Турист Юлия Станевская (julijaS)
Юлия Станевская
была вчера 15:22

Вирпазар — Черногория Август 2021

Больше всего я люблю котиков. Но птиц я тоже люблю. В путешествиях доводилось посещать большие зоопарки, где были представлены исключительно птицы. Например Avis park в бразильском Фос ду Игуасу или Birds park в малайзийском Куала-Лумпуре. Там птицы свободно летали и бегали возле посетителей. Одна цапля устроила рядом с тропинкой засаду. Каждый раз, когда мой муж проходил мимо, она пыталась его клюнуть. Птицы — это замечательно!

Насколько я знаю, на Балканах нет отдельных птичьих зоопарков. Зато есть нацпарки, где можно любоваться пернатыми в дикой природе. Главный птичий нацпарк Балкан- Скадарское озеро.

Солнечный день на Скадарском озере

Сегодня это самое большое озеро Балканского полуострова. Его длина 40 км., а ширина — 16 км. Но так было не всегда. До середины XIX века здесь простиралась необъятная топь под названием «Велико блато». Есть две версии образования озера. Первая — романтическая. Молодая невеста дождалась жениха с войны. Девушка так обрадовалась, что забыла закрыть заслонку на источнике. Вода из родника текла-текла и натекло целое озеро. Даже не знаю, что сказать. Зеленая вода Скадара совсем не похожа на родниковую. Перейдем ко второй версии — научной. В 1858 году случилось землятресение. Впадающая в озеро река Дрим принесла песок и камни. Отложения образовали естественную плотину в том месте, где из Скадара вытекает река Бояна. «Велико блато» стало прекрасным озером. Правда, мелким. Средняя глубина Скадара — всего 4–6 метров. Тонкий слой воды легко прогревается. Его среднегодовая температура — +22 и даже зимой она не опускается ниже +11. Такие условия — рай для водных растений, рыб и птиц. Чтобы сохранить уникальную экосистему, в 1983 году был создан Национальный парк «Скадарское озеро». Здешние места знамениты не только флорой и фауной, а еще и многочисленными древними церквями и монастырями. Район Скадара даже называют «Зетской Святой Горой» по аналогии со Святой Горой Афон. Словом, Скадарское озеро — место уникальное и без него знакомство с Черногорией было бы неполным.

Попасть на Скадар можно из курортного Приморья вместе с экскурсией. Правда, экскурсии проводятся только в турсезон. Альтернатива: добраться самостоятельно на автобусе или на поезде из Подгорицы или Бара. Ехать следует до городка Вирпазар, который считается «столицей» Скадарского озера. Именно отсюда стартуют многочисленные экскурсионные кораблики.

Итак, в последние дни солнечного черногорского августа мы с мужем, наконец, собрались посмотреть Скадарское озеро. Ехать предстояло из Бара. Незадолго до этого мы обнаружили, что местные поезда в Черногории ходят вполне сносно (в отличие от Македонии и Сербии). Было решено воспользоваться железной дорогой. Выбрали электричку с отправлением из Бара в 9.25. Билет до Вирпазара стоил 1,2 евро.

Солнечный день на Скадарском озере

Через двадцать минут мы были на месте и отмахивались от настойчивого таксиста. Труженик баранки объяснял, что до города о-очень далеко (чуть больше километра). Естественно, мы пошли пешком.

Если верить карте Maps.me, то справа от железнодорожных путей есть тропинка, ведущая в Вирпазар. Не верьте. Тропинка давно заросла. Мы двинулись по автодороге. Вскоре увидели памятник партизанам, которых в 1942 году фашисты расстреляли как раз на этом месте.

Почти сразу за памятником перешли рельсы и по широкой грунтовке за десять минут добрались до города.

Первое, что видишь, подходя к Вирпазару — огромный монумент участникам антифашистского восстания. 13 июля 1941 года местные жители на целый месяц освободили город от итальянских оккупантов.

Солнечный день на Скадарском озере

Грунтовка привела нас в самый центр Вирпазара. Город этот впервые упоминается в XIII веке под именем Вир, что в переводе означает «омут».Тогда он был важным торговым центром местного значения. Сегодня Вирпазар — городок маленький. Если не сказать крошечный — всего 337 жителей, пара десятков строений и две улицы.

На главной улице четыре дома: два ресторана, гостиница и туристический центр. Ну и, разумеется, несколько сувенирных киосков.

Солнечный день на Скадарском озере

Нас интересовали лодочные экскурсии по озеру, поэтому мы направились в туристический центр. Но цены там не радовали. Пришлось уйти ни с чем. Мини-улица привела на мини-площадь с мини-сквером, неработающим источником воды и работающим супермаркетом «Voli». На площади стояли палатки фирм, предлагавших те же экскурсии, что и турбюро, но дешевле. Наверное, стоило обойти все палатки. А может и нет — цены, вероятно, у всех одинаковые.

Но мы, как последние лохи, стали добычей самого активного и шумного зазывалы. Мужчина в голубой майке с названием своей фирмы бросился к нам с воплями «Всего десять евро!». Это мне понравилось. Цена, я имею в виду, а не вопли. Как раз эту сумму мы запланировали потратить на осмотр озера. Выяснилось, что фирма «Kingfisher» предлагает три вида экскурсий. За 10 евро можно посмотреть места обитания птиц (отправление в 11.00, продолжительность 2 часа). За 15 евро вас отвезут еще и в монастырь Ком (отправление в 12.30, продолжительность 3,5 часа). За 25 евро вместо монастыря предлагается посетить поселок Риека Црноевича (продолжительность 6 часов, в день нашего визита экскурсии не было). Плюс к цене экскурсии нужно заплатить 4 евро за вход в нацпарк.

Раздумья были серьезными. Хотелось посмотреть монастырь, но не хотелось платить лишние 10 евро. Видимо, все это отразилось у меня на лице. Продавец был хоршим психологом. Видя мои терзания, он предложил не торопиться. Подумать. А пока думаем, сходить посмотреть крепость Бесац. По его словам, осмотр крепости займет не больше пятнадцати минут.

Бесац, действительно, находился рядом. Построенный турками в XV веке, он возвышается на крутом холме над центром Вирпазара. Крепость под стать городу. В том смысле, что очень маленькая: стены, смотровая башня, казарма и подсобное помещение.

Солнечный день на Скадарском озере

Однако, как всякая уважающая себя крепость, Бесац имеет легенду. Двести лет назад местному лентяю и разгильдяю по имени Андрия приснилось, что под крепостью зарыты несметные сокровища. Андрия рассказал о сне местному начальству. Начальство впечатлилось и закипела работа. В крепость согнали жителей города. Ломами и кирками они принялись долбить скалу. С тем же успехом, что Шура Балаганов пилил гирю. И результат был такой же: летописец сообщает, что сокровищ не нашли и Андрию сильно ругали. Мне кажется, руганью дело не ограничилось.

Раньше в Бесаце размещалось полицейское отделение и тюрьма. Сегодня там идет ремонт. Не знаю точно, что здесь планируют — то ли концертную площадку, то ли кафе. А, может быть, восстановят тюрьму… По большому счету, смотреть в Бесаце нечего. Разве что, залезть на башню и полюбоваться панорамой Скадарского озера. Что мы и сделали.

Солнечный день на Скадарском озере

А потом посмотрели на часы и поняли, что на дешевую экскурсию в 11.00 мы уже не успеваем. Оставался единственный, более дорогой вариант с заездом в монастырь. Хитрый ход продавца увенчался успехом. А, может, оно и к лучшему. Недавно у мужа был день рождения. Подарок он, разумеется, получил — кожаную сумку. Хороший подарок. Полезный. Но, согласитесь, скучный. Свидание с птицами и осмотр монастыря станут прекрасным к нему дополнением. Мы отправились сдаваться психологу из «Kingfisher».

В назначенное время на пристани собралась вся экскурсионная группа: кроме нас еще три француженки, две немецкие пары, семейство из Польши и англоговорящая девушка. Немало, учитывая нынешнюю ситуацию. Хотя, чему удивляться? С экскурсантов никто не требовал ни предъявлять кур-коды, ни даже надевать маски. Как в старые, добрые, «дореволюционные» времена.

Какое-то время мы ходили по пристани, пытаясь понять, которая из множества лодок — наша.

Солнечный день на Скадарском озере

Сербский язык кроме нас с мужем не знал никто. Завидев лодочника, я орала ему «Эй, господине! Чекайте!» и выясняла, что к чему. Французы и немцы шли за мной по пятам. Их лица выражали доверие и надежду.

Наконец, лодка была найдена. Мы загрузились. Прибежал молодой капитан, держа в руках завернутую в фольгу горячую посудину. Из посудины аппетитно пахло пончиками. Кроме пончиков с медом, которые здесь называют «приганицы», на судне имелось вино двух сортов и вода. Потерев руки, мы с мужем принялись за еду. Европейцы немедленно последовали нашему примеру. Лодка отчалила.

Солнечный день на Скадарском озере

Какое-то время мы плыли по протоке среди камышей. Трафик в протоке был интенсивным. Туда-сюда сновали экскурсионные кораблики всех размеров.

Встретились нам и байдарочники (Забыла сказать, что в Вирпазаре можно арендовать байдарку или каяк).

Солнечный день на Скадарском озере

Впереди показалась широкая водная гладь Скадарского озера.

«Водная гладь» — не совсем точное определение. Озеро густо заросло водорослями, кувшинками, кубышками и прочей водной флорой. Местами оно напоминает зелененькую полянку. Растения прекрасно себя чувствуют в мелких и теплых водах. Одних водорослей здесь насчитывается аж 930 видов!

Солнечный день на Скадарском озере

Рыбы в озере тоже много. Угорь, кефаль, лосось, автохтонные виды карпа и уклейки… Там, где виднелась открытая вода, я заметила рыбачьи лодки. По берегам сидели люди с удочками.

Все это замечательно, но где же птицы?! Птиц было мало. Лодка проплыла мимо торчащей из воды коряги. На ветках сидели неизвестные мне черные созданья. Может это исчезающий вид — скадарский баклан? Или все же галка? Все бросились фотографировать корягу с пернатыми, но она быстро осталась позади.

Солнечный день на Скадарском озере

Больше птиц не было. Я почувствовала недовольство и беспокойство.

Лодка проплыла под большим мостом, по которому проходит шоссе в Подгорицу. Рядом с мостом виднелась крепость Лесендро. Ее построили в XVIII веке для защиты от турок, а назвали в честь Александра Великого («Лесендро» — искаженное «Александр»). Громкое имя не помогло. В 1843 году османы все-таки захватили крепость. Хотя ненадолго — через тридцать лет пришел конец их владычеству.

Солнечный день на Скадарском озере

Осматривать Лесендро с воды было неудобно. Укрепление гораздо лучше видно с автодороги. Не очень-то и хотелось. На Балканах полно крепостей и они мне уже слегка надоели. Я повернулась в сторону озера.

И правильно сделала. Потому что там были птицы. Много птиц. Очень много. Что удивило — они почти не боялись человека. Видимо, привыкли к снующим вокруг экскурсионным корабликам.

Солнечный день на Скадарском озере

Я прочитала, что на Скадаре насчитывается 280 видов пернатых: пеликаны, бакланы, цапли, дикие утки, гагары и многие другие. Некоторые птицы живут на озере постоянно. Другие, например, морские чайки — только гнездятся. Третьи прилетают сюда зимовать. Здесь можно встретить птиц из Африки и даже из нашей Западной Сибири.

Нам хотелось увидеть фламинго. Несколько лет назад, проезжая на автобусе мимо Скадарского озера, я полюбовалась этими прекрасными птицами. Как оказалось, тогда мне невероятно повезло. Фламинго на Скадаре — редкие гости. На этот раз фламинго не прилетели и я принялась разглядывать то, что было.

Солнечный день на Скадарском озере

Птицы летали, плавали, хлопали крыльями, поднимая брызги. Некоторые разгуливали по воде, «аки по суху», важно ступая по ковру из кувшинок. «Это не водоплавающие, а какие-то водошлепающие» — заметил муж.

Что было плохо — птицы двигались, а лодка качалась. Все это очень затрудняло фотоохоту. Быстро стало ясно, что смартфон в качестве фоторужья бесполезен. Вся надежда была на фотокамеру в руках мужа. Но и тут сказалось отсутствие опыта: хороших снимков получилось меньше, чем мы хотели.

Наконец, мы заметили идеальную фотомодель. Крупная пернатая тварь восседала на торчащей из воды ветке. Тварь была очень горда собой и абсолютно неподвижна. Мы сделали множество снимков, пока не заметили, что наша идеальная модель — обычная ворона. Тварь улетела с довольным карканьем, словно издеваясь.

Солнечный день на Скадарском озере

Разочарование. Но вскоре мы забыли и про ворону, и про всех других птиц. Вдали плавали пеликаны. Кудрявый пеликан — редкий вид, который считается символом нацпарка «Скадарское озеро».

Наш капитан не стал подплывать слишком близко, чтобы не беспокоить птиц. И все же нам удалось хорошо рассмотреть пеликанов, которые ныряли, не спеша плавали и принимали разные красивые позы.

Солнечный день на Скадарском озере

Пришла пора попрощаться с пернатыми. Наш путь лежал в монастырь Ком. Мы, наконец, отвлеклись от птиц и смогли полюбоваться видами: огромным озером в чаше невысоких гор. Конец августа в Черногории — это еще настоящее жаркое лето. Но приближение осени чувствуется. Часть кустарников на склонах гор окрасилась в яркие осенние цвета. Окружающий пейзаж напомнил мне нашу тундру. Те же озера, те же холмы… Разве что теплее градусов на двадцать-тридцать.

Впереди показался монастырь Ком. Обитель построена на берегу озера в начале XV века. Она стоит на Одринской горе, которая по высокой воде превращается в остров.

Солнечный день на Скадарском озере

Наша лодка проплыла по заросшему камышом заливу.

В черной воде плавали белые кувшинки. Читала, что на Скадарском озере можно увидеть орхидеи. Увы, но мне они не попались.

Солнечный день на Скадарском озере

Вскоре мы добрались до маленького причала. Взобравшись по крутой лестнице, оказались в монастырском дворе. Ком показался мне небольшим: низкая церковь, рядом — колокольня и жилой дом. Но была в этом месте некая аура. Грубые камни дышали древностью. В воздухе был разлит покой. Можно было бесконечно созерцать горы и озеро, сидя на лавочке под старой маслиной. Слушать шелест листьев и шум ветра.

Нашу группу встретил молодой настоятель. Позже я узнала, что его зовут отец Филипп. Энергичный и трудолюбивый батюшка не только заботится о монастыре, но и разводит рыбу. Настоятель Кома пользуется в здешних краях большим авторитетом. Наш капитан подошел к священнику и, показав на нас с мужем, тихо сказал по-сербски: «Вон те двое — русские. Остальные — из других стран». Батюшка кивнул. В церковь разрешили зайти только нам и капитану. Отец Филипп провел короткую службу: прочитал молитвы, зажег свечи. После чего вышел, а в храм пустили всех прочих туристов.

Солнечный день на Скадарском озере

За отведенные на осмотр Кома сорок минут мы успели несколько раз обойти монастырскую территорию, отдохнуть на скамейке и вволю налюбоваться озерными панорамами.

Настало время возвращаться в Вирпазар. К птицам мы больше не подплывали. Лодка бодро бороздила открытую воду, огибая поля кувшинок.

Солнечный день на Скадарском озере

И вдруг остановилась. «Полчаса на купание» — объявил капитан. Опа! А мы не взяли купальные принадлежности! Оглянувшись, я увидела, что многие экскурсанты тоже растерялись. Лишь две девушки догадались захватить с собой купальники.

Замешательство длилось недолго. Особенно у мужчин. Прошли времена безразмерных семейных трусов «made in USSR». Современное мужское белье — вполне приличное и сойдет для пляжа. Сильная половина нашей группы разделась и с наслаждением плюхнулась в озеро. С женщинами сложнее. Я еще застала времена, когда наши бабушки купались в длинных панталонах и атласных лифчиках голубого и розового цвета. В таком же виде работали на огороде. Потом все стало очень строго. В старших классах мы с подружками постоянно одергивали юбки и платья, чтобы случайно не продемонстрировать окружающим краешек нижнего белья. Неаккуратная девушка становилась всеобщим посмешищем. К счастью, эти времена тоже ушли в прошлое. Но не настолько далеко, чтобы я полезла в воду в белье у всех на виду. Полька и немка разделяли мое мнение. А француженки — нет. Они быстро разоблачились, продемонстрировав красивые бюсгальтеры пастельных цветов и маленькие кружевные трусики им в тон. Что ни говори, французы понимают толк в женской моде!

Температура озерной воды в этот день была +28. Все купавшиеся остались довольны. Экскурсия подошла к концу. Слегка обгоревшая, но счастливая, наша группа прибыла в Вирпазар.

Солнечный день на Скадарском озере

Было около четырех часов. Мы с мужем стали обсуждать дальнейшие планы. Возле Вирпазара есть много интересных мест, которые стоит посетить. Идей было много, а времени мало. До темноты оставалось примерно три часа. Не хотелось смотреть достопримечательности бегом. С сожалением отложили наши планы до лучших времен.

Хватит на сегодня впечатлений. Мы замечательно провели этот солнечный день на Скадарском озере. Счастливый день, который запомнится надолго. Может быть, навсегда.

Солнечный день на Скадарском озере

Цикл материалов "Черногория. Скадарское озеро и окрестности"

1. Солнечный день на Скадарском озере
  2. Черногорская Црмница. Пьем вино, закусываем инжиром

Теги: Самостоятельные путешествия, Паломнические туры, Культурно-познавательный туризм