Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 18:19

Несебр, Созополь — Болгария Сентябрь 2013

Долгое время Болгария являлась страной преимущественно оседлого земледельческого населения.

Если сейчас из зерновых в Болгарии выращивают в основном пшеницу, ячмень и кукурузу, то во времена, когда Болгария сражалась за свою независимость с Византией болгары возделывали все известные в то время злаки: пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес. До завоевания и в первые десятилетия византийского господства население уплачивало государственные налоги пшеницей, просом и вином.

Для получения муки из пшеницы болгары использовали мельницы разных типов: ручные, водяные и мельницы, приводимые в движение животными.

Но вот когда посещаешь старинные города на побережье Чёрного моря, то в основном видишь ветряные мельницы.

Старинные мельницы Несебра и Созополя

Можно приехать в старый Несебр на автобусе, автомобиле или мотоцикле. Мы пришли сюда пешком.

Не слишком широкий перешеек соединяет Старый Несебр с материком.

Старинные мельницы Несебра и Созополя

Первое, что нам бросилось в глаза — это старинная мельница.

Мельница великолепно смотрится на перешейке, словно украшая его. Недаром эта мельница считается неофициальным символом Несебра. Мы прошлись по перешейку и дошли до неё. Основание у мельницы каменное.

Внутри мельницы было три этажа, каждый из которых имел своё функциональное предназначение. На первом этаже хранилась готовая продукция — мешки с мукой, на втором этаже жили мельник с семьей, не надо было далеко на работу ходить, на третьем этаже располагались механизмы, необходимые для работы мельницы.

Старинные мельницы Несебра и Созополя

Считается, что эта мельница в качестве фундамента использует развалины церкви, разрушенной в IV веке.

Сколько из оснований не только мельниц, но и жилых домов были частью зданий и храмов предыдущих эпох — история об этом умалчивает. В таком же стиле, с кирпичным основанием и деревянным верхом, построена ветряная мельница, которую Вы видите на перешейке.

Старинные мельницы Несебра и Созополя

Когда-то в старом городе было несколько десятков деревянных ветряных мельниц, из которых сохранилось лишь две.

По крайней мере мы увидели только две деревянные мельницы.

Вторая располагается за археологическим музеем.

Старинные мельницы Несебра и Созополя

Крыльев у неё не сохранилось, зато есть лесенка, по которой можно забраться наверх и сфотографироваться. Лично меня наверх не тянуло, а Ирина сфотографировалась с удовольствием.

А вот мельница возле базилики Елеусы, хоть и каменная, но выглядит непрезентабельно.

Старинные мельницы Несебра и Созополя

Интересно, что возле неё еще в начале прошлого века находилась деревянная мельница.

Болгарский инженер и художник австрийского происхождения (Иосиф) Обербауэр (болг. Йозеф (Йосиф) Себастиан Обербауер; 1853–1926) с 1889 года постоянно жил в Болгарии. Создал множество акварелей, большая часть из которых посвящена столице Болгарии — Софии. Но среди его акварелей имеются также виды Рильского монастыря, городов Несебыр, Кюстендил, Мазарачево, Пловдив, Копривштица. На одной из них мы видим деревянную мельницу, рядом с каменной.

(Из Интернета)

Но если деревянная мельница не сохранилась, т. к. располагалась над древней базиликой «Богородица Елеуса» (Умиление)Храм, разрубленный пополам: половина — под водой, половина — на земле, которая была раскопана в 1920 году. Мельницу при этом никто сохранять не удосужился. А вот каменная мельниц, если быть точнее — её развалины, практически выглядят также, как и 100 лет назад, только вот крышу у неё снесло.

Кстати, если посмотреть с перешейка на левую от взгляда часть побережья Старого Несебра, то можно различить эту каменную мельницу, если напрячь зрение или использовать бинокль.

Старинные мельницы Несебра и Созополя

Через несколько дней мы самостоятельно съездили в Созополь, где обнаружили еще несколько мельниц.

Первая встретилась на берегу невдалеке от пляжа,

Старинные мельницы Несебра и Созополя

крылья у неё выглядели вполне рабочими, но она не работала.

Еще одну мельницу, но размерами побольше мы увидели на противоположном берегу.

Тоже не работала.

Зато рядом ней расположен ресторан «Старая мельница» , который очень своеобразен.

Старинные мельницы Несебра и Созополя

Уже при входе кажется, что входите в старую мельницу.

Еще чуть-чуть и завертятся её крылья и зазвучит старая песня Игоря Николаева:

«Как прежде старая мельница

Крутится-вертится

Бьется о камни вода

Старая мельница

Все перемелется

Только любовь никогда».

Расположены старая мельница и ресторан на крутом обрыве над Черным морем, сидя за крайними столиками — можно любоваться морем и островами Остров, разграбленный пиратами, и его собрат, возле которого под водой застыли в строю каменные кедры.