Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 4:59

Углич — Россия Сентябрь 2021

Стоит осени расщедриться на золотые краски, как в моей душе включается буравчик, выталкивающий из дома в поисках этого самого золота, добавляющего яркой новизны любому привычному пейзажу. Куда податься «бедному крестьянину», чтобы не напрягаясь, в удовольствие пройтись по туристической тропе, искусно приукрашенной осенней кистью? Перебрав в памяти городки Ярославской области, останавливаюсь на Угличе. Мне, его близкой соседке и завсегдатаю сайта «Туристер.ру», должно быть стыдно за то, что обошла вниманием древний город, в котором не побывал только ленивый. Справедливости ради замечу, что доводилось и прежде заглянуть в тихий провинциальный городок, но это происходило так давно, беспечно и бесцельно (допустим, цель-то была, но совсем не туристическая).

Открываю интернет, чтобы наметить маршрут, изучить достопримечательности, и остаюсь на виртуальных просторах допоздна в предчувствии близкого знакомства с плодом разыгравшейся фантазии. Короче, тороплю утро, чтобы рвануть навстречу новоиспеченной мечте. Придется пояснить, что я живу в Рыбинске Ярославской области, поэтому доехать до Углича не составит труда — автобусы ходят регулярно, но не часто. Мне пришлось ехать рейсом с отправлением в 6.50, чтобы за один день справиться с задачей «освоения новых территорий». Так как я давно не ездила на местных автобусах, то совершенно не представляю, как сейчас организована работа автотранспорта в свете бесконечных «оптимизаций» всего и вся. Из-за того, что электронный билет на сайте никак не оформлялся, а на телефонные звонки по указанному номеру автостанции никто не отвечал, мне стало не по себе. Короче, еду наудачу.

Сумка собрана, фотоаппарат заряжен, маски, санитайзеры припасены — человек к путешествию готов. Мой телефон с утра, видимо не проспавшись, врет безбожно, оптимистично показывая ясную погоду при совершенно сыром асфальте и непросохших каплях дождя. Продолжая верить в прогноз ясной погоды на iPhone, я вместо зонтика прихватила с собой перчатки, не абы какие, а привезенные из самой Флоренции (были времена!). До автовокзала Рыбинска меня подбросил на машине муж, давая по пути разные напутствия и предостережения (и на том спасибо). На месте, то есть на вокзале, стало понятно, что страхи, моделирующие разные неприятные ситуации, были сильно преувеличены: автобус идет по расписанию, билетов в кассе предостаточно, терминал работает — все происходит в штатном режиме.

Через два часа пути автобус, разбрызгивая грязь, въезжает по разбитой дороге в провинциальный, и как мне видится из окна автобуса, серый и унылый Углич. Грустный пейзаж притупляет желание бежать за достопримечательностями, а телефон по-прежнему продолжает игнорировать дождливую погоду, показывая проблески солнца. Да, зонтик сейчас пригодился бы! Но зато у меня есть перчатки. Кстати, где они? Потеряла! Чем не коллизия для повествования, создавшаяся на пустом месте? Ругаю себя последними словами, вспоминая все случайные потери, в том числе оброненные когда-то перчатки (они у меня любят теряться). Усилием воли заставляю себя успокоиться и нацеливаюсь на старинный город, существующий за пределами убитой привокзальной улицы, носящей прекрасное имя Ольги Берггольц. Попутно приходится мириться с сопутствующими обстоятельствами, в том числе с пасмурной погодой (дождь к тому времени перешел в вялую стадию, предшествующую его скорой «кончине»)

Углич древний, Углич дивный

А вот и первая достопримечательность Углича — красная пожарная каланча городской пожарной части, построенная в 1828–1831 годах, находящаяся на пересечении улиц. Ольги Бергольц и Спасской «Катись колбаской по малой Спасской» — угличане утверждают, что это выражение появилось именно в Угличе, так как искренне верят в то. что первую русскую колбасу стали производить в их городе. И на то есть основания: немцы, приехавшие сюда по зову Петра, научили местных жителей делать колбасу, туго набивая кишку рубленным мясом, смешанным со свиным салом, нарезанным звездочками. Колбаски вялили, коптили, выдерживали в ольховых опилках. Говорят, что это была ядреная колбаса — твердая, соленая, сытная. Постепенно заунывный пейзаж начинает меняться к лучшему. Соблазняет прогуляться по аллеям ухоженный парк, еще не утративший цветочной пестроты

Симпатичные розочки-цветочки декоративной капусты приковывают внимание

Традиционно — вечный огонь — как и положено в парке Победы

А вот и первая туристическая тропа, пересекающая ухоженный парк. «Налетай торопись, покупай живопИсь», но никто ничего не покупает, и я не гожусь на роль овцы, с которой можно «содрать хоть шерсти клок» (почти местная, небогатая, прижимистая тетка)

Углич древний, Углич дивный

Не оправдалась и надежда ларечников получить барыш благодаря большой группе немцев, прибывших в Углич на экскурсионном автобусе, так как их дружной толпой на глазах обескураженных торговцев повели в Кремль за впечатлениями. Погрустневшие продавцы от нечего делать разглядывают меня, как диковинный одинокий экземпляр. Что неудивительно — традиционным для посещения Углича является речной круиз на большом теплоходе в составе группы. Ничего не присмотрев среди россыпи поделок, я поболтала с интеллигентной продавщицей изделий из валяной шерсти, поведав о цели поездки, и она дала мне дельные советы по последовательности перемещений. И да, может пригодится кому-то самый актуальный совет: хороший, современный, чистый туалет находится примерно в серединке торговой аллеи. Начнем с главного, что является наиболее притягательным для туристов в Угличе — с Кремля

Досадно, конечно, что главная площадь города перекопана и на ней ведутся грандиозные преобразования, но здравый оптимизм взял верх — через какое-то время здесь наведут такую красоту, что глаз будет не отвести. Стараюсь подобрать хоть какие-то приемлемые ракурсы, понимая, что как ни усердствуй, козырных видов не сорвать. Огромная ремонтируемая Успенская площадь названа так по утраченной в 1930-х годах церкви Успения Богоматери. В средние века на этом месте располагался торг (площадь и сейчас называют торговой), а в 19 веке сложился административный центр, обрамленный торговыми рядами и общественными зданиями, В 1921 году пожар уничтожил большую часть торговых рядов, оставив дошедшие до наших дней два корпуса конца 18-начала 19 веков — здание бывшего полицейского управления и выдержанный в стиле эклектики дом купцов Евреиновых — угличских меценатов, общественных деятелей, много сделавших для создания местного музея, библиотеки и Театрального общества

Углич древний, Углич дивный

В 1890–1910 годы в зале красивого здания, построенного над ручьем по проекту бельгийских архитекторов, давала спектакли угличская драматическая группа, несколько лет возглавляемая братом писателя — Михаилом Павловичем. Чеховым, работавшим в Угличе податным инспектором. Что не помешало ему успешно заниматься журналистской, издательской, театральной деятельностью. Актеры были из местных, играли в своих костюмах, а к постановкам относились серьезно, порой консультируясь в Малом театре. Кстати, Михаил Чехов был человеком наблюдательным и тщательно фиксировал в памяти смешные истории из жизни угличан, а потом делился наблюдениями с Антоном Павловичем. А тот, со свойственным талантом и умением, обращал их в юмористические рассказы. В городе осталось достаточно следов пребывания Михаила Чехова, включая дом предпринимателя-старообрядца на Спасской улице (рядом с Воскресенским монастырем), где он снимал две комнаты. В Угличе Михаил Чехов нашел будущую жену — Ольгу (оба брата были женаты на Ольгах). На левом берегу находилась пищебумажная фабрика с господским домом, где служила гувернанткой милая девушка Ольга Владыкина, с молодым рвением посещавшая драмкружок и подкупившая Михаила Чехова отвагой, бесстрашно переправляясь через Волгу в ледоход на обычной лодке. Наверное, это была сумасшедшая любовь

Углич древний, Углич дивный

Пестрый домик, похожий на современный новодел, возвели во второй половине 19 века для полицейской гауптвахты, затем в нем открыли чайную купца Кашинова. В 1887году дом превратили в библиотеку, чему поспособствовал случай: местная купчиха Мария Леонтьева умерла, оставив завещание на все свое имущество, включая библиотечный фонд, любимой собаке. Известно, что собаки книг не читают (опровергните, если можете), в результате встал вопрос, где разместить книжный фонд, оставшийся от почившей. Для собрания сочинений и выбрали этот терем. В 1921 году «теремок», как и все прочие здания на площади, пострадал во время пожара, но позже был восстановлен в своём историческом облике. Сегодня в нём находится Музей городского быта. Я не могла пройти мимо, не купив билет на посещение (правда, это произошло уже после всех дальних забегов) и с удовольствием посмотрела незатейливую коллекцию милых подробностей прошлого

Интерьер 19 века и дамские наряды, иллюстрирующие рассказ о том, в каких городских платьях, шляпках, легкой обуви девушки на выданье принимали участие в ярмарках невест, проводимых ежегодно на Масленицу и Крещение и называвшихся «Столбы». Девушки, принаряженные в кружева, шляпки и туфельки (товар лицом), столбом стояли возле родительских повозок на холоде, рекламируя себя (выводы делаем самостоятельно)

Углич древний, Углич дивный

Угличский Кремль не имеет привычных для подобного сооружения крепостных стен и находится на естественном полуострове, окружённом водой с трех сторон: широкой полноводной Волгой и мелководными речками Шелковкой и Каменным ручьем. Позже между речками прорыли ров и наполнили его водой — так крепость оказалась на острове

Вырытый ров сохранился до наших дней, и через него можно попасть на территорию Кремля от торговой площади по каменному Никольскому (бывший Соборный) мосту, сооружённому в начале 19 века

Углич древний, Углич дивный

Из-за реконструкции снимки получаются не очень выразительными, к сожалению У входа в Кремль находится это красивое здание бывшей городской Думы, построенное в 1815 году. Северный и южный фасады оформлены портиками, стены обработаны крупным рустом. Любуюсь! Проходя по мосту, вижу лаконичный храм нежного цвета, построенный в формах классицизма, украшенный барочными наличниками

Узнаю по описанию Казанскую церковь, которую многократно перестраивали, последний раз — в начале 19 столетия. Только она и уцелела из стоявших на Торговой площади, пережив пожар 1921 года. Оказавшись на территории Кремля, иду по указателю в кассу и покупаю единый билет на все платные посещения историко-архитектурного комплекса всего за 590 рублей, чтобы в дальнейшем не заботиться об оплате. В кассе меня направляют на экскурсию по историческому отделу в красивом особняке — здании бывшей Думы. С удовольствием изучаю экспонаты отдела декоративно-прикладного искусства «Сокровища Углича 15–19 веков. Поскольку экспонатов достаточно много, и все они представляют интерес, остановлюсь лишь на эпизодах. Неожиданно для себя в музее я узнала происхождение слова «халява»

Углич древний, Углич дивный

Оказывается, халява — съемное голенище ямщицких сапог. Низ сапога изнашивается гораздо быстрее, после чего его выбрасывают, а халява — голенище — остается (достается кому-то, чему-то). Заинтересовала меня и витрина, посвященная знаменитым угличанам — оперным исполнителям, покорявшим сцены далеко за пределами Ярославской губернии

П. И. Ковалева-Жемчугова (1768–1803) в роли Элианы в опере «Самиитские браки» (честно, оперу с таким названием не слышала); А. О. Бантышев (1804–1860) — оперный певец; Евгения Алтухова, оперная певица в роли Кармен. Родилась в 1924 году — жива

Углич древний, Углич дивный

Как-нибудь вернусь к музеям и покажу, что наснимала. Единый билет беспрепятственно открывает двери в Богоявленский (зимний) собор Кремля (1827 г.), напоминающий скорее светскую постройку, а внутренний интерьер с двумя рядами колонн похож на зал усадебного дома. В помещении развернута экспозиция портретной живописи, в частности коллекция купеческого портрета, в том числе около 20 портретов работы Ивана Васильевича Тарханова-известного художника Ярославского Поволжья. Но знакомиться с портретами я буду чуть позже. Если в предыдущем музее мне объяснили происхождение слова «халява» (теория), то в зимнем Богоявленском соборе показали, как оно применяетя в жизни (практика)

Я пришла в собор во время концерта вокального ансамбля «Ковчег», организованного для немецкой туристической группы. Это платное мероприятие. А у меня есть билет на выставку, дающий право на осмотр экспозиции. Поэтому служительницы, чтобы выйти из затруднительного положения, предложили мне сначала послушать концерт «на халяву» (существительное с предлогом), а потом посмотреть портреты

Углич древний, Углич дивный

Повезло, словом. Разделив восторг с немцами, непонятно каким ветром занесенными в Углич в ковидные ограничительные времена, осознаю себя полноправным туристом, с распахнувшейся душой, и выйдя из зимнего собора, устремляюсь любоваться волжскими просторами

Углич древний, Углич дивный

Замечу, мой дом в Рыбинске стоит на волжской набережной, и Волга ежедневно присутствует в местном пейзаже. Но то другое — к моему дому немецкие туристы не ездят (сказано с улыбкой). Близ причала видна старинная церковь св. Флора и Лавра (1762)

Настало время для краткого исторического экскурса прежде, чем войти в Княжеские палаты. История Углича началась с 937 года, как утверждают летописи. Особый интерес историков и заинтересованных людей прикован не к дате основания города, а к двухсотлетнему периоду его существования, начавшемуся в 15 веке, когда Углич оказался на повороте русской государственности, а события, в нем происходившие, изменили ход российской истории (об этом чуть позже). Был в истории Углича и «Золотой век», наступивший во времена 30-летнего княжения Андрея Большого (1462–1491), брата Ивана III. Углич того времени достиг небывало расцвета и стал ведущим культурным центром Руси. До наших дней дошло материальное свидетельство из того времени, правда, в усеченно виде. От княжеского дворца Андрея Большого сохранилось это каменное здание — палата дворца угличских (углицких) князей. Выдающийся исторический памятник считается древнейшим жилым зданием центральной России

Углич древний, Углич дивный

Дворец, большая часть которого была деревянной, сгорел во время польской интервенции начала 17 века, а кирпичная парадная палата чудом уцелела. В 19 веке усилиями местных жителей палаты отреставрировали и открыли в них музей древностей. Роскошное красное крыльцо в неорусском стиле появилось именно в то время. Красив горизонтальный узор под крышей. Характер орнамента похож новгородский

Я поднимаюсь по крыльцу в палаты и меня беспрепятственно пропускают по единому билету внутрь. Фрески сохранены, и коллекция древностей внушает уважение и вызывает трепетное чувство.

Углич древний, Углич дивный

Размеры и изображение Спаса Нерукотворного позволяют предположить, что это было не жилое помещение, а парадный зал дворца для приема гостей. Изразцовая печь устроена во времена реставрации по образцу 17–18 веков

Постоять на крыльце, обозревая округу, приятный момент экскурсии. Возле западной стены дворцовой палаты в 2015 году был установлен памятник царевичу Димитрию работы скульптора А. И. Рукавишникова. Памятник символизирует событие, с которого началось изменение хода истории Руси (в дебри погружаться не буду)

Углич древний, Углич дивный

Взошедший на царский престол после Ивана Грозного Фёдор Иоаннович отправил в Углич, фактически в ссылку, последнюю жену Грозного Марию Нагую вместе с её свитой и сыном Димитрием. Из-за обилия венчанных и невенчанных жен царя права Дмитрия на престол были сомнительными, но тем не менее из списка наследников престола его не исключили. Димитрий прожил в Угличе 7 лет и погиб в 1591 году, играя во дворе дворца в ножички. Его кончина стоит в ряду с самыми таинственными смертями в российской истории. Царевич либо неудачно упал на нож и получил смертельную рану в шею, так как страдал падучей, то ли был убит кем-то из ближнего круга. Мария Нагая, увидев сына мертвым, приказала бить в набатный колокол Спасо-Преображенского собора, по его звуку сбежался народ и устроил самосуд над предполагаемыми убийцами, посчитав таковыми московских посланников, и немедленно растерзал их. Прибывшая из Москвы комиссия во главе с князем Шуйским для расследования обстоятельств гибели Дмитрия установила, что царевич сам себя поранил во время приступа падучей и строго наказала угличан за самосуд. Народ не смирился с официальной версией, поползли слухи, что мальчик был всё же убит посланцами от Годунова. Историки спорят на эту тему и по сей день. Как бы то ни было, с этого события началась эпоха «русского самозванства» в виде целой плеяды Лжедмитриев, известная как Смутное время, и имевшая определённые политические последствия — смену правящей династии Рюриковичей династией Романовых. Царевича Дмитрия вскоре причислили к лику святых, а тело перенесли в Москву в усыпальницу московских князей

На том месте, где упал царевич, ежегодно проступала кровь. Угличане в память о событии возвели деревянную часовню, а в 1692 году ее заменили каменным храмом в стиле русского узорочья

Углич древний, Углич дивный

Церковь царевича Дмитрия «на крови» поражает «сочной» кладкой наличников, фризов. Изразцы, яркий цвет стен и глав придают памятнику очень нарядный вид

Эта церковь практически дошла до наших дней в неизменном виде и считается одной из красивейших в России. Кроме того, она еще и символ Углича

Углич древний, Углич дивный

Любуйтесь вместе со мною. Все части постройки выстроены в линию: шатровая колокольня, трапезная и собственно храмовая часть. Полукружье алтарной апсиды расположено на месте гибели царевича

Церковь Дмитрия «на крови» интересна не только внешним обликом, но и богата внутренним содержанием. Имейте в виду, что существует такая вот опция

Углич древний, Углич дивный

Я не пользовалась, так как хотелось побольше увидеть, на слушание нужно дополнительное время. Храм входит в музейный комплекс, поэтому посещение осуществляется по билету (у меня он комплексный). Притвор церкви имеет росписи 18 века, в него мы попадаем, войдя через крыльцо со стороны колокольни. За кованой дверью находится трапезная, сплошь покрытая стенописью, выполненной в 1788 году мастером П. Хлебниковым из Борисоглебской слободы, что под Ростовом

Для росписи взяты сюжеты библейских сказаний о сотворении мира и грехопадении Адама и Евы, изгнанных из рая Причём первые люди на Земле выглядят очень естественно, в духе екатерининского века светских вкусов, повлиявших и на церковную живопись

Углич древний, Углич дивный

И те не менее изображение обнаженного тела на стенах церкви считалось большой вольностью. Но церковь Дмитрия «на крови» выполняла роль мемориальной, и в ней очень редко совершались богослужения — поэтому допустили вольность

Освещение в помещении очень слабое, фотографировать без вспышки разрешается. Но у меня слабое зрение, поэтому было довольно сложно что-то прилично сфотографировать. В трапезной я увидела носилы, мне тут же выдали про них информацию. Где бы я ни оказалась, все служители музее были любезны и с готовностью делились знаниями

Углич древний, Углич дивный

В носилах мощи убиенного царевича переносились из Углича в Москву в 1606 году после появления первого из Лжедмитриев. По велению Московского патриарха Филарета, лично присутствовавшего при процедуре, могилу Димитрия вскрыли и увидели, что тело его не только не разложилось, но и источает благовоние. Тогда мощи решили перенести на руках, то есть на этих самых носилах в Архангельский собор Москвы. Мощи в московском соборе начали творить чудеса, и Димитрия незамедлительно канонизировали. Хотите верьте — хотите нет: история сомнительная, неоднозначная полная загадок. А верующие и в наши дни не сомневаются, что вера не нуждается в доказательствах

В храмовой части самым интересным экспонатом является колокол — свидетель угличской трагедии рубежа 16–17 веков. Этот набатный колокол, возвестивший о гибели отрока, за подстрекательство был сброшен с колокольни, бит плетьми, лишен языка и уха, а затем сослан в Сибирь — в Тобольск, куда угличане его тащили на себе. Из ссылки возвратился лишь в 1892 году по личному разрешению императора Александра III в. связи с приближающимся 300-летием ссылки. В храмовой части советую попристальней присмотреться к сюжетным росписям, посвященным убийству царевича, а также расправе толпы над убийцами по версии, ставшей официальной при Романовых. Рядом с мальчиком изображены не слуги и няньки, а убийцы, посланные Годуновым. Фреску выполнили братья Сапожниковы — крепостные иконописцы Григория Орлова (у меня есть ее фрагмент на фото — за колоколом)

Углич древний, Углич дивный

Золоченый резной иконостас установлен в 1867 году. В нем и малом иконостасе трапезной представлены выдающиеся иконы — Богоматерь Смоленская (вклад Михаила Федоровича Романова в 1630 году), Святой Николай Чудотворец (в малом иконостасе трапезной). Не буду перечислять все — ценных действительно много. Еще фрески храма

Великолепный Спасо-Преображенский собор — именно туда я держу путь

Прохожу мимо колокольни, имея надежду взобраться на нее по внутренней лестнице, но вижу на дверях огромный замок и рядом табличку с часами работы и обозначенной ценой за муки подъема в 50 рублей. Часы подсказывают, что пора бы снять замок, но беседовать на тему не с кем, не считая голубей

Углич древний, Углич дивный

Главный храм Углича был построен в 1706 году по указу Петра I. Как про него образно говорят: снаружи — русское платье, внутри — образцовый европеец

Квадратный зал собора со стороной в 14 метров перекрыт легким сомкнутым сводом высотой в 17 метров и напоминает музей живописи и декоративного искусства или итальянское палаццо

Углич древний, Углич дивный

На его стенах размещены 59 композиций, выполненных по сюжетам Нового Завета и евангельских притч о земной жизни Христа. Главная здесь композиция «Преображение»- копия ватиканской работы Рафаэля

Расписывали храм крепостные князя Голицына — братья Медведевы, ориентируясь на цветные итальянские гравюры. Вытянутые снизу вверх овальные медальоны с четырёх сторон свода это какой-то совершенно оригинальный прием росписи храма, визуально увеличивающий и без того не маленькую высоту

Углич древний, Углич дивный

Грандиозный шестиярусный иконостас установлен в 1853 году с применением в оформлении форм «нарышкинского» барокко

Углич древний, Углич дивный

Здесь так же много ценных икон. Храм действующий. Я пришла в него 30 сентября — день святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Мне было важно поставить свечки, что я и сделала. Нас в храме было двое: одна из нас — служительница. Люблю вести спонтанные беседы, если вижу, что собеседник готов к диалогу, поэтому мы с ней пообщались на допустимые в стенах храма темы, А после того, как я пожертвовала на храм 100 рублей (это мало), служительница прониклась ко мне особым доверием

— Хотите попасть на колокольню?

— Конечно хочу, но там висит замок.

Она достает ключи от замка, и отдает их мне. Взбираюсь (не без труда) на 37-ми метровую трехъярусную колокольню. Виды восторгов не вызвали — можно было себя не изнурять

Углич древний, Углич дивный
Но приятно же, когда тебе доверяют ключи от целой колокольни. А затем эта любезная женщина проводила меня к выходу и пожелала удачной прогулки. Пожелание исполнилось, все что мне удалось увидеть, выйдя из стен собора, было здорово. Как вы думаете, я хоть раз с сожалением вспомнила про потерянные перчатки или серое, как асфальт, небо? Правильно, ни разу. Решила прервать свой рассказ, иначе он будет слишком перегружен. Не прощаюсь с Угличем…