Турист Ирина Егорова (custodian)
Ирина Егорова — была 1 мая 13:10
Хорошо, что мир большой

Новосибирская область, Новосибирск — Россия Ноябрь 2021

У нас в Сибири наступила зима. Календарь с четырьмя выходными скромно напомнил мне, что надо бы выбраться из дома в путешествие. Ехать куда-либо самостоятельно и далеко желания и возможности не было, поэтому было решено прибегнуть к помощи местных туристических фирм. Выбор остановился на однодневной поездке по Святым местам Новосибирской области.

Итак, стоимость поездки 1500 р. Длительность — около 8 часов. Экскурсовод на высоте!

Первым в программе было посещение храма во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь Святых Царственных Страстотерпцев в Нижней Ельцовке.

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

Храм строился силами и на средства прихожан и благотворителей и был освящен 11 сентября 1998 г., в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна. Экскурсионной программой предусмотрена беседа со священником, который рассказывает о храме и его святынях.

В храме два престола. Центральный — в честь Св. Николая Мирликийского Чудотворца (памятные даты — 22 мая (перенесение мощей), 11 августа (день рождения святителя), 19 декабря (день представления) и придельный престол в честь Свв. Царственных мученников и страстотерпцев (находится в притворе и посвящен царской семье).

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

Ниже на фотографии слева за арками второй алтарь.

В храме находятся частички мощей Федора Томского, Оптинских старцев и святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Ниже на фото икона Оптинских старцев с частицами мощей (старцев 14, мощей только 12).

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

Далее мы поехали в город Бердск. Сам город сейчас ужетуристического значения не имеет, славятся только его санатории на берегу Бердского залива.

Цель нашего посещения — кафедральный собор в честь Преображения Господня. По дороге гид рассказывает про историю города со времен Бердского острога (острог был заложен в 1716 году), о том, что город был перенесен на новое место когда ввели в действие ГЭС (1956 г), а старое, историческое месторасположение селения находится сейчас под водами Бердского залива. Место, на котором до этого располагался храм, также затоплено. Когда ГЭС сильно сбрасывает воду, церковные служители ходят на прежнее местоположение храма и приносят в новый храм камни с фундамента старой церкви (это нам батюшка рассказал). В новостях прочитала следующее: в 2008 году, когда водохранилище особенно обмелело, из воды показались фундаменты старого города - на дне лежали черепки посуды и мелкая утварь.

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

В соборе также была беседа с батюшкой, который рассказал про историю храма, про благотворителя, почетного жителя города Бердска купца Горохова и про икону, которую выловили со дна Обского водохранилища.

Храм двухэтажный. Нижний храм освящен в честь Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого), верхний — в честь Преображения Господня.

Начало строительства храма — 7 июля 1992 года, когда было совершено освящение закладного камня. Храм стоили долго в связи с проблемами финансирования. Нижний храм освятили в 1998 году, верхний — в 2001 году. Иконостас установили в 2002. До этого богослужения велись в нижним храме.

Нижний храм мне понравился, конечно, больше. Он тихий, уютный, с низкими потолками и теплый! В былые временя во всех соборах строили нижние храмы для совершения богослужений зимой.

На фото нижний храм и икона, которая была выловлена со дна морского. Местные жители выловили и принесли в храм. Говорят, что она «плавала» более 20 лет. Сфотографировать ее лучше возможности нет, стекло жутко отсвечивает.

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

На территории храма захоронены местные священнослужители и останки купца Горохова. Во время очередного «отлива» было обнаружено захоронение купца Горохова, после чего было решено перенести его прах на территорию нынешнего храма. Внизу на фотографии белое надгробие как раз Гороховское.

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

При храме есть также гимназия (внизу на фото слева).

После посещения храма мы поехали на обед в столовую. Час времени был перерыв и далее мы отправились в село Бердь в храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, который был заявлен как уникальный храм, в котором хранится 2304 иконы Божьей матери. Мы долго думали, как можно в одном маленьком храме разместить более двух тысяч икон. И были очень удивлены, когда увидели КАК! Но об этом позднее.

Рассказ начался на улице возле храма. Беседу нам проводил первый и единственный староста храма Сан Саныч. Он сам и построил храм и следит за ним вместе со своей супругой. Местные жители идею строительства храма приняли с энтузиазмом, но на этом их помощь в строительстве и закончилась. На фото ниже храм и Сан Саныч. Сан Саныч — бывший академик. Храму 8 лет.

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

Он с удовольствием рассказал нам как строил храм. О том, что главный купол уникальный — из оксида титана и о том, как он этот оксид титана добывал. Об иконах под куполом и как он их переносил на металл, а также о том, как ездил на Тольяттинский автомобильный завод, чтобы узнать секрет, как сделать так, чтобы иконы не выгорали на солнце. И много еще чего он рассказал! Где правда, а где вымысел никто не узнает. А вот то, что человек нашел себе цель в жизни, я могу сказать с уверенностью. Он создал 5-томник. В первом томе напечатаны все иконы Божьей матери, в остальных 4-х — акафисты.

А ниже на фото представлено решение как разместить 2304 иконы в маленьком храме!

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

Службы проводить приезжает священник из Новосибирска. Вообще прихожан мало как сказал Сан Саныч.

После Сан Саныча мы поехали в конечную точку маршрута — Святой источник в Ложке.

По дороге мы прослушали рассказ о находившемся рядом лагере смерти — одном из самых страшных островов архипелага ГУЛАГ — ОЛП-4 (с 1929 по 1956 гг). О нем я, наверное, позднее отдельно напишу. Если кратко, то 2 известковых карьера плюс обжиг известняка. Работали и мужчины и женщины. Легкие за несколько месяцев превращались в лохмотья, ожоги кожи и глаз. Самое ужасное то, что как только человек переставал работать по состоянию здоровья, его переставали кормить. В общем такая вот голодная смерть, а потом в общую могилу… Присыпали известкой и следующий слой… Не мог не заехать в Ложок Александр Солженицын, когда в 1994 году вернулся в Россию и ехал поездом через всю страну до Москвы. Человек, открывший миру архипелаг ГУЛАГ, побывал здесь, чтобы почтить память тех, кто не вернулся.

Святой источник. Считается, что забил он на месте массового расстрела священников в ОЛП-4. Приговоренные к казни попросили разрешения отпеть сами себя. После расстрела их всех сбросили в общую яму и закопали. Кого-то — еще живым… А позже, в 1940-е годы, на том месте начал бить родник. В народе говорили, что вода его целебная. Родник приказали взорвать, но через какое-то время он начал бить снова. Хотели завалить строительным мусором, но у рабочих, которые привезли его к святому ключу, рука не поднялась это сделать. Больше родник трогать не решались.

Схема комплекса:

Храм в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Однодневный экскурсионный тур «По Святым местам Новосибирской области»

При храме есть музей, который был закрыт в наше посещение. Нужно обязательно в него съездить позднее — экспозиция посвящена ОЛП-4.

Внутри храма:

На этом наш экскурсионный день закончился. Живем вот так вот по инерции, не знаем истории края где живем, бежим куда-то все время, а в свободное время ленты соц.сетей просматриваем… Жалко и грустно.