевка"

Парк «Софиевка» был основан в 1796 году польским магнатом Станиславом Потоцким (польск. Stanisław Szczęsny Feliks Potocki — (1751–1805)) в честь его третьей жены — красавицы-гречанки Софии (1760–1822) и подарен ей ко дню рождения в мае 1802 года. Идея постройки парка в романтическом стиле с использованием греческой мифологии принадлежала самой Софии.

Место, на котором был создан парк «Софиевка», вплоть до 1796 года было со множеством холмов, между которыми протекала речка Каменка и ее притоки. Его берега, зажатые гранитными глыбами, имели незначительное редколесье. Окружающие холмы с выходами скальных участвов, были местами, где искали себе поживы дикие животные.

У входа в Парк мы видим два большие скульптуры основателей этого парка — Софии и Станислава Потоцких.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

От входа в парк ведет широкая аллея, справа от которой течет речка, а слева есть живительный источник, выполненный в древнегреческом стиле. Вода в нем, как и полагается — «целебная».

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Долина, в которой расположился Парк — с естественными выходами гранита. Это главный подарок Природы этому месту. И, осматривая с холмов эти окружающие удивительные места, граф Станислав и Софья с увлечением мечтали, что умелые руки смогут преобразовать эту дикую степную природу. И теперь, глядя на Парк, мы видим непревзойденный шедевр любви, природы и искусства.

Справа протекает ручей-речушка, а на противоположном берегу мы видим уютную беседку, расположившуюся на Тарпейской скале. Скала с подобным названием есть и в Риме. Собственно, и все скульптуры, которые установлены в Парке, связаны с древнегреческой или римской культурой. Получилась эдакая малая греко-италия в украинских степях.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Автором такого топографического и архитектурного проекта, а также руководителем всех работ по строительству Софиевки был талантливый польский военный инженер Людвиг Метцель, сумевший положить на полотно украинской природы образы бессмертных героев Гомеровской Одиссеи и Илиады.

Пройдя Аллею, выходим к Павильону Флоры — римской богини цветов, юности и весны. В честь ее каждой весной праздновали так называемые Флоралии, во время которых происходили веселые игры. Люди украшали себя цветами, женщины наряжались в яркие платья и венки, пели, танцевали и таким образом приветствовали приход весны. Подобные праздники бывают здесь и в наши дни.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Как рассказала нам наша гид Галина, Парк был создан в сжатые сроки и он стал шедевром, который более 220 лет поражает посетителей своей красотой. Удивительные пейзажи, экзотические растения, античные скульптуры, водоемы, каскады, фонтаны, каменные гроты — все это можно увидеть, посетив это место.

Пройдя через колоннаду Павильона Флоры, выходим к большому озеру, которое носит название ни много, ни мало — Ионическое море! Его главной фишкой является фонтан Змеи.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

В истории этого Парка можно выделить как бы несколько периодов его развития. Первым с 1796 по 1832 годы — был период его основания и развития как собственности Потоцких.

Затем, после отхода в 1832 году этих земель к Российской империи, Софиевка находилась в ведении Киевской казенной палаты, Управления военных поселений, а в 1836 году Парк, согласно указу Николая I был подарен его супруге и стал называться «Царицыным садом». Сюда для строительства новых архитектурных сооружений был приглашен академик зодчества А. И. Штакеншнейдер. Наступил новый период расцвета парка — в классическом стиле были построены Главные въездные ворота с входными башнями, Розовый павильон на острове Анти-Цирцеи, павильон Флоры, Китайская беседка и другие малые архитектурные формы.

Оглядываясь назад, мы видим Фонтан Змеи и позади него Павильон Флоры. Следует отметить, что этот фонтан, струя воды которого достигает 15–16 метров, работает естественным образом — т. е. никакой подкачки воды электричеством нет. Да и откуда было тогда взяться ему в те времена? Эту проблему решил талантливый военный инженер Людвиг Метцель. Он создал систему из четырех озер, расположенных одно выше другого и организовал строительство подземных акведуков, подававших воду, в конечном счете, в этот фонтан!

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

По расчетам инженеров той эпохи, диаметр фонтанной головки «Змеи» по сравнению с трубой водопровода был уменьшен в 10 раз. Точно рассчитанная подача воды и простое инженерное решение извержения ее потока обеспечивает небольшую разницу в высоте между столбом фонтана и уровнем Верхнего пруда и таким образом, высота струи фонтана «Змея» достигает 12–16 метров!

Сначала вода фонтана неслась в высоту просто из отверстия в камне и только позднее на нем была установлена вылитая из бронзы скульптура Змеи.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Как я уже говорил, задумка Потоцких посвятить этот Парк древне-греческой цивилизации, выразилась в установлении памятников выдающимся личностям той эпохи. В Парке можно увидеть множество статуй греческих богов, в частности Гермеса, Венеры, Аполлона, Орфея. Есть здесь и статуя любимого героя всех влюбленных — Купидона, а также древнегреческого поэта Еврипида.

Наша группа у скульптуры Купидона

И многие локации парка, такие как остров Итака, грот Скиллы, грот Полифема, а также названия речушек и водоемов: Ахеронт, Коцита, Флегетон, Лето, Океан, Мнимосима, как видим, сохранили эту идеологическую направленность.

В 1859 году парк перешел в ведение Главного училища садоводства, которое было переведено из Одессы в Умань. В этот период очень обогатился растительный мир Парка. Из редких видов и форм растений ученым-естествоиспытателем В. Пашкевичем создается Английский парк, который в настоящее время занимает площадь около 2 гектаров. Кроме Английского парка, в Софиевке есть также Партерный амфитеатр и даже — Елисейские поля. Считается, что в Английском парке произрастает около 100 видов и форм деревьев и кустов в возрасте от 15 до 150 и более лет.

В глубине парка есть еще одна зона водопадов и пещер. Их я помню еще со времени нашего первого посещения этого парка с моей невестой в мае 1970 года.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

После революции 1917 года и гражданской войны «Софиевка» переименовывается в Парк имени ІІІ-го Интернационала. Училище садоводства стало агротехникумом, а впоследствии — сельхозинститутом, который сейчас стал Уманским Национальным университетом садоводства. С 1955 года Софиевка передана в ведение Национальной академии наук Украины, которой подчиняется и в настоящее время.

Во время Великой Отечественной войны в парке было разрушено много архитектурных памятников и немцы даже организовали в его верхней равнинной части кладбище своих павших солдат. Большинство их могил в конце прошлого века были перенесены в Германию. Но часть неопознанных тел все еще покоится там.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Парк Софиевка, по-видимому, был настолько популярен в советские времена, что даже планета № 2259 (кто ее знает или бывал на ней?), открытая в 1971 году астрономом Бурнашевой, получила название «Софиевка».

О! А это что за два камня? Оказывается, это уже современный «Новодел» — эдакий психологический эксперимент. Перед людьми или детьми ставится вопрос — какой камень им более приятен? И, якобы их выбор является показателем их психо-научных наклонностей — люди, склонные к точным наукам или инженерным делам, выбирают гладкий отшлифованный камень. а всякие там творческие «разгильдяи» — бесформенный и необработанный каменный блок.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

А вот и пещера желаний. Если пройти по ней, можно узнать о своих грехах — сколько капель воды упало на тебя, столько значит и грехов нажил.

Конец месяца Октябрь. На украинском языке он слышится, выглядит и чувствуется точнее — Жовтень. Золотая осень в разгаре. Тепло, светло и, как говорится, мухи не кусают. Они уже все спят…

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

По Софиевке можно гулять бесконечно. Можно прогуляться по Английскому парку и перейти реку Каменку по Венецианскому мосту. Пройтись вдоль Елисейских полей и заглянуть в грот «Зеркало Дианы». В нем, правда, сыровато и с потолка капает вода.

А можно совершить незабываемый круиз на лодке по подземному царству Аида. Длина этого подземного канала составляет более 211 метров, а его ширина 3 метра. Но в наше посещение эта экскурсионная опция почему-то не работала. Наша гид Галина заканчивает экскурсию в верхней части Парка — на озере Верхнем. Основной его достопримечательностью, которую любит молодежь, является т.н. Остров Любви, имеющий мифологическое название «Анти-Цирцея».

На нем стоит единственный объект — Розовый Павильон, построенный в стиле эпохи Возрождения. По поверью, пара, посетившая это место, сохранит свою любовь навсегда. Помнится, мы тоже посетили его тогда — в далеком 1970 году. Вроде — система обещаний этого места, работает…

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

На обратном пути мы разделились — часть группы села на небольшой автопоезд, а мы решили пройти обратный путь пешком, но уже другими тропами-дорожками.

Очень интересным показался партерный амфитеатр, расположившийся на склоне большого холма. Сверху находятся здания оранжереи и Уманского Национального университета садоводства. А по склону красивыми зигзагами высажены кусты. Это место, также как и окрестности фонтана Змея, считается любимым для различных фотосессий.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Затем, пройдя через урочище Зверинец, на котором одиноко стоит громадный многовековой дуб, вышли ко входу-выходу из парка.

Можно ли сравнить эти два парка, которые мы посетили в эти два дня — Александрия и Софиевка? Можно! Но сравнение, однозначно, будет в пользу Софиевки!

Заключение

В последние три года к достопримечательностям этого классического парка в его нижней части через дорогу добавилось нечто новенькое — Фентези-Парк «Новая Софиевка». Интересно выполненная работа, включающая в себя массу развлечений для детей. Есть в нем и большой парк динозавров.

По вечерам в нем можно увидеть светомузыкальную арт-инсталляцию с портретом Софьи Потоцкой, инновационное 3D-мапинг шоу «Душа леса», стилизованную входную группу, рядом с которой представлены картины с периодами развития «Софиевки», смотровую площадку, водопад «Драконы» и другие.

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Здесь посетителям также предлагают уникальные композиции и арт-объекты, где мир украинской культуры и мифологии сочетается с миром древнего Востока — есть т.н. «Японский уголок».

Золотая осень Украины. Парк «Софиевка»

Ну, а еще в Умани стоит посетить парочку интересных исторических мест — в них мы побываем завтра. Первым на нашем пути будет синагога с могилой цадика Нахмана, а вторым — подземелья Василианского монастыря в Умани.

Скорбящие паломники на могиле цадика Рахмана
В подземных склепах Василианского монастыря

Ну, а пока Жовтень сверкает своими яркими красками, нужно успеть вырваться ещё и на Природу — в Букский каньон, который будет у нас на пути к Киеву. Интересно — сохранился ли там памятник Ленину, который стоял около плотины местной и первой в Украине гидроэлектростанции? Лет 10 назад он там еще стоял…