Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
"Антоновщина и Тамбовщина" - мой главный рассказ года.

Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Гонконг Январь 2013
16 46

Предыдущая часть — Гонконгская теснота. Лазерное шоу

В одном из путеводителей я прочитал, что каждый день на площади Золотой Баугинии в 8 утра проходит Церемония поднятия государственного флага. Встаём в 7 ч.

Быстро завтракаем и бежим в метро. Доезжаем до станции Wan Shai, находим выход, А 5 и следуем по указателям к площади Золотой Баугинии.

2
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Думаю, повторяться не стоит, про Церемонию поднятия государственных флагов я уже рассказывал.

2
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

После, как и планировали, мы направились в гонконгский музей Береговой охраны. Доезжаем на метро до станции Shau Kei Wan, находим выход В 2 и движемся по указателям.

1
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Мы попали в спальный район острова Гонконг. Царапающих небо тучерезов нет, хотя дома в любом случае высокие.

2
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Как и на Коулуне, лавки чередуются с кафешками. Людей опять-таки много, но атмосфера более спокойная.

1 из 2

Через 5 минут подходим к даосскому храму, от которого за версту разит ароматом благовонных палочек. С первого взгляда понятно — храм старый, очень старый. Улица поднялась вверх уже на метр, рядом выросли дома, а храм, как будто наоборот, опускается вниз.

2
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Заходим внутрь.

2
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

У входа какие-то маленькие боги ждут подношения. Главные боги в алтаре напряжено смотрят на чужаков, словно боятся, что мы заберём принесённые в качестве подарков апельсины и печенье. Внизу, под алтарём, ещё боги, более низкие — им кидают монетки.

1
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Алтарь охраняют две большие статуи, похожие скорее на чёртиков чем на богов.

2
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Верующие покупают палочки и зажигают, после приветственно складывают ладони возле груди, кланяются богам, прося для себя и близких — счастья, денег, здоровья. В любом храме имеется печка, в которой китайцы сжигают специальные бумажки, заменяющие купюры, передавая, таким образом, деньги для умерших на тот свет.

Я везде свободно фотографировал. Всё получилось, но боги-охранники всякий раз выходили смазанными. Не хотят попадать в интернет, значит так и нужно. Чужих богов обижать нельзя, впрочем, как и своих.

В путеводителях по Гонконгу часто приходится читать — этот храм конфуцианский, этот даосский — но внешне они ничем не отличаются.

Когда мы с женой пытались спрашивать, где какой, китайцы нас попросту не понимали. Конфуцианство — термин западных людей. В Китае оно обозначает «школа учёных книжников».

В своё время одним из важнейших требований к государственным служащим стал экзамен на знание трудов Конфуция. Это был один из зачётов для получения звания мандарина (чиновника).

Какой-то единой главенствующей религии в Китае никогда не существовало. Религия Поднебесной всегда представляла смесь разных верований и философских доктрин, которые учёные мужья (в том числе и Конфуций) старались объединить в нечто целое.

2
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Между различными философскими школами шла борьба. (212 г. до н. э. на площади г. Санъяна сожгли тысячи книг конфуцианской школы, закопав живьём в землю 460 учёных-конфуцианцев).

Основным принципом, объединяющим даосизм и конфуцианство, является культ предков. Усопших всегда просят помочь живым, для чего им делаются всяческие подношения. Ушедших в мир иной приглашают побыть вместе с живыми, им докладывают о переменах в семье.

1
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Предкам представляют новую жену кого-то из членов семьи.

С богами и божествами тоже всё очень не просто. Богов в Китайском пантеоне примерно 500–600, и список этот в прежние времена регулярно увеличивался.

Сын Неба божественный император, общаясь с Небом, проводил в Пекине специальные церемонии с богами. Высший пантеон был давно сформирован, но средних и низших богов император мог возвышать или понижать в статусе.

Буддийские учителя прочно вошли в Китайский пантеон. Удивительно, но факт — божеством стал проповедовавший в Китае миссионер Маттео Риччи. Народные персонажи типа Кикиморы и Домового в пантеоне тоже присутствуют — но над теми и другими возвышается система императорских культов.

1 из 2

Читая про Китайский божественный табель о рангах, я откровенно запутался и попытался выяснить у известного путешественника автора множества статей и путеводителей по Китаю профессора Валерия Шанина. Вот что он мне ответил:

«По большому счету не только конфуцианство с даосизмом, но и с буддизмом срослись. Дело в том, что они „уселись“ на общий корень — анимизм и культ предков. А государственной религии в Китае никогда не было, потому что не было религии как таковой.

Любой человек был одновременно и буддистом, и даосом и конфуцианцем и поклонялся духам предков. Это примерно как если бы христианин был еще и мусульманином и иудеем одновременно, то было бы трудно сказать, к какой он религии относится.

Более того, в Китае даже самого слова „религия“ не было. Христианские миссионеры столкнулись с этой проблемой и долго мучились.

2
Самостоятельно по Гонконгу. Ч - 5. Даосизм и конфуцианство

Слово „религия“ придумали в Японии, а уже оттуда заимствовали в Китае. А в Китае так и осталась полная каша. И попытка в ней хоть как-то разобраться — следствие нашего европейского стремления все „разложить по полочкам“. Китайцам же и так хорошо. У них менталитет другой».

Продолжение — Музей береговой охраны

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Комментарии