Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 9:28

Мышкин — Россия Октябрь 2021

Сегодня погода подписала золотой осени смертный приговор. Порывы мокрого ветра безжалостно срывают с деревьев погрустневшие листочки, оставляя совершенно голыми осиротевшие в одночасье березки. Хвалю себя за то, что смогла «словить» чудесные осенние деньки. Если в Угличе мне не повезло с погодой (Углич древний, Углич дивный), то Мышкин был накрыт невозможно синим антициклонным небом, лишенным намека на желанные пушистые облака. Пусть небо не украсилось облачным хлопком, знакомство с очаровательным оазисом неспешной провинциальной жизни, протекающей в городке, обосновавшемся на крутом волжском берегу, оказалось на высоте

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

В отличие от Углича в Мышкине нет ни Кремля, ни монастыря, ни памятников глубокой старины, и добраться до него не так просто и автолюбителю, и «безлошадному» пассажиру, так как однозначно придется прибегнуть к переправе через Волгу из-за отсутствия какой-либо альтернативы (разве что вплавь). Вот и я доехала на автобусе, идущем из Рыбинска, до местечка с названием Коровино (ни одной коровы там не увидев), а затем на пароме переправилась на левый берег Волги. Паром из Коровино в Мышкин отправляется в половине каждого часа, а обратно — в начале часа, то есть курсирует туда-сюда, загрузившись на одном берегу, выгружается на другом, забирает людей и автомобили и снова плывет в Коровино или Мышкин. При этом пассажиры едут бесплатно, а автомобилисты платят по 300 рублей за одно машино-место. За десять минут переправы через великую русскую реку получаешь сплошное удовольствие от открывающихся волжских красот

Мышкин — маленький городок Ярославской области, получивший условный статус «мышиной столицы», населенной мышкарями (взрослые) и, мышкарятами (дети)

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

По легенде, в этих местах маленькая мышка спасла от укуса змеи князя Мстиславского. Поэтому здесь существует культ маленькой мышки, тиражируемый в сувенирах, на указателях, в цветочных клумбах, на гербе города. Мышам здесь посвящены целые музеи, а главное — мышь (серая проныра) имеет свой дворец. Вы будете поражены, увидев прекрасное здание мышиного дворца — за какие заслуги?

Оказывается, все просто — первый раз Мышкин заявил о себе в 1996 году, проведя первый Фестиваль Мыши, и с тех пор не смолкает слава о городе и его предприимчивых жителях, конвертировавших мышиный бренд в серьезные достижения в туризме. Мышь спасла не только князя, но и маленький городок от запустения, привлекая огромный туристический поток, и как следствие, финансовые возможности для обустройства Мышкина

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Городские энтузиасты направили усилия на создание прекрасной инфраструктуры для путешественников с прогулочной зоной, протяженной обустроенной набережной, построили гостиницы и рестораны, заполнили туристическую часть разнообразными нескучными музеями. Москвичи любят наведываться в Мышкин на выходные — куда бы я ни пошла в тот пятничный день, всюду был слышен московский говор. Посмотрим и мы. как же устроена туристическая жизнь в городе, где существует культ мышки. Сойдя на берег, я иду привычным путем к местным достопримечательностям, и все мне здесь знакомо. В жаркий июльский день 2021 г. мы с дочкой успели отметиться в Мышкине — дочь решила меня побаловать и организовала поездку на своей «ауди». Мышкин нам очень понравился, но тогда мы по нему просто гуляли, сидели в ресторане за неспешной беседой, пробуя кулинарные специалитеты в ресторане «Мышеловка»

Я не брала с собой фотоаппарат, поскольку это был совершенно другой формат знакомства с городом, который запомнился яркой фотогеничностью и превосходными волжскими панорамами. На сей раз я путешествую одна, и никто и ничто не помешает мне пройти мышиный городок вдоль и поперек, а синее небо лишь вдохновит на резвую прогулку

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Близость Волги обязательно будет разворачивать голову в сторону воды, потому как взгляд находится под гипнозом речного пейзажа, разбавленного цветными лодочками. Силуэт собора Николая Чудотворца, спрятавшегося за часовней

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Это самый старый каменный храм Мышкина. Сейчас в нем иногда проводятся службы, но чаще всего он закрыт. Мышкин хорош провинциальным укладом жизни и неплохо сохранившимися постройками ХIХ — начала ХХ веков. На углу Угличской и Ананьевской улиц — усадьба богатых купцов Столбовых — здания жилого дома купца и его лавки, соединенные аркой

В этом симпатичном доме находится галерея кукол художницы О. В. Павлычевой, Читала хорошие отзывы, хотела посетить, но не впустили — дверь была закрыта

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Оказавшись в городе, сразу же обращаешь внимание на памятные доски на старинных зданиях с указанием, кому дома принадлежали, чем знамениты. Увидев такую табличку, невольно останавливаешься и читаешь. И сразу становится понятно, что это не просто дом, а здание, наделенное исторической памятью

В этом — находилась бывшая городская Дума, а название он носит — Тютчевский дом, по имени двоюродного племянника поэта Федора Тютчева, который на протяжении 20 лет был главой местного земства. Сейчас в здании находится академия краеведения. А на соседнем доме — табличка с информацией: «Дом казначейства и дворянского собрания

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Помнит дворян Волконских, Мусоргских, Сухово-Кобылиных и многих других». Мышкин, сохранивший старинную застройку купеческого города и особый провинциальный уклад жизни, расположен на шести холмах — все как мы любим

Его главная улица — Никольская — тянется параллельно течению Волги. На этой улице находятся «Мышкины палаты» — одна из туристических достопримечательностей города. Красивый, фигурно-резной комплекс был подарен Мышкину Ярославской областью в 2008 году к Фестивалю Мыши. Яркий, похожий на сказочный терем, он очень привлекателен снаружи

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Надо бы зайти внутрь — мелькнула мысль, но оказалось, что это возможно лишь с интерактивной экскурсией. Мне предложили подойти к 14.00, а 15. 00 отправлялся паром, состыкованный по времени с автобусом. В комплексе помимо обычных экскурсий проводятся научные конференции, расписываются молодожёны, действует любительский театр, предусмотрены развлекательные программы с угощениями, существует экспозиция с зоопарком живых мышей из разных стран мира. Судя по предложенному набору удовольствий, мне туда не очень-то и надо. На ухоженную и обустроенную территорию за забором я все же проникла — попросила охранника не отказать в любезности и запустить любопытную особу с фотоаппаратом

Все эти переходы, лазы, тупички, мостики напоминают мышиные тропы, по которым, полагаю, интересно гулять деткам и их молодым родителям. Есть здесь и Поцелуев мост. Выйдя из палат, решила спуститься на Угличскую улицу, которая соседствует с нижней набережной и посмотреть на Мышкины палаты — нарядную, стилизованную под старину постройку с галереями, стоящую на высоком берегу
Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада
Оказалось, что смотрятся довольно симпатично. Обратите внимание на умилительное название сувенирного магазина «Любо — дорого»

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

В Мышкине с населением чуть больше пяти тысяч человек — красивая современная набережная, очень протяженная и благоустроенная

Любителям пеших прогулок, не абы каких, а украшенных волжскими видами и мышиными указателями, здесь будет комфортно. Причем, набережных в городе две — нижняя и верхняя, и они соединены крутыми лестницами (заинтересованным в борьбе с лишним весом доп. бонус). Вспомнила, как мы с дочкой тренировались, спускаясь и поднимаясь вверх, сжигая калории после сытного обеда в ресторане Мышеловка. Я продолжу прогулку по набережной, но чуть позже. У меня в планах осмотр усадьбы Чистовых на улице Никольской

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Обширная усадьба, построенная во второй четверти XIX века, принадлежала купцу Тимофею Васильевичу Чистову, с 1842 года занимавшему должность городского головы. Усадебный комплекс, протянувшийся на городской квартал, сохранил основные жилые и хозяйственные постройки. Главный дом усадьбы Т. В. Чистова — двухэтажный каменный особняк с мезонином и балконом, являющийся образцом позднего провинциального классицизма

В 1866 году здесь Т. В. Чистов, перейдя из купцов в градоначальники, принимал будущего императора Александра III. Памятная доска рассказывает об этом событии. В 1870-х годах главный дом усадьбы стал достоянием города, отойдя горожанам по завещанию наследников владельца (врача губернской земской медицины В. Ф. Линденбаума и его жены Софьи Яковлевны, урожденной Чистовой). В доме разместили земскую больницу, которая просуществовала более ста лет. В начале 20-го века лечебница прославилась хирургическим отделением, в котором практиковал доктор Александр Эдуардович Рауэр — в будущем основатель советской пластической хирургии. В наши дни особняк отдан под Опочининскую библиотеку, а в его главном, Александровском зале, проходят Опочининские, Кассиановские, Лихачевские и Тютчевские чтения. Для справки: Федор Константинович Опочинин (правнук М. И. Кутузова) — петербургский дворянин и библиофил — владел имением в Мышкинском уезде и оставил городу свою уникальную библиотеку. В комплекс усадьбы входит и расположенный по соседству деревянный особняк

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

По воспоминаниям старожилов, он также принадлежал Т. В. Чистову. Семья переехала в дом после того, как предоставила свой богатый особняк городу. Его фасад выходит на Никольскую улицу и представляет типичный для Мышкина пример использования «образцового» проекта «девять окон»: три центральных и по три боковых. На территории усадьбы в бывших служебных и хозяйственных помещениях, открыта группа музейных экспозиций: валенок и обуви, интерьеров и механизмов старинной мельницы, этнографическая экспозиция «Превращение льняного семечка», дом мельника. В уголке, рядом с особняком «присел» на лавочку, вглядываясь в волжские просторы, сам Тимофей Чистов, а стоящая рядом супруга, охраняет его покой

Несказанное удовольствие испытываешь от возможности погулять в одиночестве по уютной территории усадьбы, впустив в душу осень, тихонько шуршащую под ногами

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Что я и делала в течение некоторого времени, направляясь к старинной мельнице купцов Чистовых, где сейчас расположен музей «Старая мельница» включающий в себя три экспозиции: «Амбарные мыши», «Купеческие лавки», «Древо жизни»

Посетить их можно лишь с экскурсией (надо заранее побеспокоиться). Не знаю, кому как, мне эта железная «Мышь, ломающая мышеловку», напомнила о моем извечном отношении к этим зверькам — боюсь до дрожи. Вот ее точно не хочется называть мышкой

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Брр! В этом доме проживали мельники и назывался он «помельня»

Затем я зашла в музей валенок, расположившийся в помещении бывшей людской Чистовых, находящийся рядом с маленькой часовенкой Святых Флора и Лавра

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Музей можно посетить за символическую плату в 100 рублей, не разочаровавшись, и взглянуть на сотни вариантов валенок и валеночек, как это сделала я. Но лучше все же пойти с экскурсией, чтобы послушать интересные подробности (они есть). Музей «Русские валенки» появился благодаря существующему в Мышкине уже более 100 лет валеночного промысла

В конце ХIХ века в городке находились три валено-катальных мастерских и множество надомников, а сейчас осталось лишь небольшое катальное производство, работающее по старинным технологиям. Главный дом усадьбы Чистовых смотрит на Никольскую площадь, в центре которой находится Успенский собор 1805—1820 гг., возведенный на средства горожан по проекту архитектора Иоганеса Манфрини
Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада
Успенский собор — величественный пятиглавый храм с высокой колокольней, на которую можно подняться за символическую плату и восхититься волжскими панорамами. Но мне не повезло — все было закрыто. Спросила какого-то мужичка, с виду ну очень культурного, почему храм и часовня закрыты. В результате получила отповедь, мол религия — опиум для народа, а он по части опиума — не спец. Не сочиняю — именно так и ответил, что явилось для меня полнейшей неожиданностью Дядька со сбившимся камертоном духовности, бог с тобой. Жаль только, что с часовней вышел облом — видела в интернете головокружительные фотки. Рядом с Никольской площадью находятся дом племянника Т. В. Чистова, построенный в середине ХIХ века на общие семейные деньги

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Сейчас там расположился сельскохозяйственный колледж. А я, пожалуй, продолжу прогулку по Никольской улице, перекинувшейся на соседний холм. Любуюсь провинциальным уютом и читаю таблички на домах

Дом купцов Свешниковых. «В нём ещё до революции горел электрический свет», — гласит надпись на фасаде. Не знаю, каким образом с этим домом была связана старица Ксения Красавина (см. файл) — не нашла информации. В окнах выставлены фотографии братьев Ивановых, воевавших и не вернувшихся с войны. Выжил лишь Иванов Петр (штрафбат)

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Бывший дом дворян Сорокиных. «Дворяне бедные, но гордые и старательные на городской службе», — гласит аннотация на фасаде

Дом с любопытной надписью: «Вокзал графов Шереметевых. Этим домом заканчивалась узкоколейная графская дорога». «Графская " дорога, построенная для вывоза юхотских лесов, шла от деревни Угольники до деревни Баскачи, около 30 км — дом перевезен и поставлен на высокий берег Волги
Дом кораблестроителя Томсона ХIХ века, украшенный резными наличниками. Плотницкое мастерство породило кружевную красоту, которой невозможно не восхититься. С домом связаны истории, порой драматичные. Простые слова таблички: «В этом доме останавливался писатель В. Бианки во время пребывания в Мышкине в начале 1920-х годов. Именно здесь он начал работу над знаменитой «Лесной газетой». Оказывается все обстояло не так однозначно, как следует из благостной надписи. Писатель, знакомый нам с детства милыми рассказами о тайнах леса, о муравьишках и зверушках, писал свои рассказы в этом бревенчатом доме, спасаясь от советской власти, не простившей ему годы членства в партии эсеров и причастности к армии Колчака. Бианки пережил шесть арестов за полтора десятка лет, приговаривался к ссылкам, скрывался под чужой фамилией, постоянно переезжал из города в город. Его отстоял М. Горький — но это уже другая история. На сердце становится тепло и уютно от мысли, что «Мышонок Пик» написан в красивом, почти сказочном домике. В память о пребывании Виталия Бианки в Мышкине в Музее купечества «Махаев двор» воссоздана комната писателя
Между одноэтажных деревянных домов виден мемориальный комплекс, посвященный 60-летию Победы, отличающийся не только высоким уровнем художественного исполнения, но и очень сильный по эмоциональному воздействию. Невозможно удержаться от слез, читая  слова подлинных писем, выгравированных на стене, предназначенных семье рядового солдата Ивана Филипповича Орлова (погибшего 26.10.1942 в боях за Сталинград). «Малыш и все ребята, я нахожусь в окопах и каждую минуту подвергаюсь смерти. Дорогие мои, слушайтесь матери, не обижайте ее, она у вас одна. И между собой не ругайтесь. Ваш папа…». Читать же отрывок письма жены погибшему Ивану Орлову — это еще более невыносимая боль сердца: «Любимый мой, единственный! Я похоронку никому не покажу… Мы все равно будем ждать тебя! Возвращайся, надежда моя!». С этой надеждой жена героя дожила до глубокой старости. Центром комплекса 60-летия Победы является бронзовый шестиметровый памятник солдату — воину. Вечный огонь был зажжен от специально привезенной из Москвы частицы Вечного огня, горящего у могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены. На постаменте установлена бронзовая «Книга памяти» с надписью: «Ушли на фронт из Мышкинского района 7623 человека. Погибли, умерли от ран, пропали без вести 4654 человека» (сейчас все население Мышкина чуть более пяти тясяч). В конце аллеи, ведущей к верхней набережной, в 2008 году поставили и освятили часовню Георгия Победоносца, возведенную в память о всех местных героях-защитниках, погибших в годы Великой Отечественной войны
Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада
Кое-как справившись с охватившим волнением, иду любоваться волжской набережной — она в этом месте шикарная, украшенная изящной белоснежной ротондой. Мышь-купчиха приглашает гостей города полюбоваться прекрасной набережной

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Здесь река Юхоть (любимое место отдыха для многих жителей Ярославского края) впадает в Волгу

Затем я вспомнила, что летом мы с дочкой гуляли в городском парке культуры и отдыха «Сицкий сад» и нам там очень понравилось. Не сомневаюсь, что золотая осень его волшебно раскрасила. Туда я и направляюсь. Старинный сад устроили купцы Ситцковы, которые когда-то проживали в городе Мышкине — об этом написано в традиционной для города табличке. Обнаружив, что на территории ведутся ремонтные работы, связанные с благоустройством, иду прямиком к пруду, так как все другие уголки парка пребывают в ремонте

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Ах, какой это чудесный осенний пруд, с отражениями и опавшей листвой

Еле оттащила себя от гипнотизирующей картинки, чтобы пойти туда, где еще не была, и сразу же встречаю дом с табличкой: «Дом купцов Сицковых — горячих поклонников лоцманского дела и псовой охоты» Купцы Сицковы были богаты и подарили городу тот самый сад

«Дом подрядчиков-строителей Смирновых. Хозяева знамениты тем, что по своему любимому стилю застроили немалую часть Мышкина»

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Дом Смирновых построен в конце 19 века, а как новенький. Артель строителя Смирнова. строила дома с яркими фасадами, украшая их резными наличниками и светелками. Автор стиля своего имени Павел Ефремович Смирнов собственный дом украсил наиболее изысканно и мастерски, используя почти все те элементы декора, что предлагал своим заказчикам (лучшая реклама). Здание женской гимназии было построено по инициативе мышкинского купечества артелью нам известного П. Е. Смирнова во второй половине ХIХ века

Домов с историей в Мышкине существует масса, и я увидела их больше, чем показала. Интересанты при случае, сами могут заняться увлекательным поиском домов с табличками, отсылающими в далекое прошлое

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Но я очень рекомендую не пропускать музей под открытым небом с названием «Мышкинский народный музей, где собран всякий старинных «хлам»: ретро техника, образцы деревянного зодчества и народных промыслов, а так же созданы небольшие музеи — соли, сундуков, наличников, окон и много всего другого. Я пребывала в совершеннейшем восторге от историко-этнографического музея крестьянской архитектуры малых форм, переходя от экспозиции к экспозиции, с огромным удовольствием рассматривая колоритную старину

В центре территории этого музея под открытым небом расположен пруд. Часовня, которую работники комплекса перевезли с реки Сить, где погиб князь Юрий Владимирский, потерпев поражение в битве с монголами

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Здесь также можно кое-что узнать о ремёслах прошлых лет: резьбе по дереву, плетении, гончарном, кузнечном деле, ткачестве

А если еще и солнце ярко светит, прощаясь с золотой осенью, добавляя хрустальной чистоты пейзажу, то уверяю вас, можно зависнуть надолго. Хорошо!

Мышей я сторонюсь, но в Мышкине им рада

Просто восторг восторгов! Билет на вход я покупала в музее Мыши

Собственно, на том и закончилась моя прогулка по Мышкину, которой я прощаюсь с золотой осенью 2021.